Последние новости

ЗРИТЕЛЬ НАХОДИТ СВОЙ ФИЛЬМ

Послесловие к "Золотому абрикосу"

Ольга ШЕРВУД - журналист, киновед, член Экспертного совета национальной российской премии кинокритиков и кинопрессы "Золотой Овен", член Российской академии кинематографических искусств "Ника", лауреат премии "Слон" Гильдии киноведов и кинокритиков, имеет правительственные награды. Несколько лет она являлась автором аннотаций и составителем каталога Петербургского международного фестиваля неигрового, короткометражного игрового и анимационного кино "Послание к человеку". Неоднократно была членом жюри разных киносмотров, в том числе и "Золотого абрикоса".

На наш фестиваль Ольга приезжает с 2005 года и знает о нем буквально все. А потому по окончании 9-го и в преддверии 10-летнего юбилея кинофестиваля "Золотой абрикос" состоялась беседа корр. "ГА" и Ольги Шервуд о фестивале и его перспективах.

- Я вижу рост в нескольких направлениях. Во-первых, это публика: если на первых фестивалях было не очень много людей, потому что они просто не знали, что это такое, то уже где-то к середине, я помню, как публика уже валила на пышные премьеры фильмов из разных стран, а теперь ломится и на армянское кино, безотносительно к его качеству. Оно может быть разным, но важно, что люди хотят смотреть свое кино. Проблема - в новых кинотеатрах, фестивальном центре, в многозальниках. Это общая проблема. У нас то же самое в обеих столицах. Нет фестивальных центров ни в Москве, ни в Петербурге.

Ваш фестиваль воспитывает публику. И в этом смысле я хочу отметить посещение нашей делегации ТУМО - образовательного центра креативных технологий, где детям прививают любовь к образованию, где занимаются анимацией, разработкой компьютерных игр, фильмов, а также в системе кинематики показывают настоящее кино. А обучаются там будущие зрители фестиваля и, почему бы нет, кинодеятели.

Второе - программа. Директор программ фестиваля Микаэл Стамболцян сказал мне в начале фестиваля: "Мы хотели в этом году сделать скромный фестиваль". Но, простите, эта скромность вылилась в 170 фильмов!.. Это очень много, конечно, для "полутора" кинотеатров и Кукольного театра, где проходили просмотры фильмов, совсем нескромно. Я помню, в прошлом году в составе жюри нового конкурса "Косточка" пришлось смотреть 24 картины, если не ошибаюсь. В этом году их, по-моему, уже 46! Порядком увеличился короткий метр, который приобретает популярность во всем мире.

И, наконец, третье: "Золотой абрикос" увеличивает свои гуманитарные проекты. Была и есть программа "Режиссеры без границ", а теперь уже "Журналисты без границ". Извините за грубость, но зачем фестивалю это надо? Ан нет, надо. И получается своеобразный холдинг. Осталось включить операторов, художников, костюмеров, гримеров. И можно уже быть производящей структурой и снимать кино.

- Есть такое расхожее выражение: призы фестиваля - это лицо жюри.
- Как мне кажется, до сих пор на "Золотом абрикосе" все было адекватно. Я сама дважды работала здесь в жюри и хочу с вами поделиться: на первое заседание жюри всегда приходил Арутюн Хачатрян и говорил: "Только, пожалуйста, чтобы все было честно". Это приятно.

- Подобные фестивали иногда называют "междусобойчиками". На ваш взгляд, таков ли "Золотой абрикос"?
- А что такое "междусобойчик"? Между кем и кем?

- По большому счету это тусовка людей из мира кино.
- Так это же прекрасно! Потому что фестивали для того и существуют, чтобы кинематографисты со всего мира встречались. Ваш фестиваль отличается тем, что никто не приезжает просто так. Нет тут свадебных генералов. Все приезжают по делу. Каждая важная персона дает мастер-класс, встречается с публикой, дает пресс-конференции, показывает свои фильмы. А это настоящая рабочая ситуация.

