Последние новости

ПАРИЖ, ВЕСНА 2012 ГОДА: ВЫЗОВ ЭКЗАЛЬТАЦИИ

Не секрет, что не только исторические события, но и мысли, в том числе мысли художников, по прошествии времени оказываются осмысленными заново. Апрель 2012 года, канун президентских выборов во Франции. Грандиозная выставка Эдгара Дега в музее д'Орсе. Несколько десятков - быть может, более сотни - картин, изображающих обнаженную натуру.

"Дега родился 19 июля 1834 года в Париже, в обеспеченной аристократической семье Огюста де Га и Селестины Мюссон. Он был старшим из пятерых детей. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьезнейшим ударом. Позже, в молодости, под влиянием новых социальных идей Эдгар изменил свою фамилию - с де Га на менее "аристократическую" Дега." Думается, этого достаточно, чтобы ощутить эпоху и личность. А если недостаточно, остальное можно прочитать в Википедии, откуда черпает свои знания наша сегодняшняя интеллектуальная элита.

Картины Э. Дега можно увидеть в самых разных музеях Европы и Северной Америки: лишь такая волна, такой океан обнаженной натуры может не только произвести впечатление, но и выразить идею-вызов, как у большинства импрессионистов, понимавших, что подлинная народность в искусстве - это "афиша". И что именно метафизика "афиши" способна бросить истинный вызов обществу и всему тому, что находится в некой более обширной зоне - вне общества. Мне давно кажется, что менеджеры парижских галерей прекрасно понимают - что, как и в какой момент подавать публике. Причем реализуется это настолько умело, что не оставляет сомнений: все сделано буквально по настроению, вне каких-либо концепций и социального замысла. Такие выставки обычно посещают не туристы, а глубоко мыслящая публика, исключая случайность присутствия, но подчеркивая случайность "нового" восприятия.

Ну хорошо, Эдгар Дега. Но при чем тут президентские выборы и персоны претендентов на соответствующий пост в государстве?

Ничто в нынешней Франции не может быть столь востребованным, сколь искусство радикального вызова - но не выхолощенной революционной фантасмагории, а образцов даже где-то рафинированного импрессионизма. И вообще весь этот пир обнаженной натуры, включая "сериал" балерин, подталкивает к сомнению относительно того, являлся ли Э. Дега подлинным импрессионистом. Может быть, его "сериалы" легитимной и лояльной "порнографии" являются не чем иным, как "манифестом дегаизма", бросившего вызов искусству и обществу не только XIX, но и XXI века?

Вероятно, вовсе не случайно авторы, пишущие на тему Дега, всегда как-то нарочито подчеркивают буржуазное происхождение художника и отсутствие у него банального, вернее, ложного демократизма, которым "грешили" французские импрессионисты и модернисты. Быть может, это покажется невероятной глупостью и поверхностной чушью, но Эдгар Дега мне представляется Ги де Мопассаном в живописи. Я не знаю, как эти два гения относились друг к другу, но, скорее всего, они дополняли один другого в своем нереволюционном вызове, или, говоря иначе, "консервативном вызове буржуазности". ("Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к "Заведению Телье" Мопассана…") Возможно, германские писатели и художники продемонстрировали это более отчетливо, но разве можно сравнить масштаб германского "интеллектуально-художественного вызова" с французским, до сих пор не дающим Европе покоя?

Картины Э. Дега можно увидеть в самых разных музеях Европы и Северной Америки.Франция не просто оказалась на распутье. Франция поняла, что вновь встала перед необходимостью возглавить Европу, потому что больше некому. После множества всевозможных "сожалений" и "вздыханий" по поводу гибели европейского искусства и постшпенглеровского манифеста о закате Европы, в условиях, когда величайшие галереи называют "кладбищем", возникли задачи, которые нужно, которые приходится решать. За последние десятилетия Франция получила достаточно много "новой идейной крови", которая призвана спасти не только саму Францию, но и всю Европу. В нынешнем кошмаре псевдолиберализма выяснилось, что старый добрый декаданс оказался весьма позитивным – конечно, в сравнительном контексте, если иметь в виду, что кульминацией упадка оказались не Эмиль Дюркгейм и его последователи-экзистенциалисты, а не кто иной, как Андре Глюксман со всем его маразмом и архаичностью, несмотря на претензии на ревизию постмодерна. Естественно, мы имеем в виду не самого Андре Глюксмана, а тех, кто не в состоянии даже сформулировать подобные претензии.

