Последние новости

ХРУСТАЛЬНЫЙ ЗВУК ТРУБЫ

"За пригоршню долларов", "На несколько долларов больше", "Хороший, плохой, злой", "Однажды на Диком Западе", "Однажды в Америке", "Профессионал", "Легенда о пианисте", телесериал "Спрут". Что объединяет все эти и многие другие фильмы? Так вот кроме того, что все они сняты великолепными режиссерами, главные роли исполнены ведущими американскими и европейскими звездами экрана, во всех этих картинах звучит великолепная музыка одного композитора - итальянца Эннио Морриконе.

 Его мелодии знают все, они изданы на миллионах дисков, звучат по радио, в телеэфире, их знают и любят люди всех возрастов, социальных и культурных слоев разных стран. Это уже классика. Но вот совсем недавно по инициативе и при содействии Посольства Италии в Армении в рамках традиционной Недели итальянской кухни в "Меццо классик хаус" состоялся уникальный концерт виртуозного итальянского трубача Мауро Маура, в ходе которого замечательный музыкант исполнил свои версии давно известных и полюбившихся всем мелодий.

В тот вечер зал клуба "Меццо" был заполнен до отказа. Кроме любителей настоящей музыки в зале присутствовали и сотрудники Посольства Италии во главе с послом Италии в Армении г-ном Бруно Скарпини. Но вечер был далек от тех пафосных мероприятий, в которые частенько превращаются вечера, организуемые международными организациями. В зале царили музыка и теплая дружеская атмосфера. И огромная роль в этом принадлежит солисту оркестра римской оперы Мауро Мауру и его аккомпаниаторше, а по совместительству и невесте - очаровательной Франсуазе де Клоссей. Играя дуэтом, они доставили массу удовольствия всем собравшимся. Что неудивительно, ведь Мауро Маур - звезда мирового уровня!

Маур закончил экстерном свое начальное музыкальное обучение в Триесте, затем с блеском поступил в Национальную консерваторию Парижа, где оттачивал свое мастерство со знаменитым музыкантом Пьером Тибо. Будучи еще студентом консерватории, он выиграл конкурс на замещение вакансии первого трубача Национального оркестра Тулузы и в составе этого коллектива объездил весь мир и участвовал в многочисленных конкурсах. Свою блестящую профессиональную карьеру он начал, когда ему было всего 8 лет. Нет нужды перечислять все медали и награды, которые он получал на профессиональных конкурсах во Франции и Италии, а также и те престижные сцены мира, на которых он демонстрировал свое мастерство, хотя парочку назвать все же хочется - "Карнеги-холл" в Нью-Йорке, "Фестшпилле" в Зальцбурге, "Арт-центр" в Сеуле и другие.

Специально для него писали свои произведения многие композиторы, как, например, Эннио Морриконе и Микис Теодоракис. Для телевидения и кино Маур записал саундтреки для более чем 100 фильмов. Его персональная дискография в качестве солиста насчитывает около 20 альбомов.

Музыкант этот весьма активен. Он дает мастер-классы в консерваториях многих итальянских городов, а также в Монреале и Москве и является профессором консерватории "Санта-Сесилия" в Риме. Трубач аккомпанировал многим выдающимся солистам - Барбаре Хендрикс, Андрэ Исоару и Пьеру Тибо, играл с оркестрами под руководством Рикардо Мути, Леонарда Берстайна, Серджио Озава, Пьера Булеза, Лорина Маазеля. И это еще не полный список его творческих коллабораций. Но, наверное, самая тесная творческая дружба связывала музыканта с Эннио Морриконе. Знаменитый композитор приглашал для исполнения своих произведений Маура в 18 фильмах. Более того, многие из соло в этих саундтреках писались Морриконе специально для Маура. И именно в расчете на Маура Морриконе написал свой концерт "UT". И наконец, Мауро Маур является обладателем самого престижной награды города Триеста и кавалером ордена Рыцаря "За заслуги перед Итальянской Республикой", которую ему вручил президент Италии.

Вот такой музыкант играл в тот вечер перед ереванской публикой. Ему аккомпанировала очаровательная пианистка Франсуаза де Клоссей. Как выяснилось в ходе вечера, эта молодая женщина тоже является своеобразным вундеркиндом. Родом из Канады, она с детства мечтала играть на фортепиано. И вот однажды, вернувшись домой из школы, она увидела гостившего у них незнакомого мужчину. Родители попросили ее сыграть для гостя. Когда она закончила играть, гость положительно оценил ее игру и напрочил ей большое будущее. Как она потом выяснила, это был один из гигантов мирового джаза, пианист-виртуоз легендарный Оскар Питерсон. Очевидно, оставаясь верной "завету" знаменитого джазмена, все сольные номера она исполняла в джазовом стиле. Особенно поразила в ее исполнении музыкальная тема из кинофильма "Легенда о пианисте" того же Эннио Морриконе. И аккомпанировала она своему партнеру так же азартно и энергично, как и исполняла рэгтаймы.

