Последние новости

АМБИЦИИ НУВОРИШЕЙ

Ломая рынок на проспекте Маштоца, мы уничтожаем наши национальные ценности, считает Карен БАЛЬЯН, профессор Международной академии архитектуры (МААМ), председатель Российского отделения Союза архитекторов Армении

- Горько сознавать, что наша достопримечательность - рынок на проспекте Маштоца, который ереванцы с гордостью демонстрировали гостям города, перестал существовать.

-Это был блистательный пример армянской архитектуры стиля арт-деко, воплощенный в жизнь талантливым архитектором Григором Агабабяном. Фасад рынка - кованая решетка золотистого цвета - являл собой шедевр этого стиля, прекрасные высокие своды были созвучны духу классической армянской архитектуры, его образности, а сам рынок создавал атмосферу праздничного театрального действа. Памятник республиканского значения, ставший своего рода символом Еревана, он присутствовал во всех путеводителях по Армении и ее столице. Наверное, нет в мире армянина, который, находясь в Ереване, не побывал бы здесь. Именно поэтому вопрос его слома перерос рамки профессиональной архитектуры, стал общенациональной проблемой.

- Сарафанное радио тиражировало, что на месте рынка будет возведен безликий стандартный супермаркет. В цивилизованных странах принято вывешивать планшет с общим видом будущего строения, здесь его нет...


- Думаю, это сделано сознательно, из опасения вызвать протестные акции. В духе тех, что прошли при попытке снести другой шедевр - летний кинотеатр "Москва". Сегодня, заглядывая за высокий забор, огородивший строение знаменитого рынка, видим, что великолепные своды уже уничтожены, а значит, на эту территорию воздуха, придающую объекту особую красоту, будут втиснуты магазинные секции. Этого нельзя допустить, это такое же кощунство, как если бы под сводами храма Рипсиме решили построить новые этажи, разделив их на кабинеты для священнослужителей или мелкие храмики для личного пользования выкупивших их частных лиц. Я, конечно, несколько утрирую ситуацию, но единственный путь остановить архитектурное варварство, лишить его будущего - это заставить восстановить рынок в его первоначальном виде. Причем расходы по его восстановлению должен нести не только тот, кто разрушил, но и тот, кто разрешил это сделать, и тот, кто обязан был вмешаться, но смолчал. Тогда впредь никто больше не посмеет посягнуть на национальное достояние. Нынешние варвары умеют только считать деньги. Все остальное - культура, архитектура, национальные символы - для них пустой звон. Они издеваются над ними и отдают себе в этом отчет. А такое издевательство должно быть наказано звонкой монетой, если иным путем пресечь его не получается. Взывать к их совести - пустая трата времени и сил.

- Но существует такое понятие, как мировое наследие, а значит должны быть списки памятников, находящихся под охраной государства.


- В 80-е годы в Армении были созданы списки памятников союзного и республиканского значения, в число которых входили не только церкви, но и современные постройки, в том числе летний кинотеатр "Москва", гостиница "Севан" и рынок, о котором мы ведем речь. Любопытно узнать, есть ли эти списки сегодня. И если есть, опубликовать, чтобы общественность знала в лицо эти памятники. Это было бы неплохо и для общего образования населения. Если же списков нет или их не захотят обнародовать, значит кто-то, превышая свои полномочия, стремится таким путем расчистить себе поле деятельности. Нет списков - нет и памятников.

Разрушения, которые стали нормой нашей сегодняшней жизни, лежат за пределами логики и здравого смысла. Слом Дворца молодежи объясняли слабыми конструкциями здания и не очень большими номерами. Уничтожая шедевр армянского конструктивизма, гостиницу "Севан", также ссылались на небольшую площадь номеров. Не пойму, хоть убейте, почему в бедной стране нельзя сохранить уже существующую постройку с небольшими номерами. Есть амбиции - строй другую, такую, какая тебе нравится. Зачем ломать, когда в Ереване столько свободных пространств.

- Отвоевал лакомое место, есть чем гордиться. Этакий снобизм провинциального масштаба.


