Последние новости

ДЖАЗ-КОРАБЛЬ РАФА АВАКОВА

Как это ни странно звучит, но представлять этого человека нужно на его исторической Родине, так как в России он широко известен. Речь о Рафаэле АВАКОВЕ, вице-президенте московского "Джаз-Арт" клуба, джазовом менеджере, коллекционере, ярком представителе истых джазовых энтузиастов, организаторе джазовой жизни во всем московском регионе.

Раф Аваков (именно так его называют в Москве) родился в поселке Буй Ярославской области. В 1968 году окончил Московский энергетический институт по специальности "Проектирование и эксплуатация АЭС" и до сегодняшнего дня работает в Московском ВНИИ АЭС. Воспитывался Рафаэль в музыкальной семье - мать была солисткой в хоре, а отец прекрасно играл на мандолине. Музыка в доме звучала постоянно. Джазом он увлекся в детстве. В 70-х, будучи членом московского клуба филофонистов, Рафаэль познакомился с известным в Москве в те годы коллекционером джаза Владимиром Ливицким, в собрании которого были долгоиграющие пластинки западного производства с записями любимых им оркестров, и тогда он вновь услышал пленившую его в детстве музыку.

С середины 50-х стал регулярным слушателем передач легендарного радиоведущего Уиллиса Коновера и окончательно влюбился в джаз. В 1990 году, находясь в командировке в США, он волею случая оказался на радиостанции "Голос Америки", где с помощью обозревателя русской редакции радиостанции Владимира Фрумкина познакомился с кумиром своей юности Уиллисом Коновером и подарил ему сборник "Советский джаз".

Задолго до этого произошла еще одна важная встреча, как бы определившая на всю жизнь музыкальные вкусы 14-летнего мальчика. Первое знакомство с настоящим джазменом вживую - встреча с известным тромбонистом Константином Бахолдиным, который в 1958г. по-отечески провел Рафаэля через заслон дружинников на танцы в подольский клуб "Металлург", где в тот вечер играли московские джазовые музыканты. А уже в 1965 году тот же музыкант провел молодого человека в кафе "Молодежное" на историческую встречу с американским музыкантом Джерри Маллигеном, дав ему в руки футляр от тромбона, чтобы усыпить бдительную дружину при входе в кафе. В личной фонотеке Рафаэля имеется чудом сохранившаяся историческая запись того вечера - выступление Джерри Маллигена с легендарным "КМ" квартетом (Владимир Сермакашев - тенор-саксофон, Вагиф Садыхов - фортепиано, Андрей Егоров - контрабас и Владимир Аматуни - ударные).

Знакомство в начале 70-х с руководителем Студии музыкальной импровизации Дома культуры "Москворечье" Юрием Козыревым послужило началом активной деятельности. Рафаэль начал участвовать в организации фестивалей, концертов, джэм-сейшнс, представлениях студентам образцов мировой джазовой культуры...

В середине 70-х годов Рафаэль Аваков активно сотрудничал с джазовым кафе-клубом, организованным известным в те годы московским джазовым менеджером Павлом Барским. Ну а потом пошло-поехало. Раф Аваков являлся членом оргкомитетов московских джазовых фестивалей в концертном зале Олимпийской деревни в1982, 1984, 1986 годах, киноконцертном зале "Россия" (1990 г.), ежегодных фестивалей 70-х и 80-х годов, проводимых в ДК "Москворечье" Студией джаза...

Скоро рамки всесоюзной столицы для организаторской деятельности и пропаганды джаза стали ему узки. По просьбе еще одного энтузиаста, организатора джазовой жизни в Ярославле Игоря Гаврилова в 1981 году Аваков сформировал и возглавил делегацию из 50 джазменов из разных городов СССР, направляемую ЦК ВЛКСМ на II Ярославский международный джазовый фестиваль. И, кстати, до сегодняшнего дня он крепко дружит с ярославскими джазовыми людьми - участвует в их работе, подготовке фестивалей, создании аудио- и видеотеки города.

Летом 1993 года вместе с Александром Эйдельманом он организовывает джаз-клуб на Москва-реке, который в течение сезона один раз в неделю с 19 до 23 часов функционировал на двухпалубном пароходе "Чайка". И наконец с апреля 1994 года и до сегодняшнего дня Раф Аваков является вице-президентом московского "Джаз-Арт" клуба. Под эгидой этого клуба и при непосредственном участии Рафа Авакова была возрождена идея этого ежегодного джазового праздника на Москва-реке, которая, возникнув в 1974 г., так и не смогла в те времена стать устойчивой традицией. А теперь раз в год комфортабельный 4-х-палубный теплоход превращается в джазовый корабль, на котором на всех палубах в режиме "non stop" днем и ночью звучит джаз и блюз, играются нескончаемые джем-сейшнc.

