Последние новости

РАСТОЧИТЕЛЬСТВО:

Спектакль "Полиевкт" предан забвению

Давно не оставляет тревожная мысль: почему мы с такой легкостью, безоглядностью предаем забвению свои культурные ценности? Отчего вместо собирательной работы постоянно идет "работа" отсекающая, вычленяющая. И вот что любопытно: поразительная эта ситуация настойчивого отказа от собственных духовных завоеваний ясно просматривается почти во всех сферах отечественной культуры, в том числе и в Оперном театре. Ни тени сожалений, ни проблеска сомнений, вот, мол, приходится расставаться с недавней национальной гордостью - ничего подобного!

Справедливости ради отметим, что в последние несколько лет Национальный академический театр оперы и балета им.Спендиарова пополнил свой репертуар спектаклями, которые заметно подняли престиж театра. Это и балет "Спартак" А.Хачатуряна в постановке Григоровича, оперы "Аида" Верди, "Землетрясение" А.Тертеряна, "Саят Нова" Арутюняна и некоторые другие. Но проблема репертуара все еще остается актуальной.

Возможно, репертуарные огрехи не были бы столь очевидны, если бы в свое время руководство театра опрометчиво не избавилось бы от прежних постановок, являющихся законной гордостью театра. Ведь в 90-е годы рождались во многом новаторские по своей эстетике произведения.

История спектаклей Тиграна Левоняна, по существу, это история о том, как были загублены ростки новой эстетики, театральности музыкального спектакля, а может быть, и нового театра, нарождающегося в недрах сложившегося театрального организма. Достаточно отметить "Отелло" Верди, "Паяцы" Леонкавалло, "Полиевкт" Доницетти, "Ануш" Тиграняна, поставленные с минимальной затратой средств. Они свидетельствовали не просто об опыте выживания в самые мрачные годы, но и о серьезном творческом прорыве в неведомое, неординарности режиссерского мышления, свежести наполнения звука.

Отказ от своих прежних спектаклей - это поистине неразумное расточительство. Это в первую очередь относится к спектаклям "Норма" Беллини в постановке Б.Айрапетяна (хотя блестящая экранизация этой оперы не идет ни в какое сравнение со спектаклем) и "Полиевкт" Доницетти. Правда, после ухода из жизни Тиграна Левоняна спектакль "Полиевкт" был восстановлен, но шел он небрежно, утратив первоначальный рисунок и живое дыхание. Потом он вообще исчез из репертуара. А между тем присутствие этой оперы в репертуаре - это вопрос национальной важности.

Почему? Дело в том, что обращение к этой опере, в основе которой лежит трагедия французского классика Корнеля, было не случайно. Действие оперы восходит к 249-251 годам, когда еще большая часть дохристианской Армении находилась под властью Рима. В центре оперы - образ Полиутто, армянина, который, вопреки приказу римского императора, принимает христианство и в результате гибнет. Напомним, что "Полиевкт" - это 57-я по счету опера великого итальянца, написанная по заказу неаполитанского театра Сан-Карло. Однако опера не была допущена к постановке цензурой в связи с тем, что на театральной сцене не позволялось представлять мученичество христианских святых. Уехав в Париж, Доницетти создает вторую версию оперы под названием "Мученики". Она была значительно перекроена и расширена по стандарту французской "Гранд-опера". Кстати, в таком варианте особого успеха опера не имела.

Оригинальная версия "Полиевкт" была впервые поставлена в Италии в 1848 году именно в неаполитанском Сан-Карло восемь месяцев спустя после смерти композитора. Эта опера часто служила неким бенефисом для таких теноров, как Томаньо и Карузо. В Ла Скала опера была поставлена в 1940 году с Джильи и Канильой, а затем 7 декабря 1960г. театр Ла Скала открыл сезон "Полиевктом" Доницетти. Главные партии исполняли Мария Каллас, Франко Корелли и Этторе Бастьянини.

Что же касается Армении, то до постановки Левоняна спектакль у нас не имел сценической истории. Он был создан по инициативе Католикоса Вазгена Первого и Гоар Гаспарян. Это по их просьбе из итальянских архивов было представлено либретто. Спектакль предварял юбилей - 1700-летие принятия христианства в Армении.

