Последние новости

АДАМ ТЕРАЦУЯН ЖДЕТ НАШИХ МУЗЫКАНТОВ

Всякий раз говоря о Ростове-на-Дону и его музыке, вспоминают Кима Аведиковича Назаретова, первого профессора джаза в СССР, основоположника джазового образования в стране и руководимом им оркестре. Его имя навсегда вписано золотыми буквами в историю джаза.

Но время идет, джазовая жизнь Ростова продолжает развиваться, и одной из ключевых фигур процесса джазового развития в этом городе является замечательный музыкант Адам Терацуян. Его коллективы выступают на всех более или менее крупных музыкальных мероприятиях, о нем написано в книгах, рассказывающих об истории ростовского джаза. И с кем, как не с ним, было удобнее всего поговорить о джазовом образовании, Ростове джазовом, Ростове "армянском", да и вообще просто познакомиться с этим человеком поближе и рассказать о нем читателям.

АДАМ ТЕРАЦУЯН - КОНТРАБАСИСТ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, ОДИН ИЗ АКТИВНЫХ творческих деятелей джазовой жизни юга России. Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, заведующий джазовым отделением и руководитель биг-бэнда Ростовского колледжа искусств, доцент кафедры джазовой музыки Ростовской государственной консерватории. Участник престижных джазовых фестивалей и концертов в России и за рубежом, он создал и собственный джаз-ансамбль HI-FLY. Является арт-директором элитарного клуба "Эсквайр", в котором постоянно выступает и проводит концерты с такими известными в джазовом мире музыкантами, как Эрик Мориенталь, Джерри Бергонзи, Стенли Джордан, Игорь Бутман, Валерий Пономарев, Давид Голощекин, Николас Бирд, Дениз Перье, Сергей Манукян и многими другими. Играл в составе биг-бэнда под управлением самого маэстро Кима Назаретова. Имеет свои авторские учебные публикации. Записал и выпустил 2 альбома собственных композиций. В 1987 году он окончил Ростовскую государственную консерваторию, где и сегодня работает в должности доцента кафедры джазовой музыки. Кроме того, четыре года назад вместе со своим другом, прекрасным музыкантом Алексом Канцбергом Адам Терацуян создал новый проект - VBband (виртуальный биг-бэнд), который ведет активную концертную деятельность в южных городах России - Кисловодске, Пятигорске, Ессентуках, Сочи, Таганроге, Ростове-на-Дону.

- Конечно, невозможно говорить о джазе в Ростовской области, не упомянув имя Кима Назаретова, - рассказывает А.Терацуян. - Я был его учеником, потом стал коллегой, он очень хорошо ко мне относился, общение и сотрудничество с таким человеком, несомненно, оказывали положительное влияние на всех, кто был рядом. Он активно продвигал развитие джазовой музыки, являлся великолепным профессионалом и вместе с тем оставался обычным, доступным в общении, коммуникабельным человеком. Сейчас нам необходимо развивать джазовое образование, воплощать имеющиеся идеи и планы. После долгого перерыва в Ростове возродился конкурс молодых джазовых исполнителей, основанный Назаретовым в 1990 году. Совместно с Музыкальным обществом и при поддержке известного музыканта Игоря Бутмана, который возглавил жюри этого конкурса, в ноябре 2011 года мы провели VII, а в этом году планируем VIII Международный конкурс молодых джазовых исполнителей. Как художественный руководитель конкурса, убежден, что это очень важно для дальнейшего развития музыкальной культуры, ведь здесь объединяются все структуры джазового образования (возраст участников 15-30 лет) как в Ростове, России, так и за рубежом. Конкурс открывает новые имена, дает возможность вывести общий критерий развития джазового музыканта. В современном музыкальном мире без серьезной практической и, главное, теоретической подготовки играть настоящую музыку невозможно. Искусство джаза ушло далеко вперед и на самодеятельной основе, как это было 40-50 лет назад, уже далеко не уедешь.

- ПОПУЛЯРЕН ЛИ ДЖАЗ В РОСТОВЕ? ТРУДНЫЙ ВОПРОС, - ПРОДОЛЖАЕТ ТЕРАЦУЯН. - Если посмотреть на статьи в прессе, отношение большинства людей в городе к этому виду искусства - вроде все нормально. Да, проводятся джазовые фестивали, есть прекрасный клуб "Эсквайр", владельцем которого является Андраник Григорян и художественной частью которого я заведую, приезжают известные музыканты как из России, так и из-за рубежа. Есть несколько клубов, которые, правда, назвать профильно джазовыми нельзя, но в которых джаз звучит достаточно часто. В учебных заведениях на джазовых отделениях достаточно много студентов, желающих играть эту прекрасную музыку.