- Мы постоянно оглядываемся на то, что происходит в России. Лужковское время в прямом смысле отразилось на Ереване. Строительство Северного проспекта в его уродливых формах, несуразном масштабе - явный тому пример. Задумывая этот проспект с направленностью на Арарат, Таманян планировал возвести небольшие здания, а не высотки, напоминающие театральные декорации, которые мы сегодня видим. Лужковское самодурство привело к тому, что в Москве была разрушена гостиница "Москва". И хотя под давлением общественного мнения он был вынужден ее восстановить, прекрасные интерьеры были уже потеряны. Наш соотечественник, ныне покойный Давид Саркисян, самолично спасал фрагменты интерьера, вывозя их в московский Музей архитектуры, которым тогда руководил. В Ереване такие сломы повторяют один в один. Но никто их не восстанавливает, хотя разрушают лучшее. Рядом с гостиницей "Севан" была высотка, которую в принципе нельзя было там строить и которую при первой возможности надо было снести, но снесли абсолютно надежное сооружение "Севан", оставив возвышаться уродливое и ненадежное здание.

- Восстановить гостиницу "Севан", скорее всего, уже невозможно. От нее не осталось даже руин.
- Восстановить можно, хотя с точки зрения строгого подхода делать это нельзя, и тем не менее восстановить ее необходимо, иначе мы теряем Ереван в том национальном смысле, который был задуман Таманяном и осуществлен разными поколениями архитекторов, честными в своем патриотизме и стремлении сохранить национальный стиль города. Неважно, были они "за" или "против" Таманяна. Сегодня же мы наблюдаем лишь антипатриотичные и нелогичные деяния.

- Но ведь есть ведомство по охране памятников...
- В структуре Министерства культуры действительно функционирует такое управление, но задачи этих двух ведомств разнятся. Министерство культуры - затратная организация, его объекты не самоокупаемы, они находятся на финансировании государства. Претендент на строение-памятник хочет инвестировать в него деньги и получить доход в виде новых денег. А это уже совершенно другой механизм. Поэтому я и считаю, что их надо отделить друг от друга.

- Протестные акции вызвал и проект по строительству башни на Доме правительства. Между тем в службе главного архитектора города говорят, что они просто следуют проекту самого Таманяна.


- Это такое же сознательное искажение проекта Таманяна, как и его гениальная идея Северного проспекта. Предлагаемый сегодня проект башни - чистая фальшивка. Если какой-то неуч напишет картину под Сарьяна, вы же не станете убеждать общество, что она столь же ценна, как и произведение самого Сарьяна. Построить башню по этому проекту - значит исказить архитектуру площади Республики, опорочить Таманяна как архитектора. К величайшему сожалению, ни одна из затронутых нами сегодня тем не закрыта. Ни тема разрушения летнего кинотеатра "Москва", ни тема строительства башни. Нет решения об отказе от башни, строительный кран по-прежнему высится рядом. Люди, лоббирующие эти стройки, занимают все те же посты, и не думаю, что они отказались от своих целей. Скорее заняли выжидательную позицию.

- Значит, никакой надежды?


- Если сформулировать ситуацию, связанную с рынком, то, думаю, это та последняя капля, которая может переполнить всю чашу. Нам пора определиться, продолжателями чего и кого мы являемся. Первая Республика была построена на национальных идеях. На смену ей пришла Советская Армения, вошедшая в нашу историю под названием Вторая Республика. Но, на мой взгляд, она являет собой две республики, одна завершилась в 1937 году убийством Ханджяна и ликвидацией предыдущей культурной национальной среды Армении. И тогда же с окончательной победой тоталитаризма появилась сталинская республика, которую я бы назвал третьей армянской республикой. Она просуществовала с 1937 по 1991 год. Нынешняя, четвертая республика, должна сориентироваться, чьи архитектурные идеи она наследует: первой, второй или третьей республики. Пока что мы продолжаем традиции третьей, сталинской республики. Но я уверен: наша молодежь сможет противостоять амбициям как нуворишей, так и тех архитекторов, кто, прикрываясь идеями Таманяна, стремится любой ценой оставить себя в истории. Тем более в истории с рынком, представляющим, повторюсь, общенациональное достояние.
 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АКЦЕНТ НА ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
      2017-04-14 14:56
      2676

      О внедрении нового проекта в школьное образование рассказывает руководитель отдела разработки политики и анализа дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки РА Сюзанна МАКЯН.

