Последние новости

ГОД БЕЗ ВААГНА СТАМБОЛЦЯНА

Прошел год, как не стало выдающегося органиста Ваагна Стамболцяна. Тот, кто знал его, на всю жизнь сохранит о нем самые светлые и живые воспоминания. Ибо он был выдающимся артистом нашего времени и, следовательно, принадлежит и будущему.

Когда мы произносим его имя, перед мысленным взором возникает целый мир волшебства музыки, ее торжество. Что же могут прибавить слова к этому торжеству музыки? Только одно: надо мысленно пробежать весь путь Ваагна Стамболцяна, подумать немного о тех богатствах, которые мы ощущали с вами в продолжение всех этих лет, и сказать спасибо создателю удивительной школы, одному из самых вдохновенных поэтов органа.

Через музыку великих мастеров прошлого, средневековых армянских авторов он сумел выразить дух нашего народа и нашего времени. Уже одно это говорит о великости его таланта и значении его творческого пути. Это артист народный в самом прямом смысле этого слова, национальный, сумевший при этом выразить дух не одного своего народа, но глубоко проникнуть в характер иных народов. И тут уже нам остается измерить его талант самой высокой мерой и сказать, чьим традициям следует он.

Несомненно, великим традициям русской и мировой органной культуры. Образный мир Стамболцяна не ограничивался Бахом, средневековой армянской музыкой и русскими авторами: в нее органично входили и органные сочинения современных авторов.

Думается, многим памятны его последние выступления. Его встречали и провожали, как всегда, громом рукоплесканий, долго не смолкавших и не дававших артисту возможности начать играть следующее сочинение. Все видели в нем прежнего любимого артиста, его выразительное лицо, жесты, полные благородства и достоинства. Но порой чувствовалось, что артисту что-то мешает. За этим неуловимым "что-то" скрывалась болезнь, и каждое его выступление было самопожертвованием. На каждом концерте он опустошал себя и вновь возвращался к жизни. Впрочем, это было органической потребностью, потому что игра на органе, музыка были единственным источником и смыслом его жизни.

Многим памятен и юбилейный концерт, прошедший в Большом зале им. Арама Хачатуряна, ставший подлинным торжеством армянской исполнительской школы. Насыщенная программа, составленная из лучших произведений органной классики и современных авторов, посвящалась памяти жертв Геноцида армян. В концерте помимо В. Стамболцяна выступили и его бывшие студенты, которые сами давно завоевали "любовь пространства" и получили широкое признание и в Армении, и за рубежом. Символично то, что именно Ваагн Стамболцян впервые вместе с незабвенной Лусине Закарян исполнением армянской духовной музыки в апреле 1965 года отметил эту трагическую дату.

Концентрация событий в одном этом вечере была поистине уникальной. Концерт можно было бы назвать и "Приношением учителю": именно в эти дни музыкальная общественность отмечала 80-летие со дня рождения выдающегося по масштабу артистического и педагогического дарования и по размаху своей деятельности артиста. Мэтру стоя аплодировали друзья, коллеги, вся музыкальная общественность, зарубежные гости.

Держался юбиляр на сцене неприметно и совершенно просто. Он вовсе не походил на мэтра, признанного корифея исполнительского искусства. И ясно было, что это его всегдашнее естество и сущность. На расстоянии скольких световых лет отстоял Стамболцян от иных разудалых юбиляров, поминутно расправляющих плечи и становящихся на цыпочки, чтобы казаться величественнее и значительнее! Человек редкой чистоты, удивительной, иногда болезненной скромности, он всю свою жизнь преданно служил искусству и воспитал целую плеяду талантливых органистов, которые и в этот вечер, как и всегда, продемонстрировали достойный уровень, покоряя исполнением, в котором глубина мысли соединялась с вдохновенностью чувств и озаренностью.

Исполнительской деятельности В. Стамболцяна обязана своим зарождением и развитием армянская органная культура. С именем Стамболцяна и его бывших студентов связано и широкое признание этой школы за рубежом.

...Вспоминаются далекие студенческие годы, когда мы впервые попали на сольный концентр артиста в Союзе композиторов, где впервые в Армении был установлен орган. Зал был переполнен, многие сидели на бордюрах на улице. На сцене появился строгий, со спокойным лицом и пристальным взглядом артист. Он сел за инструмент - и через минуту полился мощный, ликующий солнечный поток звуков, от которых сжималось сердце. Слитые с музыкой двигались его пальцы на клавишах. Артист один управлял страстями, стихиями и судьбами. Мощный заряд нес в себе каждый взятый им звук, и невозможно было не поддаться этой гипнотической силе - сила эта властно владела залом. Словно настраивая слушателей по собственному камертону, он заставлял в каждом звучать новые, еще неведомые струны. Мы открывали его для себя. Но было ясно одно: в концертную жизнь входил неординарный художник.

