Последние новости

ДВЕ АРМЯНКИ И ХАЧКАР

История этой скульптуры не менее интересна и загадочна, чем судьба самой книги, которой она посвящена. Те же роковые перипетии, то же исчезновение и неожиданное возрождение к жизни. Речь идет о "Мушском Торжественнике", созданном в 1200-1202 годах священником Варданом, и его современном скульптурном прототипе авторства Эрикназ Галстян. Книга, точнее ее большая часть, хранится сегодня в Матенадаране и считается одним из самых удивительных экземпляров его собрания. Скульптура, а точнее ее последняя, дошедшая до нас версия, недавно была успешно презентована в столичной галерее "Ай Арт", где и покоится до сих пор.

"БЕРЕШЬСЯ ЗА СЛОЖНУЮ РАБОТУ С НЕОБЫЧНОЙ ИСТОРИЕЙ, И ОНА СТАНОВИТСЯ ТВОЕЙ СУДЬБОЙ, - РАССУЖДАЕТ ЭРИКНАЗ ГАЛСТЯН. - Мне пришлось пережить потерю первых двух скульптур, созданных на тему "Мушского Торжественника" много лет назад. Но я всегда считала эту работу особенной, и к ее возрождению отнеслась как к долгу собственной души".

"Мушский Торжественник", или "Проповеди", как иначе именуют эту уникальную средневековую рукопись, признана самой большой в мире пергаментной рукописью на армянском языке. Размер ее 69х51 см, вес 28 кг, что в несколько раз превышает обычные книги. Манускрипт изготовлен из шкур более 600 телят — по одной на каждую страницу. Однако это лишь часть чуда, связанного с "Мушским Торжественником", еще удивительнее его история.

Много веков назад армянин по имени Аствацатур пожелал создать сборник хроникальных документов, торжественных речей и панегириков, в который также вошли бы жития святых, толкования, церковные каноны, наиболее важные страницы исторических трудов и т.п. В поисках мастера-писаря он познакомился со священником Варданом из Карина, которому и поручил сие благое дело. Вардану понадобилось три года, чтобы придать рукописи окончательный вид - с текстами и редкими миниатюрами. Но судьба сыграла злую шутку с самим заказчиком: Аствацатур был взят в плен к эмиру Аладину, который убил его и завладел его добром, в том числе и манускриптом.

Спустя два года эмир решил продать рукопись, назначив за нее баснословную цену. Армяне, узнав об этом, собрали 4000 драхм и выкупили книгу; имена всех людей, кто участвовал в спасении "Мушского Торжественника", нашли свое место в нем отдельным списком. Рукопись перенесли в монастырь Святых Апостолов в Муше, где она хранилась 7 веков, однако и тут ей не был уготован вечный покой. Во время Геноцида 1915г. две наши соотечественницы, спасаясь от турок, намереваясь заночевать в монастыре, обнаружили священный манускрипт необычной красоты. Оставив здесь свои пожитки, женщины не медля взвалили на спины огромную книгу, предварительно разорвав ее на две половины.

Одну часть "Мушского Торжественника" удалось донести до Тифлиса и передать в Этнографическое общество. Вторую половинку, завернутую в женскую одежду, нашел на дороге некий русский офицер. Лишь спустя годы половинки нашли друг друга в Матенадаране, где и хранятся сегодня в разорванном виде. В бесконечных скитаниях некоторые страницы манускрипта были утеряны. 17 из них оказались в Италии и ныне содержатся в армянской католической конгрегации мхитаристов на острове святого Лазаря в Венеции. Пара страниц была обнаружена в Москве, в библиотеке им.Ленина, откуда была передана в Матенадаран…

ЭРИКНАЗ ГАЛСТЯН – СКУЛЬПТОР МНОГОГРАННЫЙ И ОПЫТНЫЙ. Ее работы включены в постоянные экспозиции Национальной картинной галереи Армении, Музея современного искусства, Дома народного искусства, музея Шуши и других государственных выставочных центров. Скульптуры отличных стилей - от фигуративизма до модернизма не раз выставлялись в лучших галереях разных стран, входят в частные коллекции Армении и зарубежья. Несколько известных работ Эрикназ - «Ара Прекрасный и Шамирам», «Король и королева», «Дудук» и другие, в настоящее время представлено в галерее «Ай Арт». Еще одна, совсем свежая работа посвящена 500-летию армянского книгопечатания и представляет собой скульптурный эскиз 3-метрового памятника раскрытой книге, в правой части которой выдолблено символическое отверстие в виде силуэта человека. «Любой из нас, пройдя через необычную арку-отверстие, обретает статус читателя, обогащается знаниями и становится просвещенным – в этом и есть символика этой работы», - говорит скульптор, надеясь, что однажды в одном из уголков Армении будет установлен ее книжный памятник.

