Последние новости

СКИФЫ И ВАРЯГИ НА КАРТЕ КУЛЬТУРЫ

В Перми, которая за последние годы успела снискать славу одного из самых культурных центров России, Артура ГУКАСЯНА назвали варягом. Президент Ереванского международного фестиваля исполнительских искусств HighFest был приглашен в город в качестве специалиста международного класса для организации в рамках знаменитого уже фестиваля "Белые ночи" в Перми специального проекта. "Пермь-STREET" Гукасяна стал не только одной из ярких составных большого фестиваля. Он дал повод задуматься - а может, и мы можем?

- Артур, помнится, в прошлом году на HighFest приезжала официальная делегация из Перми, были встречи в Минкульте, шла речь о подписании договора о взаимном сотрудничестве. Чем-нибудь хорошим это кончилось?

- Кончилось как всегда. Пермь устала проявлять инициативу. Они все предлагали, предлагали, потом увидели, что на каком-то уровне дело тормозится, устали и махнули рукой.

- Жаль. А что за фестиваль делал в Перми ты?

- С 1 по 24 июня они закатили там очередной огромный фестиваль "Белые ночи", который изначально хотели делать по-настоящему хорошо. У меня с ними уже крепкий контакт, и мне предложили формат уличных спектаклей. Я изначально настаивал на том, что программа должна быть очень сильная. Они приехали сюда, увидели HighFest, спросили про наш бюджет... Ну и поняли, что если с нашими деньгами можно делать такой фестиваль, то с их финансированием можно просто горы свернуть. Я поехал туда, встретился с командой. Это ребята, которые делают известные фестивали "Текстура", "Большая перемена", "Пространство режиссуры", люди, которые умеют это делать. Мы провели семинары с директорами всех подфестивалей, которые будут проходить во время масштабных "Белых ночей" в Перми. Чего они только не напридумали! Кроме тех форм и жанров, которые как бы ассоциируются с арт-форматом, фестиваль "Картония", соревнования байкинга, уличный баскетбол и все в таком плане.

- И как смотрелся среди такой пестроты твой проект?

- Для того чтобы подчеркнуть, насколько уличный театр безграничен, мы взяли слоган Limitless - "безграничный". Концептуально ударные большие спектакли были поставлены на начало и конец и много разноформатных посередине. Начали с "Ле Пластизьен Волан" - это французы, спектакль "Ловец луны". Огромные надувные фигуры, наполненные гелием, все летает, с них свисают актеры, которые сверху, из-под облаков, говорят тексты. Это потрясающая вещь! Я радовался как ребенок. Закрывались "Антагоном" из Германии, который был на HighFest-е. Были барабанщики, которые водили за собой тысячи людей, клоуны из Португалии, люди на ходулях. Были актеры театра "АРТиШок", которые ходили по улицам в костюмах-ужастиках и говорили: "Красота спасет мир". Кстати, из Еревана в Пермь приехал театр "Мигр" Цолака-Млке Галстяна и был принят очень хорошо.

- Со дня основания HighFest-а - а скорее, и раньше - ты мечтаешь, чтобы Ереван стал вот таким фестивальным городом...

- На строительство в Перми фестивального городка они потратили 120 миллионов рублей - 4 млн долларов. Воздвигли сценические площадки - в основном легкие конструкции. Скажем, там есть улица дождя - в полчаса раз там идет дождь. Есть какие-то восточные шатры, детские площадки, где детей одевают в латы и они выходят на поединки. Есть город песчаных скульптур, и людей учат, как делать эти песчаные скульптуры. Ты с утра можешь оставить ребенка и идти гулять - участвуешь во всем, интегрируешься в эту среду, радуешься. Причем никаких федеральных денег. Просто был губернатор Черкунов, который понимал значение всего этого. И это бесило Москву настолько, что его убрали. Это катастрофа! Я бывал в Перми много раз, всего за четыре года город стал неузнаваемым. У них такой аэропорт, при виде которого хочется закричать пилоту: лети дальше! И тут же создатели этого проекта придумали два таких маршрута: идешь по зеленой линии - это история этого города, памятники культуры. А есть красная линия - по достижениям СССР. Вообще очень много удобных вещей, в том числе и для приезжих. Соответственно вдруг народ оставляет свои бутылки, ходит по дорожкам, мусор не разбрасывает. В этом году на фестивале вели учет - в городок более миллиона человек зашло. Вся Пермь! А ведь вокруг промышленность, гопота, босота и прочее.

