Последние новости

БРАВО, АРМЯНСКИЙ ДЖАЗ!

В Большом концертном зале Армфилармонии были все - от композитора и джазового музыканта Мартина Вартазаряна до актера и режиссера Микаэла Погосяна, от руководителя фестиваля "Перспективы" - композитора Степана Ростомяна до популярнейшего музыканта в стиле уорлд мьюзик Ара Геворкяна. Музыканты, актеры, художники, бизнесмены... Складывалось впечатление, что на юбилей пришел весь Ереван: столица праздновала 75-летие одного из старейших творческих коллективов республики - Государственного джаз-оркестра Армении. Концерт почтили своим присутствием президент Серж Саргсян, первая леди Рита Саргсян и министр культуры Асмик Погосян. Обстановка, как всегда, была торжественная - оформление сцены, вестибюля, даже сквер перед входом в зал настраивали на праздничное настроение - недаром ШАРМ-холдинг старался.

Концерт начался с краткой исторической справки - на огромном экране демонстрировались архивные кадры периода зарождения джаза в мире, фотографии пионеров джаза на Западе, в СССР и, наконец, фотографии первопроходцев армянского джаза - Артемия Айвазяна и Цолака Вартазаряна. Голос за кадром рассказывал об истории создания первого джаз-оркестра в Армении, о путях его становления, завоевании популярности и уважения в СССР и мире. История подвела зрителей ко дню сегодняшнему, и тут бразды правления перешли в руки юбиляра - оркестра под управлением Армена Уснунца. Музыканты с ходу выдали несколько популярнейших джазовых композиций из репертуара гигантов джаза прошлых лет - Глена Миллера, Каунта Бейси - и практически без перерыва представили оригинальное попурри произведений Артемия Айвазяна. Затем выступил Левон Малхасян, который, начав пьесу с армянскими мотивами, гармонично перешел в чистый свинг а-ля его любимого Оскара Питерсона. Поверьте, что звучали все эти композиции в исполнении нашего бэнда так же горячо, как и легендарные американские хиты периода золотого века джаза эпохи свинга!

Ну а потом случилось некое чудо - ведущий концерта Григорий Агаханян, кстати, идеально проведший весь концерт, вызвал на сцену маэстро Константина Орбеляна, специально приехавшего в Ереван на этот юбилейный концерт. Не мудрствуя лукаво маэстро сразу же задал темп, и оркестр взорвал зал знаменитым "Дилижаном". Затем следует не менее хитовая "Сто часов счастья" в прекрасном исполнении Инги Аршакян. Потом оркестр предоставляет возможность насладиться и другими популярнейшими произведениями Орбеляна. Константин Агапаронович, как всегда, не просто дирижирует, но и сам ведет некий конферанс - представляет, рассказывает, объясняет. Кстати, представляет и своего племянника - дирижера Константина Орбеляна, который также приехал специально, чтобы принять участие в чествовании оркестра.

началу второй трети концерта становится понятна его структура из нескольких условных блоков - период становления, когда первыми хитами - "Джан, Ереван", "Армянская рапсодия" - оркестр напомнил о первых шагах, второй - эпоха Константина Орбеляна, в котором прозвучали великолепные джазовые и эстрадные произведения, сделавшие наш оркестр лучшим в СССР, настолько уважаемым, что его первым из советских джазовых коллективов выпустили в Америку, где он также произвел фурор.

Третий блок может быть назван "Возрождение", когда при первой же возможности, после периода холода и тьмы, оркестр был возрожден талантливейшим композитором и пианистом Арменом Мартиросяном. Он также прилетел из Канады на юбилейные торжества и лично дирижировал бывшим своим оркестром, представив публике несколько своих вокальных произведений, хорошо знакомых слушателю, - Сона Шахгельдян буквально вместе с залом спела "Абрикосовую косточку", а потом оркестр выдал и мощную "Массисамбу". Ну и заканчивал программу оркестр уже под управлением нынешнего художественного руководителя Армена Уснунца, показав несколько западных джазовых стандартов в своей обработке, а также и собственные композиции, которые, как всегда, были глубоко национальны по духу и современны по исполнению. В конце Константин Агапаронович вызвал на сцену своих бывших соратников, с которыми он покорял джазовый мир. Зал стоя приветствовал этих мастеров джаза и эстрады, столько лет доставлявших слушателям трех поколений истинную радость.

В последние два года в оркестр пришли молодые музыканты, которые хотят играть и не жалеют сил и времени для того, чтобы коллектив был действительно одним из лучших. Прибавьте к этому еще мастерство худрука, фантастического саксофониста Армена Уснунца. И лучшим доказательством тому, что оркестр и сегодня уже находится в прекрасной форме, является новость, о которой прямо со сцены объявил Армен Мартиросян: наш оркестр приглашен к участию в основной программе престижного в мире джаз-фестиваля в Монреале в 2013 году! Практически каждый месяц оркестр выступает с концертами, и всякий раз с обновленной программой. А это говорит о серьезной и кропотливой работе как музыкантов, так и руководства (я хорошо знаю, как старается для коллектива продюсер и директор оркестра Артур Асатрян). Ну и наконец, быть в составе Государственного джаз-оркестра Армении среди молодых музыкантов вновь стало престижным. Попасть в основной состав оркестра сегодня стремятся многие.

То, что празднование дня рождения оркестра и церемония чествования юбиляра удались на славу, сомнению не подлежит. Три часа пролетели как один миг. И, после того как любители музыки вышли на улицу, расходиться не хотелось - стояли, обсуждали, восхищались, поздравляли...