Но есть ли по-настоящему любовь к джазу у жителей Ростова, утверждать не могу. Джаз у нас звучит в роскошных ресторанах, музыкантов приглашают на различные презентации, корпоративные вечера. У нас даже биг-бэнды выступают в подобных мероприятиях. Кстати, в Ростове постоянно функционируют 3 больших профессиональных оркестра, есть и полупрофессиональные, студенческие... Наверное, эту традицию любви к оркестрам привил Ким Аведикович, которого называли "рыцарем биг-бэнда". Хотя, наверное, следует все же говорить не о популярности, а о моде на джаз. Сейчас стало престижным, рассказывая о проведенном вечере, упомянуть о том, что "кроме всего прочего, там играл прекрасный джазовый состав". Но все же вести речь надо об образовании.

В Ростове 4 уровня джазового образования - школа, училище, консерватория, аспирантура. Это уникально само по себе. Думаю, не многие города в мире могут этим похвастаться. И главное, многие выпускники являются востребованными на профессиональной сцене. В качестве примера джазовой жизни нашего города могу привести мой клуб. Он не чисто джазовый, там звучит разная музыка, но она всегда обязательно качественная. Правда, я не рискую играть там, скажем, современную экспериментальную музыку каждый день, это могут быть специальные концерты раз в месяц, куда приходит подготовленная публика. Конечно, приходится выбирать золотую середину, подбирать такой репертуар, чтобы было интересно играть музыкантам и приятно слушать публике. Творческая свобода у музыкантов реализуется во время фестивалей и больших концертов.

Руководители города и области достаточно хорошо относятся к джазовым музыкантам и поддерживают джазовые мероприятия. Ежегодный фестиваль, посвященный Дню города, проходит именно при поддержке мэрии Ростова. Конкурс молодых джазовых исполнителей поддерживает наше министерство. Конечно, в любом случае нам приходится искать частных спонсоров. Не скажу, что это очень легко, но мы работаем в этом направлении в том числе. С удовлетворением хочу отметить, что, когда в ноябре этого года мы будем проводить очередной конкурс, кажется, у нас будут и участники из Армении. Буду очень рад этому. Словом, подытожу: публика повернулась лицом к джазу, и наша задача - сделать все для дальнейшей популяризации этого жанра музыки среди слушателей.

Я РОДИЛСЯ В РОСТОВЕ. МОИ КОРНИ ПО ОТЦОВСКОЙ ЛИНИИ ПРОИСХОДЯТ ИЗ АНИ, здесь они поселились в XVII веке, когда приехали в Нахичевань, в одну из пяти деревень, расположенных вокруг города. По материнской линии родовые корни уходят в Армавир. Родители мои не музыканты, но мама всегда тяготела к музыке, родной дядя тоже был очень музыкальным, хорошо пел. Что-то, видно, перешло и ко мне... Кстати, музыкой я начинал заниматься на баяне в семь лет, а на контрабасе начал играть только в 25. Меня приглашают на разные мероприятия, организуемые армянской общиной, и я, конечно, слежу за событиями в Армении и горжусь тем, что я армянин. К сожалению, никогда в Армении не бывал, до 30 лет попросту немного стеснялся ехать на свою историческую родину, не зная армянского языка. В возрасте 30 лет у меня появилась потребность выучить армянский разговорный язык, немного читаю, пишу. Пытался экспериментировать с армянским музыкальным фольклором, но понял, что если разговорный язык при желании выучить можно, то язык народной музыки так сразу нереально выучить. Для этого, думаю, надо родиться в Армении. Хотя очень люблю армянскую музыку. Вполне естественно, что стиль жизни, мышление, взгляды на жизнь у меня, конечно, российские. Я интернационалист, сужу о людях в первую очередь по профессиональным качествам, и мои предпочтения в общении с человеком в реальной жизни зависят от его личных и профессиональных качеств, а не национальных корней.