С годами он стал нам дорог неповторимостью своего творческого облика: мы узнавали его по первым же характерным очертаниям его отшлифованного артистического почерка. Он создавал свой исполнительский стиль и стал любимцем самой взыскательной публики не только в нашей стране, но и за рубежом. Выступления Ваагна Стамболцяна, а впоследствии и его учеников и гастролеров из разных стран позволили ереванцам ознакомиться с огромным репертуаром органной музыки. Концерты органной музыки стали стимулом и для нашей композиторской школы: музыку для органа стали писать такие авторы, как Авет Тертерян, Тигран Мансурян, Ерванд Ерканян и другие.

По-разному происходит развитие крупных личностей. Сравнение разных образцов искусства Стамболцяна с теми, что относятся к более позднему времени, вызывает ощущение редкой естественности, гармоничности творческой эволюции, по законам которой развивалось его искусство.

Играть Баха было для него величайшей радостью. Именно его музыка способствовала тому, что со второго курса фортепианного факультета Ереванской консерватории, где он учился в классе Арно Бабаджаняна, Стамболцян перевелся в Ленинградскую консерваторию в класс известного органиста и педагога И.Браудо, воспитавшего целую плеяду артистов. Орган стал главной школой Стамболцяна, открыл ему, где таится музыка. Не фортепиано, не теоретические дисциплины, а орган, в котором он благодаря великому Баху услышал голоса земли и неба. Когда-то было сказано: "Если бы город зазвучал, как оркестр, наверное, музыка его была бы похожа на музыку Баха. На его "Пассакалию", "Органные прелюдии и фуги". Удивительно, как современна эта музыка". Для Стамболцяна музыка Баха служила противостоянием той беспощадной жестокости, с которой действительность обрушивала на нас буквально лавины поводов для отчаяния, недовольства, раздражения. Слушая органную музыку Баха, ощущаешь причастность к таинствам мироздания, гармонии, добра.

Велика заслуга Стамболцяна и в пропаганде армянской средневековой музыки, лучшие образцы которой прозвучали именно в его исполнении. Благодаря ему армянская духовная музыка вошла в репертуар многих европейских органистов.

...Теперь на наших афишах нет больше имени любимого артиста. Его искусство осталось в многочисленных записях. Есть и долго еще пребудет оно в его учениках, в нашем искусстве. В них живая душа Ваагна Стамболцяна.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЭТО БЫЛ СВЕТЛЫЙ ТАЛАНТ
      2017-02-24 14:53
      1885

      Он прожил яркую и долгую жизнь, наполненную работой, интересными событиями, встречами и дружбой с лучшими людьми своего времени. Сколько помнится, он всегда пребывал в приподнятом расположении духа. Поэтому создавал ощущение абсолютно счастливого человека, хотя за свою долгую жизнь испытал все "измы" непростого XX и нынешнего непредсказуемого века. Умер тоже, по-видимому, счастливым, в полной уверенности в том, что созданное им на протяжении творческой жизни непременно будет полезно людям и оставит в их душе свой след. И это истина. Ведь народный художник Армении Захар ХАЧАТРЯН принадлежит к тем деятелям армянской культуры, чьи имена останутся в истории.

    • КТО ВЫИГРАЛ ОТ УХОДА ДУРГАРЯНА ИЗ ТЕАТРА?
      2017-02-22 14:36
      7285

      Весь облик этого дирижера решительно противостоит привычному амплуа любимца публики. Прямой, бескомпромиссный, колючий и ироничный, Карен ДУРГАРЯН всем своим творческим существом опровергает всякое самовлюбленное позерство. За дирижерским пультом он прост и естествен.             Наделен даром открывать поэзию в звуке. Успехов своих не подчеркивает. Неудач не скрывает. К критике в свой адрес относится вполне спокойно, уважая право любого человека иметь свое собственное мнение. Говорит, что думает. Относится к себе с тем спокойным чувством юмора, которое справедливо принято считать признаком внутренней интеллигентности. В работе проявляет себя с профессиональной взыскательностью и прямотой. Нередко он работает с чудовищным напряжением сил и при этом нисколько внутренне не напряжен, напротив, завидно раскован. Дургарян ничего не может сделать вполсилы. В нем от природы живет эта заданность - отдаваться всецело делу, которым занимаешься в данный момент. Жить на пределе человеческих возможностей. Только тогда ему хорошо. Необыкновенный внутренний огонь горит в нем, заставляя не довольствоваться достигнутым.

