Последние новости

ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ ВАРУЖАНУ АРАКЕЛЯНУ

За большой вклад в дело сохранения зарегистрированных в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО памятников армянской культуры в Иране (монастырь Св.Тадевоса, комплекс Св.Степаноса и церковь Св.Богородицы в Цорцоре) по ходатайству организации "ИКОМОС-Армения" известный иранский архитектор Варужан АРАКЕЛЯН награжден золотой медалью Министерства культуры РА.

ВАРУЖАН АРАКЕЛЯН РОДИЛСЯ В 1934 ГОДУ В ТЕБРИЗЕ. С юных лет он участвовал в работе самых разных общественных организаций и структур. Сегодня Аракелян является вице-председателем Союза армянских архитекторов. С 1958 года он много работает в сфере реставрации и сохранения памятников армянской культуры на территории Ирана. В 1987 году в связи с угрозой затопления цорцорскую церковь Св.Богородицы под руководством Варужана Аракеляна перенесли на новое место. После восстановления в прежнем облике в 2000 году церковь была освящена. В 2009 году в ходе визита в Иран президент Армении Серж Саргсян наградил Варужана Аракеляна медалью "Анания Ширакаци".

Много теплых слов было сказано в адрес архитектора в Музее архитектуры Армении, где состоялась церемония награждения. Президент ИКОМОС-Армении Гагик Гюрджян, отметив многолетний вклад Аракеляна в дело сохранения армянских памятников, подчеркнул:

- Благодаря Варужану три армянские церкви были представлены иранской стороной в список ЮНЕСКО. Он продолжает работу по восстановлению армянских святынь Ирана.

После официальной части мероприятия Варужан Аракелян показал слайды и рассказал много интересного о переносе и восстановлении цорцорской церкви и сохранении других жемчужин армянской архитектуры. Собравшимся открылся удивительный и немного таинственный мир армянских храмов Ирана. Одни заброшены в безлюдных ущельях, другие - на вершинах гор, куда не просто добираться пешком.

Церковь Св.Богородицы - это маленькая церковь, которая осталась от знаменитого монастырского комплекса XII-XIII веков. Отреставрировали ее на средства армянской общины, в том числе и средства семьи Аракеляна. Архитектор рассказал, что в XIV веке в монастырском комплексе располагался католический научный центр. В то время Рим боролся за влияние в этом регионе и посылал проповедников, среди которых были и выдающиеся ученые - Варфоломей Болонский и Петр Арагонский. Против попыток католиков разрушить армянскую церковь выступили Гладзорский, а затем Татевский монастыри. В Цорцор приезжал и францисканский монах Фра Понциус, хорошо владеющий армянским языком. Вместе с богословом Ованесом Ерзнкаци Понциус перевел на армянский несколько трудов деятелей западной философской мысли - Фомы Аквинского и Бонавентуры.

ХОЧУ ПОБЛАГОДАРИТЬ ДИРЕКТОРА МУЗЕЯ АРХИТЕКТУРЫ АШОТА ГРИГОРЯНА за то, что он смог собрать много интересных и уникальных экспонатов об истории армянской архитектуры. Также хочется поблагодарить Министерство культуры Армении за награду и заверить, что и впредь все мои знания и силы будут отданы делу сохранения памятников армянской архитектуры в Иране, сказал корр. "ГА" Варужан Аракелян. - Что касается состояния армянских историко-культурных памятников на территории Ирана, скажу: эта дружественная Армении страна веками была колыбелью культуры и свободной страной для различных религий и вероисповеданий. История свидетельствует, что армяне жили здесь с глубокой древности, они не были пришлыми. Возможно, в этом причина того, что трудно "вместить" иранских армян в рамки термина Спюрк. Армяне жили в своей колыбели веками. Живыми свидетелями этого - сотни мемориалов и памятников, которые, несомненно, являются культурным наследием нашего народа. В Иране памятники охраняются, восстанавливаются и реставрируются в результате заботливого отношения властей. И не случайно, что благодаря кропотливой работе стало возможным утверждение на состоявшемся в Квебеке форуме ЮНЕСКО двух армянских храмов - Святого Тадевоса и Святого Степаноса, а также цорцорской церкви Св.Богородицы памятниками мирового значения. Но сегодня меня очень беспокоит состояние наших архитектурных памятников в Турции. Мы должны сделать все возможное, чтобы сохранить жемчужины нашей культуры и на этих территориях.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • САМОЕ ГЛАВНОЕ - НАЙТИ ЕДИНСТВЕННО ВЕРНОЕ ДЛЯ СЕБЯ РЕШЕНИЕ,
      2018-07-27 16:18
      5407

      говорит в день своего 70-летия, отвечая на вопросы "ГА", доктор архитектуры, заслуженный архитектор РА Арсен АРУСТАМЯН

    • АНИ. ПУТЬ К ГОТИКЕ
      2018-07-25 15:20
      3037

      Выставка открыта до 26 августа В Национальном музее-институте архитектуры им. А. Таманяна 11 июля открылась выставка "Поэзия камней. Ани". Она осуществлена совместными усилиями организации "Анадолу-культур" (Турция), Фонда "Евразия" и Институтом исследований культурного наследия Норвегии.

    • ЛЕТНИЙ КИНОТЕАТР "МОСКВА" - ШЕДЕВР МОДЕРНИЗМА
      2018-07-25 14:54
      2828

                  Экстерьер и интерьер кинотеатра "Москва" плавно перетекают один в другой, связь между зданием и окружающей средой настолько гармонична, что практически не ощущается, разница стерта

    • КАК ПЕРЕЖИТЬ ЗНОЙ В ГОРОДЕ
      2018-07-25 12:42
      3915

      На конец июля - начало августа приходится пик отпусков. Так что выезжающим за пределы Еревана и Араратской долины аномальная жара не грозит. Но что делать, если по тем или иным причинам человек не может выехать из города?






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • САМОЕ ГЛАВНОЕ - НАЙТИ ЕДИНСТВЕННО ВЕРНОЕ ДЛЯ СЕБЯ РЕШЕНИЕ,
      2018-07-27 16:18
      5407

      говорит в день своего 70-летия, отвечая на вопросы "ГА", доктор архитектуры, заслуженный архитектор РА Арсен АРУСТАМЯН

    • АНИ. ПУТЬ К ГОТИКЕ
      2018-07-25 15:20
      3037

      Выставка открыта до 26 августа В Национальном музее-институте архитектуры им. А. Таманяна 11 июля открылась выставка "Поэзия камней. Ани". Она осуществлена совместными усилиями организации "Анадолу-культур" (Турция), Фонда "Евразия" и Институтом исследований культурного наследия Норвегии.

    • ЛЕТНИЙ КИНОТЕАТР "МОСКВА" - ШЕДЕВР МОДЕРНИЗМА
      2018-07-25 14:54
      2828

                  Экстерьер и интерьер кинотеатра "Москва" плавно перетекают один в другой, связь между зданием и окружающей средой настолько гармонична, что практически не ощущается, разница стерта

    • 7 ОБЪЕКТОВ В СПИСКЕ.ЧТО ДАЛЬШЕ?
      2018-07-20 15:20
      689

      Как только объект попадает в список охраняемых государством, он начинает жить в ином режиме. Он предполагает совершенно иное отношение не только со стороны государства, но и со стороны собственника.