Интерес к нынешней Франции вызван вовсе не наличием какой-то новой волны или эшелона мыслителей, а тем, что французы во французской культуре, в особенности в литературе и живописи, пытаются найти ответы на нынешние вызовы. Актуальные французские политики все еще опасаются достаточно четко сформулировать политические приоритеты и продолжают поиск в проигранном. Однако, если конкретизировать этот драматический момент, французские социалисты проявили смелость и готовность взять на себя такую неблагодарную задачу, как принять в форме практической политики популистские требования различных социальных групп французского общества. Уже сейчас французы поняли, что так или иначе им придется жертвовать материальным благополучием ради безопасности и отстаивания принципов французской культуры.

Такая простая мысль - и оказалась столь сложной для столь политически грамотного народа, как французы. Конечно же, Франция сожалеет по поводу Н.Саркози, потому что проиграла не то что меньшая часть нации, а вся нация. Ф.Олланду во многом придется, исправляя ошибки предшественника (а их немало), все-таки догонять и копировать то, что делал Саркози. Франция предприняла конкретные политические шаги по реализации парадокса - с точки зрения традиционного мышления эпохи Ш. де Голля - "формирование многовекторной внешней политики по достижению национальной независимости". Произошел перебор партнеров и приоритетов, в том числе в Европейском Союзе и НАТО, а также в регионах, и, бросив вызов традиционным партнерам и укрепив отношения с традиционными оппонентами, Франция нисколько не проиграла, а только приобрела новые предпочтительные позиции.

В действительности Николя Саркози вовсе не отвергнут, и это стало понятно уже сейчас, через полгода после выборов. Сейчас его курс рассматривается как первый этап укрепления во Франции политики и идеологии правого консерватизма, причем не только в экономике, но и в сфере внешней политики. При Саркози многим французским право-консервативным деятелям стало понятно, что им придется либо поддержать президента, либо самим уйти с политической арены. Так или иначе, США, Великобритания и Германия, а также Россия пришли к выводу, что им придется считаться с той Европой, которая оказалась под обаянием французского правого консерватизма. Об этом стали серьезно задумываться и в государствах соседних с Европой регионов.

Возможно, временное устранение Н.Саркози стало результатом "заговора" тех сил, которые опасаются усиления Европы и Европейской идеи. Принимали ли участие в этом заговоре те же деньги, которыми подпитывается "Аль-Каида", и все прочее? У Европы был шанс, он пока утрачен, но не совсем, шанс все еще остается реальным. И это поняли прежде всего сами французы, которые, несомненно, ожидают "второго пришествия" Н.Саркози.

А что же все-таки с Эдгаром Дега? Насколько "сериал" обнаженной натуры и его хрупкие, беззащитные балерины способны предотвратить "закат Европы"? Это не совсем так. Балерины этого художника вовсе не призваны спасти Европу, они сами - "валькирии", в которых сконцентрировалась идея "заката". Но в свое время Дега раз и навсегда похоронил идею порнографической и эротической культуры, выдвинув одухотворенность того, на чем уже много десятилетий спекулируют интеллектуалы, - упадка, поражения, капитуляции, деградации и полного духовного банкротства. Эдгар Дега раздел и продемонстрировал запредельную экзальтацию, доказав, что нет ничего ограниченного и постыдного в буржуазной морали, если сама правая идея способна отрицать себя, а не хвататься за жалкие крохи проигранной идеи псевдо-либерализма.

Выскажу довольно странную мысль. Я всегда сожалел, что Мартин Хайдеггер не был французом, но что есть - то есть. Возможно, данное обстоятельство и привело Шарля де Голля к мысли об историческом альянсе с Германией, которую подняли из руин не социалисты и либералы, а христианские демократы. Э. Дега, как и Г. Мопассан, предложил изнанку морали, которая не только гибнет, но и способна позволить осознать пути спасения, пути наступления.

Таким образом, хрупкая "Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица" есть не что иное, как вызов всему тому, что унизило ее и европейскую культуру, привело к катастрофе, но сохранило потенциал для реанимации нового "натиска" правой идеологии, отрицающей буржуазность. Сейчас самое время продемонстрировать, что "правая идея" не только не означает буржуазности, но и отрицает ее.

Э. Дега умер в преклонном возрасте, давно перестав писать, в самый разгар Первой мировой войны. Быть может, это подчеркивает завершенность его предназначения: он умер, когда ушла окончательно его эпоха, эпоха одновременно упадка и героизма в искусстве.

