Последние новости

ПРИНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЮ

В ряду памятных музыкальных дат этого года одной из самых дорогих для нас явилось 90-летие известного композитора, талантливейшего пианиста и педагога Эдуарда Багдасаряна. Он ушел из жизни в 1987 году, оставив яркий след не только в армянской музыке второй половины XX века, но и в сердцах своих многочисленных воспитанников Ереванской консерватории и Музыкального училища им.Романоса Меликяна.

Пожалуй, среди всех возможных вариантов чествования Багдасаряна бывшие студенты Ереванской консерватории - скрипач, дирижер Айк Давтян и пианист, композитор Артур Агаронян - выбрали самый лучший. По случаю юбилея известного композитора и педагога они прилетели из Франции, где живут и работают последние 20 лет, и дали великолепный камерный концерт в уютном зале Центра искусств Гафесчян. К сожалению, зал слишком мал для юбилейных мероприятий, и, естественно, билетов не всем хватило. Но для тех, кому посчастливилось попасть на концерт, он стал одним из самых светлых событий жаркого лета.

Помимо двух ранних произведений самого юбиляра - "Рапсодии" и "Ноктюрна", в программу вошли "Песня-поэма", "Танец Алше", "Танец розовых девушек" (в переложении А.Давтяна), "Танец с саблями" (в переложении А.Агароняна) Арама Хачатуряна и два сочинения Артура Агароняна - "Миниатюры" и "Армянские танцы", посвященные Айку Давтяну, которые прозвучали в Ереване впервые.

Концерт этих ярких музыкантов стал настоящим лирическим откровением. Он запечатлелся в памяти как органическое единство инструментальной культуры и глубокого прочтения музыки. Мнение о том, что Эдуарду Багдасаряну более всего была близка камерная музыка с ее традицией размышлений, философски углубленных настроений, нашло подтверждение и в этот вечер. Музыка, словно наполненная светом поэзии, отмеченная гармонической зрелостью мыслей и чувств, захватила присутствующих. Обращала на себя внимание и большая внутренняя свобода, непосредственность самой манеры интерпретации.

Убедительно и ярко выступили оба артиста. Не смогли не покорить артистизм, полная сосредоточенность пианиста А.Агароняна, продуманность каждого момента звучания, подкупающая рельефность музыкальной мысли. Агаронян восхитил прежде всего душевным благородством и "сложной простотой" подхода к музыкальному наследию своего педагога. За этим стоит и его разносторонняя культура, и его композиторский талант (о чем свидетельствовали прозвучавшие сочинения самого Агароняна), и профессиональный опыт, и, безусловно, качества характера личности.

Истинно европейский уровень отличал и игру скрипача Айка Давтяна. Эмоция отшлифована, но удивительным образом сохраняет свою первозданную силу. В этой первозданности, ясно ощутимой под покровом высокой культуры, - один из главных секретов неотразимой притягательности его исполнительского искусства.

а концерте в Центре искусств Гафесчян присутствовали многие воспитанники Эдуарда Багдасаряна, имена которых ныне широко известны. Среди них - известный композитор Тигран Мансурян, который в начале концерта поделился своими теплыми воспоминаниями: "Для нас Багдасарян был не только талантливым автором талантливой музыки, но и нашим Учителем. Он запомнился горячим, увлеченным, глубоким во всем - в своих сочинениях, в педагогической профессии, в отношении к обязанностям, любви к музыке. Редкая заинтересованность, прямота во взглядах, огромная требовательность к себе, забота и при этом редкая тактичность, особая чуткость в обращении с молодыми, начинающими авторами - все это оставило свой неизгладимый след в наших душах".

"Багдасарян имел свои творческие принципы, свою, ясно осознанную художественную вселенную. Его уроки (он нам преподавал гармонию, а в училище - композицию) очень помогли всем нам, его многочисленным ученикам. Он хорошо понимал, что поощрять следует совсем не тех, кто лучше умеет работать локтями, а поддерживать ярко одаренных, преданных профессии студентов. Свои сокровенные размышления о жизни, свой опыт человека и художника он раскрыл в музыке, которая ассоциируется с исповедью", - сказал А.Агаронян.

Наиболее полная и глубокая характеристика творчества композитора содержится в монологе известного исследователя музыки, доктора искусствоведения Георгия ГЕОДАКЯНА, который мы приводим с сокращениями.

