ЭКСПАНСИЯ БЕЗ СОПРОТИВЛЕНИЯ

На фоне прокатившейся по многим городам мира волны антиармянской агрессии со стороны азербайджанцев, ее начальной - абрикосовой фазы, потом погромов кафе и ресторанов вполне ожидаемо открылся торгово-экономический фронт конфликта. Теперь где-то бойкотируются товары из Армении, где-то азербайджанские и турецкие. Повторюсь, удивительного в этом мало.

ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧТО УДИВЛЯЕТ, ТАК ЭТО СОВЕРШЕННО СТРАННОЕ неучастие в этом процессе самой Армении и ее граждан. Здесь многие с гордостью и патриотическим пафосом поддерживают, скажем, акции по бойкоту турецких товаров в Америке, а потом забегают в соседний магазин и отовариваются той же турецкой продукцией.

В этом контексте весьма красноречивы данные статистики, касающиеся места Турции в нашем внешнеторговом обороте. Так вот, за январь-май текущего года товарооборот между Арменией и Турцией составил более 76 миллионов долларов. Между тем эти 76 миллионов составляют 10% всего внешнеторгового оборота за указанный период. Иными словами, одна десятая всего внешнеторгового оборота Армении обеспечивается за счет Турции. Заметьте, речь идет об откровенно враждебной для нас стране, с которой нет дипломатических отношений, которая открыто и всегда поддерживает азербайджанскую агрессию против Армении и Арцаха. Если учесть, что, говоря армяно-турецкий товарооборот, подразумевается практически только импорт в Армению, то ситуацию можно охарактеризовать просто как экспансию на армянские рынки турецких товаров.

Да, такая ситуация далеко не новая. Но она усугубляется из года в год. Например, в 2018 году (в январе-мае) удельный вес Турции в нашем внешнеторговом обороте составлял 9,3%, а теперь 10%. Например, в апреле этого года данный показатель был зафиксирован на уровне 9,9%, а в мае уже 10%. Так что вполне очевидны тенденции роста места Турции в нашей торгово-экономической жизни. На то, возможно, есть объективные причины, но тем не менее очевидно, что даже попыток воспрепятствовать турецкой торговой экспансии наше правительство не предпринимает. Надо ли говорить, что тут, кроме всего прочего, речь идет об экономической безопасности страны? Если же учесть, что огромная часть импортируемых в Армению товаров это продукты питания, то в сложившейся ситуации можно говорить и об угрозе продовольственной безопасности Армении.

А МЕЖДУ ТЕМ ПАРАЛЛЕЛЬНО С РОСТОМ ТУРЕЦКОГО ФАКТОРА во внешнеторговой сфере, свое место постепенно уступает наш традиционный торгово-экономический партнер – Иран. Заметим, удельный вес Ирана в нашем внешнеторговом обороте составляет 8,4%, что меньше турецкого на 1,6%. И это при условии, что Иран не просто наш партнер, на армяно-иранской границе 2 года назад открылась Свободная экономическая зона (СЭЗ), которая должна была стать серьезным стимулом для развития и расширения торгово-экономических связей между нашими странами. Но, увы, за два года самым запоминающимся событием, касающимся армяно-иранской СЭЗ, стало то, что, посетив объект, премьер-министр обратил внимание лишь на дефицит урн на этой территории. Напомню, согласно проекту, СЭЗ должна была привлечь около 130 миллионов долларов инвестиций, здесь должны были обосноваться более 50 компаний, и планировалось открытие 1500 рабочих мест. Но…По сути, этот проект можно считать похороненным, как, впрочем, и многие другие, полученные бархатным правительством в наследство от предшественников.

Два года назад часть армянского общества внезапно ощутила себя гордой. Кто и чем стал тогда гордиться – отдельный вопрос. Отдельный вопрос и тот, кто и чем гордится сегодня. Но вот интересно, какие чувства испытывают вчерашние и сегодняшние гордые, глядя на то, что на торгово-экономическую погоду Армении оказывает колоссальное влияние Турция? Та Турция, которая солидарна с Азербайджаном в антиармянской агрессии и полноценно действует на всех фронтах, включая и торгово-экономический. Та Турция, которая практически без сопротивления завоевывает наши рынки.

Основная тема:
Теги: