Последние новости

ВОСПОМИНАНИЯ ДЛЯ БУДУЩЕГО

Книга одного из основоположников армянского искусствознания, создателя Национальной картинной галереи Рубена Дрампяна "Мои воспоминания" скоро найдет своего благодарного читателя прежде всего потому, что она автобиографична. Ведь Р. Дрампян – фигура выдающаяся в истории армянского искусства. Он по праву считается одним из самых значительных деятелей отечественной культуры, личностью, благодаря которой Армения сегодня гордится наличием одной из лучших картинных галерей стран бывшего СССР. Книга отредактирована и подготовлена к изданию доктором искусствоведения И.Р. Дрампян. Ереван. Авторское издание.

ВЫХОД ЭТОЙ КНИГИ – СОБЫТИЕ ОЧЕНЬ ОТРАДНОЕ, значительное и в более широком плане. Воспоминания людей, подобных Дрампяну, представляют особый интерес. Очевидцы величайших исторических потрясений, перевернувших мир, люди, живущие на стыке двух эпох, встретившие события века в пору своей зрелости, по-разному их пережившие и воспринявшие… Свидетельства этих людей неоценимы, и каждый раз это - уникальные документы времени, раскрывающие перед нами человеческие судьбы в их связи с ходом истории на ее поистине решающем отрезке.

 Книга Рубена Дрампяна 'Мои воспоминания'Рубен Дрампян был одним из этих людей. На его глазах свершились огромной важности исторические события - революция 1905 года, Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, гражданская война, социалистическое строительство в нашей стране, Великая Отечественная война, восстановление народного хозяйства…

События века по-разному отразились в его судьбе. Как и всякий армянин, Рубен Дрампян тяжело пережил величайшую трагедию своего народа - организованную младотурками массовую резню армян. Но он был свидетелем и величайшего торжества своего народа, - расцвет ее промышленности, экономики, культуры. На долю Дрампяна выпала большая честь – быть в первом ряду строителей новой армянской культуры, основоположником главного Музея страны.

Что было особенно характерно для Р. Дрампяна? Творческая одержимость в единстве с пытливым умом, отточенном мастерством критика, талантом исследователя искусства – вот что создало тот художественный феномен Дрампяна, который навсегда запечатлелся в нашей памяти. И еще гражданственность, умение пожертвовать личными интересами ради общественных, его организаторский талант, упорство в достижении цели.

Разносторонняя эрудиция и редкий писательский дар, живое чувство искусства и аналитический склад ума, спокойная, уверенная объективность – свойства, которые вызывают живейший интерес ко всему, что он создал.

К СВОИМ ВОСПОМИНАНИЯМ ДРАМПЯН ПРИСТУПИЛ ОЧЕНЬ ПОЗДНО, на склоне лет, когда ему было уже 93 года и он уже прошел долгий и плодотворный путь. Обратиться раньше к мемуарам он не мог – отвлекали другие важные дела, и к тому же, как он признавался, одолевали сомнения в том, "будут ли воспоминания представлять интерес для более или менее широкого круга читателей, а не только для ближайшего моего окружения".

И вот первая книга воспоминаний издана спустя много лет с момента ухода автора из жизни. Она охватывает период начиная с детских лет и до 1924 года, когда Р. Дрампян переезжает в Ереван и возглавляет художественный отдел Музея. Вторая книга посвящена истории создания и формирования НГА и художественной жизни Армении второй половины 1920-х – 1950-х гг.

Было нечто закономерное в постоянном желании автора книги найти контакт со своим временем, в обращении к простым и вечным чувствам, к коллизиям единичной человеческой судьбы. Дрампян воплощает лучшие традиции мемуарной прозы. Исповедальное начало, искренность, достоверность – свойства, рождающие, безусловно, доверие к автору. И целеустремленное желание отойти в тень, чтобы ярче осветить тех, кто был рядом, сосредоточить внимание не на себе, а на значительных явлениях жизни в искусстве.

