Последние новости

НА ОРБИТЕ СЕРДЦА

Сегодня все меньше людей обращаются к книге, еще меньше читают стихи. Но сборники стихов тбилисской поэтессы Марины КИРАКОСЯН-МОСЕСОВОЙ всегда находят своего читателя. У воды нет ни вкуса, ни запаха, она не поддается описанию, но дает наслаждение. Таковы и стихи Марины, прозрачные и чистые. Кажется, что она родилась с рифмой, такая она у нее легкая. Однако писать начала уже зрелым человеком. Все началось с бессонницы.

15 ЛЕТ НАЗАД МАРИНА ПЕРЕСТАЛА СПАТЬ, НЕ МОГЛА ЗАСНУТЬ. Побывала у всех специалистов - никакого эффекта. Пила лекарства, травы, ничего не помогало, и тогда она отказалась следовать советам врачей, гомеопатов, знахарей, экстрасенсов. Долгими бессонными ночами, когда, казалось, утро никогда не наступит, она стала обращаться к Богу с молитвами, но лишь много позже поняла, что молитвы складываются в стихотворную форму. Сегодня, когда уже издан сборник ее молитв, видишь, какой это замечательный пример поэзии на религиозную тематику. Молитвы Марины обладают неким целебным свойством, дарят успокоение, веру, любовь.

Потом появились лирические стихи - поток субъективных ощущений. Но он поражал обостренной эмоциональной выразительностью, умением сострадать, одарить ласковым словом, вниманием. "Хочу лишь оправдать свое призванье,/Уметь всегда и в стужу, и в грозу/Кому-то облегчить души страданье/И осушить хотя б одну слезу!". "Я не могу дарить частично/Тепло душевного огня/И этим хвастаться цинично…/ когда дарю - то всю себя!/ И пусть смеется скряга жадный/Над щедростью души моей,/ Мне отдавать куда приятней,/ Чем ждать подачки от людей".

Первая книга Марины Киракосян-Мосесовой вышла в 2002 году. С тех пор стихи ее издавались уже не раз. В 2006 году она выпустила сборник "На орбите сердца", в 2009 - сборник "Жизнь и муза". Они печатались в Тбилиси, Москве, Петербурге, в переводах - в Иране, США, Армении. На стихи ее писалась музыка, и все это происходило часто без ее участия. Сейчас Марина готовит шестую книгу.

Основная психологическая тема стихотворений Марины - обращение к переживаниям человеческого сердца, вполне реальным и простым, что придает ее стихам большую задушевность и лиричность. Ее лирика - бунт против пустоты души, безликой пустоты пошлых реалий. Стихи ее " словно капельки дождя на листьях. Они чисты. Подземные воды рано или поздно выливаются вверх, так ничто не может преградить путь журчащему роднику чистой души, дающей нашим сердцам радость и цветение, - пишет профессор Б.Немсадзе. - Ее размышления глубоки, порой печальны.

"Здесь часто трели соловья

Пронзают крики воронья,

И воркованье голубков

Вдруг заглушает вой волков".

Но она неизменно верит в добро, божественное откровение, силу любви."

ИСКРЕННИЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ, ОТКРЫТЫЙ, УДИВИТЕЛЬНО ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК, МАРИНА остается такой и в своих стихах. "Мне не нужно успокоительных, когда мне плохо, открываю сборник ваших стихов", - написала ей одна из читательниц. Пишет Марина быстро, ощущение, что прямо на ходу. У нее свои ритмы, своя рифмы, ритмы, образы. "Никогда не задумывалась о правилах стихосложения, но замечаю, что стихи становятся более профессиональными. Иногда думаю, что сегодня многое написала бы иначе".

Добрые теплые отношения связывали Марину с замечательной актрисой, народной артисткой СССР Натальей Бурмистровой, нередко первой читательницей ее стихотворений. "Твои стихи удивительно музыкальны, так и льются в сердце", - говорила она Марине. Уже после смерти Бурмистровой Марина написала "Поэму о любви", посвященную этой большой актрисе и очень красивой женщине.

У Марины много стихов об Армении. "И коль сумела выстоять она/ Спустя года, века, тысячелетья,/ То значит, сила свыше ей дана/ Иметь несокрушимый дух бессмертья". За цикл стихотворений, посвященный своей исторической родине, поэтам Ованесу Туманяну и Егише Чаренцу, композиторам Комитасу и Араму Хачатуряну, Киракосян-Мосесова была удостоена почетной грамоты Министерства культуры Армении. Коренная жительница Тбилиси, Марина называет Грузию "землей своей второй Отчизны". "Писать о Грузии совсем несложно:/ Воспетая поэтами не раз,/ Своею красотой она, возможно,/ Любого возносила на Парнас". Победитель различных конкурсов Марина Киракосян-Мосесова удостоилась очередной первой премии и в этом году, став лауреатом республиканского конкурса "Как сохранить язык Пушкина на земле Руставели".

Читая ее стихи, хочется верить в те истины, которые столь неколебимы в сознании поэтессы, хочется верить, что мир может быть красивым и возвышенным не только на страницах литературных произведений.

ХХХ

Живу, как все, вертясь в круговороте
Слепой непредсказуемости дней.
От жизни я устала вроде,
Но не хотела бы расстаться с ней.
Я нынче мир душой воспринимаю:
Он стал как будто ближе и родней.
Пусть многого я в нем не понимаю,
Но все ж люблю огонь его страстей.
Приемлю все: и радость, и печали,
Пишу, ломая перья о тетрадь.
Объять весь мир по силам мне едва ли,
Но хочется хоть чуточку познать.
Живу, как все, но все-таки иначе.
Люблю, как все, но все-таки не так:
И сердце по иному плачет,
И мысли собственный чеканят шаг.

