Последние новости

TV-МЕХАНИЗМ, СМЕТАЮЩИЙ И КАЛЕЧАЩИЙ ВСЕ НА СВОЕМ ПУТИ

         Начинаются совместные обсуждения Общественного совета и инициативной группы, обратившейся с нашумевшим письмом к президенту РА, суть которого – если сегодня не взяться всерьез за деятельность нашего телевидения, ведущего к деградации нации, завтра будет поздно.

         Один из участников инициативной группы, научный сотрудник ЕГУ, аспирант журналистики, социолог, автор исследования "Последствия "агрессивного телевидения", Ваграм МИРАКЯН заявляет: "Проводя исследования, я открыл для себя, что наше сегодняшнее телевидение гораздо опаснее для нашего информативного поля и психологии, чем азербайджанская и турецкая пропаганда, вместе взятые".

- Ваграм, какие телепроявления, на ваш взгляд, носят особо угрожающий характер?

- Первое – пропаганда агрессии, которая на ТВ повсеместно. Причем агрессия, предстающая в статусе социальной культуры, культуры общения. И молодое поколение, воспитывающееся на этом самом телевидении, начинает воспринимать ее как нечто абсолютно естественное. Причем речь идет не только о мордобое и прочем. Настороженность и претензия, которую мы называем "мунат", – это тоже форма вербальной агрессии, которая укореняется. Второе – пропаганда шикарной жизни. Есть много исследований, согласно которым в странах и регионах, где телевидение пропагандирует роскошную жизнь, а социально-экономические условия не позволяют достичь подобной жизни честным путем, увеличивается процент преступности. Конечно, с позиций завоевания аудитории это очень продуктивно – кому не приятно смотреть "красивые картинки", даже если в итоге они направлены на продажу какого-нибудь масла "Афтаб". И чем больше аудитория, тем больше покупателей. Хотя нас интересует не это, а социально-культурные результаты. А они таковы – увеличение преступности и эмиграции. Ну и, конечно, сюда нужно добавить культ материальных ценностей, полное попрание духовных ценностей. Подобная система ценностей неизбежно ведет к деградации общества. Общество должно жить какими-то духовными ценностями, если хотите - идеалами. А когда в ранг идеала возведена исключительно погоня за удовольствиями, такое общество обречено – это уже несколько тысячелетий подтверждает вся история человечества. Нравственные, интеллектуальные ценности отныне перестали рассматриваться как таковые. Герои перестали быть предметом подражания.

- Ну, они просто в списках не значатся…
- Именно! Создан механизм, сметающий и калечащий все на своем пути. В конце концов, постоянное присутствие "звезд" в эфире – это же тоже пропаганда определенного образа жизни и путь к деградации. Образ интеллектуала с экрана исчез вообще или, по крайней мере, появляется крайне редко.

- Почему же? Во всеми обожаемой передаче есть четкая расстановка акцентов: интеллектуал в очках и со знанием нескольких языков – всеобщее посмешище. Питекантроп же умеет зарабатывать деньги, и его любят женщины и дети.
- Такая модель настолько идеально подогнана под законы пропаганды, что уже трудно поверить, что все это случайность. У интеллектуального человека, живущего духовными ценностями, нет места на Армянском телевидении. А ведь образы, населяющие телеэфир, становятся предметом для подражания. Эта теория была открыта еще в 50-х годах прошлого столетия и к 80-м была полностью доказана.

В моей книге есть цифры, взятые у Национальной службы статистики, количество преступлений, замешанных на агрессии, изнасилованиях и прочее. Когда сравниваешь их динамику с динамикой "криминального развития" отечественных сериалов, все совпадает. Сам я не производил опроса привлеченных к ответственности за преступления такого рода, но существует опыт, скажем, США – 70 процентов преступников такого типа заявляют, что механизм совершения преступления они позаимствовали из телевизора. Вообще есть многочисленные исследования, доказывающие, что реальность телевизионная имеет тенденцию очень быстро становиться реальностью жизненной. Телевидение не изучает реальность – оно ее формирует. Уж если герой носит какой-то элемент агрессии, то пускай хоть проявляет ее в борьбе за справедливость.

- В американских блокбастерах, которыми также наводнен наш эфир, с этим все благополучно, но говорить о высоких нравственных и художественных ценностях здесь также преждевременно.
- Да, но мы так озабочены нашими сериалами, потому что их влияние сильнее в разы. Мы же идентифицируем себя с ними. Ведь речь идет о разной языковой, социальной среде. Конечно, здесь тоже есть воздействие, но в гораздо меньшей степени – это иная культура, и мы ее наблюдаем со стороны. Психологическое разделение "мы – они" существует. А вот наши юмористические передачи тоже обладают большой разрушительной силой. Юмор – один из самых продуктивных методов пропаганды. И если у меня отрицательное отношение к криминальному элементу, а в передачах он все время предстает в юмористическом свете, я начинаю относиться к нему позитивно. В фокусе наших юмористов часто оказываются люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией, и это тоже становится поводом к подражанию и, как следствие, росту явления. Интеллектуального юмора у нас нет. Вообще продукт для интеллектуального зрителя у нас практически отсутствует, и к юмору это также относится. Часто юмор – это непривычная ситуация. И поскольку все моральные границы стерты, его объектом становится Вардан Мамиконян, дело дошло до Христа. В результате опять же формируется механизм стирания ценностей.