В тот вечер в зале клуба "Меццо" царила настоящая музыка в исполнении музыкантов-виртуозов. Звук трубы Мауро можно было сравнить разве что со звоном хрусталя, и хотя мелодии, представленные в тот вечер, прозвучали бы в любом исполнении, мастерство итальянского гостя сделало их неповторимо прекрасными. А еще Маур оказался прекрасным рассказчиком и шоуменом. Каждое исполняемое ими произведение он предварял каким-нибудь рассказом об истории его создания или музыкантской байкой, делился своими соображениями по самым разным вопросам - от отношений между мужчиной и женщиной до процессов создания кинофильмов.

Днем того же дня, еще до концерта, заинтригованный личностью музыканта, я нашел его в клубе "Меццо", куда участники дуэта пришли на репетицию. Г-н Маур оказался на редкость приятным собеседником, с удовольствием и достаточно подробно отвечал на все вопросы.

- Ваше кинотворчество ограничивается лишь сотрудничеством с Эннио Морриконе?
- Нет, конечно. Я много работал для фильмов Федерико Феллини. Мы дружили семьями. И когда Феллини скончался, его супруга, замечательная актриса Джульетта Мазина попросила меня сыграть на его похоронах. Я, конечно, исполнил ее просьбу. И когда через 8 месяцев скончалась она сама, то, вскрыв ее завещание, адвокаты и близкие увидели, что она просила, чтобы и на ее похоронах играл я. Кстати, на прощальной церемонии самого Феллини я играл произведение другого великолепного итальянского кинокомпозитора - Нино Рота "Ангел".

- Вы известны прежде всего как классический музыкант. А как вы оказались в сфере популярной музыки, если музыку кино можно считать популярной?..
- На самом деле я никогда не изменял музыке и особенно не делил ее по жанрам. Профессиональную карьеру я начал в 20 лет в парижской опере. Потом продолжил работать в Риме. Но параллельно с классикой я играл музыку Морриконе и выступал со звездами эстрады, например с Шарлем Азнавуром. Меня часто приглашали играть соло как в классических произведениях, так и в популярных. Однажды после выступления с классическим оркестром в Зальцбурге я тут же отправился играть и знаменитую арию "Саммертайм" из оперы "Порги и Бесс" Джорджа Гершвина в джазовой обработке под аккомпанемент биг-бэнда. Я сам никогда не выбирал произведения и стиль. Меня приглашали продюсеры, работающие в разных жанрах. И я не считаю это чем-то особенным. Знаете, я бы это сравнил с едой. Мы ведь кушаем и итальянские блюда, и китайские, сегодня я ел армянские. Да, они разные, но все это еда. Так и с музыкой.

- Кроме классической музыки вы играете программу, составленную из саундтреков. А нет ли желания сделать программу из, скажем, новогодних песен или популярных номеров из бродвейских мюзиклов?
- Я играл и то и другое. Знаете, это примерно то же, что я только что сказал о разности однородности музыки. Здесь, скорее, возникает вопрос чувственности, это как говорить на разных языках, но на каком языке бы вы ни говорили, ваши чувства будут понятны. Главное не что играть, а как играть, и тогда вас поймут любители классики, поп-музыки, джаза и всех прочих жанров музыки.

- А любите ли вы кино само по себе, безотносительно к музыке?
- Знаете, в молодости я был членом небольшого оркестра, который играл на карнавале. Так вот во время выступления, когда вокруг было много людей, масок, нарядов, музыки, я наблюдал за реакцией людей. За действием артистов и реакцией на него людей. Это поразило меня. Я понял, что существует непосредственная связь между тем, что человек видит и что он слышит. И когда эти два чувства совпадают, человек испытывает настоящее наслаждение. С тех пор я дружу с кино и с музыкой для кино. Ну а что касается конкретно фильмов, то, конечно, я люблю кино, дружу со многими режиссерами и актерами и стараюсь не пропускать хороших киноработ.