Знания и опыт Рубена Дрампяна никогда не были вещью в себе. Потребность увидеть и узнать для него были неотделимы от потребности поделиться и рассказать. Здесь и проявились его незаурядные личные качества - великолепное публицистическое дарование, точный и образный язык, редкая память.

Перед читателем книги проходит длинная галерея образов людей, с кем сводила его судьба. И это не только рассказ о художниках, артистах, театральных деятелях, о театре, который был его увлечением еще с гимназических лет, но и о тех, кто составлял его окружение с ранних лет, о писателях, поэтах, архитекторах, музыкантах, политических деятелях и т.д. Рубен Дрампян был одним из немногих людей, кто еще видел спектакли Армянского драматического театра начала XX века. Имел полное представление о них не понаслышке, не с чужих слов. За исключением Петроса Адамяна и некоторых артистов старшего поколения (прежде всего Геворка и Сатеник Чмшкян), которых он уже не застал, он видел всех лучших артистов начала XX века, был знаком со многими из них. Лаконично и ярко пишет он о театрах Москвы и Петрограда, о легендарных актерах и режиссерах, которых ему посчастливилось видеть в спектаклях. При всей противоположности человеческих индивидуальностей Дрампяна сближало с ними всегда бурлившее в нем ощущение театра как праздничного и в высшей степени яркого зрелища, в котором все крупно и сочно.

Книга позволяет читателям узнать много любопытного из жизни Р. Дрампяна, о его встречах с ярчайшими представителями русской и армянской интеллигенции в Петрограде и в Москве, и во время его путешествий за рубежом. В Каннах ему довелось увидеть дочь, внучку и правнучек великого Пушкина. На Лазурном берегу отдыхали не только представители русской аристократии, высшего света общества. Зимой 1912-1913гг. он имел возможность увидеть и некоторых выдающихся деятелей русской литературы и искусства – писателя А. Куприна, композиторов И. Стравинского, Н. Черепнина, художника А. Бенуа, с которым он был хорошо знаком. Автор не пропускал ни одного спектакля с участием Шаляпина, был на поэтических вечерах Игоря Северянина, Валерия Брюсова, встречался с  Ав. Исаакяном, Ширванзаде, с художниками "Мира искусства", известными сценографами. Мы знакомимся с целой плеядой деятелей армянской и русской культуры дореволюционной эпохи, с весьма специфической атмосферой искусства тех лет – прямо-таки калейдоскоп лиц, имевших то или иное отношение к искусству.

ПОСЛЕДНЯЯ ЧАСТЬ ПЕРВОЙ КНИГИ ПОСВЯЩЕНА деятельности автора в качестве руководителя художественного отдела Музея Армении… "И хотя это - факт моей личной биографии, скажу, без лишней скромности, что создание Музея изобразительных искусств Армении, чем я занимался в течение последующих трех десятилетий, сыграло далеко не последнюю роль в дальнейшем развитии армянской художественной культуры. Поэтому позволю себе считать, что и это приглашение оказалось имеющим определенную общественную значимость", - замечает в книге автор.

Книга воспоминаний Р. Дрампяна, несомненно, заинтересует широкий круг читателей. Она легко читается, написана ярким, образным языком. Тот, кто раз возьмет ее в руки, непременно прочтет до конца: она захватывает. И сегодня тихий голос автора, этого деликатного человека, звучит еще сильнее, шире, полнозвучнее. И для художников, и для зрителей. И для современников, и для потомков. И для тех, кто открывает его для себя только сегодня - через 30 лет после смерти и в год его 130 -летия со дня рождения.