Конечно, даже будучи семи пядей во лбу, музыканты сами ничего сделать не смогут - нужна поддержка. Завершая вечер, Артур Асатрян выразил глубокую признательность руководству страны, Министерству культуры, своему старому другу и помощнику ШАРМ-холдингу за постоянное внимание и помощь. И благодаря им оркестр существует и творит. Хотя кто-то до сих пор считает джаз легким жанром, наш оркестр - такое же достояние республики, как и Хоровая капелла, Национальный оркестр Армении, Ансамбль народного танца Алтуняна, Квартет Комитаса и другие прославленные коллективы. И помогать ему, чтобы иметь возможность и дальше гордиться нашим армянским джазом, непременно надо.

Уже семьдесят четыре года, как джаз признан у нас в Армении официально. Семьдесят пять лет прошло с тех пор, когда талантливейшие музыканты, рыцари армянской музыки Артемий Айвазян и Цолак Вартазарян собрали свой коллектив, ставший первым в Закавказье, а позже - лучшим на всей территории некогда огромной страны. Много воды утекло с тех пор. Но и сегодня наши музыканты продолжают поражать мир своим искусством. И видя, как здорово играли молодые музыканты оркестра, как великолепно пели и с какой легкостью и уверенностью держались на сцене молодые солисты Марина Акопян и Агван Папоян, думалось только об одном: оркестр был и остается одним из лучших.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ОЖИВШЕЕ ИСКУССТВО
      2018-06-22 15:19
      1294

      Бытует распространенная и, на мой взгляд, обидная фраза - "Лежит там, как в музее!". Да действительно, это справедливо по отношению к большинству музеев мира и к нашим, к сожалению, на все 100%. Да и посещение музеев, что вполне объяснимо, оставляет желать лучшего. Количество посетителей резко увеличивается лишь в "Ночь музеев" и в дни, когда тот или иной музей проводит какие-либо акции, перформансы или хотя бы обновляет экспозицию.

    • ЮБИЛЕЙ "КОРОЛЯ" ИНСТРУМЕНТОВ
      2018-06-20 15:26
      362

      В этом году знаменитый бренд Steinway & Sons отмечает юбилей - 165 лет со дня основания компании.

    • ДЖАЗ НА КАВКАЗЕ ЕСТЬ!
      2018-06-15 15:29
      1091

      То, что в дороге с друзьями всегда веселее, не подлежит сомнению. То, что музыка в дальней дороге помогает коротать время, тоже бесспорно. Ну а если ты едешь в Тбилиси на джаз-фестиваль с джазовыми музыкантами, то тебе грех жаловаться на дальнюю дорогу. Музыкантские байки, курьезные истории из жизни джазменов и, конечно, много музыки не дают скучать.

    • АЛЬБОМЫ НАШИХ МУЗЫКАНТОВ
      2018-06-11 15:31
      1242

      Весна выдалась чрезвычайно продуктивной с точки зрения активности армянских музыкантов разных жанров и разных стран. Как и в прошлый сезон, записей музыки было достаточно, но после многократного прослушивания вниманию читателей предлагаются наилучшие пять.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ДЖАЗ НА КАВКАЗЕ ЕСТЬ!
      2018-06-15 15:29
      1091

      То, что в дороге с друзьями всегда веселее, не подлежит сомнению. То, что музыка в дальней дороге помогает коротать время, тоже бесспорно. Ну а если ты едешь в Тбилиси на джаз-фестиваль с джазовыми музыкантами, то тебе грех жаловаться на дальнюю дорогу. Музыкантские байки, курьезные истории из жизни джазменов и, конечно, много музыки не дают скучать.

    • "ДЖАЗ-КАВКАЗ" В ДЕВЯТЫЙ РАЗ!
      2018-06-11 15:20
      964

      Вот уже девятый раз подряд состоялся в Тбилиси ежегодный музыкальный фестиваль Kavkaz Jazz. Его инициатор и основатель - тбилисский арт-менеджер Елена Мечитова говорит, что главная цель форума – развитие и популяризация джаза на Южном Кавказе как консолидирующего средства культурного диалога между народами региона. Чтобы новое поколение молодежи получило возможность наладить дружеские отношения с той точки, на которой остановилось поколение их отцов.

    • ДЖАЗ ПОД ДОЖДЕМ
      2018-05-30 15:28
      1578

      Говорят, зритель голосует рублем. А еще ногами. Так, если бы было можно пересчитать количество ног, стоявших и пританцовывавших в лужах в тот вечер на ереванском Каскаде, то можно было смело сделать вывод, что интерес к джазовой музыке у нас растет от концерта к концерту.

    • ВСПЫШКА В СОЗВЕЗДИИ ЛЕБЕДЯ
      2018-05-14 15:22
      1161

      Cygnus в переводе с латыни означает "лебедь". А вот что обозначает словосочетание Cygnus Flare, до недавнего времени я не знал. Оказывается, это лондонское музыкальное трио с интернациональным составом. Трио составилось благодаря общей любви к джазу, латиноамериканским ритмам и классической музыке. Все трое артистов - большие поклонники музыки знаменитого пианиста и композитора Чика Кориа и Тиграна Амасяна. Их творчество наложило свой отпечаток на стилистику, которую разрабатывают молодые музыканты. Участники трио играют только свою музыку, которая представляет собой хитрый сплав музыки в стиле прогрессив-джаз с латиноамериканским и армянским акцентом.