Культурный бюджет на весь край у них 200 млн евро. Это самый высокий процент по России. Я не знаю, какой бюджет у нашего Минкульта, но, если честно, дело не только в деньгах. Такой праздник культуры нужно захотеть, особенно людям, которые решают вопросы культурной политики.

- Праздники тем не менее стоят денег, о двухстах миллионах евро нам мечтать не приходится, а государство объясняет, что у нас много первоочередных задач.

- Первоочередные задачи есть у всех, так же как и куча проблем. И везде есть люди, которые считают, что лучше эти деньги тратить на детсады и больницы. А еще есть люди, которые говорят: "Искусство? А почему на улице?! Это в музее должно быть". Но ведь какие-то деньги на культуру в любом случае есть, и их можно тратить по-разному.

Президент HighFest Артур ГУКАСЯН

Вот Музей современного искусства. Зачем государство тратит деньги, покупает артефакты какие-то, большинству малопонятные ценности? Кстати, в дни фестиваля в Перми какой-то парень сделал автомобиль, который ездил, весь из автопокрышек. И эту машину купили за 10 тысяч долларов, хотя, по мне, она стоила дороже. Прежде чем возникнет музей Гуггенхайма, должен быть ряд государственных музеев, которые сначала формируют отношение. А потом государство должно создать условия для частника в культуре. Ну если люди все время твердят "мшакуйт!", не может в городе быть один кинотеатр! Потратьте деньги, откройте хотя бы еще два! Или скажите человеку: открой кинотеатр и на десять лет будешь освобожден от налогов. Кто не согласится? Вот когда СССР вошел в Кабул - отставим политическую сторону в сторону, там был десятый век. И вдруг открыли школы, театр, зоопарк. А потом пришли талибы, все позакрывали, а животных зоопарка за ненадобностью расстреляли. Когда государство не вырабатывает соответствующей политики и не дает на ее реализацию денег, свято место занимается "талибами". Или рабисами-полудикарями. Или уродами, способными забить до смерти человека. Нельзя, нельзя не иметь адекватной сегодняшнему дню культурной политики. Это жизненно необходимо.

- Ты считаешь, что у нас есть люди, способные качественно осуществлять такого рода проекты, а тем более люди, с которыми можно говорить о подобной необходимости?

- Начнем с того, что у нас по сей день нет понятия "территориальный брендинг страны". Мы так и не ответили на вопрос: Армения - это страна чего? Какими конкретно мы хотим предстать перед миром? Вот Пермь - это уже не город реальных пацанов, а город, который позиционирует себя как центр современной культуры. Они пригласили известного Лебедева, который занимается не чисто брендингом - его компания специализируется на визуализации, создает символы. Они взяли слоганы "Самый восточный город запада" или "Европа начинается здесь" - не просто здорово придумано, главное, предпринимаются шаги, чтобы этому соответствовать. Или вот Словения. У них же ничего нет, кроме моря! Выделили слово love в названии страны и тратят серьезные деньги на то, чтобы всем было понятно: это страна, где тепло, синева воды и не просто прекрасный сервис: это страна, где вас любят. И работает. А вот есть Ханты-Мансийск, который называют Баблоградом. Город, где вот ничего нет, а потом вдруг "Хилтон", потом опять ничего - и вдруг университет, где студенты все двери открывают золотыми карточками, когда кругом, образно говоря, чумы. Так что дело не в возможностях. Деньги можно тратить правильно и неправильно. Ну у нас же есть люди, которым уже, извините, по сороковнику и которые добились в разных областях серьезных результатов, причем сами - никто не толкал и не поддерживал. Почему бы их не использовать правильно? Даже денег больших давать не надо, но делать на них определенную ставку. Повторяю, такие люди есть! Еревану повезло - он в сто тысяч раз больше город культуры, чем другие города. Да, у них больше денег, у них заводы, которые производят пушки и самолеты. В подобных вещах мы вряд ли можем конкурировать с большим миром. А как мы можем быть лучшими? Только через культуру!

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ОПЕРУ РЕСТОРАНОМ НЕ ПРОКОРМИТЬ...
      2017-04-19 17:07
      682

      Недавно министр культуры Армен Амирян объявил о намерении произвести модернизацию внутренних помещений Национального академического театра оперы и балета им. Ал. Спендиарова под патронатом государства и сообщил, что окончательный вариант проекта будет представлен на обсуждение общественности. Общественность же никаких вариантов дожидаться не стала и местами сразу начала биться в истерике. А ведь если умерить шквал эмоций, это действительно тема весьма серьезного обсуждения.

