Последние новости

БАКУ С АРМЯНАМИ И БЕЗ НИХ

История армян Баку весь советский период практически не исследовалась армянскими историками, оставаясь запретной темой, ибо углубление в ее детали моментально развенчивало миф "о дружбе народов" и "интернационализме" Баку. Тем не менее азербайджанские историки не дремали, все громче и наглее фальсифицируя историю края и стремясь умолчать о многовековом (задолго до первого нашествия турок-сельджуков) присутствии армян в этом регионе и, в частности, на берегах Каспия. За последний период, в противовес попыткам азербайджанцев окончательно переписать историю, определенную работу проделали и наши авторы. Вышла (на армянском и русском языках) книга Хачатура Дадаяна "Армяне и Баку (1850-1920гг.)". Не так давно издано историко-демографическое исследование доктора исторических наук Геворга Степаняна "История армян города Баку".

Вышедшая в свет под эгидой Института истории НАН РА и при поддержке Министерства диаспоры книга Г.Степаняна прослеживает историю проживания армян на территории, расположенной между Курой и Апшеронским полуостровом и городом Баку, начиная с древних времен и кончая исходом армянского населения в январе 1990 года в результате геноцида армян. 650 страниц текста и фотографий, свыше 700 использованных материалов и источников на армянском, русском, английском, французском, немецком языках (архивы, сборники, исследования, книги, статьи) свидетельствуют об огромной работе, проделанной исследователем, последовательно излагающим вклад армян в развитие края. Подчеркну, что многие сведения приведены из иностранных источников различных эпох, развенчивающих пахнущие типографской краской сочинения наших соседей, продолжающих помимо заказанной антиармянской истерии мучительный поиск корней своего "древнего" этноса, "ровесника" античной цивилизации.

Читая Степаняна, узнаешь немало нового, даже если ты интересовался историей этой части Закавказья. Вот автор приводит свидетельство И.Березина (1849г.), из которого явствует, что на момент посещения Березиным берегов Каспия там еще сохранялись армянские хачкары и часовни (VIII-XII вв.). Армянская церковь Св. Богородицы стояла рядом с Девичьей башней в Баку. Есть источники, указывающие, что эта церковь была построена еще царем Вачаганом Барепаштом (конец V - начало VI вв.). Кстати, Баку был в середине XIX века ничем не примечательным небольшим поселением, и лишь после катастрофического землетрясения 1859 года, когда Шемаха (Шамахи) была полностью разрушена, губернский центр перенесли оттуда в Баку. И туда же переселились многие армяне-шемахинцы. А потом отыскали и стали в промышленных масштабах добывать нефть, и город принялся стремительно разрастаться.

Автор приводит обширную статистическую информацию о демографическом составе населения Баку, взятую из официальных источников и архивов армянской церкви. Как в продолжение XIX века, так и в XX веке армяне постоянно составляли в Баку немалый процент населения, а мусульман (так назывались не имеющие самоназвания кавказские татары) длительное время, вплоть до второй половины XX века, в интернациональной столице было меньше, чем христиан (русские, армяне). Достаточно сказать, что по переписи 1959 года русских в Баку проживало 233,242 человека, азербайджанцев (в чьи ряды насильно записывали курдов, татов, лезгин и др.) - 211372, армян - 137111.

В 1970 году азербайджанцы, наконец, становятся вожделенным большинством в Баку с пригородами. Из общего числа - 1 млн 265515 азербайджанцев - 586052, русских - 351090, армян - 207464.

Указанная динамика связана вовсе не с высокой рождаемостью в азербайджанских семьях, а была следствием нарастающего притеснения армян, вследствие чего за период с 1926 по 1979 гг. из Азербайджана выехало примерно 120 - 150 тысяч армян. К русским цеплялись не так открыто, Москва все-таки еще правила бал, но и их количество в 1970 - 1979 гг. снизилось с 351090 до 337959 человек.

Г.Степанян скрупулезно исследует первую четверть XX века. Тогда, в начале века, больше половины нефти добывали армянские нефтепромышленники, 37% приходилось на долю русских и европейцев, 8,7% - на остальные кавказские народы. Основанное еще в 1859 году Бакинское армянское человеколюбивое общество во имя Св. Григория Просветителя играло большую роль в реализации социальных и образовательных программ, в деле помощи беженцам после армянских погромов 1894 - 1896 гг. в Турции и др.

Автор вскрывает суть и характер межнациональных столкновений между армянами и кавказскими татарами в 1905 и 1918гг. Когда татар в 1905г. вооружала не только царская администрация, но и Турция, доставляющая оружие через Батуми, а губернатор Баку М.Накашидзе всецело, как истый христианин, был на стороне мусульман. В 1905 году главным организатором самообороны армян был Никол Думан, отличился и Татевос Амирян ("Гиж Татос").