Впечатления юности, как известно, бывают особенно яркими. Хорошо помню первую встречу с музыкой Эдуарда Багдасаряна. Это было в 1947 году. Он сам тогда был еще молод. Только что окончил Ереванскую консерваторию по классу фортепиано Г.В.Сараджева и одновременно занимался композицией у профессора Х.С.Кушнарева.

Багдасарян обладал незаурядным пианистическим талантом. На государственном экзамене он играл труднейший фортепианный концерт Шостаковича. Это было вообще первое исполнение концерта в Армении - что само по себе далеко не обычно для студента консерватории. Он играл самозабвенно, с особым подъемом. И неудивительно: экзаменационную комиссию возглавлял прославленный Игумнов. Заслужить его внимание уже значило много, не говоря об отличной оценке - заветной мечте каждого выпускника. Багдасарян заслуженно получил эту оценку. Тем не менее в блистательном пианистическом выступлении Багдасаряна не было ничего неожиданного. Неожиданным оказалось совсем другое - исполнение им на этом же государственном экзамене своих прелюдий для фортепиано, поразивших неординарностью, непохожестью на то, что имелось в армянской фортепианной литературе. Прелюдии Багдасаряна уводили слушателя в иной мир, мир чисто камерной музыки с ее филигранной отточенностью каждой детали, изысканно тонкой и вместе с тем удивительно многоцветной звуковой палитрой. Здесь возникали то картины родной природы, исполненные мягкой, светлой лирики и какой-то хрустальной прозрачности колорита, то образы причудливо-фантастические, стремительные в своем неудержимом полетном движении.

В стиле прелюдий развитие национальных традиций сочеталось с уверенным использованием опыта современной музыки. В особенности чувствовалась близость к остродинамичному прокофьевскому пианизму, графическая жесткость которого здесь, правда, несколько смягчалась влияниями, идущими от утонченно-лирических фортепианных образов Скрябина и отчасти Рахманинова. Это была основа (только основа), на которой выросла вполне самостоятельная и оригинальная музыка Багдасаряна, так покорившая уже первых слушателей своей свежестью и новизной.

Время подтвердило справедливость этих первых впечатлений. Прелюдии получили широкое распространение на концертной сцене, в практике музыкальных учебных заведений, неоднократно издавались. Они стали подлинным украшением армянской фортепианной музыки.

В дальнейшем, с накоплением опыта и знаний (после Ереванской консерватории Багдасарян совершенствовался в Москве при Доме культуры Армении у известных композиторов Г.И.Литинского и Н.И.Пейко) диапазон его творческих интересов значительно расширился. Примечательными событиями не только в творческой биографии композитора, но и в национальной камерной музыке стали его эпический по размаху квинтет и светлая "весенняя" по колориту соната для кларнета и фортепиано. Заслуженное признание принесла композитору глубоко народная по духу "Рапсодия для скрипки и оркестра" - одно из художественно наиболее современных и значительных его созданий.

С середины 50-х Э.Багдасарян все чаще обращается к созданию музыки для драматических спектаклей и кино. Особенно запомнились "Злой дух" в театре имени Станиславского, "Ромео и Джульетта" у сундукяновцев и "Золотой город" в ТЮЗе.

Интересно проявил себя Э.Багдасарян в жанре эстрадной музыки, где он долгое время по праву занимал одно из ведущих мест. Его темпераментные, задорные инструментальные пьесы, лирические эстрадные песни широко звучали не только в исполнении руководимого им Квинтета радио и телевидения - второго по значению коллектива эстрадной музыки в республике, но и включались в репертуар других эстрадных оркестров. Среди сочинений Багдасаряна - симфоническая красочная сюита, проникновенные по музыке "Три средневековых песнопения" для скрипки и фортепиано, хоровая песня "Моя Родина...".