Ереванский спектакль имел неимоверный успех. Он был вызван, быть может, не только тем, что спектакль был сделан на мировом уровне, о чем свидетельствовали и гастроли театра в Москве, но более всего тем, что он глубоко укоренен в национальную почву. Тигран Левонян нашел интересный сценический эквивалент тем общечеловеческим проблемам и философским обобщениям, к которым стремился композитор. Спектакль был выстроен скупо, лаконично, но тем сильнее было воздействие режиссерских находок в нем. Этот внешний аскетизм общего режиссерского рисунка в сочетании с редкой для сегодняшнего театра внутренней проработкой и полной самоотдачей исполнителей производило огромное впечатление. Певцы, хор, оркестр, танцоры были единым целым. Законы искусства театра и искусства музыки переставали противоречить друг другу, рождался сложный синтез, в котором и музыка, и певцы, и актерское мастерство режиссера и дирижера маэстро Огана Дуряна и несравненного художника Евгения Сафронова преобразовались, приобретая новое, оперное качество. Что поражало? Тончайшее и блистательное "попадание", огромное мастерство и поразительная одухотворенность. Спектакль был необыкновенно целостным во всех компонентах.

Сидя в зале, мы ощущали, что спектакль в едином порыве устремляется к точке наивысшего напряжения, что все исполнители и публика захвачены и одухотворены происходящим. Мы находились во власти обаяния мощного дурьяновского оркестра, замечательных певцов -Р.Папикяна (Полиутто), А.Ацагорцян (Паолино), К.Симоняна (Северос) - трудно кого-либо выделить, ибо каждый из участников спектакля остался в памяти не только яркостью созданного сценического образа, но и творческой одержимостью. Я уже не говорю о музыке великого итальянца, отличающейся мелодическим разнообразием музыкальной драматургии, яркой театральностью. Этим спектаклем наш оперный театр по праву вышел в лидеры. Лишенная сиюминутной конъюнктуры, политических амбиций, опера обращается к высшим этическим ценностям, пробуждая в человеке человеческое. Это была победа не только нашего театра, но и всей культуры в целом.

Конечно, никто не спорит: сейчас трудно восстановить спектакль, - нет уже великолепных декораций Евгения Сафронова как и самого художника, нет костюмов, нет в живых и других авторов спектакля - режиссера-постановщика Т.Левоняна и дирижера О.Дуряна. Невозможно изыскать и средства для нового спектакля. Но ведь можно сохранить в репертуаре эту оперу хотя бы в концертном исполнении или же использовать в разных концертах полюбившиеся арии, дуэты, терцеты.

Чем привлекателен жанр оперы в концертном исполнении? Малым бюджетом, возможностью без всяких режиссерских трюков, без костюмов и освещения дать слово музыке. Только посредством пения и игры оркестра передать то, что написал композитор, "вылепить" образ через выразительную фразу. Разумеется, здесь есть свои условности и сложности, ведь певец оказывается "голеньким", нельзя спрятаться за костюмы, мизансцены. Одень среднего певца в яркий костюм, дай на него хороший свет - и вы даже не обратите внимания на многие шероховатости: отвлекают визуальные раздражители. А в концертном исполнении ухо сразу фиксирует: тут текст непонятен, тут ноту недобрал. Концертное исполнение накладывает колоссальную ответственность на исполнителей и в то же время воспитывает певцов. Всякий раз при каждом исполнении надо тщательно прорабатывать с певцами их партии. Но делать это необходимо, ибо нельзя смириться с тем, что опера, отражающая тему национальной важности, опрометчиво и легко предана забвению.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "Я СЛОВНО ПТИЦА НАД ТОБОЮ ПЛАМЕНЕЮ..."
      2017-10-09 15:29
      2678

      К 85-летию Сэды ВЕРМИШЕВОЙ Каждое время выдвигает на первый план свои ожидания. В конце 80-х жгучим ожиданием была свобода, которой и ответила перестройка. Эта свобода всколыхнула умы, помогла решить некоторые застарелые проблемы, но вместе с тем способствовала развалу установившейся мировой системы, вызвала конфликты и межнациональные войны. Она обернулась к людям своей неожиданно жесткой, хотя и неизбежной, видимо, стороной. Быть может, это издержки свободы или неожиданная за нее плата. Во всяком случае не приходится удивляться тому, что со временем в народе возник спрос на справедливость и ответственность. Это нормальный ответ общественного сознания на перманентную боязнь завтрашнего дня, на душевную бездомность, на отчуждение от самого государства. В отличие от некоторых упертых трибунов, об этом хорошо знали наши писатели, поэты и среди них замечательный поэт, публицист, экономист и общественный деятель Сэда Вермишева.

