Последние новости

ЦИРК СОЛНЦА НА ГАСТРОЛЯХ И ДОМА

Каждый раз, проезжая мимо ереванского цирка, думаю об одном и том же: ну отреставрируют его, сделают краше и современней. Будут ли ходить в цирк сегодня? Ведь люди не ходят в кино, смотрят все новинки во Всемирной сети, дети не занимаются спортом, предпочитая играть в электронные игры... Но вот пару дней назад я случайно встретил своего старого друга, замечательного музыканта, который, как оказалось, только что вернулся из Макао, где работал в знаменитом на весь мир Цирке солнца. Вот с ним я и решил поговорить об этом уникальном виде искусства, о цирке и отношении к нему современных зрителей.

ЭДУАРД АРУТЮНЯН - МУЗЫКАНТ, ХОРОШО ИЗВЕСТНЫЙ В ЕРЕВАНЕ. Будучи виртуозным исполнителем на всех видах перкуссии - от армянской, восточной, латиноамериканской до классической, - он был востребован как в симфоническом оркестре, так и в многочисленных джазовых коллективах. Но лет пять назад он уехал работать по контракту в канадский цирк, точнее, в одно из его шоу-проектов.

Cirque du Soleil (Цирк cолнца) был основан Ги Лалиберте и Джилом Сенткруа в 1984 году в Монреале. Два цирковых артиста, акробата, друга, предприимчивые и креативные, задумали и разработали идею совершенно нового образа старого доброго цирка. А сегодня про них говорят, что они вдохнули новую жизнь в цирковое искусство. Действительно, сохранив главный принцип циркового искусства (показать физические возможности человека в самых разных сферах), они сумели создать совершенно уникальное зрелище - энергичное, яркое, впечатляющее и завораживающее.

- Как тебе работалось в западном коллективе?

- Прекрасно! Все труппы цирка интернациональны. Артисты приглашаются из самых разных стран земного шара, все работают вместе по многу лет, коллективы очень дружные, все всегда готовы помочь друг другу. Праздники, разные памятные даты отмечают вместе. Этому, кстати, очень способствует политика руководства цирка - оно не забывает про дни рождения артистов, организовывает совместные мероприятия, всегда готово поддержать... Компания владеет 6 стационарными аренами и несколькими тур-шоу. А еще всегда держит наготове концертные группы, которые выезжают по приглашению на разные мероприятия. Например, артисты цирка выступали на 74-й церемонии вручения премии "Оскар", 50-й, юбилейной церемонии "Грэмми", в Москве этот цирк открывал финал музыкального конкурса "Евровидение". Коллектив насчитывает более 4000 человек, работающих в разных труппах, и это позволяет одновременно давать представления в нескольких точках мира. Представления идут на стационарно оборудованных сценах и аренах под временным шатром - шапито.

- А зрителей много? Наверное, в основном дети?

- Много. Мы давали по два представления в день, и почти всегда был аншлаг. И, представь себе, в зале были не только дети. Взрослых всегда было много. Видишь ли, это не тот цирк, к которому мы привыкли еще с советских времен. Даже сегодняшний московский цирк, который по справедливости считается одним из лучших в мире, - это все же тот же самый старый цирк. А Цирк солнца - это новое слово в искусстве, и не только цирковом. Роскошные фантастические костюмы, невероятный макияж, самая современная звуко- и светоаппаратура, великолепная музыка...

- Кстати, о музыке. Я видел несколько представлений по ТВ. Музыка действительно обращает на себя внимание. Причем ведь это не обычная цирковая музыка, а самостоятельные музыкальные номера. И еще я никак не могу понять, на каком языке поют вокалисты.

- В каждом цирке есть группы специалистов высокого уровня - модельеры, стилисты, композиторы. Для каждого шоу пишется специальная музыка, песни. Что касается слов песен, то их не все могут понять. Дело в том, что это особая фишка менеджмента цирка - для каждой песни создается новый язык. Слова эти ничего не значат, это просто хорошо подобранные созвучия. Весь музыкальный материал записывается в студии и затем выпускается отдельным диском как саундтрек очередного спектакля цирка. Всего за прошедшие годы было создано более 30 спектаклей. Все они имеют какую-то смысловую канву и рассказывают некую историю. Т.е. это не просто набор цирковых номеров, а именно цирковые спектакли. Это видно даже из названий: "Большое путешествие", "Цирк, выдуманный заново", "Очарование". А вот один из спектаклей 2011 года называется "Майкл Джексон - бессмертный!" Кстати, буквально на днях это шоу показывали в Москве. Творческие достижения награждены ведущими премиями циркового мира, а запись одного из шоу - еще и телепремией "Эмми".

