Последние новости

УДИВИТЕЛЬНЫЙ УРИ КЕЙН

В мире музыки существуют и творят музыканты самых разных жанров, стилей и направлений. Классики, джазмены, рокеры, попсовики. Отдельная группа музыкантов пытается совмещать, объединять разные жанры, получая при этом диковинные конечные продукты, - джаз-рок, этнорок, симфоджаз, авангард-фолк... Ну и, наконец, есть и такие (правда, их очень мало), которые пытаются объединить в своем творчестве и даже в одном произведении все существующие жанры сразу.

 И вот один из представителей этого редкого вида, Ури Кейн, на прошлой неделе дал в Ереване два концерта в рамках программы европейского сотрудничества в области создания музыкальных инструментов, которая координируется парижской ассоциацией "Культура и сотрудничество".

Это были удивительные вечера. Казалось, что за два вечера, в течение двух концертов, этот музыкант вскрыл все имеющиеся в мировой музыке пласты, обозначил все значимые достижения композиторов мира и вместе со своими собственными преподнес их слушателям на блюдечке.

В ПЕРВЫЙ ВЕЧЕР ОН ВЫСТУПАЛ СОЛО В ЦЕНТРЕ ИСКУССТВ "ГАФЕСЧЯН", где представил свои версии популярнейших джазовых стандартов. При этом говорить о том, что он играл джаз, можно лишь с натяжкой: в его джазовых вариациях можно было явственно услышать все величайшее музыкальное наследие мира - от Моцарта до Битлз, от французских импрессионистов до фьюжна, от болгарских свадебных мелодий и ритмов до традиционной клезмерской музыки. А вот во второй день он играл собственное произведение, написанное им специально для выступления в Ереване вместе с Государственным камерным оркестром под управлением Ваана Мартиросяна. Т.е. по существу это была премьера достаточно любопытного произведения, состоявшего из нескольких частей, каждую из которых можно отнести к сложнейшему стилю симфоджаза с дополнительными элементами, заимствованными из разных жанров музыки. Тут было и подражание классикам, и вставки в стиле кантри, и ритмика рэгтайма, и самые неожиданные сочетания звуков, извлекаемых не только при помощи стандартного набора клавиш и общепринятой техники звукоизвлечения. В любой из этих частей Ури Кейн настолько органично выглядел и звучал, что временами весьма демократично одетому исполнителю, казалось, недоставало привычных бабочки и фрака, а иной раз, казалось, что для антуража больше подошел бы заполненный табачным дымом элитарный джаз-клуб и рюмка виски в руке.

Недаром Ури Кейн - один из немногих джазовых музыкантов, кого рады видеть на самых знаменитых фестивалях классической музыки и кого первым из джазовых музыкантов пригласили играть в Венскую народную оперу. Впрочем, помимо экспериментов с интерпретацией классики Кейн активно выступает в роли собственно джазового пианиста, выходит на сцену со многими признанными звездами этого жанра, он желанный гость на престижных фестивалях джазовой музыки - в Монреале и Монтре, Сан-Себастьяне и Ньюпорте.

Ури Кейн - блестящий джазовый пианист и импровизатор, родился в Филадельфии, где и получил чуть позднее начальное музыкальное образование. Юношей он поступил в Университет Пенсильвании, где обучался композиции. Сегодня он руководит несколькими ансамблями, выступает соло, играет в массе чужих групп, наконец, пишет собственные серьезные произведения. Его партнерами были такие звезды джаза, как Фили Джо Джоунс, Хэнк Мобли, Гровер Вашингтон, Дэйв Дуглас и Джон Зорн. Параллельно он работает с Камерным ансамблем города Сиэттла, Базельским камерным оркестром, Московским камерным ансамблем, а также с оркестром Канадской телерадиовещательной корпорации. Ему доверяют руководить музыкальным фестивалем в Венеции и писать произведения для камерного оркестра Лос-Анджелеса...

НА СЧЕТУ У КЕЙНА 22 ЛАЗЕРНЫХ АЛЬБОМА. За один из них, The Othello Syndrome, в 2009 году он был номинирован на премию ГРЭММИ Американской академии звукозаписи. А свой последний альбом, Siren, он выпустил в прошлом году, записав его в формате джазового трио.

Ури Кейн известен в мире как оригинальнейший интерпретатор произведений великих классических композиторов - Вагнера, Баха, Малера, Шумана и Бетховена. И в ходе второго ереванского концерта после исполнения своего произведения Amusements с камерным ансамблем на бис он исполнил свои версии произведений Моцарта и Дебюсси. Это было что-то невообразимое!

А днем после пресс-конференции в беседе с автором этих строк музыкант ответил на несколько вопросов.

