Последние новости

СЛУШАТЕЛЯ НАДО ВОСПИТЫВАТЬ!

"Только армянские блюда!" - заявил самый титулованный на сегодняшний день джазовый музыкант России Игорь Бутман. И официантка клуба "Малхас" побежала выполнять его заказ. Шутка ли - супер-звезда джаза хочет толму! За толмой последовала ишли-кюфта, потом какие-то овощные блюда... и все это запивалось тутовой водкой (от шведского "Абсолюта" Бутман отказался), любезно предложенной Левоном Малхасяном. И лишь потом, после ужина, к известному джазмену вереницей начали подходить музыканты, поклонники и поклонницы - благодарить, фотографироваться, выражать свое восхищение...

ИГОРЬ БУТМАН ПРИЛЕТЕЛ В ЕРЕВАН МЕНЬШЕ ЧЕМ НА СУТКИ, чтобы сыграть вместе с местными музыкантами концерт, венчавший некое бизнес-мероприятие. Как рассказывали присутствовавшие на концерте в Центре искусств "Гафесчян", российский музыкант дал феерический концерт, слушатели долго не хотели отпускать его со сцены. Под стать ему были и аккомпанировавшие пианист Ваагн Айрапетян, контрабасист Никогаес Варданян и барабанщик Арман Джалалаян. В парочке композиций показал себя и Левон Малхасян.

Но это все по рассказам очевидцев, сам я на этом концерте не был. Зато я хорошо видел и слышал как играли наши ребята в клубе джэм-сейшн с Игорем Бутманом. Казалось, сейчас инструменты начнут дымится! От высочайших нот трубы, умопомрачительных пассажей саксофона и бешеных пробежек по клавиатуре пианиста можно было сойти с ума! Слушатели то и дело в полный голос выражали свое восхищение. Ударные инструменты (к музыкантам чуть позднее присоединился и Арамо, игравший на латинской перкуссии) и бас, несмотря на все выкрутасы солистов, четко поддерживали мелодическую и ритмическую линии, время от времени добавляя красок композициям. А Ваагн Айрапетян разошелся до того, что даже спел пару композиций, и это тоже прозвучало здорово! Но еще до джэм-сейшна я подсел к Игорю с вопросами.

- Вы недавно играли в московском Доме музыки с нашим коллективом Armenian Navy Band. Что скажете о наших музыкантах?


- Только самое хорошее. Все ребята, безусловно, великолепные музыканты, блестящие инструменталисты. Отличная духовая секция, очень понравились и исполнители на народных инструментах - они здорово вписывались в общее джазовое звучание всего коллектива. Мне было очень легко и приятно играть с ними.

- А как вам понравился лидер коллектива, сам Арто Тунчбояджян? Вам с ним приходилось играть до этого?


- К сожалению, нет. Я, конечно, слышал о нем, знаю его игру по многочисленным записям, но лично никогда не встречался и не играл. Теперь вот я убедился, что все рассказы о нем и мои заочные впечатления оказались абсолютной правдой.

- Как мне рассказали знакомые москвичи, на сцене вы играли произведение Комитаса... Какими судьбами?


- Да. А что тут такого? Прекрасный композитор, красивая мелодия. Очень интересную и виртуозную аранжировку сделал Ваагн Айрапетян, и я с удовольствием играл эту мелодию. Судя по громким аплодисментам, у нас это хорошо получилось.

- Последние альбомы российских музыкантов - ваш, Ивана Фармаковского, других известных исполнителей - составляют джазовые импровизации на хорошо известные музыкальные темы советских композиторов, песенки из мультфильмов, русские народные темы. Что это, эксперимент, тенденция, желание продемонстрировать собственную культуру через призму джаза?


