Последние новости

ПЛАСТИЧЕСКИЙ ПОРЫВ ДУШИ, ИЛИ ОКНО В ИСКУССТВО БЕЗ ГРАНИЦ

В прошлом году в Мегри, на границе Армении и Ирана, была установлена скульптурная композиция "Окно". В мастерской автора – художника Вана Согомоняна есть оригинал этого "Окна": керамическая конструкция, с живописного подоконника которой спустились, сошли прямоугольники и квадраты... Выйдя за пределы "Окна" уже в другом материале, они стали символом той самой тернистой дороги, по которой навстречу своему будущему и друг другу шли эти древние народы.

Говорят, Ван Согомонян всегда восхищал глаз полнотой и разнообразием своего земного бытования. Внешность менялась не столько в угоду внешней моде, сколько повинуясь движениям его души и умонастроения. Были периоды бури и натиска, резкого авангарда, умопомрачительных шляп, ярких пиджаков. Но были и периоды неслыханной простоты, а еще - и образцовой респектабельности. При этом он всегда плыл против течения. Познакомившись с ним, понимаешь - его внешний и внутренний образы находятся в скрытой гармонии.

В детстве он бредил театром: школьником делал задники для спектаклей, а будучи студентом второго курса Ереванского театрально-художественного института, оформил дипломный спектакль Николая Цатуряна "Два клена" по Шварцу. Поставлен он был в театре Станиславского. Думал стать театральным художником, но вскоре понял: не его это путь. Убежден: режиссер и художник должны быть в одном лице, как Параджанов, к примеру. Однако полностью расстаться с театром не смог. Его работы - живопись, пластика, скульптурные объекты или пространственные композиции - и сегодня сотворяются так же, как и спектакли. Он создает их, играет ими, не подчиняясь материалу, а подчиняя материал себе.

Шамот, фаянс, холст, бумага, металл, картон –"глина" в его руках, используя разнообразные возможности которой он воплощает наяву свои мысли и чувства. Не получая того, чего хочет, переходит на другую форму, другой материал. Варьирует, но не сдается. Не признает проторенной дороги. Его кредо в искусстве - суметь двумя-тремя штрихами сказать о многом. Минимальные средства самые правильные и самые точные, уверен Согомонян, главное - передать настрой души.

Но не только настрой души, саму музыку мы слышим в его картине "Оркестр". И провоцирует это звучание не дирижерская палочка и не нотная азбука, а энергетика, исходящая от холста. Совсем иная картина Vision. Выполненная в не свойственной художнику монотонной гамме, она передает напряжение, всю гамму чувств уходящей души. Никто не вечен. "Планета" – это не только полная загадок необъятная сфера, постоянно преподносящая своим обитателям грозные сюрпризы, но и четко очерченная граница, за пределы которой человеку не удается пока выбраться. Необъятность давит, хотя и вызывает восторженный трепет. Ван говорит, что человек он не политизированный, однако остаться равнодушным, когда уничтожаются общечеловеческие ценности, не может. Картина "Вавилон" из этой серии. Город представлен многоярусными крышами зданий, и на фоне этой разномастной башни, где-то в углу, женский силуэт, воплотивший в себе всю скорбь мира.

Тема картины Мане "Завтрак на траве" всегда привлекала художников. Согомонян решил "Пикник" по-своему. Красный фон, контуры обнаженных женских фигур и коллаж из предметов завтрака. Художник любит, когда форма выходит из изображения, если живописное средство этого не позволяет, он ее вытаскивает. Инсталляцией, так модной ныне, Согомонян начал увлекаться еще в 70-х годах прошлого века. На многих его живописных полотнах силуэты обнаженных женских фигур, иногда намек на них: "На пляже", "Зеркало", "Мотив", "В мастерской". Нередко на этих холстах присутствует и сам художник, наблюдая с автопортрета за действом развернутого им спектакля.