    • НЕОСТЫВАЮЩИЙ СЛЕД
      2017-02-17 14:48
      3140

      17 февраля – день рождения поэта Давида Ованеса. Ему бы исполнилось 72 года, а в июле минувшего года поэта не стало. Его поэзия, овеянная всеми ветрами последней четверти двадцатого века и неполной четверти непредсказуемого нынешнего столетия, полная философских раздумий, составляет одну из ярких страниц современной литературы.

    • ПЕСНЯ, ПРЕРВАННАЯ, КАК И СУДЬБА (видео)
      2017-02-07 12:08
      5051

      Десять лет назад в своем доме в Америке выстрелом из пистолета завершила жизнь известная певица Эльвина Макарян. Запомнился образ артистки: темпераментный, искренний, пылкий. Такой она завоевала признание, увлекая энергией, силой, очарованием молодости. Влюбленность в пение, жажда пения делали ее искусство праздником. Вот почему до сих пор не тускнеет в нашей памяти ее образ, сохранивший свою странную и тревожную легкость. Сегодня разглядывая фотографии, запечатлевшие лицо певицы, некоторые излюбленные или случайно схваченные объективом позы, нелегко представить себе, как мгновенно менялись на сцене и лицо артистки, и поза. В ее улыбке, печали, жестикуляции, во вспышках и затмениях ее бесконечно подвижного лица нам открывалась способность души к вечной смене, вечному обновлению. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • БЛЮЗ ИЗ АЛЕППО
      2017-02-24 15:01
      534

      Она появилась неожиданно и завоевала популярность среди людей, любящих блюз, джаз, фанк… Причем уже вполне состоявшейся и сформировавшейся исполнительницей со своим ярко выраженным творческим лицом. Долго не получалось выяснить о ней подробности. Но вот однажды в ходе мероприятий, посвященных Международному дню джаза, на сцене появилась певица, которая с первых же нот овладела вниманием слушателей, увлекла их своей энергетикой, страстью и сильным вокалом. Знакомство состоялось.

    • ЭТО БЫЛ СВЕТЛЫЙ ТАЛАНТ
      2017-02-24 14:53
      1885

      Он прожил яркую и долгую жизнь, наполненную работой, интересными событиями, встречами и дружбой с лучшими людьми своего времени. Сколько помнится, он всегда пребывал в приподнятом расположении духа. Поэтому создавал ощущение абсолютно счастливого человека, хотя за свою долгую жизнь испытал все "измы" непростого XX и нынешнего непредсказуемого века. Умер тоже, по-видимому, счастливым, в полной уверенности в том, что созданное им на протяжении творческой жизни непременно будет полезно людям и оставит в их душе свой след. И это истина. Ведь народный художник Армении Захар ХАЧАТРЯН принадлежит к тем деятелям армянской культуры, чьи имена останутся в истории.

    • ПИТОМНИК ДЖАЗОВЫХ ЗВЕЗД АРАМА РУСТАМЯНЦА И ЕГО ДРУЗЕЙ
      2017-02-21 12:22
      1710

      Историю замечательного джазового музыканта Кима Назаретова "ГА" представлял уже не раз. И кажется, что интересующиеся музыкой люди уже хорошо знают, что Ростов – город оркестровый и джазовый. Там еще в середине прошлого столетия существовала масса джазовых, эстрадных оркестров - Балаева, Гасретова, Еремина... В городе очень сильны музыкальные традиции, и джазовые, в частности. На самом деле, считается, что подобных центров джаза в России немного – три-четыре. Москва, Питер, Новосибирск, Ростов - вот, пожалуй, и все. Дело, наверное, в том, что в 1963 году в город вернулся после окончания учебы в Харькове юный тогда Ким Назаретов и стал собирать оркестр, который впоследствии и стал одним из лучших в СССР. С тех пор столица Южного федерального округа России является одним из джазовых городов страны. В нем регулярно проводятся джазовые фестивали, конкурсы и, главное, налажена четырехступенчатая система джазового образования. А начинается все для будущих музыкантов с Детской джазовой школы им. Кима Назаретова.

    • "ТЕМ, КОМУ ДОВЕЛОСЬ С НИМ РАБОТАТЬ, УЛЫБНУЛАСЬ СУДЬБА"
      2017-02-20 15:37
      988

      Памяти Степана АНДРАНИКЯНА "Через два года с небольшим Степан Андраникян будет отмечать свое 90-летие. Можно не сомневаться, что его юбилейная выставка будет не просто демонстрацией этапов большого пути - новые работы, новый ракурс, новые краски"… Так завершалась статья, опубликованная в "ГА" и посвященная проходящей в Доме художника, седьмой по счету, персональной выставке живописца и графика, сценариста и аниматора, патриарха среди художников кино, народного художника РА Степана АНДРАНИКЯНА. Увы, теперь и юбилейная выставка, и презентация книги-альбома, готовящейся к выходу славной даты, которую планировали отмечать в августе, пройдут уже без Мастера…