Жемчужина

На дне глубоком океана
Лежит жемчужина одна.
Прекраснейшая, без изъяна,
Блистает ярче всех она.
Но рыбы, проплывая мимо,
Не замечают красоту.
Им безразлично даже имя
Сестры, прижавшейся ко дну.
Что красота для рыб холодных,
Что камню лютая зима,
Что сытому до дней голодных
И что слепцу ночная тьма?
Что петуху брильянт в оправе,
Глухому – музыкальный звук,
К чему глупцу мечтать о славе,
Скопцу искать себе подруг?!
И вот лежит в морской пучине
Та, что жемчужин всех ценней.

Ее искатели доныне

Не знают ничего о ней.
Молитва
Господь! Нет ничего на свете
Превыше милости твоей
Мы за дела свои в ответе
С рожденья до последних дней.
Но часто это забывая,
Греша и в мыслях, и в делах,
Мы часто ищем в жизни рая,
Где все – в конечном счете прах
Господь, пошли нам дар смиренья
И жажду вечной доброты,
Чтоб после нашей жизни бренной
Нас не отверг с презреньем Ты.
Аминь.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • УРОКАМ НЕТ КОНЦА
      2017-03-17 16:20
      1298

      Выставка в Академии художеств В выставочном зале Государственной академии художеств им. Ара Арутюняна проходит выставка работ преподавателей этого вуза. Событие - локальное, вызывающее определенный интерес прежде всего у студенчества, но малорезонансное в художественной, и тем более общественной жизни Еревана. Соответственно ни статей, ни отзывов. А жаль, выставка интересная. 

    • ВУЗЫ РОССИИ: УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ
      2017-02-24 16:21
      3466

      Абитуриент, попавший в утвержденные списки, в любом случае будет учиться, говорит в интервью "ГА" советник министра образования и науки РА Нуне ВАРДАНЯН - Г-жа Варданян, расскажите, пожалуйста, каковы условия приема армянских студентов в российские вузы. 

    • ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ АЛЬБОМА, или
      2017-02-08 15:25
      1288

      УДИВИТЕЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ВАЛМАРА Недавно вышел в свет альбом "Удивительная коллекция Валмара". Но в нем представлены не произведения самого Валмара, а работы его друзей и коллег – армянских живописцев, многие из которых уже ушли из жизни. 

    • ПЕРВОСТЕПЕННАЯ ЗАДАЧА - ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ,
      2017-01-30 17:15
      6005

      говорит в интервью "ГА" начальник управления общего образования Министерства образования и науки РА Ашот АРШАКЯН - Г-н Аршакян, в нашей стране сфера образования является приоритетной. Какие принимаются меры с целью повысить уровень системы образования уже в ближайшем будущем?






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Книга про уничтоженные в Азербайджане армянские памятники издана в Ереване
      2017-03-29 20:38
      94

      Книга под названием «Азербайджан вне цивилизации», рассказывающая об уничтоженных в Азербайджане армянских исторических памятниках, издана в Ереване, сообщил в среду журналистам директор фонда по изучения армянской архитектуры и автор книги Самвел Карапетян, передает Новости-Армения. 

    • ПАСКВИЛЕМ НЕВОЗМОЖНО ЗАБРАКОВАТЬ МОНУМЕНТАЛЬНЫЙ ТРУД
      2017-03-24 17:12
      1501

      Мнения отобраны предвзято Уважаемая редакция! На страницах вашей газеты неоднократно освещалась деятельность Института истории НАН РА, в том числе весомая значимость академического многотомника "История Армении", который оценивался "как достижение в области арменоведения в постсоветской Армении" (см. "ГА", 18 февраля 2010 г., 24 сентября 2011 г. и т.д.). ОДНАКО, НЕСМОТРЯ НА ЭТО, С ПРЕВЕЛИКИМ СОЖАЛЕНИЕМ ознакомились с обзорной статьей Луизы Атанесян ("ГА", 14 марта 2017 г.), в которой автор крайне предвзято представляет ту часть фейсбуковского материала, в котором нашли место необоснованные обвинения в адрес Института истории НАН РА. Буквально в следующем номере газеты появляется интервью с и.о. директора Музея-института Геноцида армян Г. Демояном... В связи с упомянутыми публикациями представляем позицию авторов многотомника "История Армении".

    • ГЕРОИЧЕСКИЕ АРМЯНКИ
      2017-03-17 16:33
      1748

      Армянские женщины во все времена отличались особой силой характера, мужеством и умением поставить интересы нации и народа выше личного женского счастья. В судьбоносные исторические периоды они нередко брали в руки оружие и сражались против врагов бок о бок с мужьями, братьями, сыновьями.

    • "ИЗДАНИЕ МОЖНО СЧИТАТЬ БРАКОМ"
      2017-03-14 14:01
      5176

      Айк ДЕМОЯН: "Недопустимо изучать историю Армении по изданию, полному ошибок и с устаревшими подходами" В армянской научной, и не только, среде разразился громкий скандал: Музей-институт Геноцида выступил с рецензией третьего тома многотомника "История Армении". Озаглавленная более чем критически - "Монументальный позор" - рецензия вышла под редакцией исполняющего обязанности директора Музея-института Геноцида армян доктора исторических наук Айка Демояна и стала, по сути дела, настоящей бомбой.