Что касается «Мушского Торжественника», первую скульптуру Эрикназ Галстян задумала еще во времена студенчества в начале 1980-х гг. как дань уважения армянским женщинам, спасавшим наряду со священниками национальные ценности в годы трагических событий. "Я попыталась понять этих женщин, взваливших на себя не просто груз весом почти в 30 кг, а огромную ответственность за будущее своих детей и нашего народа, - поведала скульптор. – Мне было важно вникнуть в их психологию, оценить поведение и постараться в мыслях и душе проделать с ними тот же тяжкий путь, который пришлось пройти им, спасаясь от преследования и спасая культурное достояние всей нации".

Композиция из двух женских фигур и хачкара, задуманная на тему "Мушского Торжественника", легла в основу дипломной работы начинающего скульптора. В итоге Эрикназ изваяла две скульптуры. Одна в 1987г. вошла в число произведений скульпторов Армении, представленных на первой благотворительной выставке в Нагорном Карабахе, и была подарена Государственной галерее Степанакерта. Вторая осталась в Ереване, в мастерской брата Эрикназ, известного художника и керамиста Грачьи Галстяна, однако в 1988г. эта работа практически полностью была разрушена водой, когда в здании прорвало трубы. Хранившаяся же в Степанакертской галерее скульптура исчезла – автор до сих пор не может найти след своего детища.

Два года назад Э.Галстян решила вновь вернуть к жизни свой "Мушский Торжественник", взяв за основу нынешней работы композицию дипломной скульптуры и внеся в нее некоторые коррективы. В основе творения – образы двух непохожих женщин, объединившихся во имя спасения священной книги, а вместе с ней и страниц нашей истории. "К сожалению, нашему народу не удалось вынести из огня и пепелищ ценные экземпляры культуры. Большая часть культурного наследия осталась по ту сторону армянской истории и была уничтожена, - сетует Эрикназ. – Эта оборотная сторона событий также нашла место в моей работе".

КОМПОЗИЦИЯ "МУШСКОГО ТОРЖЕСТВЕННИКА" ЭРИКНАЗ ГАЛСТЯН ПРОСТА И ОРИГИНАЛЬНА. Выполненная в классическом пространственном треугольнике, скульптура состоит из трех фигур – двух женщин и хачкара. Первый персонаж – молодая женщина, согнувшаяся под тяжестью рукописи, но упрямо идущая к цели, олицетворяет силу и упорство армянки. Фигура динамична и исполнена решимости, ее лицо с фронтальной позиции скрыто от зрителя. В ней главное - непоколебимое стремление вперед и спасение рукописи. Вторая героиня относительно статична, но не лишена движения. Автор наделила ее эмоциональностью и чувственностью, сделав ее образ символом трагических переживаний и больших исторических потерь. Не случайно она с частью манускрипта на спине, как бы ступающая в будущее, оглядывается в прошлое – на то, что уже не вернуть. Символом же потерь служит полуразрушенный хачкар, наклоненный назад. "Большой силе противопоставлена большая боль", - говорит Эрикназ.

Директор галереи "Ай Арт" Рита Шароян нашла удачный постамент для "Мушского Торжественника", установив его на вращающийся круг, что позволяет рассмотреть скульптуру со всех сторон, вглядеться в лица героинь, проникаясь их мыслями и чувствами. Известная в последние годы как модернист и мастер этноархаики Эрикназ Галстян изваяла эту скульптуру академично, проявив глубокие познания в традиционной скульптуре. "Мушский Торжественник" пришелся по душе мэру Еревана Тарону Маргаряну, и хочется надеяться, что градоначальник обязательно присмотрит для скульптуры достойное место в нашей столице.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • СТАС НАМИН: "ОТКРОВЕННО"
      2017-02-22 14:27
      293

      Открывшуюся в Союзе художников Армении выставку живописных и графических картин Стаса Намина (Анастаса Микояна) "Откровенно" иначе как чудом не назовешь. Во-первых, потому что армянской публике он известен больше как музыкант, хитовая рок-группа которого имела бешеный успех у советской публики, и представить Намина в качестве художника нам непросто. Во-вторых, творчество Намина – живописца и графика – покоряет не меньше его музыки, столь удивительно оно по стилю, содержанию, технике и цветовому решению. Впрочем, как и по факту самого существования.

