Последние новости

КОГДА ЗАГОВОРЯТ МУЗЫ?

Наши арт-деятели давно приравняли перо к штыку, то бишь культурную политику к вопросу национальной безопасности. И, думается, тезис этот на арцахской почве актуален не меньше, а может, даже и больше, чем на армянской. Только никак не настанут времена, когда мнение людей культуры разделяют люди, призванные осуществлять всяческую политику. В том числе и культурную.

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ СТЕПАНАКЕРТСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ДРАМАТИЧЕСКОМУ ТЕАТРУ ИМ. ПАПАЗЯНА был обещан еще в начале прошлого года. И не только театру. Во время встреч в Степанакерте с представителями местных властей делегацию из Еревана, приехавшую в Арцах на фестиваль, заверяли, что весной 2012 года за театральное здание возьмутся всерьез. Настало лето. Но только не для театра Степанакерта. Там по-прежнему сыро так, что впору обзавестись чахоткой. Кусками отвалившаяся штукатурка повсеместно режет глаз. О современной световой и звуковой аппаратуре не приходится и мечтать. Да что аппаратура! Чуть ли не на весь театр один водопроводный кран, вода в который "проводится" в лучших инновационных традициях - из пластиковой бочки рядом.

И все-таки, несмотря на практически отсутствие здания и госзаказа на спектакли, Степанакертский государственный драматический театр им. Папазяна существует, работает и даже успел пополниться целой плеядой молодых артистов. И если властей предержащих проблемы очага культуры, кажется, мало волнуют, то театральные деятели Армении хорошо понимают, что даже карабахское упорство нельзя испытывать на прочность до бесконечности.

В конце июня в Степанакерт выедет группа представителей СТД. И повод, и причина поездки - не только поддержать дух арцахских коллег, но и не дать зрителю окончательно утратить рефлекс посещения театра.

Итак, повод к поездке - отметить на карабахской земле юбилей народного артиста РА, художественного руководителя Русского театра им. Станиславского Александра Григоряна. "Мне бы не хотелось, чтобы это мероприятие стало вечером с речами-тостами, - говорит Александр Самсонович. - В репертуаре нашего театра есть камерные спектакли, и я думаю, что показ одного из них в Степанакерте, а также концертные номера наших артистов - гораздо более интересный и нужный формат юбилея. А еще мне бы хотелось, чтобы эта поездка не ограничивалась Степанакертом. Я уже договорился с председателем СТД, что один вечер мы проведем в Хндзорестане, на моей малой родине".

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СТД АКОП КАЗАНЧЯН ОРГАНИЗУЕТ ЭТО ЧЕСТВОВАНИЕ НЕ ПРОСТО ТАК, а с далеко идущими намерениями. " В позапрошлом году мы провели в Карабахе наш традиционный фестиваль ARMMONO, объездили вместе с известными и любимыми артистами более десятка сел, убедились, с каким энтузиазмом принимает зритель спектакли. Тогда у нас вместе с министром культуры Карабаха Нарине Агабалян возникло обоюдное желание, чтобы фестиваль здесь стал традицией. Уже есть предварительная договоренность, которая, я очень надеюсь, окончательно закрепится в результате нашей поездки. И тогда в октябре мы проведем в Карабахе большой международный фестиваль. Повезем и наших артистов (я был свидетелем того, как зритель принимает актеров, полюбившихся по сериалам), и зарубежных гостей", - говорит председатель СТД.

А пока союз готовит почву для масштабного проекта, народный артист РА Ваге Шахвердян вместе с актерами театра им. Папазяна уже приступает к репетициям спектакля "Рузан" по пьесе Мурацана. Шахвердян сам "назвался груздем" - вызвался поставить на степанакертской сцене любую пьесу, которую выберут театр и культурное руководство Арцаха. Предвосхищая реплики скептиков, поспешим отметить, что финансирование грядущего спектакля слишком скромно для того, чтобы заподозрить мэтра в стремлении "поехать на шабашку".

