Последние новости

ОТ ГОБЕЛЕНА ДО КОВРА

В рамках Дней европейского наследия в Музее русского искусства (коллекция проф. А. Абрамяна) в Ереване проходит выставка "От европейской шпалеры до армянского стенного ковра". Она знакомит с работами художницы Асмик Казарян, выполненными исключительно в шпалерном ткачестве - по ее же эскизам и картонам.

Соответственно девизу мероприятия этого года - "Дорога" - выставка призвана показать как дорогу от эскиза художника до стенного ковра, так и ту географическую дорогу, по которой, собственно, и пришел к нам гобелен.

Первые произведения художественного ткачества были созданы в Древнем Египте, потом появились знаменитые коптские ткани. Расцветом искусства шпалеры в Египте считается период IV - VII веков. В тканях коптов соединились традиции Древнего Египта и эпохи эллинизма. Это обыкновенно небольшие по размеру двусторонние панно, выполненные шерстяной нитью по льняной основе и отличающиеся изящным тонким рисунком. Позднее в коптских тканях появились христианские сюжеты, затем техника гладкого ткачества переместилась в Византию. В XI-XII вв. крестоносцы, возвращаясь из Святой Земли, привезли с собой в Европу в качестве трофеев также произведения искусства восточных мастеров, в числе которых были и шпалеры. С этого времени началась история западно-европейской шпалеры. Самая ранняя выполнена рейнскими мастерами в XI веке.

Из Западной Европы искусство шпалеры достигло России, откуда уже в XX веке пришло в Армению, наложившись на древние национальные традиции. В силу своей специфики шпалера функциональна - в прошлом она утепляла холодные стены европейских замков, а в Армении эту утилитарную роль испокон веков играли ворсовый ковер и карпет. Войдя в нашу национальную культуру, гобелен утвердил себя наравне с традиционными видами ткачества и придал им современный импульс.

История развития современного гобелена берет начало во второй половине XIX века. Попытку возродить искусство средневекового ткачества предпринял Уильям Моррис, который сочетал в своем творчестве функции художника, ткача и красильщика. Через несколько десятков лет после Морриса появился Жан Люрса - главный реформатор искусства художественного ткачества.

Второй поворот в развитии таписерии в 60-х годах XX века был совершен мастерами Восточной Европы, Скандинавии, Японии, США. Тут уже обратили внимание на пластические свойства гобелена, а также стали применять нетрадиционные материалы. Гобелен уже вышел из своей роли предмета с утилитарным назначением, став художественным объектом. Причем он уже полностью выполнялся одним художником.

Асмик Казарян является одной из ведущих художниц армянского стенного ковра. Творческий метод, составляющий основу ее произведений, выражается в соединении армянской традиции с художественными принципами классической европейской шпалеры и реформированного Жаном Люрса гобелена.

Художественное мастерство и высокая культура исполнения отличают созданные художницей гобелены. Лучшие из них задуманы в гладком ткачестве. "Превращение узора в предмет и предмета в узор, игра всеобщими и конкретными смыслами - вот истинное поле деятельности шпалерного искусства. Шпалерная техника будто специально создана для того, чтобы способствовать этим постоянным превращениям", - написал искусствовед В.Прокофьев. И именно такому художественному принципу отдает предпочтение А. Казарян в своих работах "Арпа-Севан" (1981), "Метро" (1982), "Цахкадзор"(1983), "Деревья цветут" (1984), "Голубое золото. Водохранилище" (1986), составляющих серию "Новая жизнь", удостоенную диплома Академии художеств СССР в 1987 году.

Среди выставленных в музее работ художницы композиция "Память". "В гобелене "Память", - пишет искусствовед Марина Степанян, - нашла удачное разрешение задача единства идейного содержания и художественной формы. В ритмическом строе композиции слышны отзвуки традиционно-национальной системы организации декоративной поверхности. Ниша с огнем обрамлена орнаментом, который напоминает вполне реальную резьбу по камню. По флангам, как бы одушевляя статику каменного орнамента, неудержимо разрастаются плакучие ивы с гибкими ветвями и буйной листвой, склоняющиеся перед вечным огнем. В гобелене найдено точное и гармоничное соотношение национального и всеобщего".

