Последние новости

ПЛОДЫ "ЗОЛОТОГО АБРИКОСА"

Наша публика так и не научилась выключать мобильные телефоны во время киносеансов, впрочем, как и не рваться в зал после того, как погас свет и загорелся экран. И если первое в дни кинофестиваля "Золотой абрикос" резало слух и однозначно относилось к минусам зрительской этики, то во втором виделся определенный плюс. Наш народ стал интересоваться серьезным кинематографом и отличать элитарное искусство от ширпотреба, посему непрекращающийся штурм залов "Золотого абрикоса" даже после начала фильма в некотором смысле радовал.

 

У ереванского МКФ появился свой зритель – разношерстный, разновозрастной, профессиональный и любительский. Посмотреть фестивальное кино стремятся как маститые кинематографисты, телевизионщики, студенты факультетов кино, так и просто киноманы. Отрадно видеть в залах людей солидного возраста, хорошо помнящих традицию посещения кинотеатров, соскучившихся по большому экрану и достойным фильмам. А рядом с ними – молодежь, которая готова к дискуссиям, ибо негоже посещать фестиваль и не разбираться в настоящем кино.


После завершения 9-го "Золотого абрикоса" можно уверенно сказать, что зрительская армия фестиваля растет из года в год. Впрочем, как и число участников и гостей, которых на торжественной церемонии закрытия в комплексе "Латар" было несметное количество. Среди них есть "абрикосовые" постояльцы – режиссеры, кинокритики, киножурналисты, чьи лица стали символом ереванского фестиваля. Есть и "новички", встреча с которыми еще несколько лет назад казалась невероятной и заоблачной. Но главное – есть большое кино, способное не только развить вкус и приобщить к высокому искусству, но и воспитать в человеке духовность, нравственность, гуманизм, научить мыслить и чувствовать.

Итак, 9-й МКФ "Золотой абрикос" опустил занавес. Семь счастливых дней были наполнены неповторимыми событиями – от ритуальной традиции освящения абрикосов в церкви Сурб Зоравор, праздника толмы в Сардарапате и посещения музея Сергея Параджанова до памятных и юбилейных вечеров, просмотра фильмов, вручения призов и наград. На последние фестиваль был в этом году особенно щедр. Три "Параджановских талера" были вручены маститым режиссерам с полярным киномышлением: польке Агнешке Холанд, одинаково успешно работающей на родине, в странах Европы и США, "давнему другу армян" грузину Эльдару Шенгелая и испанцу Виктору Эрисе, снимающему "редко, но метко". От хозяев "Золотого абрикоса" не отстало и Министерство культуры РА, наградившее своей золотой медалью того же Э.Шенгелая, а также россиянина Вадима Абдрашитова и польского режиссера Януша Газду.

Особым праздником стала поездка фестивальной делегации в Первопрестольный Св. Эчмиадзин, где состоялась еще одна церемония награждения - дебютная для "Золотого абрикоса". На сей раз новый фестивальный приз "Да будет свет!" учредила Армянская Апостольская Церковь, решившая оценить вклад кинематографистов не только в мировое искусство, но и в проповедь с экрана нравственных ценностей. Первым обладателем светоносного приза стал российский кинорежиссер Александр Сокуров, представивший в программе ретроспективных показов нынешнего фестиваля свою нашумевшую тетралогию "Молох", "Телец", "Солнце" и "Фауст". "Сердечная благодарность – за понимание другими людьми одного человека", - так выразил свою признательность мэтр российского кинематографа.


Кстати, сокуровская тетралогия имела большой успех у ереванского зрителя - билеты были раскуплены заранее, а залы столичных кинотеатров с трудом вместили всех желающих соприкоснуться с творчеством режиссера. Аншлагом отличились и другие кинопоказы - как игровых, так и документальных фильмов. В дни "Абрикоса" люди с удовольствием спешили пристроиться у экранов под открытым небом в парке "Погосян" и Ботаническом саду. Последняя, завершающая фестиваль картина австрийского режиссера Михаэля Ханеке "Любовь" с бесподобным мастером игрового кино Жан-Луи Трентиньяном в паре с обворожительной Эммануэль Рива стала в этом году обладательницей "Золотой пальмовой ветви" в Каннах. Обоим актерам – за 80, героям - тоже, но это не помешало им сыграть в лучших традициях французской актерской школы и представить трогательную историю о любви пожилой пары, в дверь которой постучалась беда. О профессионализме режиссера и говорить не приходится: держать зрителя больше двух часов в напряжении, притом что действие фильма не выходит за пределы одной квартиры, дело нешуточное.