Ереван – Париж – Ереван, апрель-октябрь 2012

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ТУРЦИЯ И ВОЙНА НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ
      2013-07-23 00:00
      829

      По оценкам ведущих экспертов разных государств Запада, России и Ближнего Востока, доктрина неоосманизма провалена на всех направлениях и привела Турцию к достаточно ощутимой региональной изоляции. Политика западного сообщества с самого начала возникновения нынешних противоречий с Турцией была направлена на ее блокирование и исключение из турецкой политики каких-либо экспансионистских намерений. Тема Турции на Западе остается весьма деликатной, так как Турция член НАТО и довольно тесно связана с США и Европейским Союзом. Вместе с тем если 5 или 7 лет назад политики и эксперты в США и Европе совершенно не воспринимали утверждений о кризисности в отношениях с Турцией, то сейчас данная тема стала более чем обсуждаемой.

    • СИРИЯ – ИГРА НА ОПЕРЕЖЕНИЕ
      2013-07-16 00:00
      1151

      После обретения независимости и по сей день Сирия рассматривается как арена соперничества крупных мировых и региональных держав. Несмотря на видимую солидарность разных заинтересованных государств, противоречия очевидны, и именно это обстоятельство выступает одним из важных факторов способности Сирии сопротивляться внешним и внутренним угрозам. Следует отметить, что Башар Асад и его команда сумели правильно проанализировать данную ситуацию еще в середине 2011 года.ХАРАКТЕРНО, ЧТО ДАЖЕ В ЗАПАДНОМ СООБЩЕСТВЕ ИМЕЮТСЯ ВЕСЬМА серьезные противоречия по поводу событий в Сирии. Совершенно очевидно, что ни одно европейское государство не приобрело и не может приобрести в этом контексте никаких реальных позиций и тем более преимуществ. Прежде всего проиграла Франция, лишившаяся традиционной зоны влияния – Сирии и Ливана, и она вряд ли сумеет вернуть свои позиции в будущем. Конечно, если бы у власти во Франции в этот период находился Николя Саркози или политик аналогичного характера, ничего подобного не произошло. Франция была маргинализирована даже в результате переговоров США и России, что, конечно же, значительный провал во французской стратегии.

    • ШУМА СТОЛЬКО, СКОЛЬКО "НУЖНО"?
      2013-06-06 00:00
      735

      Армения, находящаяся в сложном геополитическом положении, пытается избежать международной изоляции и заручиться большей поддержкой западного сообщества при условии, что наши противники - Турция и Азербайджан, несомненно, располагают на Западе преимущественными позициями.

    • "СТАРЫЙ ВИТЕБСК" В ЛЮКСЕМБУРГСКОМ САДУ
      2013-05-30 00:00
      596

      Май в Париже здорово подвел: неприятная холодина и сырость, ни одного солнечного дня. Франция находится в процессе серьезного переосмысления своего недавнего выбора: сказать, что человек, находящийся на посту президента республики крайне непопулярен, значит ничего не сказать. Многие яростные и традиционные сторонники Социалистической партии достаточно эмоционально "признают" политику президента провальной (не входя в подробности и детали), но при этом никогда не признают ошибочным свой выбор, и это, конечно, очень по-французски.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ГРУЗИЯ. ВЫБОРЫ. ЗАМОК И МОЛЧУНЫ
      2018-11-09 16:47
      1456

      Грузию лихорадит. Градус добавило обращение лидера партии власти "Грузинская мечта – демократическая Грузия" Бидзины Иванишвили к "обиженным" и "старой гвардии". И это при том, что число обиженных в стране зашкаливает за добрую половину, а "старая гвардия" - это те, кто в 2012 г. тусовался в штабе "Грузинской мечты" в надежде на теплые места при новой власти и остался с носом. Телеобращение оставило гнетущее впечатление и больше походило на крик отчаяния перед страхом поражения во втором туре.

    • В Грузии пройдет второй этап президентских выборов
      2018-10-29 11:24
      125

      В Грузии состоится второй этап президентских выборов, потому что ни один из кандидатов не набрал необходимые для победы 50 процентов голосов. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ЦИК Грузии по результатам обработки 98,25 процентов данных с участков.

    • ВЫБОРЫ НА ФОНЕ ЧП: ПИРРОВА ПОБЕДА ЭРДОГАНА
      2018-06-27 14:37
      1432

      Прошедшие в Турции досрочные президентские и парламентские выборы завершились пирровой победой стремящегося к неограниченной власти Эрдогана.

    • Глава МИД Турции назвал проходящие выборы самыми критическими в истории страны
      2018-06-24 18:33
      342

                 Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу назвал проходящие в воскресенье досрочные президентские и парламентские выборы самыми критическими в истории страны. Об этом заявил  глава МИД заявил на избирательном участке в Анталье, передает ТАСС со ссылкой на Anadolu Ajansı.