В экспозиции представлены гобелены Асмик Казарян из музейного собрания Сардарапатского мемориального комплекса, охватившие период 1980-х гг. - расцвета армянского гобелена, работы из частных коллекций и две вердюры, являющиеся собственностью автора. Выставка дает представление о национальной специфике шпалеры, ее художественных и технических особенностях и призвана еще раз подтвердить, что у армянского художественного ткачества есть многообещающие перспективы, обеспеченные преемственностью поколений, а также возросшим интересом к этому виду декоративного искусства как со стороны специалистов, так и всего общества в целом.

Выставка в Музее русского искусства продлится до 15 октября, параллельно проходят мастер-классы известной художницы.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • НУЖЕН ОТДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ АРХЕОЛОГИИ,
      2017-09-20 14:32
      367

      заявил в интервью "ГА" председатель организации "ИКОМОС-Армения", директор Музея-заповедника "Эребуни" Гагик ГЮРДЖЯН Несколько лет назад президент РА Серж Саргсян на встрече с археологами предложил подготовить проект закона об археологии. Без этого закона невозможно грамотно проводить археологические раскопки, в том числе и совместно с зарубежными специалистами

    • ЗИМА БУДЕТ ХОЛОДНОЙ?
      2017-09-20 11:53
      671

      "Российские метеорологи заявляют, что зима 2017-2018 гг. будет самой суровой за последние 100 лет. Причем это касается всего земного шара! В некоторых странах уже начали подготовку к суровому климату. Например, в таких европейских государствах, как Англия, Германия", пишет российский сайт www.vtema.ru.

    • CИМВОЛ ЛЮБВИ И СПАСЕНИЯ
      2017-09-16 17:00
      2003

      Армянский народ, первым в мире принявший христианство как государственную религию, принес огромные жертвы за истинную веру. Крест для христиан является гордостью и символом могущества Бога, на котором была пролита невинная кровь Христа. Иисус, распятый на Кресте, показал свою безграничную любовь к людям, и Крест для христиан стал залогом надежды, любви и спасения.

    • НИКАКОГО ОПОЗДАНИЯ НЕ БЫЛО
      2017-09-14 12:39
      2863

      Все разговоры с диспетчером "Скорой помощи" записываются и регулярно прослушиваются при разрешении спорных вопросов или контроле качества приема вызовов. Никакого опоздания на место, где мужчина 13 сентября потерял сознание, не было. Звонок к диспетчеру поступил в 13:15. Недалеко от этого места находилась бригада врачей, и она была на месте уже в 13:23. У больного в результате сердечного приступа развился кардиогенный шок, и он потерял сознание. Хотя сегодня все бригады "Скорой помощи" оснащены кардиографом, вызвали еще и кардиореанимационную бригаду. Она тоже не опоздала и подъехала в 13:27. К сожалению, больного спасти не удалось.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Армения участвует в международной туристической выставке "Отдых 2017"
      2017-09-18 14:57
      287

      Возглавляемая исполнительным директором Фонда развития туризма Армении Ара Хзмаляном делегация сегодня отправилась в Москву, сообщает Panorama.am.

    • АРТУР ОВАННИСЯН И ЕГО КАРТИНЫ
      2017-09-11 15:52
      3408

      В Тбилиси в Национальном музее Грузии прошла выставка работ художников двух стран – ректора Академии изобразительных искусств Грузии Гии Гугушвили, его дочери Мариам Гугушвили, ректора Академии художеств Армении Арама Исабекяна и преподавателя этой академии, представителя молодого поколения армянских художников Артура Ованнисяна. Выставка вызвала интерес в кругу тбилисских ценителей изобразительного искусства, ее широко освещала грузинская пресса и другие масс-медиа страны. Недавно я побывала в мастерской Артура Ованнисяна, которого в Грузии назвали драматическим экспрессивным художником, новым интересным именем в армянской живописи. 

    • МАРИНИСТ ВСЕХ ВРЕМЕН
      2017-09-11 15:29
      2982

      В Национальной галерее Армении открывается долгожданная выставка Ованеса (Ивана) Айвазовского, посвященная 200-летию со дня его рождения. Это истинное явление в нашей культурной жизни. С феноменом тончайшего знатока моря смогут познакомиться не только ереванцы, но и гости столицы. 

    • МАЛО СПЕЦИАЛИСТОВ, МНОГО TV
      2017-09-11 13:55
      4631

      В Армении вот уже 17-й раз прошел региональный универсальный экспо-форум ..."Как будто в Армении есть приборостроение, чтобы оно еще нуждалось в нашей продукции?!" - директор действующей в Аштараке хай-тек компании BCG Production Николай БАЛАСАНЯН театрально разводит руками.