    • ВЫБОР - МУЗЫКА
      2017-04-10 14:39
      1524

      Композитор Гаяне Кесоян относится к числу тех, кто всегда поступает так, как подсказывает сердце, и строит жизнь по принципу: "Что хочу, что могу, что мне интересно". Все мы родом из детства, а, судя по рассказу Гаяне, ее детство, проведенное в Тбилиси, в доме родителей матери, было очень счастливым. И эта атмосфера любви, добра, тепла, в которой она росла, навсегда определила ее отношение к жизни, творчеству, людям. 

    • СОХРАНИТЬ И ПОДДЕРЖАТЬ МОЛОДЫХ
      2017-04-10 14:26
      1824

      Программе содействия и поддержки молодых ученых, которая действует под эгидой президента Армении Сержа Саргсяна, исполнилось пять лет. За этот не такой уж большой срок в рамках программы, основная задача которой способствовать наращиванию интеллектуального потенциала, созданию инфраструктурной поддержки молодых исследователей, содействовать их профессиональному росту, было сделано немало. Посильная помощь оказана в вопросах эффективного обеспечения, поддержки и стимулирования научной и творческой деятельности примерно 1500 молодых ученых. 

    • УРОКАМ НЕТ КОНЦА
      2017-03-17 16:20
      3637

      Выставка в Академии художеств В выставочном зале Государственной академии художеств им. Ара Арутюняна проходит выставка работ преподавателей этого вуза. Событие - локальное, вызывающее определенный интерес прежде всего у студенчества, но малорезонансное в художественной, и тем более общественной жизни Еревана. Соответственно ни статей, ни отзывов. А жаль, выставка интересная. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Представитель правительства НКР: Реконструкция Верхней мечети в Шуши соответствует европейским конвенциям
      2017-04-14 18:36
      276

      Любой находящийся на территории Арцаха культурно-исторический памятник является достоянием народа Арцаха, в том числе, охрана, изучение и реконструкция памятников персидской культуры входит в число наших приоритетных задач. Об этом заявил заместитель министра экономики  Арцаха Сергей Шахвердян, комментируя заявления со стороны Азербайджана в связи с археологическими раскопками и реставрацией в районе мечети Гоар Ага (Верин Джума) в Шуши, сообщает NEWS.am.

    • Реставрация памятников в Шушинском районе
      2017-04-10 12:46
      300

      В Шушинском районе Республики Арцах решением правительства взяты под охрану 576 историко-культурных памятников. Завершились раскопки и подготовительные работы для реставрации иранского памятника "Верхняя мечеть", а также ведутся раскопки руин христианской церкви Мегрецоц. Об этом пишет "Кавказский узел", передает Panorama.am.

    • КАК ЖЕ БЫТЬ С КОНДОМ?
      2017-04-07 15:21
      1073

      В только что изданном в Москве сборнике "Вопросы всеобщей истории архитектуры" N6 (1/2016, главный редактор и составитель – Армен Казарян) опубликована моя статья "Вернакулярная архитектура Еревана XIX – середины XX вв. Средовая ценность и необходимость сохранения", написанная на основе доклада, который был сделан в 2013 году на международной научной конференции Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) РААСН. 

    • РЯДОМ С ОДНОЙ ИЗ ЛУЧШИХ ПЛОЩАДЕЙ МИРА!
      2017-04-05 15:21
      1751

      Открытое письмо премьер-министру Карену КАРАПЕТЯНУ Многоуважаемый господин премьер! Тема этого обращения - проект "Старый Ереван". Его авторы, на словах заявляя о верности идеям, заложенным в генплане Александра Таманяна, грубо искажают его видение будущего облика столицы. Таманян, как и армянские мастера, строившие Тифлис и Баку, использовал в своей практике передовой градостроительный опыт - Парижа, Рима, Вены и в меньшей мере досоветской Москвы.