Последние новости

СПОЕМТЕ, ДРУЗЬЯ!

Коллектив этот был создан в 2005г. по инициативе хормейстера Арно Бархударяна и при поддержке епархии Арагацотн. Хор церкви Св. Месропа Маштоца состоит из 12 молодых профессиональных певиц. В репертуаре коллектива - армянские духовные, русские и армянские народные песни, классические и даже джазовые произведения.

Девушки выступали в разных городах республики, выезжали в Нагорный Карабах, а также давали концерты в Грузии. Знаменательное выступление состоялось в феврале нынешнего года - по приглашению Его Преосвященства епископа Геворка Сарояна хор пел в зале имени Комитаса в духовной семинарии в Эчмиадзине. В ходе концерта звучали русские народные песни и джазовые произведения. Как уверяют - впервые со дня основания семинарии! Ну и, наконец, хор не остался в стороне от праздничных мероприятий, посвященных 500-летию первой печатной армянской книги и провозглашению Еревана книжной столицей мира 2012г.

Казалось бы, все нормально, есть успех, популярность. Но насколько он жизнеспособен, этот вид искусства, востребован ли у любителей музыки и особенно у молодежи сегодня? Вопросы эти я адресовал непосредственно руководителю хора, пианисту Арно БАРХУДАРЯНУ.

- Ваш хор сегодня популярен. Но в республике достаточно много хоровых коллективов. Слов нет, большая их часть высокопрофессиональна и пользуется большим спросом за рубежом. Теперь еще и ваш набирает обороты. А насколько эти хоры востребованы здесь, в Армении? Нужно ли нашей небольшой республике содержать столько крупных коллективов? Ходит ли на ваши концерты молодежь или это удел, мягко выражаясь, людей лишь старой закалки?


- Ну на первую часть своего вопроса вы сами уже и ответили. Да, действительно, Государственная хоровая капелла Армении - это давно бренд, Государственный камерный хор под руководством Роберта Млкеяна - тоже достояние республики, хор "Овер", детские хоры Тиграна Экекяна и Сарины Автандилян успешно гастролируют, много выступают и записываются, достойно представляя наше искусство за рубежом, и, думаю, разговор не идет о коллективах подобного уровня. Наш хор в своем роде тоже уникален. Это ансамбль солисток, т.е. каждая из девушек в наших программах поет и соло с сопровождением ансамбля. Изначально целью коллектива было представление публике малоизвестных и редко исполняемых произведений Комитаса. Но со временем сама публика потребовала, чтобы мы расширили свой репертуар классическими произведениями и джазовыми темами. А что касается второй части вопроса, то я хочу особо подчеркнуть, что большинство слушателей на концертах - это как раз молодежь! Это абсолютно точно.

- А как вы, профессиональный пианист, попали на хоровую сцену?


- Меня всегда привлекало хоровое искусство. Первые шаги на этом поприще я сделал в хоре у маэстро Каро Чаликяна, учась тому, как он чарующе переплетает голоса, создавая мистические гармонии. Потом прошел по конкурсу в Государственную академическую капеллу, раскрыв для себя масштабные музыкальные картины в интерпретации маэстро Чекиджяна, и до сих пор работаю у него. За этот период я с единомышленниками собрал мужской хор, который успешно работал и выступал. Из-за вопросов финансирования и разных технических проблем хор перестал существовать. Но желание работать с хором мне не давало покоя. По воле судьбы однажды меня пригласили в церковь Святого Месропа Маштоца в Ошакане и предложили собрать хор. И вот с 2005 года я там служу. А два года назад по настоянию Его Преосвященства епископа Мкртыча Прошяна воплотил в жизнь концертный вариант хора, который мог бы выступать и в церкви, и на сцене, собрал нужных профессионалов, и сейчас мы работаем, так сказать, на два фронта. Девушки работают не только в хоре, но и в других коллективах как солистки, разъезжая по миру... Я имею удовольствие работать с солистами, объединенными одной общей целью. И если изначально хор создавался исключительно для сопровождения церковных мероприятий, то позже мы обрели и второе амплуа. Сотрудничество с режиссером Маргаритой Мнацаканян в другом ракурсе представляет нашу группу. Удачно найденные мизансцены и декламация поэзии, переплетаясь с пением, дают нечто новое, по сути, новый жанр.