    • НАЙДЕНА "СТУДЕНЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ" ТЕРЬЯНА
      2017-02-21 12:12
      468

                    В декабре 1915 г. Ваан Терьян приезжает из Москвы в Ереван и направляется в одно из зданий по улице Царской (ныне ул.Бюзанда), где в то время располагался сиротский приют, находящийся под попечительством Московского Армянского комитета. Здесь нашли пристанище дети, чудом спасшиеся во время Геноцида. Терьян поручает 8-15-летним армянским сиротам написать сочинения о том, что они видели на пути изгнания из Западной Армении, изложить на бумаге воспоминания о событиях апреля 1915 г. Ему удастся собрать 34 письменных свидетельства юных очевидцев и жертв трагедии, однако о тайном предприятии Ваана Терьяна не узнает практически никто.

    • УРОК ЛЮБВИ И ДОБРА
      2017-02-13 17:25
      1469

      5653000 драмов – эта сумма собрана с продажи билетов на благотворительный концертный спектакль, прошедший в воскресенье в Национальном академическом театре оперы и балета им. Ал. Спендиарова. "Путешествие в мир сказок" - так был назван мюзикл, инициированный Армянским фондом "Подари жизнь", действующим под почетным председательством первой леди Армении Риты Саргсян и уже много лет занимающимся помощью детям с онкологическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями. Основную зрительскую аудиторию вечера составили школьники Еревана, пожелавшие внести свою, пусть детскую, но важную лепту в восстановление здоровья сверстников.

    • ВМЕСТЕ НА БЛАГО ТУРИЗМА
      2017-02-13 17:07
      1614

      В конце прошлой недели в Министерстве диаспоры РА собрались представители сферы отечественного туризма, для которых по инициативе министерства был организован круглый стол "Туризм в Армении и Арцахе: диаспора в сфере туризма". На мероприятии присутствовали представители более 40 туристических компаний, с которыми вступили в диалог министр диаспоры РА Грануш Акопян, председатель новосозданного Государственного комитета по туризму Армении Зармине Зейтунцян, представляющий туризм в Арцахе Армен Мкртчян.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ТРИ ВЕКА АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ НА ДОНУ
      2017-02-22 15:05
      283

      В издательстве "Веда" (Таганрог, Россия) вышли две книги Георгия Багдыкова "Сурб Хач" и "Армянские священники Дона". Ростовчанин Г.Багдыков, по профессии врач, в свои 45 лет является автором более пятидесяти книг по популярной медицине, краеведению, художественной прозе, а также ряда монографий по специальности. Имеет множество званий, наград, член различных авторитетных организаций. Две вышеуказанные книги посвящены отмечаемому в 2017 году 300-летию со дня основания Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви. 

    • ЛЮДИ И ВРЕМЯ В КНИГЕ ИНИЦИАТОРА ПЕРЕМЕН
      2017-02-22 14:50
      626

      Рассказывать о своей жизни может только человек, обладающий ярко выраженным общественным сознанием. Потому что в конечном счете он рассказывает о своем времени, об обществе, в котором жил и живет, и как бы передает свой опыт будущим поколениям. Именно так читается книга Владилена БАЛЬЯНА "И все они были... Страницы из дневника композитора", изданная по госзаказу в "Амроц групп". Ее презентация прошла в конце 2016 года в Доме-музее Александра Спендиарова. И что симптоматично. Презентация стала своеобразным "послесловием" книги, поскольку она состоялась в том месте, которое стало очередным детищем Владилена Бальяна с тех пор, как в 1967-м он заступил директором еще не существующего музея Александра Спендиарова. Ну а дальше понадобились годы кропотливого труда, чтобы наполнить музей эксклюзивными документальными материалами и живым музыкальным присутствием.

    • НАЙДЕНА "СТУДЕНЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ" ТЕРЬЯНА
      2017-02-21 12:12
      468

                    В декабре 1915 г. Ваан Терьян приезжает из Москвы в Ереван и направляется в одно из зданий по улице Царской (ныне ул.Бюзанда), где в то время располагался сиротский приют, находящийся под попечительством Московского Армянского комитета. Здесь нашли пристанище дети, чудом спасшиеся во время Геноцида. Терьян поручает 8-15-летним армянским сиротам написать сочинения о том, что они видели на пути изгнания из Западной Армении, изложить на бумаге воспоминания о событиях апреля 1915 г. Ему удастся собрать 34 письменных свидетельства юных очевидцев и жертв трагедии, однако о тайном предприятии Ваана Терьяна не узнает практически никто.

    • ПЛОЩАДКА ДЛЯ ГЮМРИЙСКИХ ТАЛАНТОВ
      2017-02-13 14:40
      777

      Летом прошлого года председатель Центра современного искусства "Арт-горизонты" Геворг Хачатрян обратился ко мне с просьбой перевести на русский язык статьи, предваряющие издаваемый иллюстрированный каталог с биографическими данными и фотокопиями работ художников, скульпторов и мастеров декоративно-прикладного искусства, родившихся, живших и творивших в Александрополе – Ленинакане – Гюмри.