Последние новости

ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ

Совсем недавно на сайте азербайджанского информагентства ТРЕНД был помещен видеоматериал, в котором искусствовед Эльчин Алибейли "с фактами на руках" убеждал слушателей и зрителей в том, что армяне все украли у азербайджанцев – от музыки до литературы. Думается, названному "искусствоведу" будет полезно вспомнить забытые имена великолепных армянских музыкантов, сыгравших огромную роль в становлении и развитии азербайджанской культуры.

Первым музыкантом, исполнявшим на кларнете восточную музыку на Кавказе, был дедушка уже покойного кларнетиста Георгия Агабабова. Дудукист Сергей был призван в царскую армию, где в духовом оркестре научился играть на кларнете и привез его с собой в Баку. А одним из основоположников прогрессивной школы искусства мугама в Азербайджане был кларнетист Каро Чанчоглян. Родом из Ленинакана, он в 50-е годы записал все основные виды мугама на азербайджанском радио, которые исполнялись и хранились в золотом фонде вплоть до 80-х годов прошлого столетия. Это были просто шедевры восточной музыки. Могила Каро долгие годы была местом паломничества бакинских музыкантов. Но записи его сегодня, скорее всего, уничтожены "толерантными любителями музыки", а может быть, переименованы и присвоены.


Вторым гигантом исполнения мугама на кларнете в Баку был Георгий Мартиросов, заслуженный деятель искусств Азербайджана. В 80-е годы у него был свой ансамбль "Гюльшен", который базировался в ДК им. Шаумяна. Его искусство до сих пор считается непревзойденным. После одного из концертов к Георгию на сцену вышел лучший в те годы азербайджанский кларнетист Вели и при всех признался: "Жора, ты самый лучший!".

Основоположником исполнения мугама на кяманче в Баку был знаменитый Невтон Григорян, выступления которого чуть ли не каждый день показывали по бакинскому телевидению. Он великолепно играл в ансамбле народных инструментов Азербайджанского ТВ, записал и сольные пластинки. Его "Шюштер" до сих пор исполняется как классика. А чуть позже лучшими стали Борис Керопян и Давид Айриян (ныне живущий в Бостоне). Интересно отметить тот факт, что обычно на правительственных концертах в оркестре играли азербайджанцы, а в записях, в программах ТВ и в документальных фильмах - армяне. Среди гитаристов лучшим исполнителем мугама был Сурен Меграбян, работавший в ансамбле Зейнаб Ханларовой. Сейчас он живет и работает в Лос-Анджелесе.

Думается, даже самый ярый поборник чистоты азербайджанской культуры не стал бы отрицать тот факт, что лучшим из лучших вокалистов, певших мугам, был ныне покойный легендарный "Жора Кировабадский" - Георгий Амирян.

В самом начале 20-х годов прошлого века Г.Ионесян создал первый ансамбль народных инструментов Азербайджана и долгие годы руководил им. В 1938 году этот ансамбль, добрую половину которого составляли армянские музыканты, выступил под его руководством на Декаде азербайджанского искусства в Москве. В 1930-40-х годах ведущим таристом в Баку был Согомон Сейранян (в Азербайджане его знали как Сейранова) - первый руководитель Государственного оркестра народных инструментов Азербайджана. А ведущей солисткой, исполнительницей азербайджанских народных песен Филармонического ансамбля народных инструментов была Роза Балаян. Ну а про репертуар Рашида Бейбутова, где самыми популярными были песни Андрея Бабаева "Я встретил девушку" и "Необыкновенные глаза", которые распевала вся страна, и говорить нечего.


Андрей Бабаев родился 27 декабря 1923 года в селе Мсмна Мартунинского района Нагорного Карабаха. Начальное музыкальное образование получил в Шуши. В 1950г. закончил Бакинскую консерваторию по классу композиции, а в 1953г. - аспирантуру Московской консерватории. Но еще до получения официального музыкального образования, в 1939-1941 годах работал помощником дирижёра оркестра азербайджанских народных инструментов Азербайджанского радио. В 1941-1945гг. был художественным руководителем ансамбля песни и пляски Бакинского гарнизона, в 1946-1947гг. - руководителем ансамбля сазисток бакинской филармонии, в 1947-1950гг. - хормейстером ансамбля песни и пляски той же филармонии. В 1950 году уехал в Москву, где и скончался 21 октября 1964 года. Похоронен на армянском кладбище в Москве.

Продолжим славный список своеобразного Зала славы армянских музыкантов Баку. В 60-70-е годы здесь жили два выдающихся армянина-аккордеониста, которым просто не было равных. Это гений аккордеона Михаил Макаров и не менее талантливый Эдуард Газаров. К сожалению, оба ушли из жизни совсем молодыми. Были они разными по характеру и по темпераменту, но их объединяли любовь к музыке и юмор, а Эдуарда отличала еще и преданная любовь к Армении. Особенно одарённым был Михаил - его техника игры была совершенной. Во время гастролей с Бейбутовым за границей местные аккордеонисты толпами приходили в гримерную после концертов и просили Михаила что-нибудь им показать или посоветовать. Как утверждают очевидцы, Макаров с удовольствием делился с ними своими секретами, постоянно подчеркивая свое армянское происхождение.