"Мои связи с культурным и театральным Карабахом начались еще в 1974 году, и пока я жив, хочу быть в контакте с этим театром и, насколько в моих силах, помогать ему. "Рузан" выбрали они. Честно говоря, я пытался отказаться от этой пьесы - ведь делал ее и в Ванадзоре, и в Сундукяновском театре. Но они были настроены разве что не воинственно. Сказали, что пьеса больше 50 лет не шла в их театре, что она, как никакая другая, созвучна карабахскому духу. Словом, убеждали очень аргументированно, и я думаю - наверное, они правы", - рассказывает Ваге Суренович.

В середине 90-х спектакль "Рузан", поставленный режиссером сначала на сцене ванадзорского театра им. Абеляна, а потом и в Национальном театре, пользовался бешеным успехом, воодушевлял и вдохновлял не только своей тематикой, но и художественной выразительностью. Хватит ли у степанакертского театра сил и возможностей "повторить подвиг"?

"Я БЫ НЕ СКАЗАЛ, ЧТО АКТЕРСКИЙ СОСТАВ НАХОДИТСЯ НА ПОДЪЕМЕ, как это было лет 20-25 назад, - считает Шахвердян. - Все прославленные мастера этого края - они уже ушли. Актеры, с которыми приходилось работать, уже в возрасте. Но что меня вдохновило? Молодежь театра. Она настолько влюблена в эту пьесу, в эти образы, что я не мог не откликнуться на этот пыл, этот огонь. Сегодня среди молодежи такое встретишь не часто - независимо в Карабахе ли, в Армении. Должен отметить, что все эти молодые актеры - одновременно студенты актерского факультета филиала ГИТиКа, который открыт в Шуши. Ими руководит нынешний худрук театра Марат Давтян. Надеюсь, что репетиции со мной тоже пойдут им на пользу. Не знаю, насколько полноценными будут образы, но в том, что они многому научатся и многое приобретут, я не сомневаюсь. А это очень важно. В крайнем случае, если вдруг окажется, что исполнительницы главной роли не потянут, хотя я буду пробовать несколько человек, мы на первые спектакли пригласим актрису из Армении. Здание степанакертского театра просто в кошмарном состоянии. Но первые репетиции пройдут там, а премьеру планируют провести во Дворце культуры. Хотя это совершенно не театральный зал, сцена малюсенькая. Но поскольку премьера планируется к концу лета, возможно, стоит попробовать открытую площадку. Посмотрим".

Роскошная природа Карабаха действительно может послужить прекрасной декорацией к постановке. Но спектакли играют не только летом, но и в остальные времена года. И тут все опять возвращается на круги своя и вопрос вновь упирается в стену. Вернее, в обшарпанные стены театра им. Папазяна.

"Разговоры все идут, но ремонт не начался. Даже если к концу этого года, наконец, утвердят проект и смету, приступят к работе, думаю, не раньше следующего года. Это очень тревожно и очень опасно. Сегодня здание - это самое главное. Если ремонт начнется, люди увидят перспективу и будут ждать. А если нет - потеряют последнюю веру и заинтересованность", - считает Шахвердян.

Ереванские коллеги готовы поддержать не словом, а делом степанакертский театр, которому, кстати, в этом году исполняется 60 лет. Остается надеяться, что готовность вселить веру и подарить новую жизнь сохранилась не только в артистических кругах.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • СЛОВО КАК ЭМОЦИЯ
      2017-11-29 16:23
      3438

      "Страсти по Шекспиру" на студенческой сцене На сцене студенческого театра Государственного института театра и кино состоялся очередной показ спектакля "Страсти по Шекспиру". Спектакля, который родился из разрозненных этюдов к экзамену студентов народного артиста РА Грачья ГАСПАРЯНА и переродился в единый организм, о котором заговорила театральная публика.