- В первый ваш приезд на "Золотой абрикос", я помню, директор Дома-музея Параджанова Завен Саркисян пригласил вас в поездку по тем местам, где мастер снимал свой фильм "Цвет граната".
- Это одно из самых сильных впечатлений моей жизни. Мне повезло, потому что иранский режиссер Аббас Киарстоми захотел поехать по этим местам. И в одной из машин оказалось свободное место. Поездка произвела грандиозное впечатление, потому что мы увидели не только столицу, мы увидели страну. Я любитель документального кино и поэтому могу сказать, что увидела "документ" о том, как люди живут, чем занимаются и что происходит. Мы очень много узнали из этого путешествия. Тогда я написала три огромных текста в газете. И что самое замечательное, эту поездку сейчас повторяю вместе с Сокуровым...

- Для чего нужны фестивали?
- Они имеют много профилей. Прежде всего это альтернативный прокат в наших странах. Где еще ереванские зрители смогут посмотреть эти фильмы? Точно так же петербургские, московские? Дело же никогда не исчерпывается конкурсом. А на самом деле на многих фестивалях гораздо интереснее другие программы - "Ретроспективы", например, которые составляют очень умные и очень знающие люди. И эти картины мы, возможно, больше нигде не увидим. А в комплекте на фестивале это полный эксклюзив.

Существует такой штамп: фильм нашел своего зрителя. Но это не так. Это зритель находит свой фильм, потому что зрителю нужен фильм, конечно, если это фильм, а не визуальный товар со жвачкой, поп-корном и пивом. Если это серьезная кинопродукция и нацеленная на арт, которую и показывает "Золотой абрикос". И, это огромнейшая редкость для Армении, как я понимаю. И надо это кино смотреть. И возвращаясь к началу нашего разговора, мы видим, что люди стремятся смотреть такое кино, особенно молодежь. И это не может не радовать.

- Как вы думаете, от чего зависит авторитет фестиваля и насколько авторитетен наш фестиваль?
- Смотря для кого. Если речь идет о фестивальном мире, то авторитет зависит от качества программы и от обстановки. Если люди приезжают и могут нормально работать и общаться, то, конечно, эти два параметра уже говорят об уровне фестиваля. Если участники, гости фестиваля чувствуют, что для его устроителей главное - это кино, а не тусовка, банкет или фуршет. Чем больше ощущения, что главное - кино, тем фестиваль авторитетнее.

Ваш фестиваль мне трудно судить: я не так часто бываю на зарубежных фестивалях, но мне кажется, что он очень авторитетный. По крайней мере, кому я не говорю о нем, все слышали о "Золотом абрикосе" и все хотят попасть сюда. Я низко кланяюсь, например, Сусанне Арутюнян - художественному директору фестиваля, которая очень профессионально ведет и социально-политическую направленность фестиваля от "Режиссеров без границ" до "Киноплатформы Армения - Турция".

- Что на 9-м "Абрикосе" больше всего произвело впечатление?
- Мне трудно сказать, потому что к середине фестиваля приехал Александр Николаевич Сокуров. И для меня все закончилось, т.к. мне пришлось ему помогать, всегда нужно помогать выдающемуся художнику, у которого, конечно же, совсем другая программа на фестивале, хотя бы в силу того, что все хотят с ним пообщаться. Это надо как-то координировать, организовывать.

- Он, наверное, делился с вами впечатлениями о Ереване?
- Он приехал и сказал: хочу увидеть какой-нибудь завод и 2-3 школы. Но из-за каникул со школами не получилось. А завод с трудом ему нашли. Мы ездили на цементный завод. Потом мы были в ТУМО. Надо сказать, в этом образовательном центре у него был полный восторг относительно детей, но большое сомнение - я была поражена -относительно компьютеризации детей: он считает, что надо уделять больше внимания гуманитарной составляющей, нежели технической.

Кстати, его пригласили сюда на лекции. Он к этому отнесся благосклонно. А на следующий день на Вернисаже он обмолвился: "Я же не последний раз в Армении..." Ему очень здесь понравилось, в том числе современная архитектура, естественно, Дом-музей Паражданова. В свое время он встречался с Сергеем Иосифовичем.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВЕЧНО ЖИВОЕ ИСКУССТВО
      2017-07-28 14:43
      8498

      29 июля – день рождения пианиста, композитора и дирижера, руководителя Государственного эстрадного оркестра Армении Константина Орбеляна. Ему исполнилось бы 89 лет. 