В смутные времена конца 1917- начала 1918гг., после большевистского декрета о мире, царские войска открыли Кавказский фронт и помчались в Россию - делить обещанную крестьянам землю. О том, что их соотечественники и братья во Христе - армяне остаются один на один с вооруженными до зубов турками, открывшие фронт не думали. Лишь единицы из рядов царской армии остались помочь армянам. А часть уехавших постиг бесславный конец. При прохождении через станцию Шамхор (близ Гандзака) мусульмане поставили условием сдачу оружия. Русские сдали, и в результате более 2 тысяч безоружных воинов были убиты 9 - 13 января 1918 года. Поверили клятвам закавказских татар. Железнодорожное сообщение было прервано, в результате часть воевавших на европейских фронтах армян (около 10 тысяч) не смогла добраться до Армении, осталась в Баку и влилась в ряды частей Бакинской коммуны.

Не перечисляя всех подробностей гибельного для армянства Баку 1918 года, напомню, что Троцкий и особенно Сталин препятствовали получению Бакинской коммуной помощи, выделяемой Лениным. Оружие и хлеб Сталин заворачивал в Царицын - не дурак же он был, чтобы помогать Шаумяну, который тогда по политическому весу в партийной иерархии превосходил Сталина.

Читателю будет полезно знать, что в походе на Баку летом 1918 года, организованном турками и татарами Гандзака, участвовал и отряд грузинских добровольцев во главе с еще одним нашим братом во Христе - подполковником Кочикадзе. Участвовали ли они в трехдневной вакханалии сентябрьской резни армян Баку (15-17 сентября), автор не указывает...

Стоит выделить одну важную деталь весны 1918 года. Сын нефтепромышленника Зейнал-Абдин Тагиева покончил самоубийством в Ленкорани, и его тело на пароходе "Эвелина" было препровождено в Баку под охраной 48 вооруженных татар. В порту охрана была разоружена за неподчинение советским властям Баку и стрельбу. Мусаватисты потребовали вернуть оружие, власти отказались. Армянский национальный совет Баку, чувствуя, чем все это кончится, предложил дать татарам свое оружие, адекватное отобранному. Но мусаватисты, не дожидаясь встречи 17 марта (30-го по новому стилю), атаковали Баку, при этом велась агрессивная пропаганда о том, что большевизм - это маска, а на самом деле - это антитурецкая власть.

Бои между мусаватистами и советскими войсками (большинство в них составляли армяне) завершились поражением наступавших. В эти же дни усилиями Армянского национального совета были спасены порядка 14 тысяч татар, размещенных в домах армян и общественных зданиях. После завершения военных действий они были препровождены в мусульманскую часть города. В те дни вышеупомянутый Хаджи Зейнал-Абдин Тагиев выразил в телеграмме Закавказскому комиссариату особую благодарность армянским воинским частям, спасшим 14 тысяч татар. Сегодняшние выкормыши Алиева-папы именно эти события называют геноцидом азербайджанцев и, перевирая свидетельства своих же соотечественников, объявили 31 марта днем траура.

Несколько менее подробно Геворг Степанян рассказывает о второй половине XX века. Впрочем, это время многие из нас пережили сами и прекрасно помнят последний период истории советского Закавказья и, в частности, Азербайджана, где ксенофобия с перепадами проявляла себя практически все 70 советских лет. Знали ли об этом кремлевские боссы? Конечно.

Приведу малоизвестную цитату из выступления Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева на совещании, посвященном именно крайнему национализму азербайджанцев (1 июля 1959г.). "Да, товарищи, в Баку 66% - не азербайджанцы. В США также есть районы, заселенные поляками и украинцами. Американцы это учитывают. Даже буржуазные деятели поступают не так, как вы. Это гитлеровский подход, животный подход... Вы - не коммунисты, а нацисты, гитлеровцы..."

...В январе 1990 армяне покинули Баку, оставив там многовековый труд поколений и материальные следы своего присутствия. Кочевники в очередной раз прибрали к рукам чужое богатство, построенное на каспийском песке в проклятом уходящими городе.

Мораль из всего этого проста. Строить надо там, где развевается твой флаг и красуется твой герб. Кстати, я не знал и вычитал у Степаняна, что герб Советского Азербайджана, оказывается, нарисован армянином Рубеном Шхяном. Вот и герб им еще нарисовали, чтобы в итоге получить январь 1990-го.

Теперь у них, конечно, другой герб. Но сегодняшние герои настоятельно диктуют, что на нынешнем гербе явно не хватает главной детали - топора.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЗДРАВСТВУЙ, ДОЛИНА ИЗБ, ДОМОВ И ХИЖИН...
      2018-02-21 13:45
      931

      Согласно расхожему циничному юмору из области истории "разделения труда", первая древнейшая профессия отведена женщинам известного поведения. Потом, не без оснований, ко второй древнейшей причислили племя журналистов. Однако наверняка обе вышеуказанные уступают по стажу еще более древнему занятию - изложению исторических событий со времен Адама и Евы, описанию подвигов вождей и президентов, племен и народов. Естественно, у очень многих возникает соблазн облагородить свое происхождение, увязать его по прямой со временами Адама и Евы. Или посодействовать в этом деле другим страждущим. Такая услуга имеет свою шкалу морали, оскорбительную для многих жриц из первой профессии. Однако к делу.