- И то, и другое, и третье. Существует понятие джазового стандарта. Это композиции, которые были созданы американскими композиторами в начале - середине прошлого века. И вот уже лет 70-80, а то и больше, их играют все джазовые музыканты всего мира. В мире звукозаписи существуют тысячи, если не десятки тысяч версий одних и тех же произведений. К сожалению, не все инструменталисты, даже самые хорошие, обладают искусством сочинительства, и поэтому авторских композиций у большинства джазменов не так уж и много. При этом надо помнить: то, что сегодня считается джазовым стандартом, создавалось как популярные милые песенки для бродвейских шоу, мюзиклов, музыкальных ревю. И лишь с течением времени они стали популярными, понравились джазменам и постепенно превратились в стандарты. Так вот, композиции эти стали уже приедаться и поэтому очень многие, даже самые известные музыканты, начали работать с новым, относительно современным материалом: легендарный пианист Хэрби Хэнкок выпускает один за другим великолепные альбомы, составленные из джазовых версий песен поп и рок-исполнителей, легендарный продюсер Боб Белден собирает джазовых звезд и записывает с ними серию дисков с джазовыми обработками песен Битлз, Стинга, Рэя Чарлза, Принса. Европейские музыканты работают с классикой, оперными ариями. Почему мы, российские музыканты, не можем использовать свой материал? Эстрада советского периода, песенки из мультфильмов - чем не основа для создания новых, российских джазовых стандартов? Когда я записывал альбом с песнями из советских мультов - "Бременские музыканты", "Ну, погоди!" "Умка" и других, пригласил западных музыкантов экстра-класса - Чика Кориа (фортепиано), Рэнди Бреккера (труба), Стефона Харриса (вибрафон), Джона Патитуччи (контрабас), Джека Деджонетти (барабаны). Поверьте, они получили колоссальное удовольствие, играя эти мелодии. И никто из них не комплексовал по поводу происхождения данных тем. Красивая мелодия - этого достаточно!

- Вы известны не только как музыкант, но и в качестве организатора фестивалей. Каждый год приглашаете в Москву звезд первой величины. Как строите программу фестивалей - только ли западные звезды принимают в них участие, или вы даете показать себя и российским музыкантам?


- Нет, конечно, не только. Для чего существуют фестивали? Только ли для того, чтобы дать возможность известным музыкантам отыграть час-полтора, получить деньги и уехать? И, конечно, при этом доставить большое удовольствие слушателям? Можно и так. Но это слишком узкий и недалекий подход. Он в обозримом будущем может привести к краху. В период фестиваля обязательно надо дать возможность поиграть на публике, показать себя, привлечь к себе внимание и местным музыкантам. Чтобы потом потенциальный посетитель клуба (не секрет, что во всем мире основная джазовая жизнь проходит в клубах) пошел на этого музыканта. Потенциального слушателя, посетителя концертов надо информировать, завлекать, воспитывать... И заниматься этим должны как организаторы музыкальных мероприятий, продюсеры, так и сами музыканты. Ведь если мы, музыканты и организаторы, хотим, чтобы нас слушали, покупали диски, на наши концерты приходили, то это значит, что мы должны готовить для себя кадры. И ни в коем случае нельзя пренебрегать слушателем, даже самым неподготовленным. Надо сделать все заранее, чтобы привлечь его внимание, зародить в нем любовь к подобной музыке, научить ее понимать. А если мы этого не сделаем сегодня, то завтра на наши концерты никто не придет. В любом музыкальном мероприятии должна участвовать звезда для привлечения большей массы слушателей, и обязательно местные музыканты, которые и должны поддерживать саму музыкальную жизнь и ее уровень в городе на протяжении всего последующего периода.

- Вы прилетели утром, отыграли практически два концерта и сегодня же улетаете. Не тяжело находиться постоянно в разъездах? А как же семья, дом?


- В моем любимом мультике "Бременские музыканты" поется "Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету". Вот так я и живу. Это судьба и жизнь любого артиста, она тяжелая, но она наша, и мы ее такой любим.
 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • БЛЮЗ ИЗ АЛЕППО
      2017-02-24 15:01
      262

      Она появилась неожиданно и завоевала популярность среди людей, любящих блюз, джаз, фанк… Причем уже вполне состоявшейся и сформировавшейся исполнительницей со своим ярко выраженным творческим лицом. Долго не получалось выяснить о ней подробности. Но вот однажды в ходе мероприятий, посвященных Международному дню джаза, на сцене появилась певица, которая с первых же нот овладела вниманием слушателей, увлекла их своей энергетикой, страстью и сильным вокалом. Знакомство состоялось.

    • ПИТОМНИК ДЖАЗОВЫХ ЗВЕЗД АРАМА РУСТАМЯНЦА И ЕГО ДРУЗЕЙ
      2017-02-21 12:22
      1434

      Историю замечательного джазового музыканта Кима Назаретова "ГА" представлял уже не раз. И кажется, что интересующиеся музыкой люди уже хорошо знают, что Ростов – город оркестровый и джазовый. Там еще в середине прошлого столетия существовала масса джазовых, эстрадных оркестров - Балаева, Гасретова, Еремина... В городе очень сильны музыкальные традиции, и джазовые, в частности. На самом деле, считается, что подобных центров джаза в России немного – три-четыре. Москва, Питер, Новосибирск, Ростов - вот, пожалуй, и все. Дело, наверное, в том, что в 1963 году в город вернулся после окончания учебы в Харькове юный тогда Ким Назаретов и стал собирать оркестр, который впоследствии и стал одним из лучших в СССР. С тех пор столица Южного федерального округа России является одним из джазовых городов страны. В нем регулярно проводятся джазовые фестивали, конкурсы и, главное, налажена четырехступенчатая система джазового образования. А начинается все для будущих музыкантов с Детской джазовой школы им. Кима Назаретова.