Вопросов можно было бы задать и больше, но музыканты были уже сосредоточены, они готовились к репетиции, и я поспешил оставить их в покое. Ну а вечером того же дня мне на все незаданные вопросы с лихвой ответила сама музыка в исполнении Мауро Маура.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КРАСИВАЯ МУЗЫКА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
      2017-01-16 14:14
      343

      Люди, которые бывали в Лос-Анджелесе, уверяют, что это красавец-город, в котором живут около пяти миллионов человек самых разных национальностей. Для справки: белое население города составляет 29%. Это армяне, евреи, немцы, ирландцы, англичане, итальянцы. На армянском языке говорит примерно 2% населения города. Примерно половина населения - латиноамериканцы, а еще азиаты, афроамериканцы, индейцы. И все они живут по своим обычаям, согласно своему воспитанию, привычкам, жизненным принципам. Кто-то считает Лос-Анджелес огромным муравейником, а кто-то зоопарком. И среди вторых Паруйр ПАНОСЯН, больше известный в мире музыки как диджей Бей-Ру.

    • КАРИНА ШЕБЕЛЯН - ОТ ФАНТАСТИКИ ДО МЮЗИКЛА
      2016-12-26 10:13
      2826

      В самолете "Уральских авиалиний" просматриваю глянцевый бортовой журнал. Натыкаюсь на информацию о том, что в Екатеринбурге готовится к постановке мюзикл "Декабристы" на музыку композитора Евгения Загота и либретто Карины Шебелян. Не та ли это Карина, которая написала книгу "Черная молния", а несколько лет назад вышел одноименный фантастический фильм, полюбившийся зрителям?

    • "ЭТОТ ДИВНЫЙ МИР" АСМИК ШИРОЯН
      2016-12-22 11:20
      2845

      До финала конкурсного отбора на Евровидение-2017, который пройдет на Украине, осталось совсем мало времени. Наш телепроект "По дороге к Евровидению" пользуется большой популярностью, хотя и вызывает много споров. На мой взгляд, единственная от него польза заключается в том, что на экранах телевизоров мы видим много новых лиц, а не только тех, кого нам поставляет шоу-бизнес. 

    • ТАНГО-НУЭВО В ЕРЕВАНЕ
      2016-12-19 14:58
      836

      Говорят, чтобы музыка понравилась, она в первую очередь должна тронуть душу, достучаться до сердца. Она должна сыграть на чувствах, и работа мозга в этом вопросе - дело лишь второе. Очевидно, именно на эти утверждения ориентировались создатели армянской версии мюзикла или, точнее, танго-оперетты "Мария из Буэнос-Айреса". Великолепная, страстная, эффектная музыка легендарного аргентинского композитора Астора Пьяццоллы была материализована на сцене нашего Оперного театра режиссером Арменом Меликсетяном. Интервью с ним, в котором затрагивалась и тема будущей постановки, "ГА" публиковал пару месяцев назад. И вот успешная премьера состоялась. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Музыкальные четверги в доме Хачатуряна
      2017-01-19 10:40
      36

                     19 января в Доме-музее Арама Хачатуряна в Ереване состоится первый в 2017 году концерт из цикла «Музыкальные четверги в доме Хачатуряна».

    • Эдуард Налбандян: Армения и Китай достигли значительных успехов в двусторонних отношениях
      2017-01-16 13:26
      139

      В Национальном академическом театре оперы и балета состоялся концерт, посвященный 25-летию установления дипломатических отношений между  Республикой Армения и Китайской Народной  Республикой. В концерте  принял участие танцевальный ансамбль из Китая «Гансю». 

    • ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АККОРД ФЕСТИВАЛЯ
      2016-12-19 15:48
      4559

      Заключительный аккорд Международного фестиваля "Ереванские перспективы-2016" получился мощным и впечатляющим. Он завершился двумя встречами с музыкантом универсальной творческой одаренности Борисом Березовским, пианистом, который относится к тем редким исполнителям, что с первыми звуками своего инструмента предельно обостряют слух, эмоционально встряхивают слушателя и не отпускают его до последней ноты. И в который уже раз фестиваль подтвердил: поиски его руководителя Степана Ростомяна и главного менеджера Соны Ованесян плодотворны и интересны. Портрет фестиваля и в этом году получился, как и всегда, ярким и неординарным.

    • Государственный молодежный оркестр Армении представит симфонию Стаса Намина
      2016-12-13 11:35
      136

      В рамках творческих дней Стаса Намина 19-го декабря в 19:00 в концертном зале Арама Хачатуряна в Ереване Государственный молодежный оркестр Армении (художественный руководитель и главный дирижер Сергей Смбатян) представит симфонию Centuria S-Quark Стаса Намина, сообщает aysor.am со ссылкой на пресс-службу оркестра.