Конечно, основными посетителями цирка, по крайней мере в Макао, где я работал, являются туристы. Ведь шоу шло несколько лет подряд, и местные жители (население самого Макао около 500 тысяч человек), которые хотели его посмотреть, уже это сделали. Расчет идет на туристов, ведь Макао - открытый порт, крупный финансовый центр с многочисленными казино, игорными домами, ипподромом, ночными клубами. Цирк, в котором я работал, - это одна из стационарных арен, созданных специально для шоу. Зал располагался в помещении одного из крупнейших казино города. Люди приходили поиграть в казино, а затем заходили и на наше шоу. И, конечно, в холле продается масса всякой сувенирной продукции - диски с записями музыки шоу, альбомы, майки, ручки, кружки с логотипом цирка, названием шоу, что приносит как дополнительный доход, так и популярность.

- Номера действительно уникальные или просто привлекают внимание за счет оформления?

- Конечно, оформление заслуживает отдельного разговора - полет фантазии оформителей, техников, инженеров, дизайнеров поистине безграничен. Но и сами номера достаточно серьезны и сложны. Мне трудно сказать, чьи артисты более техничны или в каком цирке номера сложнее. Наверняка где-то есть отдельные мастера, которые выполняют и более сложные трюки. Но факт, что в Цирке солнца собраны одни из лучших. К подбору номеров подходят достаточно серьезно и в коллектив отбирают только лучших - во всех сферах деятельности цирка. Ведь это огромный организм - десятки техников, которые контролируют состояние всего оборудования по нескольку раз в день, звукорежиссеры, проверяющие качество звучания всех инструментов, световики, придающие огромное значение малейшей тени на арене, вспомогательный персонал, который следит за костюмами, комфортом артистов. Словом, все делается так, чтобы исполнители могли показать себя с лучшей стороны.

- Ну и последний вопрос. Сможет ли наш цирк после реконструкции приблизиться к лучшим образцам мирового циркового искусства? Пойдет ли зритель на представления или, как и в последние годы, придется привозить детей из районов на автобусах, лишь бы заполнить зал?

- Мне трудно делать какие-либо прогнозы. Могу сказать лишь одно: чтобы стать успешным, любой цирк должен сегодня реализовать новый подход, по-новому говорить со зрителем. Это должно быть не просто техническое обновление - аппаратура, освещение, которыми уже никого не удивишь. Должна быть новая, современная концепция, новое решение подачи в принципе тех же самых номеров - акробаты, жонглеры, фокусники. Ведь ничего другого не придумано в мире. Нужно сделать его настолько привлекательным, интересным, чтобы на представления приезжали из соседних стран, чтобы цирк стал достопримечательностью, местом обязательного посещения туристов. А потенциальным зрителям надо готовиться к тому, что билеты будут не очень дешевыми. Ведь, чтобы содержать мало-мальски серьезное шоу, приглашать артистов, обновлять программу, нужны средства, и немалые. Но, в любом случае, цирк - это всегда праздник. И наши люди должны иметь возможность посещать этот праздник.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЦЕЛЫХ ДЕСЯТЬ ЛЕТ В ЭФИРЕ
      2017-07-25 12:23
      7720

      В нынешний век фантастических скоростей десять лет функционирования какой-либо структуры - это солидный срок. А если учесть, что речь идет о шоу-бизнесе и поп-музыке в частности, то можно уже говорить о некоем феномене в этой области. Ни для кого не секрет, что вкусы аудитории меняются буквально ежегодно и артист, собиравший стадионы и продававший десятки тысяч альбомов, в любую минуту может быть смещен какой-нибудь юной смазливой девушкой, и не всегда понятно, благодаря какой отличительной черте и достоинству. Любовь толпы редко поддается логике, и тут важно понять, что вместе с артистом обычно со сцены сходит и представлявший его продюсерский центр, лейбл и звукозаписывающая компания. Если, конечно, он вовремя не подсуетится и не возьмет в оборот нового кумира и, соответственно, вновь не завладеет вниманием публики. Все вышесказанное в равной мере относится и к средствам массовой информации, обслуживающим шоу-бизнес - прессе, радио и телевидению. 