    • КОМУ ГРЭММИ?
      2017-02-16 13:24
      855

      В ночь с 12 на 13 февраля по ереванскому времени в лос-анджелесском Стэйплс-центре в 59-й раз проходила церемония награждения премиями Американской академии звукозаписи "Грэмми". Она по значимости равна таким профессиональным наградам, как "Оскар" в кино, "Эмми" в телевидении и "Тони" в театральном искусстве.

    • НИ ДНЯ БЕЗ ГЛУПОСТИ И ПОДЛОСТИ
      2017-02-08 12:50
      1171

      Иногда приходится читать прессу соседей, частенько озвучивающую мысли, больше похожие на юморески. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПИТОМНИК ДЖАЗОВЫХ ЗВЕЗД АРАМА РУСТАМЯНЦА И ЕГО ДРУЗЕЙ
      2017-02-21 12:22
      1434

      Историю замечательного джазового музыканта Кима Назаретова "ГА" представлял уже не раз. И кажется, что интересующиеся музыкой люди уже хорошо знают, что Ростов – город оркестровый и джазовый. Там еще в середине прошлого столетия существовала масса джазовых, эстрадных оркестров - Балаева, Гасретова, Еремина... В городе очень сильны музыкальные традиции, и джазовые, в частности. На самом деле, считается, что подобных центров джаза в России немного – три-четыре. Москва, Питер, Новосибирск, Ростов - вот, пожалуй, и все. Дело, наверное, в том, что в 1963 году в город вернулся после окончания учебы в Харькове юный тогда Ким Назаретов и стал собирать оркестр, который впоследствии и стал одним из лучших в СССР. С тех пор столица Южного федерального округа России является одним из джазовых городов страны. В нем регулярно проводятся джазовые фестивали, конкурсы и, главное, налажена четырехступенчатая система джазового образования. А начинается все для будущих музыкантов с Детской джазовой школы им. Кима Назаретова.

    • РЫЦАРЮ ДЖАЗА
      2017-01-16 15:53
      776

      Единственный джазовый музыкант, получивший Государственную премию России, лауреат многих международных джазовых фестивалей, член Союза композиторов и Союза кинематографистов России, академик Киноакадемии "Ника", кавалер орденов Почета, Петра Великого и "За заслуги перед Отечеством" IV степени - все это относится к человеку, без которого развитие советской и российской джазовой музыки было бы попросту немыслимо. А именно - к Георгию Гараняну (1934-2010). Представитель первого послевоенного поколения мастеров отечественного джаза, классический, эстрадный и джазовый альт-саксофонист, композитор, аранжировщик, дирижер, художественный руководитель нескольких музыкальных коллективов, он, несомненно, был одной из знаковых фигур современного джаза и настоящим кумиром публики. Многие называют его "выразителем идей целого поколения" и "патриархом отечественного джаза".

    • МИР ДЖАЗА-НА-ДОНУ
      2016-12-14 15:40
      3563

      Всю жизнь приходилось слышать фразу "с корабля на бал". Но никогда не думал, что когда-нибудь придется самому попасть в такую ситуацию. Прилетев вечером в Ростов, прямо из аэропорта был препровожден в роскошный парк-отель "Жардин", где по инициативе Адама Терацуяна был организован большой джэм-сейшн с участием молодых джазовых музыкантов, слетевшихся из разных стран на конкурс "Мир джаза".

    • КЛАССИКА И ДЖАЗ ЧЕРЕЗ ГОДЫ И СТРАНЫ
      2016-11-18 12:03
      1210

      Существует много расхожих фраз о том, что искусство едино, что у него нет границ, деления по национальностям, о том, что хорошая музыка не обязательно должна вписываться в рамки одного жанра и что все в мире музыки какими-то невидимыми нитями связано между собой... Совсем недавно на собственном опыте пришлось убедиться в абсолютной правоте таких заявлений.