Последние новости

"НЕ ПОТЕРЯТЬ СЕБЯ"

Когда приехавший в Ереван известный московский режиссер, руководитель Центра Мейерхольда и школы-студии МХТ им. Чехова Виктор РЫЖАКОВ увидел спектакль Заруи АНТОНЯН и пригласил ее к себе на учебу в магистратуре, это вряд ли кого-то удивило. Всем, кто видел ее спектакли, а уж тем более общался с Зарой, очевидно, что сделана она из материала какой-то редкой ценной породы - очень тонкого и твердого одновременно. А на форуме театральной молодежи в Кишиневе Заруи Антонян проявила себя, как в Ереване, Москве, Франции, Литве. Словом, как всегда, ярко и самостильно.

- Насколько мне известно, ты не только учишься в Москве, но успеваешь делать постановки далеко от российской столицы...

- Да, нас пригласили во Францию, в Лимож - выбрали трех человек делать совместную постановку лермонтовского "Мцыри". Антон, ученик Додина, который сейчас является художественным руководителем нашего курса, давно контактировал с театральным центром Лиможа. А потом, когда в Москву оттуда приехали ребята, возникло решение сделать такой эксперимент - их актеры и режиссер Центра Мейерхольда. После Москвы я чувствовала себя там просто прекрасно - маленький город, театр, который находился буквально в лесу, можно было отрешиться от суеты. Но было и сложно, ведь до этого я никогда так не работала: делаешь себе спектакль, когда придет Муза, никто не торопит. А тут выяснилось, что есть четкий срок и надо быть конкретной, собранной, отставить в сторону эмоции. Когда надо было выбрать произведение к постановке буквально за несколько дней, я, конечно, переживала трагедию. Наши ребята даже шутили - тебя в Сибирь ссылают или во Францию посылают? И ужасно скучала по Еревану - в напряженных ситуациях это чувство особенно обостряется. В прошлом году не удалось приехать, и получилось, что я не была в Ереване уже полтора года. А когда очень скучаю, или смотрю фильмы Пелешяна (это мой любимый режиссер), или слушаю Комитаса. Вот так, под Комитаса пришло "Мцыри"! Так и выбрала. На первый показ в Лиможе приехали наши московские преподаватели. Потом решили, что спектакль будет сыгран и в Москве.

- Отсюда вывод - прошел он как минимум хорошо. А не было сложно без знания французского работать, да еще над поэтическим произведением?

- Я не представляла, что смогу работать с этими ребятами полноценно и даже с удовольствием. У них есть такой принцип: режиссер не ставит мизансцен, работает с актерами, проводит тренинги, как бы доводит их до соответствующего состояния, когда произведение становится их органикой, а это требует серьезного диалога. Очень сложный процесс. Поэзию вообще сложно ставить - надо найти соответствующие средства выражения. Но у Лермонтова есть очень интересный момент - песня становится характеристикой многих его персонажей. Изучая его творчество, я прочла, что поэт всю жизнь помнил мотив мелодии, которую в три года ему пела покойная мать, какая эта песня, он не знал, а мотив помнил. Так в спектакле родились песни из подсознания Мцыри - правда, не грузинские, а армянские. Актер - это была его первая роль - был потрясен собственными чувствами. Как-то на репетиции он воскликнул: Zara! I want cry!

- Довелось читать твое большое интервью какой-то вильнюсской газете. Ты и там успела наделать шуму?

- Какой там шум - в Литве есть такие спектакли! Но это совсем особая история. К моему однокурснику Видасу Барейкису приехала жена Юрга - потрясающий, очень творческий и очень тонкий человек. И в Москве ей было тяжело. А поскольку она пишет, появились маленькие рассказы-зарисовки о маленьких людях в огромном мегаполисе, которых никто не замечает. Каждому персонажу она еще написала свою песню. Назвала все это "Метроном": метро - это же тоже один из ужасов большого города, поглощающий нас и уйму нашего времени. И вот все переживания нашей московской жизни вылились в такой спектакль-концерт с людьми и куклами, над которыми работали с литовским художником. Это свободный проект, но они его уже много раз играли, даже гастролировали с ним по Литве. Понимаю, что это смешно, но я, как всегда, была в панике - какая-то большая и страшная ответственность. Но Видас подставлял плечо: "Если у тебя не получится, просто сыграем хороший концерт. Ничего страшного". Я все же никак не привыкну так работать - загнанной во временные рамки.