Можно еще вспомнить и то, что с 1995 г. он является организатором ежегодного международного фестиваля "Джазовые голоса"; записи которого выходят на лазерных дисках на джазовом лейбле "Эрмитель". Аваковым создан свой звукозаписывающий лейбл, под которым выпущены 14 компакт-дисков в эксклюзивной номерной серии Jazz Art Club Collection с записями живых концертов в стенах клуба и с фестивальной сцены. А кроме того, в творческом активе Авакова издания на дисках многочисленных джазовых серий "Оттенки джаза. Избранное для всех", "Classics in Jazz" и других интересных сборников. И наконец, он входит в инициативную группу поддержки ежегодного международного фестиваля "Джаз в саду "Эрмитаж".

Но, пожалуй, главным делом последних лет его жизни была работа с материалами легенды советского джаза, создателя первого советского джазового стандарта, уникального трубача Андрея Товмасяна. За годы тяжелой душевной болезни Товмасян был практически оторван от музыки, но зато написал очень много и поэзии, и прозы - документальной и художественной. Собрание его сочинений готовилось к изданию, однако внезапно ушел из жизни его редактор, первопроходец джазовой темы в российском Интернете Ефим Ликстанов. И тогда за дело взялся Аваков.

Он подготовил к публикации "Воспоминания" звезды джаза 60-70-х. В течение полутора десятков лет он искал и собирал аудиозаписи Товмасяна и к 65-летию музыканта полностью подготовил и издал первый альбом "Господин Великий Новгород" с чудом сохранившимися записями с 1962 по 2002 г. г., в том числе вошедшее в историю советского джаза выступление в 1962 г. на варшавском фестивале "Джаз Джембори". Сейчас Аваков готовит к выпуску и второй альбом, куда вошли записи Товмасяна в московских клубах 70-х годов.

Инженеp Раф Аваков - представитель тех людей, которых, увы, осталось не так-то много. Будучи далеко не молодыми, эти шестидесятники с пылом тех лет по мере своих возможностей помогают музыкантам разных поколений найти и упрочить свое место в джазовой среде и тем самым серьезно способствуют развитию музыкальной культуры. Его пока единственный в своем роде Jazz Art Club уверенно набирает силу и является одним из самых популярных в таком огромном городе, как Москва, буквально напичканном развлекательными заведениями.

Рафаэль Артемович является страстным коллекционером и собирателем джазовых записей, книг, журналов, обладателем огромной коллекции джазовых аудио- и видеоматериалов, одной из самых обширных в российской столице. И, как уверяют, не в пример многим другим коллекционерам, он всегда и с удовольствием делится своим богатством с желающими познать культуру мирового джаза.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПЕСНИ ЕРЕВАНА В БОСТОНЕ
      2019-01-24 11:09
      3356

      Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.

    • ПРИГЛАСИЛИ СЛУШАТЕЛЕЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ ОТ РОДУ
      2019-01-22 11:23
      3896

      О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!

    • О БЕДНОМ ПЕШЕХОДЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО!
      2019-01-18 11:24
      1031

      Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему,  о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.

    • ХАЛТУРНЫЙ НОВЫЙ ГОД
      2019-01-17 13:44
      2814

      Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ В СВОЕМ АРТИСТИЗМЕ
      2019-01-16 11:20
      1821

      Несколько лет назад "ГА" писал об Андрэ Экияне, пионере французского джаза, игравшем вместе со звездами тогдашней парижской джазовой сцены. Было это в 30-е годы. Но, как выяснилось, раньше на этой же условной сцене Франции властвовал еще один музыкант с армянской фамилией - знаменитый руководитель оркестра Gregor et ses Grogoriens Крикор КЕЛЕКЯН.

    • РОМАНТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР С ШОПЕНОМ
      2019-01-15 11:24
      1379

      О необходимости продвижения собственной культуры говорится всегда и везде. Просто кто-то вплотную занимается этим, а кто-то продолжает подражать другим. Великолепный образец пропаганды собственного культурного наследия в популярной форме был представлен 11 декабря в Большом концертного зале им. А.Хачатуряна польским трио Анджея ЯГОДЗИНЬСКОГО.

    • ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ ЗЕЛЫ МАРКОСЯН
      2018-12-21 14:48
      626

      Cовсем недавно австралийская армянка записала альбом своих композиций, навеянных армянским фольклором, который был выпущен австралийской звукозаписывающей студией и сразу попал в списки специализированной организации музыкальных профессионалов, занимающихся именно современным фольклором, в качестве номинанта на "лучший альбом месяца".

    • ДЕТСКИЙ ДЖАЗ-ОРКЕСТР В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ
      2018-12-17 15:54
      1783

      Весьма показательными в последнее время стали выступления настоящего джазового оркестра Специальной музыкальной школы им. А.Спендиарова. Дети разных лет, учащиеся школы, в последние годы открывают все крупные джазовые мероприятия города. Как, кто, когда и зачем создал этот прекрасный коллектив - за ответами на эти вопросы отправился к директору школы Марине Викторовне Варданян.