    • "АРЦВАБУЙН" СДАЛ ЭКЗАМЕН КАРАБАХУ
      2017-04-19 16:31
      612

      В рамках "Культурной остановки" сундукяновцы выступили в Арцахе и Сюнике С 6 по 11 апреля в рамках программы Министерства культуры "Культурная остановка" Национальный академический театр им. Г. Сундукяна показывал свою последнюю премьеру, спектакль "Арцвабуйн" ("Орлиное гнездо"), поставленный по пьесе Г. Бегларяна Давидом Арутюняном, в Арцахе и Сюнике. Спектакль о Карабахской войне предстал перед теми, кто находится на самом переднем ее рубеже.

    • НЕТОЧКА, КОТОРУЮ ПОЗВАЛИ
      2017-04-10 14:32
      1629

      Достоевский на сцене Драматического театра им. Капланяна Традиционный вопрос перед премьерой - сможет ли театр увлечь зрителя классическим произведением? Возможно ли сюжетом о "положительно прекрасном человеке" и разговором о христианском самопожертвовании и гуманистических идеалах увлечь кого-то, кроме нравственного миссионера или преподавателя, решившего заменить своим подопечным домашнее чтение просмотром театральной вариации? Режиссер Ереванского драматического театра им. Г.Капланяна Григор ХАЧАТРЯН был уверен, что сможет. И поставил спектакль "Незваная Анна" по повести Ф. Достоевского "Неточка Незванова".

    • "СОЗДАТЬ СВЯЗКУ ОТ МАТЕНАДАРАНА К ТЕАТРУ"
      2017-04-05 14:40
      1624

      Государственный театр пантомимы готовится к новоселью Уже от которого деятеля театра приходится слышать фразу: "Даже если Армен Амирян ничего больше не сделает для отечественной культуры, его имя достойно занесения в ее историю, потому что он решил вопрос здания Театра пантомимы". После сорока с лишним лет скитания по чужим квартирам Государственный театр пантомимы, наконец, получил ордер на собственную жилплощадь. Но этот дом еще предстоит отстроить заново. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ЛУННОЕ ЧУДОВИЩЕ" В ВАНАДЗОРЕ
      2017-04-24 15:09
      43

      Спектакль Гюмрийского государственного драматического театра имени В.Аджемяна "Лунное чудовище" на днях увидели ванадзорские зрители, в то же время у талинских поклонников Мельпомены в гостях были актеры Ванадзорского театра имени О.Абеляна. Это оживление в театральной жизни республики осуществляется в рамках программы, инициированной Министерством культуры РА.

    • "АРЦВАБУЙН" СДАЛ ЭКЗАМЕН КАРАБАХУ
      2017-04-19 16:31
      612

      В рамках "Культурной остановки" сундукяновцы выступили в Арцахе и Сюнике С 6 по 11 апреля в рамках программы Министерства культуры "Культурная остановка" Национальный академический театр им. Г. Сундукяна показывал свою последнюю премьеру, спектакль "Арцвабуйн" ("Орлиное гнездо"), поставленный по пьесе Г. Бегларяна Давидом Арутюняном, в Арцахе и Сюнике. Спектакль о Карабахской войне предстал перед теми, кто находится на самом переднем ее рубеже.

    • 5 ДНЕЙ ГИТАРЫ В КОНЦЕ МАЯ
      2017-04-12 13:00
      1731

      22 МАЯ В КАЛУГЕ СОСТОИТСЯ ОЧЕРЕДНОЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ "МИР ГИТАРЫ". АРМЕНИЮ НА ФЕСТИВАЛЕ В ЭТОМ ГОДУ БУДЕТ ПРЕДСТАВЛЯТЬ КОЛЛЕКТИВ "МИРЗОЯН-КВАРТЕТ".

    • НЕТОЧКА, КОТОРУЮ ПОЗВАЛИ
      2017-04-10 14:32
      1629

      Достоевский на сцене Драматического театра им. Капланяна Традиционный вопрос перед премьерой - сможет ли театр увлечь зрителя классическим произведением? Возможно ли сюжетом о "положительно прекрасном человеке" и разговором о христианском самопожертвовании и гуманистических идеалах увлечь кого-то, кроме нравственного миссионера или преподавателя, решившего заменить своим подопечным домашнее чтение просмотром театральной вариации? Режиссер Ереванского драматического театра им. Г.Капланяна Григор ХАЧАТРЯН был уверен, что сможет. И поставил спектакль "Незваная Анна" по повести Ф. Достоевского "Неточка Незванова".