Бремя страстей человеческих – одна из любимых тем художника. Большинство его работ, чтобы они ни воплощали и в каком материале ни были исполнены, об этом. Так же как и недавно завершенный триптих "Вечный диалог". Створки открываются – и перед нами пластика из металла, картона, бумаги. Яркая, броская: весь мир -театр. На оборотную сторону триптиха художник поставил зеркало: не забывайте, вы тоже часть этого мира, его актеры. Такой вот театральный подход. Другая очень интересная композиция - "Люди и стулья" - также выполнена из разных материалов. Тема тоже вечная - борьба "за стул" никогда не прекращается.

У Согомоняна много пространственных композиций, много пластики на городские темы. Творческой фантазии его, несомненно, можно позавидовать. Художник закатал в двухметровый рулон целый живописно-архитектурный город. Коллекционеры, естественно, не остались равнодушными. Надо сказать, европейские коллекционеры питают особое расположение к его живописи и свободным формам. Большая часть его работ давно разбрелась по миру и осела не только в музеях, но и в частных коллекциях.

Согомонян мыслит, ведет беседу, разматывая любое случайное наблюдение или образ до каких-то предельных и запредельных подробностей. Так же вынашивает и свои работы. Продумывает до мельчайших деталей и только потом переносит в материал. Его пластику, как и его картины, можно увидеть в музеях Германии, Италии, Австрии, России, у нас в Национальной картинной галерее, Музее современного искусства и залах Сардарапада. Его скульптурная композиция "Пространство и время" установлена перед музеем в венгерском городе Кечкемире.

Перед армянской церковью в столице Судана – городе Хартум (из некогда большого армянского поселения сегодня здесь осталось всего 70 армян) стоит другая его скульптурная композиция: выполненный в мраморе памятник, посвященный Геноциду армян. Изображение креста в Судане запрещено, но художник нашел решение – на пересекающей древо планке кисти трех рук. Одна держит шар, символизирующий расселение армян по всему миру, пальцы второй сложены в знак благословения, сжатый кулак третьей олицетворяет символ вечной борьбы - держать кулак армянам приходится и сегодня. В 1983 году за композицию "Человек и биосфера" Согомоняну была присуждена первая премия на конкурсе в Италии. Сейчас эта работа находится в экспозиции Музея керамики итальянского города Фаянц. В конкурсе тогда принимали участие художники из 47 стран.

Парадокс и опровержение входят в сам способ его мысли и способ жизни. Радости своей жизни помнит очень хорошо, может вызывать их вновь и вновь силой своей памяти. Так же ясно и подробно помнит обиды, нанесенные ему в детстве. Чемпион Тбилиси по борьбе среди юниоров, он оставил спорт, когда его объявили под фамилией Соломония. Все нанизывается на общий счет. Срок давности в расчет не принимается. Одно из его ключевых слов, в которых выражается неприятие, - небрежность. Не терпит ее ни в чем. И в первую очередь - в работе. Его отношения со временем питаются природным органическим двоемирием. Может быть, этим же питается его способность к объемному видению предметов, людей и ситуаций.

Сейчас в бронзе отливается его композиция "Оркестр". Все последние недели Согомонян вкалывал по-черному – переводил эту работу, выполненную из разных материалов, в воск. Есть у него и очень интересная фигура - торс мощного свободного человека. Мечта художника - сделать ее монументальной скульптурой и установить в Ереване, который, она, несомненно, украсит. Работа понравилась архитектурным градоначальникам столицы еще четыре года назад, однако движения все нет.

Часть года Согомонян проводит в Висбадене. Так сложилась жизнь. Там у него свое кунстателье. Там он работает, преподает, читает, думает... Но идиллию спокойной жизни в небольшом консервативном городе долго не выдерживает. Тянет его из этого тихого приюта домой, в родной для него Ереван. Свои армянские корни знает досконально и очень гордится ими.

Выставки Вана Согомоняна не раз проходили в Национальной картинной галерее Армении, Доме художника. В июне будущего года его очередная "персоналка" откроется в Музее современного искусства. Экспозицию ее составят живопись, пластика, керамика, скульптурные объекты, представлено будет все лучшее, что сделано им за последние годы. У Согомоняна было так много выставок в самых разных странах, что предстоящая выставка для него просто еще один отчет, в первую очередь - перед самим собой.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПУСТЬ СБУДУТСЯ ВСЕ МЕЧТЫ
      2019-04-08 11:59
      1961

      В Центре эстетического воспитания детей им. Г. Игитяна проходит выставка работ Армине Галенц, которую она посвятила памяти своего отца, известного художника Саро Галенца. 10 апреля Армине исполнится 14 лет. В этот же день, только 109 лет назад 10 апреля 1910 года родился ее дед - выдающийся армянский художник Арутюн Галенц. Такое вот знаменательное совпадение. Бабушка, Армине Паронян-Галенц, в честь которой девочка названа, тоже была художницей. Так что, по-видимому, рисовать Армине Галенц-младшей предначертано самой судьбой.  

    • ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И ФУНКЦИЯ
      2019-01-16 11:28
      6174

      Беседа с доцентом кафедры культурологии исторического факультета ЕГУ Юлией АНТОНЯН.

    • МЫ НАТРЕНИРОВАНЫ НА ГЕНЕРАЦИЮ НОВЫХ ЗНАНИЙ,
      2018-12-21 15:36
      6001

      говорит в интервью "ГА" директор НИИ физиологии им. Л.А. Орбели НАН РА доктор биологических наук Наира АЙВАЗЯН - Г-жа Айвазян, минувшей осенью в Ереване прошло много академических мероприятий, в том числе инициированных и напрямую организованных вашим институтом. Расскажите об этом подробнее.

    • САРО ГАЛЕНЦ - ПАМЯТЬ, ДЕЛА, ТВОРЧЕСТВО
      2018-12-21 14:55
      1054

      Чуть более года назад ушел из жизни Саро Галенц - тонкий художник, выделявшийся особым творческим почерком, человек  редкой одаренности, истинный интеллигент - без высокомерия, но с достоинством, без зазнайства, но с подлинным интеллектом, прямолинейный без грубости. События его личной жизни не становились достоянием общественности, он не заискивал перед коллекционерами, не заигрывал с прессой, он работал.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЭДУАРД СЕДРАКЯН В ЗЕНИТЕ ТВОРЧЕСТВА
      2019-04-25 14:38
      394

      Читая биографические записи и высказывания Эдуарда Седракяна, вступая с ним в живую беседу, невольно осознаешь: перед тобой поэт-философ, не лишенный жизненного прагматизма. В своем многоликом творчестве - от живописи и графики до плакатного искусства и дизайна - он предстает лиричным, вдумчивым и в то же время предельно точным и собранным. В этом убеждают его работы, представленные на персональной выставке мастера, открывшейся в честь его 75-летнего юбилея в Союзе художников Армении.

    • ВАЛЬС ЦВЕТОВ
      2019-04-19 10:53
      1610

      Весна с трудом, но входит в свои права. Город  задышал, тянет на природу, и оказывается, для этого совершенно не обязательно выезжать на пленэр. Достаточно  сходить в  галерею "Саргис Мурадян",  где проходит  выставка картин Альвины АБЕЛЯН-БАРХУДАРОВОЙ.  Уникальность ее работ в том, что материалом для их создания служат не краски, а лепестки цветов. Так получается гармоничное продолжение жизни, созданной природой...

    • ПОД ЗНАКОМ АВЕТА ТЕРТЕРЯНА
      2019-03-18 11:49
      4392

      Завершен X фестиваль композиторского творчества Весна нынешнего года в музыкальном отношении была достаточно насыщенной. Как и ежегодно, было множество концертов, гастролей. Но, к сожалению, подлинно ярких событий наблюдалось немного. Не стали откровением и встречи с зарубежными музыкантами, хотя в сонме этих исполнителей были артисты, достойно отражающие нынешний музыкальный процесс. Меньше всего хотелось бы вникать в причины этого, поскольку в каждом отдельном случае срабатывают свои законы и играют роль свои обстоятельства. Важнее другое: не дать забыть конкретные факты искусства, его существенные проявления, хранимые, как всякое музыкальное событие, лишь в форме впечатления.

    • С ИСКРЕННЕЙ ЛЮБОВЬЮ И ПРИЗНАНИЕМ
      2019-03-01 10:05
      3884

      Национальный академический театр оперы и балета им. Спендиарова отметил 40-летие творческой деятельности выдающегося артиста-певца Паата Бурчуладзе.