Последние новости

ЦВЕТ И БЛЕСК КЕРАМИКИ ЛЕВОНА ОСИПОВА

Заслуженному художнику Грузии тбилисцу Левону Осипову исполнилось 75 лет. Союз художников Грузии вручил юбиляру памятный диплом "За большой вклад в грузинское декоративно-прикладное искусство", а в выставочных залах тбилисского Дома национальностей и армянского дома "Айатун" готовятся к открытию его выставки. Несомненно, они доставят радость каждому, кто придет на вернисаж, ведь керамические работы мастера не просто красивы, они уникальны.

ТВОРЧЕСТВО ЛЕВОНА ОСИПОВА - ЭТО РЕДКИЕ ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ИЗДЕЛИЯ. Он выжимает из своего материала едва ли не все таящиеся в нем декоративные возможности. Кажется, что сокрытая "душа" камня, глины, шамота, меди, стекла, фаянса сама диктует художнику свои тайны. Ему же остается лишь передать их людям. Керамические работы ломки, поэтому художник оберегает их как "живых", зная, как непросто привести замысел в исполнение.

Но керамика Осипова – это не только кувшины, марани, пиалы, вазы, тарелки, блюда, чаши, но и шагнувшие на улицы города чеканки, цветные монументальные панно, барельефы. Они и сегодня украшают станцию метро "Исани", здание Министерства здравоохранения Грузии и еще целый ряд общественных строений Тбилиси. Его барельефы и панно выделяются из общей массы зданий в городах России, Прибалтики, Польши, Чехии, Словакии, Германии, Болгарии. К 150-летию Тбилисского армянского театра имени Петроса Адамяна он изготовил сувенирные медали в дар всем пришедшим на юбилей, а также гравюру на стекле, сразу же вписавшуюся в фасад театра. Автор он и удивительно красивых украшений, даже когда они сделаны из простого камня.

У Левона Осипова масса дипломов, медалей, его оригинальные изделия разошлись по всему миру, экспонируются в музеях и картинных галереях, входят в частные собрания. Его керамические композиции дарили членам правительственных делегаций и высокопоставленным гостям Грузии. Члены спортивных делегаций вывозили их как сувениры в другие страны. Его марани, представляющий собой кувшин, вылепленный как единое целое вместе с небольшими чашами, изготовлен по принципу сообщающихся сосудов и сделан так искусно, что выпить из него тоже надо уметь. Даже трехкратный олимпийский чемпион не сразу сообразил, как можно осушить сей кубок.

Окончив школу в Тбилиси с золотой медалью, Левон поехал в Ереван поступать в Художественно-театральный институт. Подавая документы в вуз, узнал, что предстоит сдавать экзамен еще и по скульптуре. Рисовал он хорошо, но никогда не занимался лепкой портретов и испугался, что не сможет тягаться с абитуриентами, уже окончившими художественные училища. Расстроенный шел он по проспекту, когда произошло событие, и сегодня воспринимаемое им как подарок судьбы.

УВИДЕВ В ПРОЕМЕ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ОГРОМНУЮ СКУЛЬПТУРУ, Левон остановился и стал наблюдать за работой мастера. Тот, заметив интерес юноши, спросил: что, нравится? "Он был таким доброжелательным, - рассказывает Осипов, - что я выложил ему все. Хотел, мол, учиться, но не знал, что сдают скульптуру, и теперь вот должен вернуться в Тбилиси, поскольку лепить не умею. Войди, не стесняйся, предложил скульптор, вот бумага, нарисуй одну из этих фигурок. Рисунок понравился, и скульптор пригласил меня прийти на следующий день, мол, посмотрим, как ты слепишь моего орла. И только потом спросил: ты, что, меня не знаешь? Нет?! Я Ерванд Кочар. Я обомлел, конечно, я знал его работы, но никогда не видел его и даже мечтать не мог, что буду так запросто общаться с ним. Я приходил в эту ставшую для меня родной мастерскую каждый день, рисовал, лепил и благодаря приобретенным здесь знаниям в тот же год стал студентом художественного факультета".