- И что вы в такой экстренной ситуации предлагаете?
- Любые запреты только ухудшат ситуацию, а вот редактирование просто необходимо. Никто не против сериалов как таковых – это определенный формат, и речь идет лишь о том, чем его заполнить. Наши соседи - грузины выпустили сериал, герой которого идеальный гражданин, который может служить своей стране и своему государству. Но все это преподносится в жанре экшн - динамично, интересно, вызывая эмоциональное напряжение. Почему наши старые армянские фильмы до сих пор пользуются любовью и популярностью? Есть определенные составные, и, если их сохранять, аудиторию ты так или иначе завоюешь. Ведь можно снимать фильмы, сериалы динамично и непафосно, но меняя персонажей и их мессиджи обществу. Тогда телеканалы смогут обеспечить себя аудиторией, а значит, и финансами и при этом не вести общество к деградации.

В нашем письме к президенту мы предлагаем, основываясь на научных исследованиях, начать подобную редактуру. С привлечением социологов, психологов и этнопсихологов попытаться понять, какой гражданин нужен нашему обществу, – такой, который не брезгует ничем в достижении своих целей, или такой, который не желает бросать окурки на тротуар и брать взяток. Вот когда мы это поймем, тогда и можно формировать новых героев и посылать мессиджи обществу. И такие исследования уже проводятся. Например, Нораванкский фонд информатики исследует, какие идиологемы существуют в наших масс-медиа, уже три года. На основании подобных исследований нам следует понять, чего мы хотим. Вот я провел исследование сериалов и пришел к выводу, что они пропагандируют агрессию. Остается ответить на вопрос: мы хотим иметь такое агрессивное общество, идеалом которого является криминальный авторитет? Если да – пожалуйста! Только вот жить здесь станет невозможно.

- Вы все внятно и квалифицированно излагаете. Но, кажется, ваше обращение к президенту некоторые восприняли как попытку наступить на горло телесвободе?
- Мы занимаемся социокультурными вопросами, информационного поля вообще не касались, и об ограничении свободы слова речь не идет в принципе. Но появилось наше письмо, и некоторые СМИ, неделю назад клеймившие сериалы, вдруг стали критиковать и обратившихся к президенту, и президента. У меня впечатление, что у этих людей единственная цель - формировать неприятие в обществе. Другого объяснения нет. У них нет цели решить вопрос – только создавать напряжение. Наша группа работала сутки напролет, с утра до ночи, а теперь заявляют, что это госзаказ, что это письмо писалось по адресу пр. Баграмяна, 26. Лучше не обращать внимания на провокаторов и дело делать.

- Но, с другой стороны, наверное, естественно, что в нормальном человеке образ цензуры не вызывает энтузиазма.
- Соответствующие институты, ограничивающие телеканалы, существуют везде. За две секунды демонстрации голой груди Джанет Джексон CBS была оштрафована на $2 млн. Если человек хочет смотреть эротику или плоские сериалы, он может за это платить и смотреть, но они не присутствуют на общественных каналах. Наше же Общественное телевидение – это вообще отдельная история. В 50-60 годы общественное телевидение в Европе было создано в альтернативу губительной деятельности коммерческих каналов - своего рода государственный и общественный заказ. В Европе общественных каналов больше, чем коммерческих, и их главное отличие в том, что на них законы этой самой коммерции не распространяются. В нашем случае, когда Общественное телевидение руководствуется именно коммерцией, оно перестает быть таковым. В нашей стране нет общественного телевидения. Это угрожающий вопрос. Специалисты видят главную опасность телевидения именно в проникновении коммерции, которая диктует свои законы, а они, как правило, ориентированы воздействовать не на душу и интеллект, а на инстинкты. Это ведет к пропасти.

- Кстати, о законах. Существующие в сфере законы способны обеспечить ее здоровое функционирование?
- То, что у нас есть, иначе как законодательным бардаком не назовешь. Существует Закон о телевидении и радио, где все вроде четко прописано, но в Административном кодексе нет на эту тему никаких положений. Есть закон, но отсутствуют какие-либо рычаги его реализации. Нормально действует только Закон о рекламе. Здесь необходимо все привести в соответствие. Но наиглавнейшая проблема – это вопрос кадров. "Творческие группы", выдающие полуграмотную продукцию, - люди с вульгарными, мещанскими представлениями и вкусами, заявляющие, что они и есть общество. Пока на телевидение не придут иные, грамотные и профессиональные кадры, ничего позитивного не будет. В предыдущие годы по этим вопросам было много писем и воззваний, но они носили эмоциональный характер. Проблема не ставилась на институциональном уровне. Мы рады, что президент откликнулся на наше беспокойство и пути решений будут обсуждаться совместно с Общественным советом. Но если мы почувствуем, что все опять ограничится разговорами, мы продолжим нашу борьбу.
 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "АВРОРА" - ДВИЖЕНИЕ К ГУМАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
      2017-04-26 14:50
      474