    • АПОСТОЛ ДИКТАТУРЫ СОВЕСТИ
      2017-11-22 16:15
      4744

      Исследователям-профессионалам еще предстоит написать статьи и диссертации (они уже пишутся), чтобы обозначить истинное место в отечественной литературе Рубена ОВСЕПЯНА. Это требует переосмысления и большого времени. Но не прошло и года, чтобы оценить, сколь значимо было его присутствие не только в нашей литературе, но и в нашей непростой жизни. И сколь болезненно-осязаемым стало его отсутствие.

    • В ГЛАВНОЙ РОЛИ – ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
      2017-11-17 16:02
      1999

      Театральный костюм – субстанция магическая. Он словно та видимая точка отсчета, с которой начинается перевоплощение. Настоящий костюм, выполненный настоящим театральным художником - он не просто восхищает зрителя. Он неосознанно суфлирует актеру. Он строит художественный образ, в котором воплощена вся палитра роли, которую по ходу действа ему предназначено исполнить! Именно созданием и разработкой образа костюма, его воплощением и представлением об "идеальной роли костюма" занимается всю свою творческую жизнь Мэри САРКИСЯН.

    • САРЬЯН – ГОРДОСТЬ И АРМЕНИИ, И РОССИИ
      2017-11-17 12:49
      1815

      15 ноября в рамках Дней культуры Армении в России, посвященных установлению дипломатических отношений между РА и РФ, в Государственной Третьяковской галерее состоялось открытие выставки самой крупной фигуры армянского изобразительного искусства, великого Мартироса Сарьяна. Вернисаж состоялся при высоком участии президента Российской Федерации Владимира Путина и президента Республики Армения Сержа Саргсяна. Этой торжественной церемонии предшествовало еще одно знаменательное событие – открытие мемориальной доски Мартироса Сарьяна на доме, в котором Мастер жил в Москве. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • С ДРУЗЬЯМИ НЕ ПРОЩАЮТСЯ
      2017-12-08 16:43
      1112

      Друзья детства - особая, тонкая материя. Сорок дней назад ушел из жизни главный режиссер Театра имени Станиславского Александр Самсонович ГРИГОРЯН. Ушел человек, с которым мы когда-то вместе перешагивали из детства в юность. Ушел, отхватив кусок нашей общей с ним жизни, начинавшейся в послевоенном Баку.

    • БЕСЕДЫ О ТЕАТРЕ В ДОМЕ ОВАНЕСА ТУМАНЯНА
      2017-12-08 15:48
      1222

      Недавно в тбилисском Доме Ованеса Туманяна состоялась встреча почитателей театрального искусства. Поводом стала тема любительских театральных трупп. Среди присутствовавших на встрече было немало молодежи из Ахалкалакского и Нинонцминдского районов, обучающихся в различных столичных вузах. 

    • СЛОВО КАК ЭМОЦИЯ
      2017-11-29 16:23
      3438

      "Страсти по Шекспиру" на студенческой сцене На сцене студенческого театра Государственного института театра и кино состоялся очередной показ спектакля "Страсти по Шекспиру". Спектакля, который родился из разрозненных этюдов к экзамену студентов народного артиста РА Грачья ГАСПАРЯНА и переродился в единый организм, о котором заговорила театральная публика.

    • В ГЛАВНОЙ РОЛИ – ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
      2017-11-17 16:02
      1999

      Театральный костюм – субстанция магическая. Он словно та видимая точка отсчета, с которой начинается перевоплощение. Настоящий костюм, выполненный настоящим театральным художником - он не просто восхищает зрителя. Он неосознанно суфлирует актеру. Он строит художественный образ, в котором воплощена вся палитра роли, которую по ходу действа ему предназначено исполнить! Именно созданием и разработкой образа костюма, его воплощением и представлением об "идеальной роли костюма" занимается всю свою творческую жизнь Мэри САРКИСЯН.