Четыре года Левон проучился на скульптора, а когда в институте открыли факультет керамики, то, вечно жаждущий попробовать себя в чем-то новом, ранее неизведанном, перешел туда. Еще студентом участвовал во всесоюзных выставках, удостоился признания, но прошло немало лет, прежде чем керамика Осипова заговорила свойственным только ему языком. Несмотря на заманчивое предложение работать в Ереване, Левон вынужден был уехать в Тбилиси – мать тяжело болела и единственный сын не смог оставить ее. Мастерской в Тбилиси у него не было, а был он уже женат, надо было кормить семью. Поэтому, когда предложили сделать печи для обжига керамических изделий в Тбилисском политехникуме, где открывался факультет керамики, сразу же согласился. Начал строить одну огромную и несколько маленьких печей, благо территория площадью в 250 квадратных метров позволяла развернуться. Но приступая к этой работе, никак не предполагал, что вся его творческая жизнь пройдет в этих стенах. Здесь, в созданной им с нуля художественной мастерской Министерства высшего и среднего специального образования Грузии, Левон Осипов проработал 27 лет. В начале 90-х, как и многие другие объекты, мастерская была разрушена.

"ПЕСНЕЙ РУК, ИСКУССТВОМ ОГНЯ, МУЗЫКОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ" называют художники свое трудное, увлекательное и древнейшее из ремесел – керамику. Земля, вода и огонь в руках мастера превращаются в красоту, приносящую добро и пользу людям. Но надо хорошо знать все сложные пути "крещения огнем", чтобы получить в законченном изделии желаемый результат. А уж сколько тревог испытывает художник, когда он отторгнут от своей вещи, отделен от нее плотно закрытой печью, и сколько радостей таит новая встреча с ней. "Тайна свободы индивидуального творческого начала заключена в особой технологии и технике задымления, - просвещал меня Осипов. - Дым, разгуливая внутри печи по поверхности изделий, заставляет заблестеть глазурь радужными переливами металлических соединений кобальта, никеля, лития, меди, серебра. Процесс этот требует строгости и точного соблюдения технических условий, но он же открывает огромные возможности для импровизации. Каждый металл при обжиге в тысячу с лишним градусов дает свой цвет. Медь - от красного до зеленого, кобальт - от синего до розового и серого. Чуть передержал или недодержал - и весь процесс придется начинать сначала".

У Левона Осипова было много выставок, принесших ему успех, но были и те, о которых он вспоминает с болью. 26 работ не вернулись из Риги, пропали, как говорится, без следа. Одна исчезла в Ереване. Лет через десять после пропажи вышел альбом одного из местных художников, где пропавшая работа была представлена уже как его. Но говорить об этом он не любит. Зато с энтузиазмом рассказывает о замечательных образцах старинной керамики, безупречной по чистоте линий и форм.

Сегодня, несмотря на возраст, он много работает в области рекламы, оформляет интерьеры и сборники стихов, продолжая радовать людей своим виртуозным талантом.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ДОМ, В КОТОРОМ ЖИВЕТ ВРЕМЯ
      2018-04-16 18:07
      920

      Виген Вартанов, тифлисец по прописке и по сердцу, родился и прожил всю жизнь в старом доме на улице, бывшей некогда Михайловской, потом Плехановской, а ныне Давида Агмашенебели. Фотомастер, художник, скульптор, коллекционер, он не любил шумихи, никогда не выставлялся, но поток посетителей его небольшой квартиры на втором этаже, куда надо было взбираться по старой скрипучей лестнице, не прекращался никогда. Друзья и родственники приводили знакомых, те - своих знакомых, и этот людской поток был бесконечен. Но иначе и быть не могло, ведь это был самый необычный дом в Тбилиси, дом-музей, дом, в котором поселилось Время. А еще среди всего этого чуда жила семья – Виген, его жена Гая и трое детей. Другой квартиры у них не было, да и иной жизни они не представляли.