Подобную оценку можно было бы дать и победителю 9-го "Золотого абрикоса" в номинации "Игровое кино" и обладателю Гран-при нынешнего года Сергею Лознице и его фильму "В тумане", если бы не некая инертность и предсказуемость сюжета. Тем не менее эта белорусская картина была признана компетентным жюри "главным Абрикосоносцем" нынешнего фестиваля. Символично, что фильм, снятый по одноименной повести Василя Быкова, "сорвал плод" с верхушки фестивального древа в год, объявленный в нашей стране книжным. "Серебряный абрикос" в той же номинации взяла лента "Издали кажется красивее" польских режиссеров Анки Саснал и Вильгельма Саснала. Специального приза жюри в игровом жанре удостоилась чилийская картина "Лето" Хосе Луиса Торреса Лейва.


"В тумане" оказался не единственным фильмом о войне, получившим высокую награду "Золотого абрикоса". "Лучшим документальным фильмом" признана картина Эмада Бурната и Ги Давиди (Палестина) "Пять разбитых камер", основанная на реальных событиях израильско-палестинского конфликта и ратующая за мир. Оригинальная находка режиссеров – снять фильм о событиях в подвергающемся оккупации палестинском селе Билин, запечатленных видеокамерами одного из жителей, приковывает внимание с первых же минут. Главный герой покупает первую камеру, чтобы снимать своего четвертого, новорожденного сынишку, а вместо ростков жизни ему приходится фиксировать побоища и смерть. "Серебряный абрикос" в той же номинации получил фильм режиссера Алексея Вахрушева "Книга тундры. Повесть о Вуквукае - маленьком камне", а специальный приз жюри достался грузинке Саломе Джаши и ее картине "Бахмаро".

Игровой раздел конкурсной "Армянской панорамы" также выделил картину с военной тематикой. "Если все…" Натальи Беляускене (Россия) – фильм об Арцахской войне спустя 20 лет, в котором вновь красной нитью проходит идея мира. Картину отметило и Экуменическое жюри, наградив ее своим призом. "Серебряный абрикос" отправился во Францию к режиссеру Валери Масадян и ее картине "Нана".

Если жюри и специалисты однозначно отмечали повышение уровня армянских игровых фильмов на нынешнем фестивале, то картина с документальным отечественным кино оказалась плачевной. Как отметил российско-украинский кинорежиссер и сценарист Валерий Балаян, практически не было фильмов, которые подняли бы на серьезный уровень социальную тему, затронули насущные проблемы Арцаха и т.д. "К сожалению, никто из документалистов не смог рассказать о вещах языком Параджанова или Пелешяна", - отметил В.Балаян. Тем не менее победителем в документальной части "Армянской панорамы" была названа картина наших бразильских соотечественников Касианы Тер-Арутюнян, Сезара и Гарри Кананянов "Армянская рапсодия". Этот же фильм получил приз Британского совета в Армении.

Последняя конкурсная программа - "Косточка" отличилась в этом году не только качеством, но и рекордным числом заявок: из около 600 короткометражных фильмов в итоге было отобрано 35. А единственным обладателем "Золотого абрикоса" в номинации короткометражек стала картина "Когда мы умираем ночью" Эдуардо Муруто (Бразилия). Приз "Специальное мнение жюри" уехал в Россию автору фильма "Незначительные детали случайного происшествия" Михаилу Местецкому. Жюри FIPRESCI наградило призом казахско-японскую ленту "Перед грозой" Эрлана Нурмухамбетова и Сано Синдзю. Специальный диплом Экуменического жюри вручили амшенскому армянину из Турции Озджану Альперу и его фильму "Будущее длится вечно".

Еще три награды были вручены на церемонии закрытия. Национальная киноакадемия Армении выделила картину Сюзан Харталян (Швеция) "Татуировки моей бабушки", Фонд Гранта Матевосяна – короткометражку "Плохой отец" Тиграна Аветикяна (Франция), а Союз кинематографистов Армении – документальный фильм "С Фиделем, что бы ни случилось" серба Горана Радовановича.

Впереди - юбилейный, 10-й "Золотой абрикос".