А.Багдасарян внес свой заметный вклад в армянскую музыкальную культуру, завоевал признание и любовь многочисленных слушателей и в Армении, и далеко за ее пределами... Это светлое имя неотрывно от всей нашей культуры.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЧЕТЫРЕ НЕЗАБЫВАЕМЫХ ВЕЧЕРА
      2017-05-22 15:51
      1103

      Весна нынешнего года в музыкальном отношении была достаточно насыщенной. Как и ежегодно, было множество концертов, гастролей. Но, к сожалению, подлинно ярких событий наблюдалось немного. Не стали откровением и встречи с зарубежными музыкантами, хотя в сонме этих исполнителей были артисты, достойно отражающие нынешний музыкальный процесс. Меньше всего хотелось бы вникать в причины этого, поскольку в каждом отдельном случае срабатывают свои законы и играют роль свои обстоятельства. Важнее другое: "не дать забыть" конкретные факты искусства, его существенные проявления, хранимые, как всякое музыкальное событие, лишь в форме впечатления. Итак, подлинными фактами искусства стали четыре концерта музыкантов, в основном наших соотечественников, которые оказались способны создать некий микромир, микроклимат, реальную ауру волшебства - конкретного и живого.

    • ВЕРНУТЬ ОПЕРЕ ПОКЛОННИКОВ
      2017-05-05 15:36
      5304

      Поразительна жизнь этого талантливого музыканта - он так легко преодолевает расстояния, страны, разные творческие коллективы и везде успешен и интересен. Как это ему удается - непонятно. Но удается! Покинув Москву, он в статусе художественного руководителя Национального академического театра оперы и балета им. А.Спендиарова пытается вывести из кризиса театр, оживить и сдвинуть с места этот огромный застывший корабль. Успешно ли - пока не будем судить. Во всяком случае проведенный недавно Первый оперный международный фестиваль внушает надежду на позитивные перемены и новое кровообращение.

    • АПРЕЛЬ: КУЛЬМИНАЦИЯ СЕЗОНА
      2017-05-01 16:40
      5084

      Первый международный оперный фестиваль, блистательно завершивший апрель, стал едва ли не самым значительным событием оперного года. Это было достойное посвящение памяти выдающегося певца, художественного руководителя Национального академического театра оперы и балета им. А.Спендиарова Гегама Григоряна.

    • НЕОБЫКНОВЕННЫЙ ДАР ЕСТЕСТВЕННОСТИ
      2017-04-26 15:01
      7384

      Памяти выдающегося певца Есть люди, которые обладают даром необыкновенного человеческого обаяния. При жизни это счастливое свойство дарит им многочисленных друзей и поклонников, а после смерти память о них щедро раскрывает людские сердца. Это так и с Гегамом Григоряном, выдающимся певцом, художественным руководителем Национального академического театра оперы и балета им. Спендиарова, год назад ушедшего из жизни. Свой большой талант принес певец на алтарь театра - театра больших переживаний. У Гегама Григоряна была судьба артиста, не вмещающегося в стереотипы. Он был словно астероид, оторванный от самого солнца. Его немыслимый талант не был подвержен никаким влияниям звездных тяготений.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Рубену Агароняну - 70
      2017-05-24 14:01
      113

      Президент Серж Саргсян сегодня направил поздравительное послание Народному артисту РА, скрипачу Рубену Агароняну по случаю 70-летия, пожелав ему доброго здоровья, благополучия и новых творческих достижений, сообщает Panorama.am.

    • ВСТРЕТИМСЯ У "ОРЛА ВАСПУРАКАНА"!
      2017-05-24 13:20
      105

      Однокрылый "Орел Васпуракана" появился в Аштаракском районе Армении в 1981-м как символ, напоминание о героической Ванской самообороне армян и утерянной исторической родине. С тех пор обласканный щедрым армянским солнцем каменный исполин стал своего рода священным местом, куда ежегодно в последнюю декаду мая съезжаются потомки героических ванцев. В минувшее воскресенье правление земляческого союза "Васпуракан" в очередной раз организовало поездку к подножию полюбившегося многим памятника.

    • Азнавуру исполнилось 93 года
      2017-05-22 12:16
      226

      Легендарному французскому шансонье, композитору, поэту, писателю и актеру армянского происхождения Шарлю Азнавуру 22 мая исполняется 93 года.

    • Полжизни в армянском тхэквондо
      2017-05-18 18:30
      550

      18 мая исполнилось 60 лет вице-президенту и исполнительному директору Федерации тхэквондо Армении Вардану Каграманяну. О заслуженном деятеле армянского тхэквондо рассказывает главный тренер национальной сборной Геворг Даниелян.