    • ПАЛОЧКА КОХА НЕ ЗНАЕТ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА,
      2018-04-13 14:22
      656

      говорит в интервью "ГА" советник директора Национального центра по борьбе с туберкулезом доцент Любовь НИКОЛАЯН - Г-жа Николаян, в 1993 году ВОЗ объявил туберкулез бедствием, но уже к началу двухтысячных казалось, что это коварное заболевание ушло в прошлое. Сегодня выясняется, что туберкулез остается болезнью, которая не сдается. В чем причины?

    • ИСКОПАЕМЫЕ РАСТЕНИЯ РАССКАЗЫВАЮТ О МНОГОМ
      2018-04-11 15:37
      445

      Уникальные и бесценные свидетельства развития жизни на Земле – ископаемые отпечатки и остатки листвы, плодов, семян, моллюсков, рыб и насекомых - представлены в многочисленных ящичках геологических шкафов Палеоботанического музея Института ботаники им. А. Тахтаджяна НАН РА. Еще несколько тысяч отпечатков хранятся в коробках – 30 шкафов явно мало, чтобы разместить в них собранные за десятилетия коллекции. Ведущий научный сотрудник отдела систематики и географии высших растений Института ботаники кандидат биологических наук, организатор и руководитель хранилища со статусом музея Иван Габриелян и палеоботаник Астхик Папикян помогли мне совершить путешествие в далекое прошлое, предоставив возможность увидеть уникальные экспонаты, которые могли быть свидетелями самых значительных изменений, происходивших на нашей планете.

    • СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ ТРОПИКОВ (ВИДЕО)
      2018-04-06 15:36
      1507

      Оранжерея Ботанического сада Института ботаники НАН РА им. А. Тахтаджяна - это островок тропиков и субтропиков в Армении. Там в любую погоду и в любое время года можно увидеть яркие бутоны, нежные соцветия, изумрудную зелень и почувствовать запах весны, даже если она еще не вступила в свои права.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • МАЙРИК ОТМЕТИЛА 80-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ
      2018-04-23 17:33
      743

      В роли Аракси я пережила большую и тяжкую судьбу армянской майрик - от двадцатилетнего возраста до почтенных седин восьмидесятилетней старушки. Целая жизнь измученной невзгодами женщины.

    • ЮБИЛЕЙ ЕРЕВАНА ПРОЙДЕТ С БОЛЬШИМ РАЗМАХОМ
      2018-04-20 16:20
      484

                День города в этом году будут праздновать два дня. Государственная комиссия разработала план мероприятий

    • КАК ЗАПУГИВАЮТ НАРОД ЛИБЕРАЛ-КОММУНИСТЫ?
      2018-04-16 14:34
      3137

      По случаю столетнего юбилея Русской революции 1917 года в Москве прошли международные конференции, специально посвященные оценке особо важного события, изменившего мир. К сожалению, они внесли в суждения о революции больше политической страсти, чем научного понимания.

    • "ЛИШЬ ПОДВИГ БЕЗВОЗМЕЗДНЫЙ НЕ ОБРАТИТСЯ В ПРАХ..."
      2018-04-11 15:14
      1082

      Меня вдруг осенило, что нынешний, 2018 год – год 110-летия Марии Петровых. Тут же всплыла в памяти еще одна юбилейная дата: 50-летие книги "Дальнее дерево" – первой и единственной прижизненной книги Петровых, которая вышла в свет в 1968 году в Ереване. Но ведь полувековой юбилей "Дальнего дерева" напрямую связан с именем Левона Мкртчяна, ибо только благодаря его дерзновенному замыслу и необыкновенной последовательности в реализации этого замысла М. Петровых в 60-летнем возрасте увидела свою поэтическую книгу, а всесоюзный читатель получил бесценный подарок... Однако 2018 год еще ведь и юбилейный для Левона Мкртчяна: ему исполнилось бы 85... Эту дату газета "Голос Армении" отметила публикацией превосходной статьи Каринэ Саакянц. А мне подумалось, что можно (и даже необходимо!) откликнуться на все три юбилея в их взаимосвязи...