Естественно трудно рассчитывать на то, что, прочитав эту книгу, нынешние музейщики станут работать так же, как ее автор, - для этого необходим талант и высокая культура Дрампяна. Но несомненно, что его опыт может и должен быть взят на вооружение в решении центральной проблемы любого Музея – наполнения современного отдела подлинными шедеврами. Книга поможет понять, с чего начиналось и как нелегок путь к значимым результатам.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • БЛАГОРОДСТВО ТАЛАНТА
      2024-05-03 11:07

      K 100-летию со дня рождения Петра АЙКАЗЯНА Армянская культура знает немало замечательных имен, которые вписаны золотыми буквами в ее историю, - имен людей, чьей наибольшей заботой всю жизнь было обогащение духовных сокровищ своего народа. Среди этих славных имен красиво и ярко светится имя Петра Асатуровича Айказяна - выдающегося педагога, "прораба духа", воспитавшего не одно поколение музыкантов-скрипачей.  Его жизнь, внешне очень спокойная, лишенная драматических событий, давала нам примеры огромной нравственной силы, каждодневной борьбы за свое право быть человекам и истинным Педагогом с большой буквы. Даже в старости (это определение никак не вязалось с его именем) самим своим  обликом молодого, стройного, с живыми глазами и жадностью к работе человека, Петр Асатурович утверждал излюбленную  мысль о том, что мудрость – это умение и в старости сохранить непосредственность восприятия мира.

    • ПРИНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЮ
      2024-04-29 11:37

      Интерес к этому концерту Армянского государственного симфонического оркестра под управлением Сергея Смбатяна был вызван  не новизной программы: шедевры, прозвучавшие в этот  вечер, исполнялись в Большом зале им. Арама Хачатуряна не раз. Свободных мест в зале не было. Особый ажиотаж был вызван не только участием талантливейшей солистки, скрипачки Дианы Адамян, живущей ныне в Европе, но и посвящением концерта. Этим концертом отмечалась знаменательная дата – 100-летие со дня рождения выдающегося педагога, кавалера медалей "За заслуги перед Отечеством II степени" и "Мовсес Хоренаци" Петра Асатуровича Айказяна.

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…

    • ЖИВАЯ СОЗВУЧНОСТЬ
      2024-04-22 11:41

      Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • 120-ЛЕТНИЙ ПУТЬ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ АРМЕНИИ
      2024-04-27 09:56

      Вышла в свет книга Рубена ГРДЗЕЛЯНА "История железных дорог Армении", изданная по заказу ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога".  Автор, филолог по образованию, отмечает в предисловии, что дорога создавалась в одном государстве, пережила три государства-собственника, приходила в полный упадок и возрождалась. 

    • УРОКИ АРМЕНИИ ВЛАДИМИРА ПОЗНЕРА
      2024-04-25 10:44

      "Я хочу поблагодарить всех людей, которые работали над моей книгой. Никогда не думал, что она будет переведена на армянский язык. Сказать, что она переведена на немецкий или французский язык - ну, подумаешь! А все-таки на армянский… Это предмет моей гордости!" - эти слова, произнесенные Владимиром Познером в Ереване в мае 2019 г., когда вышел в свет армянский перевод его книги "Прощание с иллюзиями", он, скорее всего, повторил бы и теперь.  В Центре "Текеян" состоялась презентация книги "Владимир Познер. Мое сердце на армянской стороне", автором-составителем которой стал известный армянский журналист Серго ЕРИЦЯН.  

    • АРМЯНСКИЕ СТОЛИЦЫ. СКОЛЬКО ИХ БЫЛО?
      2024-04-05 10:32

      Вопрос в заголовке не из простых. Люди, интересующиеся армянской историей, придерживаются существующей уже длительное время точки зрения, согласно которой Ереван считается 12-й столицей. Однако не все с этим согласны. Книга писательницы Сильвы Сукиасян, вышедшая в 2005 году, называлась "28 армянских столиц". Историк, писатель-публицист Ваге Лоренц издал в конце прошлого года работу "Столицы Армении". В ней автор упоминает 37 городов.

    • ОТ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО ДО САСАНИДОВ
      2024-01-26 10:04

      Кавказской Албании давно уже нет на карте мира, как и подавляющего большинства государственных образований, зародившихся до нашей эры. Однако историки продолжают исследовать и комментировать дела давно минувших дней, открывая то, чего не знали.