    • ВАСПУРАКАНЦЫ ВСЕХ СТРАН...
      2018-02-19 14:33
      275

           Периодическое (раз в год) издание, журнал земляческого союза  "Васпуракан" называется "Вараг". В конце прошлого года вышел очередной, 64-й номер. О чем можно написать, чем объединить земляков, чьи предки покинули Ван 100 лет назад, в 1918 году?

    • ЧТО ОСТАЛОСЬ НА ДНЕ...
      2018-02-12 15:14
      974

      Судьба творческого наследия после ухода творца - извечная тема. Это касается не только деятелей культуры, но и вообще всех публичных людей, чья посмертная известность и слава не в последнюю очередь зависят от тех, кто последовательно напоминает о сделанном тем или иным человеком. Можно привести позитивные и негативные примеры, иллюстрирующие чье-то забвение или чей-то не в меру благоухающий, вплоть до удушливости, фимиам. Лучше все же указать на положительный образец.

    • МОЖЕТ ТАК, А МОЖЕТ ЭТАК
      2018-02-09 15:23
      2279

      В отечественные суды прессе просто невозможно опоздать. Не стало исключением очередное заседание 5 февраля по делу об инциденте на Нубарашенском шоссе со смертью Егише Хачатряна. Оно было назначено на 12:30 в здании суда Шенгавита. Но началось ровно через час, по московскому времени, потому что зал N1 был занят. Участникам процесса предстояло допросить потерпевшего Санасара Бадаляна, который давно уже не жаловал суд своим присутствием, а потому был предупрежден судьей А.Данибекян о санкциях (вплоть до штрафа), если продолжит приходить по "свободному графику".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • СЛОВО ПРОЩАНИЯ
      2018-02-14 15:56
      1197

      27 января на 81-м году жизни скончался дирижер Тбилисского академического драматического театра им. Шота Руставели, заслуженный деятель искусств Грузии Левон Оганезов. На смерть музыканта армянская газета "Врастан" ("Грузия") откликнулась некрологом и небольшой заметкой редактора газеты Вана Байбуртяна, представившего читателям Слово прощания Гии Канчели.

    • КТО БЛЮДЕТ ТУРЕЦКИЕ ИНТЕРЕСЫ, или ЧЕЛОВЕК ПО ФАМИЛИИ ТОРОСЯН
      2018-02-12 15:06
      1401

      В мае прошлого года на мировом информационном поле промелькнуло любопытное сообщение о назначении пресс-секретарем турецкого президента Реджепа Эрдогана человека по имени Рон Торосян (Ronn Torossian). Такие сообщения, в частности, были выложены на международной блог-платформе Medium.com. Получается, что, если исходить из фамилии данной персоны, пиарить президента Турции отныне доверено нашему соотечественнику? Вопрос, конечно, интересный. Хотя вообще-то далеко не факт, что носитель фамилии, оканчивающейся на "ян", непременно имеет армянское происхождение (например, яркие советские футболисты 1960-1970-х гг. Валерий Паркуян и Владимир Мунтян; иранский борец вольного стиля, призер олимпиад в Сеуле и Барселоне Аскари Мохаммадиан). Но здесь фактура, думается, красноречива: неармянина по фамилии Торосян (изменение фамилии в брачном союзе или, скажем, в память о близком друге в данном случае не считается) не встретишь при всем желании.

    • СПИСОК УАЙТА,
      2018-02-05 15:07
      1787

      или Чем счастливы армяне Технология, практикуемая британским психологом Эндрю Уайтом для выявления самых счастливых людей в мире, сильно напоминает принцип, по которому определяется средняя температура в больнице. Я вам не скажу за всю Россию, проходящую у Уайта под номером 167 (из 178 возможных), но что касается отдельно взятой Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых других российских городов, то здесь социолог явно промахнулся - в этих городах есть и на что посмотреть, и чему порадоваться, в результате "и жизнь хороша и жить хорошо!" – очень даже возможно.

    • ПИШУЩИЙ НА ФРАНЦУЗСКОМ АРМЯНСКИЙ ПИСАТЕЛЬ
      2018-02-02 14:43
      1091

      Прощальное слово Ваге КАЧА, а также с 90-летием В жизни мне никогда раньше не приходилось присутствовать на такой странной церемонии... 25 января 2003 года в десять часов утра в парижской церкви на улице Жан Гужон собралось едва двадцать человек, десять из них - родственники покойного. Не более того. И это несмотря на объявление и на то, что смерть, последовавшая две недели назад, нашла отклик не только в средствах информации армянской колонии, но и влиятельные газеты страны известили о ней, высоко оценив его вклад в кино и литературу Франции. Да, что-что, но хотя бы прилично похоронить умели. И это качество тоже стали утрачивать...