    • AMEN МОЖЕТ УКРАСИТЬ МИРОВЫЕ СЦЕНЫ
      2017-07-25 10:08
      8914

      Гостья редакции "ГА" - продюсер церемоний закрытия Олимпийских игр и открытия Паралимпийских игр в Сочи Елена ШУБИНА. Долгие годы она работала в Мариинском театре Санкт-Петербурга и отвечала за выпуск премьерных спектаклей, в частности, за оперные и балетные премьерные постановки коллективов, приезжавших на гастроли в этот театр из-за рубежа. 

    • НА СЦЕНЕ МАКСИМ ВЕНГЕРОВ
      2017-07-19 15:29
      3104

      По приглашению Государственного молодежного оркестра РА на первом международном фестивале-конкурсе "Армения" выступил один из самых востребованных и виртуозных музыкантов современности – скрипач и дирижер Максим Венгеров, обладатель двух премий "Грэмми", четырех Gramophone Award UK, Edison Award и многих других музыкальных наград. Уже в третий раз музыкант доставляет истинное наслаждение армянской публике, выступая на сцене Большого зала филармонии. Он исполнил Концерт для скрипки с оркестром Иоганнеса Брамса и мелодичную пьесу Алексея Шора "Одинокая лодка", сопроводив свое выступление словами благодарности: "Для меня огромная радость быть на сцене, где всегда играют самые великие и лучшие музыканты. Спасибо моему замечательному другу – Сергею Смбатяну за возможность вновь выступить с Государственным молодежным оркестром Армении". Выступление скрипача не ограничилось двумя произведениями, публика не отпускала его со сцены долго. А потому не обошлось и без "биса". "Я хотел бы сыграть "Сарабанду" Баха, - откликнулся на бурные овации музыкант, - и мы вместе помолимся, чтобы в этом солнечном регионе всегда процветал мир". А до концерта удалось встретиться с Венгеровым.

    • ФЕСТИВАЛЬ "АРМЕНИЯ": 9 БЛИСТАТЕЛЬНЫХ КОНЦЕРТОВ
      2017-07-03 15:18
      3511

      4 июля в Большом зале филармонии им. А.Хачатуряна впервые открывается международный музыкальный фестиваль-конкурс "Армения". Его инициатор - Государственный молодежный оркестр РА под управлением Сергея Смбатяна.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ЗОЛОТОЙ АБРИКОС" – РЕЗУЛЬТАТЫ И ВКУСЫ
      2017-07-17 18:04
      3482

      Международный кинофестиваль "Золотой абрикос" в 14-й раз подвел итоги своей работы. 7 официальных и 9 "просмотровых" дней, более 100 игровых, документальных и короткометражных фильмов, снятых режиссерами со всего мира и нашими соотечественниками, форумы, воркшопы и мастер-классы – каждый из компонентов обрел своих почитателей.

    • В Ереване стартовал 14-ый "Золотой абрикос"
      2017-07-09 19:44
      537

      14 Международный кинофестиваль "Золотой абрикос" стартовал сегодня в Ереване. Уже по сложившейся традиции фестиваль открывается классической лентой армянского кино. На этот раз таким фильмом стала картина "Хас-пуш" (1927 года), поставленная Амо Бек-Назаровым по мотивам рассказов Раффи "Носящие шелк" и Вртанеса Папазяна "Персия при Каджарах". Фильм представлен в новом музыкальном сопровождении, которое специально для фестиваля создал армянский музыкант Ваагн Айрапетян.

    • "ХАС-ПУШ" ОТКРОЕТ "ЗОЛОТОЙ АБРИКОС"
      2017-07-07 15:19
      3140

      Отечественный бренд в сфере кинематографа – Международный кинофестиваль "Золотой абрикос" в 14-й раз начнет работу по самому плотному графику. Показы фильмов в режиме нон-стоп продлятся с 9 по 16 июля. В рамках недели будут устроены многочисленные пресс-конференции для представителей СМИ Армении и зарубежья, встречи с именитыми режиссерами для широкой публики, мастер-классы для молодых и не очень деятелей нашего кинематографа, воркшопы, форумы и много других мероприятий.

    • В программе "Золотого абрикоса"
      2017-07-03 17:55
      590

      Показ последнего фильма польского режиссера Анджея Вайды "Послеобразы" состоится 10-го июля в рамках XIV международного кинофестиваля "Золотой абрикос", сообщила в понедельник журналистам сотрудник отдела культуры посольства Польши в Армении Мелине Егоян.