- В твоем восприятии Москва встает каким-то ирреальным кошмаром - прямо Pink Floyd какой-то...

- Нет, я уже привыкла к этому большому городу, где все надо успеть-успеть-успеть! Это потрясающе - когда ты начинаешь пульсировать с этим ритмом. И наш руководитель Виктор Анатольевич Рыжаков, он удивительным образом умеет собрать нас и сказать: у вас неделя, вы должны сделать то-то, то-то и еще то-то. И получается! Наверное, это важно, когда ты перестаешь ограничивать себя банальным "я так не умею". Но я поняла, почему всех так влечет Москва, - она открыта любым мировым новшествам, в курсе всех новейших событий и открытий, в том числе творческих.

- Фантастический объем информации - это понятно. А что-то иное на более глубинном, мировоззренческом уровне эта учеба тебе дала?

- Во-первых, мне всегда было важно по-человечески полюбить моего учителя, моего мастера. Это у меня еще со школы. Если такого контакта нет, даже если он говорит гениальные вещи, я просто не воспринимаю его. И я очень счастлива, что встретила Рыжакова. А вообще вся эта информация - работа над текстом, новая драма, вся проблематика, которую мы обсуждаем... Мы живем в XXI веке, и все это становится особенно важным для театра. Ты общаешься с кучей интереснейших людей, восхищаешься - недавно нам читал лекции потрясающий драматург Вырыпаев... Очень важно во всем этом восхищении не потерять себя. Беседы, диалоги: ты с чем-то не соглашаешься, с тобой не соглашаются. Иногда даже начинаю думать - а хочу ли я вообще заниматься театром? Это такие честные вопросы, которые требуют честных ответов. Но мне кажется, нужно время, чтобы ты через свой собственный опыт оценил результат пройденного в Москве этапа, понял, во что это выльется.

- У вас на курсе ребята почти со всего бывшего Союза. Не сложно в такой интернациональной семье?

- Это так интересно - мы же почти круглые сутки вместе, и очень хотелось бы дальше не потерять связь друг с другом. Поразительно, но мы стали очень родными людьми. Это так важно - понять правду другого человека, услышать его. И при этом очень важно не отрываться от своих корней. В творчестве ты, наверное, каким-то особым чувством ощущаешь свои корни, свою историю, может быть то или иное явление твоим или нет - независимо от того, модно это или нет. Мы ведь часто видим спектакли - "вот так принято ставить в Европе, так - в Америке". А ведь в итоге появляются какая-то серость и безликость. Когда я поехала в летнюю школу института Гратовского, в первый день нас всех собрали и попросили петь свои национальные песни. Мне стало так неловко - не пою, никаких песен никогда не учила. И вдруг оказалось, что я их знаю, и много. Потом долго над этим думала.

- Другому человеку, уже успевшему добиться многого в большом мире, непременно задала бы вопрос: собираешься ли ты возвращаться в Ереван? Поскольку ответ очевиден, спрошу: чем бы тебе хотелось заниматься в Ереване по возвращении?

- Мне кажется, я больше не смогу играть, какой-то страх появился. Если честно, никогда не испытывала симпатии к драматическому театру. Мне кажется, актер должен выходить на драматическую сцену, только когда нужно сказать что-то очень важное. Сыграть еще одну роль, еще одну - этого у меня никогда не было. Куклы, пантомима - это совсем другое. Очень хотелось бы работать с текстом как режиссер. Это ведь проблема нашего армянского театра - нужно особое мастерство, чтобы на сцене работать со словом. А если ты еще получаешь от звучания текста удовольствие, надо же найти соответствующее решение. И чтобы обязательно на армянском языке. Еще хочется глубоко покопаться в актере - это ведь главная составляющая режиссерской профессии.

Сейчас меня очень интересуют тренинги и педагогика. Конечно, в театрах всех бывших советских стран практически одинаковые проблемы, но, слушая однокурсников, я понимаю, какое у меня перед ними преимущество, - мне есть куда возвращаться! Разговариваю с ребятами и понимаю, что я очень счастливый человек, потому что, оказывается, у меня было все - наш Театр кукол, Рубен Бабаян, который давал нам все: время, сцену, заботу и даже право на провал. А это такая роскошь!