- Хоровое пение издавна очень популярно в Прибалтике, в Грузии. Но ведь, насколько я знаю, оно не очень принято в Армении...


- У нашего народа монодичное мышление, наш мелос монодичен, но в то же время у нас всегда существовало большое количество обрядовых песен. И хотя понятие "хоровое многоголосие" к нам пришло с Кара-Мурзой, Екмаляном и великим Комитасом, за сравнительно короткий период в 100 с лишним лет мы смогли не только состояться в этом жанре, но и многое представить мировому хоровому искусству. В один период мы утеряли нашего профессионального слушателя, это было связано с разрухой в стране, но сейчас интерес к этому виду творчества постепенно возрождается. И я уверен, что пропаганда профессиональных коллективов, их успех вернут любовь народа, привьют навыки хорового пения простым людям, поставят какие-то рамки.

- А как живется хору в повседневной жизни? Как с финансированием?


- Мы довольствуемся малым. Все участники коллектива - настоящие энтузиасты, они готовы работать день и ночь, просто потому что они хотят петь. А я стараюсь делать так, чтобы у них была бы возможность творить, доставляя радость себе и слушателям. Так что вопрос материальный для нас не на первом месте...

- К сожалению, голому энтузиазму свойственно через какой-то промежуток времени угасать. Не боитесь? Может, есть смысл чуть поменять концепцию? Может, разнообразить репертуар, поменять имидж. Хор Турецкого, например, выступает в самых престижных залах, собирает тысячи поклонников и, как утверждают знающие люди, их гонорар за выступление составляет около миллиона долларов.


- Хор Турецкого - прекрасный коллектив. Высокопрофессиональный, эффектный ансамбль солистов, каждый из которых достоин петь соло. Я бы хотел, чтобы мой хор тоже достиг таких высот. Вот только в том, что вы предлагаете, есть опасность скатывания в коммерцию. Конечно, если заняться зарабатыванием денег, то можно и костюмы стильные придумать, и макияж яркий, и песни соответствующие подобрать. Таких коллективов в мире много. Это продюсерские проекты, чисто коммерческие... Им что Моцарт, что Майкл Джексон. Мы так не хотим и не можем. Не хотим идти на поводу у публики. У нас совсем другая задача. И мы будем стараться выполнить ее. Хотя некоторое разнообразие в свои программы мы вносим уже сейчас. Главное - не допустить при этом фальши и пошлости. Ведь положительные примеры в мире есть. Венский хор мальчиков, например, поет лучшие образцы мировой эстрады, делая это, конечно, в своей манере. Вот и мы будем стараться идти по пути лучших мировых образцов.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВИРТУОЗ РОБЕРТ МЕРАБОВ
      2017-03-23 14:57
      425

      Несколько лет назад в нашей прессе активно представлялась информация о том, что современный вариант аккордеона был изобретен в 1829 году жившим в Вене мастером Кириллом Дамяном (1772-1849), армянином, уроженцем румынского города Арменополис (ныне Герла). Это, конечно, здорово, но что-то достойных наследников у нас сегодня не наблюдается. И вот из грузинской прессы узнал, что в столице Грузии живет великолепный музыкант, исполнитель на аккордеоне Роберт МЕРАБОВ. Причем интересен он не только виртуозной игрой, но и тем, что уже много лет является органистом лютеранской церкви в Тбилиси. 

    • ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА ДЖАЗ-ОРКЕСТРА
      2017-03-22 15:07
      338

      Когда стало известно об инициированной Министерством культуры и поддержанной Всеармянским фондом развития человеческих ресурсов "Пюник" программе "Культурная остановка", которая предполагает выезды коллективов, входящих в структуру Минккульта, – Театра песни, Госджаз-оркестра, симфонического оркестра, различных театров - в регионы страны, включая и самые дальние деревни и Арцах, это вызвало саркастическую улыбку не только у автора этих строк. После возвращения Государственного джаз-оркестра Армении п/у Армена Уснунца из такой поездки мы решили выяснить у продюсера и директора оркестра Артура АСАТРЯНА, есть ли основания для усмешек.

    • ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ В ИХ МУЗЫКЕ
      2017-03-21 13:28
      541

      24 марта предстоит концерт Human Element, открывающий фестиваль MUSIC DRIVE Термин "супергруппа" в шоу-бизнесе появился впервые в 1966 году, когда была основана британская рок-группа Cream с Эриком Клэптоном, Джинджером Бейкером и Жаком Брюсом. Чуть позже появилась еще одна - Blood, Sweat & Tears. Это была одна из первых джаз-рок групп, в которую входили музыканты, позднее ставшие цветом и гордостью джазового мира. 

    • ПЕРО В УВЕРЕННОЙ РУКЕ
      2017-03-20 16:05
      477

      Журналисты охотятся за любопытными историями и интересными людьми. Ищут их среди артистов, ученых, спортсменов и почти никогда среди коллег. А жаль, ведь среди них тоже есть весьма неординарные люди с более чем интересными историями за спиной. Случайно наткнувшись на одну такую историю, углубился в эту сферу и легко нашел еще несколько таких же. И в качестве первого примера такой истории следует представить, конечно же, Хачика Оганяна, явившегося по всем параметрам первым армянином-журналистом в США. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ГОЛОСА СВЕТА" – ОТРАЖЕНИЕ
      2017-02-08 15:59
      4655

      Зажигают!.. Не в том, нынче модном шоу-дискотечном значении, а в понимании воистину высоком - зажигают свет, идущий на человека и от человека. Тот сокровенный свет, который доказывает, что души человеческие еще живы. Таково предназначение хора "Маленькие певцы Армении" под руководством Тиграна Экекяна – высекать искры света в сердцах людей в любом уголке нашей планеты. И фильм Гранта Варданяна, посвященного турне хора по Швейцарии, так и называется: "Голоса света".

    • "Спасибо, Германия!"
      2016-07-29 14:48
      4537

      Септет "Овер" Государственного камерного хора Армении по приглашению и содействию фестиваля Reinvocal с 29 по 31 июля даст три концерта в Германии, передает Panorama.am.

    • ОТКРОЙТЕ ОКНА В МИР!
      2016-06-06 15:28
      799

      31 мая в зале Камерной музыки им. Комитаса прошел конкурс хоровой музыки, в котором соревновались молодые композиторы. Был полный зал, на сцене - прекрасный хор "Овер", руководимый бессменным мастером Соной Ованнисян. Звучала музыка, чутко реагировал зал. Как обычно в таких концертах новой музыки - то взрыв восторга, то тихое слушательское недоумение. Все как обычно, за исключением того, что этот конкурс молодых армянских композиторов уже второй по счету и проходит по проекту Армянской музыкальной ассамблеи, а главное, спонсируется, как и в первый раз, Фондом Гагика Царукяна. 

    • 20 ЛЕТ "СПЕГАНИ": БУКЕТ ПРЕМЬЕР И МУЗЫКАЛЬНЫХ ОТКРОВЕНИЙ
      2016-05-02 14:56
      1381

      Встретиться с известным хормейстером и общественным деятелем, заслуженным деятелем культуры Армении Сарине Автандилян в эти дни оказалось непросто. С головой ушедшая в работу Сарине Бениаминовна с трудом, но c большой признательностью нашла "окно" между репетициями хора "Спегани", загруженностью в Музее-институте Комитаса и подготовительным этапом авторского проекта, четвертый год реализуемого в Арцахе.