ФОТО АЙКА ПАПИКЯНА

 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • В ОБЪЕКТИВЕ - ЕРЕВАН
      2018-10-19 15:40
      1855

      "Ода Еревану" - так можно назвать фотовыставку, открывшуюся на днях в столичном культурном центре "Текеян" и собравшую немало любителей фотографии. Среди посетителей - деятели искусства, студенты, а также иностранцы, прибывшие в эти дни для участия в XVII саммите глав стран Франкофонии. Выставка "Ереван глазами ереванцев", раскрывшая "лицо и душу" Еревана, посвящена 2800-летию нашего города и стала одним из самых оригинальных подарков к юбилею.

    • ВЛЮБЛЕН В МУЗЫКУ И ЖЕНАТ НА ВИОЛОНЧЕЛИ
      2018-10-17 15:43
      1729

      Виолончелист Артем Манукян - желанный гость в Ереване. Его выступления на родине всегда проходят при полном аншлаге, собирая публику, открытую ко всему новому, неожиданному, экспрессивному. За 7 лет жизни и творчества в США он обрел поклонников практически по всему миру, столь часты его гастроли и широк спектр музыкального сотрудничества. Арто Тунчбояджян, Ваагн Айрапетян, Тигран Амасян, Вардан Овсепян, Джо Завинул, Драко Россо, Рики Мартин, Стиви Уандер, Гретхен Парлато и многие другие - перечислить всех звезд мировой музыки, с которыми выступал талантливый виолончелист, трудно.

    • К НАМ ИЗ СЕРБИИ - В ПОИСКАХ СВЯТОГО ЗНАКА
      2018-10-17 15:25
      996

      По инициативе почетного консула Сербии в РА Бабкена Симоняна в столичном Центре народного творчества им. Ов. Шарамбеяна открылась персональная выставка работ белградской художницы Анамарии Вардапетян. Это вторая экспозиция произведений нашей соотечественницы, устроенная на исторической родине, и четвертый армяно-сербский выставочный проект, реализованный в Ереване Бабкеном Симоняном.

    • ЕРЕВАНСКАЯ СВАДЬБА ЕРВАНТА ЗАНАЗАНЯНА
      2018-10-10 17:13
      1913

      Возможность стать участником семинара и мастер-класса выдающегося свадебного фотографа Ерванта Заназаняна - редкая удача. Но фортуна мне улыбнулась. Два дня общения с Ервантом и Ани Заназанянами - уникальной четой из Австралии, стали возможны благодаря организаторам мероприятия - компании Eventtoura и студии Anita Matinyan Photography, которые привлекли к участию фотографов из Грузии, России, Болгарии, Бельгии, Эфиопии и, конечно, Армении.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АРМЕНИЯ И КУБА СТАСА НАМИНА
      2018-07-23 15:38
      1089

      По приглашению организаторов Международного кинофестиваля "Золотой абрикос" в Ереване побывал рок-музыкант, композитор и продюсер, художник и фотограф, режиссер театра и кино, создатель и лидер группы "Цветы" Стас Намин. Приехал он не с пустыми руками: привез для представления армянскому зрителю два своих документальных фильма. С одним из них - "Древние храмы Армении" ереванцы познакомились в прошлый приезд Намина в наш город, а вот "Реальная Куба" - это одна из последних киноработ гостя, еще не известная нашей публике.

    • ДЕЯТЕЛИ КИНО ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ
      2018-07-20 15:07
      3352

      В рамках XV МКФ "Золотой абрикос" в зале AGBU прошел круглый стол, собравший кинорежиссеров, продюсеров, кинокритиков, киноведов, журналистов. Цели мероприятия – встреча деятелей кино из республик бывшего СССР, обмен информацией о сегодняшнем состоянии сферы, стремление найти точки соприкосновения и наладить сотрудничество в разных форматах - от разработки совместных проектов до копродукции.

    • УКРАИНСКИЙ "ВУЛКАН" ОБОШЕЛ КОНКУРЕНТОВ
      2018-07-18 16:27
      578

      Международный кинофестиваль "Золотой абрикос" подвел итоги. Публика в Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна с нетерпением ждала объявления победителей и обладателя Гран-при.

    • МОРЕ И КРЫМ ОВАНЕСА АЙВАЗОВСКОГО
      2018-07-11 16:59
      1214

      В столичном доме кино в программе "Армянская панорама" 15-го МКФ "Золотой абрикос" состоялась ереванская премьера документального фильма нашего российского соотечественника Ашота Джазояна "Я Айвазовский, родом из Крыма". Фильм-альбом, по-моему, именно так можно определить жанровую особенность этой картины, раскрывает тесную связь великого мариниста Ованеса (Ивана) Айвазовского с чудесным черноморским полуостровом, ставшим главной музой его многогранного творчества.