    • ЛИЯ В ДЖАЗЕ С ПЯТИ ЛЕТ
      2017-07-25 10:57
      7378

      Если вы считаете себя знатоком или хотя бы любителем джаза и никогда еще не слышали имени молодой джазовой пианистки Лии Григорян, то можно исправить это упущение. Достигнутые ею за последнее время успехи указывают на то, что мы имеем дело с восходящей звездой на мировом джазовом небосклоне.

    • КИНОАФИША ПРЕДЛАГАЕТ МУЗЫКУ
      2017-07-24 16:13
      2527

      Если начало этого года ознаменовалось двумя удачными музыкальными лентами, то середина и вторая половина обещают еще больший урожай. Будет ли он столь же успешен, как и два великолепных мюзикла - "Ла-Ла Лэнд" и "Красавица и Чудовище", - сказать трудно, но авансы новинкам выданы уж очень большие. Итак, что же можно будет увидеть и услышать с экранов в ближайшие полгода?

    • НОВИНКИ: КОМИТАС, ХОР, ДЖАЗ И МУЗЫКА МИРА
      2017-07-13 13:47
      3247

      За последние годы читателю впервые представляется обзор новинок звукозаписи, почти целиком состоящий из местного материала. Прекрасно понимая, что мало у кого из наших музыкантов есть финансовая возможность для записи, тем не менее хочется видеть и слышать работы наших музыкантов всех жанров в зафиксированном виде. Ведь запись на любом носителе - это демонстрация некоего результата творческой деятельности. И вот, наконец, появились интересные работы, о которых хочется рассказать. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • В Варшаве проходит конференция «Искусство армянской диаспоры»
      2017-03-31 10:23
      2662

      В варшавском Университете Кардинала Стефана Вышинского 30-31 марта проходит ІІ Международная конференция «Искусство армянской диаспоры», передает PanARMENIAN.Net.

    • ЖИЗНЬ НА АРЕНЕ
      2017-03-29 16:36
      968

      В детстве все любят цирк. Веселые клоуны, смелые акробаты, ловкие фокусники... И, конечно, каждый вечер все всегда с нетерпением ждали аттракциона дрессированных животных. Мне посчастливилось видеть многие легендарные советские представления с животными Вальтера Запашного, Валентина Филатова, Михаила Багдасарова... Они были яркими, эффектными, масштабными. 

    • В НИДЕРЛАНДАХ ОБНАРУЖЕНА МАРАШСКАЯ ВЫШИВКА
      2017-03-07 12:49
      2997

      В столичной гостинице "Шелковый путь" прошел вечер, организованный Фондом народного искусства "Ангуйц" и посвященный одному из уникальных видов армянского традиционного рукоделия – вышивке. Была представлена репродукция необычного экспоната, обнаруженного в сокровищнице базилики Святого Серватия в нидерландском городе Маастрихте. По мнению местных экспертов, голландский экспонат является не чем иным, как образцом знаменитой марашской вышивки. Он датирован XIV веком  и напрямую связан с культурой и техникой армянской вышивки, известной как марашская. 

    • СТАС НАМИН: "ОТКРОВЕННО"
      2017-02-22 14:27
      1753

      Открывшуюся в Союзе художников Армении выставку живописных и графических картин Стаса Намина (Анастаса Микояна) "Откровенно" иначе как чудом не назовешь. Во-первых, потому что армянской публике он известен больше как музыкант, хитовая рок-группа которого имела бешеный успех у советской публики, и представить Намина в качестве художника нам непросто. Во-вторых, творчество Намина – живописца и графика – покоряет не меньше его музыки, столь удивительно оно по стилю, содержанию, технике и цветовому решению. Впрочем, как и по факту самого существования.