      После первого выстрела "Авроры" - награждения первых лауреатов премии за проявленные гуманизм и мужество, состоявшегося в Ереване в прошлом году - рейтинг "Авроры" взлетел настолько, что теперь она уступает лишь Нобелевской премии мира. Это не понты, а статистика. И это внушает оптимизм. Не только в контексте того, что инициатива филантропов Рубена ВАРДАНЯНА, Нубара АФЕЯНА и Вартана ГРЕГОРЯНА получила поддержку и развитие. В контексте того, что с нами, человеками, все не так безнадежно, как кажется.

    • ARMMONO - ПОДАРКИ ЗРИТЕЛЮ К КРУГЛОЙ ДАТЕ
      2017-04-25 12:45
      803

      Пятнадцатилетний капитан стремится к новым горизонтам В нынешнем году ереванский международный театральный фестиваль ARMMONO справляет 15-летие. За в общем-то недолгие годы своего существования старейший театральный фестиваль независимой Армении не просто успел нарастить мускулатуру, но обзавелся серьезными партнерами и крепкими друзьями, показал нашему, кстати, не только ереванскому, зрителю сотни спектаклей из разных уголков мира, в десятках стран успел представить театральное искусство Армении. Взяв старт 29 апреля, ARMMONO в очередной, юбилейный раз постарается доказать, что фестиваль – это не просто праздник, но праздник с развитием. По крайней мере директор ARMMONO Марианна Мхитарян делает для этого все возможное.

    • ОПЕРУ РЕСТОРАНОМ НЕ ПРОКОРМИТЬ...
      2017-04-19 17:07
      866

      Недавно министр культуры Армен Амирян объявил о намерении произвести модернизацию внутренних помещений Национального академического театра оперы и балета им. Ал. Спендиарова под патронатом государства и сообщил, что окончательный вариант проекта будет представлен на обсуждение общественности. Общественность же никаких вариантов дожидаться не стала и местами сразу начала биться в истерике. А ведь если умерить шквал эмоций, это действительно тема весьма серьезного обсуждения.

    • "АРЦВАБУЙН" СДАЛ ЭКЗАМЕН КАРАБАХУ
      2017-04-19 16:31
      1343

      В рамках "Культурной остановки" сундукяновцы выступили в Арцахе и Сюнике С 6 по 11 апреля в рамках программы Министерства культуры "Культурная остановка" Национальный академический театр им. Г. Сундукяна показывал свою последнюю премьеру, спектакль "Арцвабуйн" ("Орлиное гнездо"), поставленный по пьесе Г. Бегларяна Давидом Арутюняном, в Арцахе и Сюнике. Спектакль о Карабахской войне предстал перед теми, кто находится на самом переднем ее рубеже.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПОП-БУРДА В ЭФИРЕ
      2017-04-28 16:36
      226

      Совсем недавно пришлось побывать на концерте одного нашего поп-исполнителя. И, как водится, после концерта принял участие в обсуждении. В самый разгар обсуждения кто-то вспомнил ситуацию, возникшую в интернете сразу после трансляции церемонии вручения "Оскара" в конце февраля, которую в той или иной мере можно было отнести к теме нашего спора. 

    • БРАВО, АНГЕЛИНА!
      2017-04-28 16:21
      177

      "Впервые в истории российского телевидения новое международное вокальное шоу для особенных детей, которым этот конкурс нужен как воздух, у которых по разным причинам  не было никакой  возможности попасть на большую сцену", – такова фейсбуковская текстовка организаторов вокального конкурса "Ты супер" для детей из бывших республик Советского Союза, лишенных родителей. 11 февраля этого года воспитанница Гюмрийского Дома-интерната им. Ф.Нансена 15-летняя Ангелина Папикян  успешно выступила в конкурсе.  

    • В Азербайджане отключены российские каналы из-за демонстрации роликов о Геноциде
      2017-04-23 18:37
      270

                   Некоторые кабельные операторы Азербайджана перестали ретранслировать российские телеканалы ТНТ и ТНТ 4.

    • КАК ТОЛЕРАНТНЫЙ АЛИЕВ ДВА ЧАСА СОЛОВЬЕВА УБЕЖДАЛ
      2017-04-12 14:00
      2546

      Известный и авторитетный российский телеведущий Владимир Соловьев в авторской программе на радио рассказал о посещении Баку и двухчасовом разговоре с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Соловьев оговаривает, что многое в его рассказе осталось за кадром, так как он не вправе передать все подробности долгого разговора. Конечно, если о двухчасовом разговоре рассказывать около получаса, действительно, многое останется за кадром, тем не менее даже по скудным рассказам Соловьева можно сделать некоторые интересные выводы…