- Являются ли ваши эксперименты с классикой и джазом одним из ответвлений так называемого третьего течения, создатели которого также провозглашали своей целью синтез классики и джаза?
- Нет. Третье течение как стиль появилось лет 50 назад, его создал композитор и дирижер Гюнтер Шуллер. Но в том, что делал он и что делаю я, есть большая разница. Он создавал произведения классического толка и представлял их при помощи джазовых приемов. Я же действительно пытаюсь соединить воедино эти два жанра. Ведь на самом деле музыка есть музыка, и от музыкантов зависит, как, в какой форме она будет звучать. Мне кажется, что третье течение менее прогрессивное и свободное направление в музыке. Там меньше возможностей для эксперимента и самовыражения. В том, что делаю я, практически нет никаких рамок. Я могу делать с классическим произведением, как и с джазовым, все что хочу, представлять их, как мне больше нравится в данный момент. В третьем течении этого не сделаешь.

- В последнее время часто можно слышать, что сегодняшняя музыка находится в состоянии кризиса. Что вы на это скажете?
- Я бы не стал употреблять слово "кризис", потому что оно подразумевает, что бывает какой-то "некризис", то есть нормальное состояние. А что имеется в виду под словом "кризис"? Ведь одновременно сосуществуют различные поколения музыкантов, различные группы людей с очень отличающимися друг от друга интересами, каждый делает и видит музыку по-своему. Поэтому, если у одного и наступает кризис идей, творческий кризис, то у другого, наоборот, происходит подъем, и идеи рождаются одна за другой. Я не вижу кризиса в ситуации, когда существует одновременно много вещей, которые мне нравится делать. Мои музыканты тоже хотят делать много разных вещей, и мы хотим играть друг с другом. Мы решаемся на эксперимент с целью посмотреть, что у нас получится. Поэтому это не кризис, это эксперимент. Я знаю, о кризисе говорят в том смысле, что, мол, в музыке теряются традиции, дескать, эти традиции замещаются чем-то грубым и вульгарным. Но это хорошо известное положение дел в музыке, так считали всегда. Музыка существует в различных многообразных мирах. Мнение, что традиции теряются, вполне традиционно. У меня, разумеется, есть свое видение того, что происходит, но я стараюсь быть толерантным по отношению к различным видам музыки, я пытаюсь понять, как различные стили и жанры музыки функционируют и взаимодействуют друг с другом, и пытаюсь создать что-то свое, новое...

- Кажется, что музыканты перепробовали уже все возможные варианты, пути дальнейшего развития джазовой музыки. Они объединяли джаз с роком, этнической музыкой, классической...Что будет дальше с джазом?
- Джаз останется джазом в любой ситуации. Его будут продолжать микшировать с различными стилями, жанрами, внедрять джаз в другие творческие проекты. Сколько музыкантов - столько и идей развития. Я уверен, что застоя не будет.

- А вот пару лет назад гастролировавший в Ереване легендарный саксофонист и новатор джаза Джерри Бергонзи в личной беседе сказал, что развитие джаза остановилось уже лет 40-50 назад...
- Ну это очень пессимистический взгляд... Раз музыканты играют, звучит музыка, люди многих поколений продолжают ходить на концерты, значит, джаз жив, значит, что-то происходит в мире джаза. Появляются новые имена, которые предлагают новые варианты и новые взгляды на музыку. Значит, развитие есть, просто оно может быть идет не вширь, а вглубь. Но главное, что джаз не стоит, да и не может стоять на месте. Он все время в движении. Другое дело, что направление этого движения непредсказуемо.

- Вы исполняете на свой лад (я специально не говорю - на джазовый лад, так как это не всегда джаз в традиционном понимании этого термина) произведения западных классиков. А нет ли намерения исполнить музыку, скажем, Комитаса или Хачатуряна?
- К сожалению, я не очень знаком с их музыкой, и поэтому сказать что-либо конкретное сейчас не могу. Но тем не менее: - а почему бы и нет? Все возможно. Знаете, мне очень понравилось в Армении, и, конечно же, вернувшись домой, я постараюсь узнать об Армении и ее музыке как можно больше. А там кто знает?..
 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВИРТУОЗ РОБЕРТ МЕРАБОВ
      2017-03-23 14:57
      157

      Несколько лет назад в нашей прессе активно представлялась информация о том, что современный вариант аккордеона был изобретен в 1829 году жившим в Вене мастером Кириллом Дамяном (1772-1849), армянином, уроженцем румынского города Арменополис (ныне Герла). Это, конечно, здорово, но что-то достойных наследников у нас сегодня не наблюдается. И вот из грузинской прессы узнал, что в столице Грузии живет великолепный музыкант, исполнитель на аккордеоне Роберт МЕРАБОВ. Причем интересен он не только виртуозной игрой, но и тем, что уже много лет является органистом лютеранской церкви в Тбилиси. 

    • ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА ДЖАЗ-ОРКЕСТРА
      2017-03-22 15:07
      216

      Когда стало известно об инициированной Министерством культуры и поддержанной Всеармянским фондом развития человеческих ресурсов "Пюник" программе "Культурная остановка", которая предполагает выезды коллективов, входящих в структуру Минккульта, – Театра песни, Госджаз-оркестра, симфонического оркестра, различных театров - в регионы страны, включая и самые дальние деревни и Арцах, это вызвало саркастическую улыбку не только у автора этих строк. После возвращения Государственного джаз-оркестра Армении п/у Армена Уснунца из такой поездки мы решили выяснить у продюсера и директора оркестра Артура АСАТРЯНА, есть ли основания для усмешек.

    • ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ В ИХ МУЗЫКЕ
      2017-03-21 13:28
      415

      24 марта предстоит концерт Human Element, открывающий фестиваль MUSIC DRIVE Термин "супергруппа" в шоу-бизнесе появился впервые в 1966 году, когда была основана британская рок-группа Cream с Эриком Клэптоном, Джинджером Бейкером и Жаком Брюсом. Чуть позже появилась еще одна - Blood, Sweat & Tears. Это была одна из первых джаз-рок групп, в которую входили музыканты, позднее ставшие цветом и гордостью джазового мира. 

    • ПЕРО В УВЕРЕННОЙ РУКЕ
      2017-03-20 16:05
      388

      Журналисты охотятся за любопытными историями и интересными людьми. Ищут их среди артистов, ученых, спортсменов и почти никогда среди коллег. А жаль, ведь среди них тоже есть весьма неординарные люди с более чем интересными историями за спиной. Случайно наткнувшись на одну такую историю, углубился в эту сферу и легко нашел еще несколько таких же. И в качестве первого примера такой истории следует представить, конечно же, Хачика Оганяна, явившегося по всем параметрам первым армянином-журналистом в США. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА ДЖАЗ-ОРКЕСТРА
      2017-03-22 15:07
      216

      Когда стало известно об инициированной Министерством культуры и поддержанной Всеармянским фондом развития человеческих ресурсов "Пюник" программе "Культурная остановка", которая предполагает выезды коллективов, входящих в структуру Минккульта, – Театра песни, Госджаз-оркестра, симфонического оркестра, различных театров - в регионы страны, включая и самые дальние деревни и Арцах, это вызвало саркастическую улыбку не только у автора этих строк. После возвращения Государственного джаз-оркестра Армении п/у Армена Уснунца из такой поездки мы решили выяснить у продюсера и директора оркестра Артура АСАТРЯНА, есть ли основания для усмешек.

    • КРУГ ЖИЗНИ БУРАКА БЕДИКЯНА
      2017-03-16 13:22
      914

      У компьютерщиков и людей, любящих рыться в интернете, в ходу словечко surf ("серфить", т.е. плыть по волнам, лишь слегка управляя своим движением), означающее, что ты входишь в необозримые просторы интернета в поисках чего-то интересного, а затем постепенно углубляешься в какую-то понравившуюся тебе тему. Именно таким образом два года назад автор этих строк наткнулся на информацию о турецком джазовом пианисте Бураке Бедикяне. Тогда же удалось найти и его дебютный альбом Circle of Life, выпущенный в 2013 году, а затем и второй - Leap of Faith, увидевший свет в 2015-м.

    • ТРАМПЛИН В БУДУЩЕЕ
      2017-03-15 17:28
      4060

         Её зовут Анаит Стельмашова. Ей всего 10 лет,  и она из Ахалкалаки, что на юге Грузии. Эта маленькая гражданка из особенного региона страны   - не просто обладает блестящей риторикой, знаниями в сфере музыки, талантом виртуозной пианистки, но и  всем своим существом  развенчивает миф о том, что не обязательно  родиться  где-то там в Париже, Лондоне, Нью-Йорке,  или по крайней мере, в Тбилиси, чтобы асом летать пальчиками над клавиатурой рояля.   

    • БРАТЬЯ ГРИГОРЯН - СЛАВА И ЛЕОНАРД
      2017-03-13 14:27
      987

      В мире существует огромное количество звукозаписывающих студий. Наиболее известные из них и престижные имеют свое творческое лицо. Так, Blue Note - проводник джаза, Motown - ритм-н-блюза и соула, АСТ - новой оринальной музыки, а вот ЕСМ - это лейбл, который записывает и джаз, и классику, и модерн, а главной характерной чертой этой студии является высочайшее качество и идеальный вкус.