    • ТАЛАНТ ПОД СТАТЬ ПОДВИГУ
      2017-10-04 15:37
      6440

               Один из мощных аккордов в новом сезоне уже состоялся в Национальном театре оперы и балета им. А.Спендиарова. Это связано с именем одного из ярчайших виолончелистов современности - Александра Князева. Звуки его виолончели навсегда вселились в пространство этого зала. Сколько прекрасных мгновений подарил нам виолончелист в этот вечер вместе с Симфоническим оркестром Оперного театра под управлением маэстро Константина Орбеляна.           Контакт между сценой и залом устанавливается сразу. По-разному воспринимающая музыку публика мгновенно подчиняется воле исполнителей, а совместная слушательская причастность к нему становится общественным актом, актом настоящего духовного испытания.

    • С ПОЧТЕНИЕМ И ВОСТОРГОМ,
      2017-10-02 17:26
      5160

      или Явление квартета им. Бородина        В наши дни слова "у времени в плену" превратились в метафору, своего рода интеллектуальную индульгенцию, обозначающую готовность иных ретивых художников откликаться на злобу дня. Но, к счастью, подлинное искусство неподвластно времени. В этом мы вновь могли убедиться в минувшую пятницу на концерте Государственного квартета им. Бородина в Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна. 

    • "РЕКВИЕМ" ВЕРДИ В СЦЕНАХ "ЖИВЫХ КАРТИН"
      2017-09-27 16:34
      5926

      Похоже, наш Академический театр оперы и балета пытается, хотя и медленно, сдвинуться с мертвой точки. Чаще публика заполняет зал, чаще на Национальной сцене стали появляться деятели зарубежного театра. Главное, руководством театра приглашаются не те, кто уже попрощался с театральной карьерой, что нередко у нас бывает, а именно те, кто на данный момент находится в достойной форме. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Концерт Рене Флеминг в Ереване: Зал аплодировал стоя
      2017-10-08 15:03
      661

      Представьте битком набитый театр оперы и балета имени А. Спендиаряна, где не было сидячих мест, люди устраивались на принесенных стульях или усаживались прямо на ступеньки.

    • РЕНЕ ФЛЕМИНГ – НЕОРДИНАРНАЯ ОПЕРНАЯ ДИВА
      2017-10-02 13:27
      2981

      В эти дни очень приятно проходить мимо Академического оперного театра, вдоль вывешенных на ограде афиш – такое количество концертов, фестивалей, звездных имен. Но, пожалуй, главным музыкальным событием октября является выступление оперной дивы, американской и мировой примы сцены Рене Флеминг, которое состоится 7 октября на сцене оперного театра. И хотя организаторы фестиваля "Ереванские перспективы" достаточно часто радуют нас гастролями известных артистов, гости такого уровня все же редкость. А вокалисты и подавно – раз-два и обчелся.

    • Ардшинбанк стал генеральным спонсором Национального Академического театра оперы и балета
      2017-09-29 19:05
      463

      Ардшинбанк и Национальный Академический театр оперы и балета имени А. Спендиаряна объявили о начале сотрудничества, в рамках которого банк окажет театру финансовую поддержку в размере ста миллионов драмов, сообщает Tert.am. В Государственном Академическом театре оперы и балета состоялась церемония подписания Меморандума о сотрудничестве, в которой приняли участие министр культуры Республики Армения Армен Амирян, Председатель Правления Ардшинбанка Мгер Григорян и художественный руководитель театра Константин Орбелян.

    • "РЕКВИЕМ" ВЕРДИ В СЦЕНАХ "ЖИВЫХ КАРТИН"
      2017-09-27 16:34
      5926

      Похоже, наш Академический театр оперы и балета пытается, хотя и медленно, сдвинуться с мертвой точки. Чаще публика заполняет зал, чаще на Национальной сцене стали появляться деятели зарубежного театра. Главное, руководством театра приглашаются не те, кто уже попрощался с театральной карьерой, что нередко у нас бывает, а именно те, кто на данный момент находится в достойной форме.