Очень жду на VIII Международном конкурсе молодых джазовых исполнителей из Армении и, конечно, сам хочу приехать в Ереван, поиграть и познакомиться с историей и культурой Армении ближе. Надеюсь, что когда-нибудь удастся осуществить эти планы.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ТРИ СЕКУНДЫ ЖИЗНИ В ДВИЖЕНИИ ВВЕРХ
      2018-07-25 15:05
      4663

      На днях по одному из кабельных каналов в очередной раз показали российскую картину "Движение вверх", про легендарную сборную СССР по баскетболу, выигравшую знаменитый финал Олимпийских игр в Мюнхене в 1972 году. Тогда судьбу чемпионата решили последние спорные три секунды и окончательное решение судьи. В фильме много героев, различных коллизий, деталей тех событий (иногда не соответствующих реальности), и смотрится он с интересом. Посмотрел его в очередной раз и я, и возник вопрос: а почему нет ни слова о судье, принявшем историческое решение? И вообще как-то несправедливо - об игроках, тренерах все знают, а вот о судьях до сих пор практически ничего никогда не говорят и не пишут.

    • СЛАДКИЙ ФЕСТИВАЛЬ В ЛОФТЕ
      2018-07-18 16:21
      742

      Покажите мне человека, который не любил бы шоколад. Ведь он не только вкусен, но и полезен, является одним из стимуляторов выработки так называемого гормона счастья.

    • ЗАЙДЕКО ВПЕРВЫЕ ЗВУЧИТ НА КАСКАДЕ
      2018-07-16 16:18
      2958

      Век живи - век учись! Именно эта мысль пришла в голову, а может быть, и сотням людей, пришедших в тот вечер в парк Центра "Гафесчян" в Ереване, где выступал американский аккордеонист, композитор и певец Дуэйн Дупси со своей группой The Zydeco Hellraisers. Музыканты приехали в Ереван по приглашению Посольства США в Армении и дали большой концерт в честь Дня независимости Америки.

    • НАША МУЗЫКА НУЖДАЕТСЯ В ЗАЩИТЕ
      2018-07-09 16:49
      1927

      Заслуженная артистка Армении. Профессор Госконсерватории. Победительница многих международных конкурсов. Основательница и лидер нескольких  вокальных коллективов. Талантливая певица и замечательный, очень теплый и всегда улыбающийся человек, Анна МАИЛЯН постоянно чем-то занята. Закончив один проект, сразу берется за другой, будь то работа с начинающим вокалистом или запись нового альбома с армянской камерной или фольклорной музыкой. В момент нашей встречи она была занята подготовкой презентации книги-сборника песен известного персидского композитора-песенника армянского происхождения Варужана Партева.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НАДО ПРОСТО ЛЮБИТЬ СВОЕ ДЕЛО
      2018-07-06 14:41
      2373

      Мировая сцена знает множество различных вариантов восхождения на олимп. Но главных - два. Или артист в один вечер становится звездой, или медленно, но верно движется к цели. Кто-то рвется вперед изо всех сил, а кто-то идет медленной и уверенной поступью. За такими артистами интересно следить, потихоньку радоваться успеху и надеяться, что у них все получится.

    • ДЖАЗ НА КАВКАЗЕ ЕСТЬ!
      2018-06-15 15:29
      1169

      То, что в дороге с друзьями всегда веселее, не подлежит сомнению. То, что музыка в дальней дороге помогает коротать время, тоже бесспорно. Ну а если ты едешь в Тбилиси на джаз-фестиваль с джазовыми музыкантами, то тебе грех жаловаться на дальнюю дорогу. Музыкантские байки, курьезные истории из жизни джазменов и, конечно, много музыки не дают скучать.

    • "ДЖАЗ-КАВКАЗ" В ДЕВЯТЫЙ РАЗ!
      2018-06-11 15:20
      1026

      Вот уже девятый раз подряд состоялся в Тбилиси ежегодный музыкальный фестиваль Kavkaz Jazz. Его инициатор и основатель - тбилисский арт-менеджер Елена Мечитова говорит, что главная цель форума – развитие и популяризация джаза на Южном Кавказе как консолидирующего средства культурного диалога между народами региона. Чтобы новое поколение молодежи получило возможность наладить дружеские отношения с той точки, на которой остановилось поколение их отцов.

    • ДЖАЗ ПОД ДОЖДЕМ
      2018-05-30 15:28
      1636

      Говорят, зритель голосует рублем. А еще ногами. Так, если бы было можно пересчитать количество ног, стоявших и пританцовывавших в лужах в тот вечер на ереванском Каскаде, то можно было смело сделать вывод, что интерес к джазовой музыке у нас растет от концерта к концерту.