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА КРЕСЛО ХУДРУКА НЕ СОБИРАЮСЬ"
      2018-11-14 16:40
      873

      Запахом кулис он дышал с детства - по семейной традиции. В 15 лет, до срока окончив школу, мечтал поступать в ГИТИС и брал первые уроки мастерства у Александра Григоряна. В ГИТИСе мальчику велели подрасти, он вернулся в Ереван и поступил в Художественно-театральный институт, в мастерскую Ерванда Казанчяна. Уже на третьем курсе сделал свой большой спектакль по Мольеру в ереванском ТЮЗе. Потом еще - уже в Русском театре им. Станиславского. Но желание ехать в Москву как в театральную Мекку не отпускало, более того - реализовалось.

    • В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ДУХОВНОСТИ
      2018-11-14 16:37
      471

      Фонду содействия культурному образованию 10 лет Случаются в нашей культуре события, значение и масштаб которых определяются не "красными дорожками", широкоформатным пиаром и фанфарами, а той отдачей, которая работает не только сегодня, но и завтра. Именно такие события обретают статус "стратегических". Именно таким событием стало 10 лет назад создание при поддержке Министерства культуры РА Фонда содействия культурному образованию, который отмечает юбилей.

    • НЕ ДОЖИДАЯСЬ ЛУЧШИХ ВРЕМЕН
      2018-11-07 16:50
      908

      К завершению XIII Международного шекспировского фестиваля Международный шекспировский фестиваль прошел в Ереване уже в 13-й раз. Число "13" вовсе не оказалось для фестиваля с серьезной репутацией роковым. Если подходить к ситуации без фатализма, а аналитически, можно зафиксировать: Ереванский шекспировский помнит былую славу и надеется на славу грядущую.

    • "ТОЛЬКО ДИЛЕТАНТ НЕ УВАЖАЕТ МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА"
      2018-10-31 15:31
      2724

      Просвещение культурой задвинулось в долгий ящик Октябрь уж наступил. Более того - он закончился. Системе школьного абонемента на посещение очагов культуры, разработанной совместными усилиями министерств культуры и образования и поданной под громкие фанфары, которую планировалось запустить с 1 октября, так и не дан старт. Вот и хорошо. Только зачем надо было "стулья ломать"?






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПОД ЗНАКОМ НАРЕКАЦИ И СВЯТОГО МИНАСА
      2018-11-14 16:43
      475

      Маленький театр и Versiliadanza отметили 10-летие сотворчества По разным маршрутам вот уже десять лет путешествует мощный, быстрый, как ветер, поезд-спектакль под названием "Седьмое чувство", оставляя за собой клубы эмоций своих зрителей и с каждым годом добавляя по вагону воспоминаний, друзей, опыта... Недавно ереванский Маленький театр при Центре детского эстетического воспитания им. Г. Игитяна и итальянская труппа Versiliadanza отметили 10-летие своего творческого сотрудничества.

    • "ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА КРЕСЛО ХУДРУКА НЕ СОБИРАЮСЬ"
      2018-11-14 16:40
      873

      Запахом кулис он дышал с детства - по семейной традиции. В 15 лет, до срока окончив школу, мечтал поступать в ГИТИС и брал первые уроки мастерства у Александра Григоряна. В ГИТИСе мальчику велели подрасти, он вернулся в Ереван и поступил в Художественно-театральный институт, в мастерскую Ерванда Казанчяна. Уже на третьем курсе сделал свой большой спектакль по Мольеру в ереванском ТЮЗе. Потом еще - уже в Русском театре им. Станиславского. Но желание ехать в Москву как в театральную Мекку не отпускало, более того - реализовалось.

    • НЕ ДОЖИДАЯСЬ ЛУЧШИХ ВРЕМЕН
      2018-11-07 16:50
      908

      К завершению XIII Международного шекспировского фестиваля Международный шекспировский фестиваль прошел в Ереване уже в 13-й раз. Число "13" вовсе не оказалось для фестиваля с серьезной репутацией роковым. Если подходить к ситуации без фатализма, а аналитически, можно зафиксировать: Ереванский шекспировский помнит былую славу и надеется на славу грядущую.

    • "ЖДАТЬ НЕЧЕГО - НАДО РАБОТАТЬ"
      2018-10-31 15:29
      2670

      Ванадзорский Государственный драматический театр им. Ов. Абеляна на днях вернулся из Америки, где молодые артисты успешно показали спектакль "Берегите мужчин". Художественный руководитель театра, народный артист РА Ваге ШАХВЕРДЯН радуется успеху своих питомцев, а вот их будущее, как и будущее армянского театра в целом, мэтру армянской режиссуры оптимизма не внушает.