Что касается Эдуарда Газарова, то он был выдающимся музыкантом-инструменталистом, прекрасным аранжировщиком и дирижёром. Кстати, знаменитую "Лезгинку" гитарист Юрий Сардаров исполнял именно в его аранжировке. Газаров закончил консерваторию по классу композиции, однако его дальнейшая судьба сложилась весьма печально. После бакинских событий ему удалось чудом вырваться и уехать в Арцах, где он занялся педагогической деятельностью в музучилище. К сожалению, затем последовали страшная болезнь, отъезд на лечение в Израиль и смерть.

Эти и многие другие музыканты-армяне активно участвовали в развитии и популяризации азербайджанской народной музыки, при этом исполняя мугамы зачастую лучше самих азербайджанцев... Говорят, что человек, постигший национальную музыку другого народа, уже не чужой для него. Возможно, так оно и есть, но в отдельных случаях все зависит от народа, музыку которого постигает музыкант...

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЧИСТАЯ НОТА ЧЕРЕЗ ВЕКА
      2017-04-24 15:53
      185

      Впервые я услышал их игру в интернете. Это была прекрасная, весьма оригинальная версия старой армянской песни. Во второй раз я услышал, как эти же ребята поют и играют еще одну весьма популярную народную песню, причем не одни. С ними по-армянски пела суперзвезда западной музыки, обладательница награды ГРЭММИ блюз-дива британка Джосс Стоун. Это меня поразило. В третий раз, услышав их выступление по местному телевидению, я остался очень доволен. Наконец-то появилась группа, которая так осторожно, аккуратно и в то же время столь творчески обращается к народной музыке.

    • НАГРАДЫ МОЛОДЫМ МУЗЫКАНТАМ
      2017-04-19 15:43
      584

      Я не знаю, является ли наличие большого количества различных конкурсов, наград в области шоу-бизнеса, кино, театра и прочих видов искусства показателем развития нашей культуры и является ли это количество прямо пропорционально росту качества наших артистов, музыкантов, режиссеров и т.д. 

    • ДЖАЗ НА ТРОПЕ МИРА
      2017-04-12 15:18
      1216

      Мне жаль тех, кто не пришел на концерт Make Jazz, Not War - "Джаз во имя мира!", который прошел 8 апреля в Большом концертном зале им. Хачатуряна. Концерт Государственного джаз-оркестра Арцаха под управлением Тиграна Лалаяна был организован Армянской ассоциацией джаза при поддержке Министерства культуры и по делам молодежи Арцаха и Министерства культуры Армении. 

    • ЭТОТ СЛОЖНЫЙ ПУТЬ НА СЦЕНУ
      2017-04-05 15:08
      2028

      Молодую певицу Лусине Саргсян я увидел впервые на концерте в одном из клубов города. Симпатичная девушка пела достаточно активно и ярко нечто среднее между джазом, соулом и фанком. Отказать себе в удовлетворении собственного любопытства было выше моих сил. Встретились, поговорили. Выяснилось, что путь ее в джазовую музыку не был простым, но в то же время достаточно оригинальным.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВСЕ ПЯТЕРО ВЫСТУПИЛИ БЛЕСТЯЩЕ!
      2017-04-19 16:14
      765

      Недавно в Тбилиси прошел II международный конкурс молодых вокалистов им. Нодара Андгуладзе, посвященный 90-летию со дня рождения этого выдающегося грузинского певца-тенора второй половины XX века, чьему искусству рукоплескали Грузия и Россия, Германия и Италия, другие страны. Еще в 1994 году он создал Фонд грузинской вокальной культуры им. Д.Андгуладзе (Давид Андгуладзе – отец Нодара, оперный певец, педагог. – Е.Г.), который ведет активную деятельность в области организации, проведения и просвещения по многим направлениям грузинской музыкальной культуры. 

    • НАГРАДЫ МОЛОДЫМ МУЗЫКАНТАМ
      2017-04-19 15:43
      584

      Я не знаю, является ли наличие большого количества различных конкурсов, наград в области шоу-бизнеса, кино, театра и прочих видов искусства показателем развития нашей культуры и является ли это количество прямо пропорционально росту качества наших артистов, музыкантов, режиссеров и т.д. 

    • 5 ДНЕЙ ГИТАРЫ В КОНЦЕ МАЯ
      2017-04-12 13:00
      1770

      22 МАЯ В КАЛУГЕ СОСТОИТСЯ ОЧЕРЕДНОЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ "МИР ГИТАРЫ". АРМЕНИЮ НА ФЕСТИВАЛЕ В ЭТОМ ГОДУ БУДЕТ ПРЕДСТАВЛЯТЬ КОЛЛЕКТИВ "МИРЗОЯН-КВАРТЕТ".

    • Юная армянская пианистка выиграла на международном музыкальном конкурсе в Италии
      2017-04-10 12:38
      62

      Ученица 7 класса ереванской музыкальной школы им. Спендиарова Лаура Галстян на ежегодном международном музыкальном конкурсе MELOS в Риме заняла почетное первое место, передает NEWS.am.