Последние новости

ПОВЫСИМ НАДОИ ТОЩЕЙ КОРОВЫ?!

Недавно к руководителям чуть ли не всех очагов культуры, находящихся в государственном ведении, пришла из Министерства культуры бумага, почти во всех случаях достаточно забавная по форме и почти одинаково угрожающая по содержанию. Реакцию она вызвала так же одинаковую – недоуменно-возмущенную.

Документ сей ссылается на поручение премьер-министра от 18 июня и приказ министра культуры от 27 июня "Об обеспечении мер для экономического роста в сфере культуры". Суть его в следующем: "Представленные вами планы объемов культурных услуг не соответствуют исполнению обязательств по объемам годовых доходов, установленных договором о предоставлении вашей организации субсидии на 2012 год, что неприемлемо. На повышение качества и увеличение объемов предоставляемых населению услуг необходимо направить все ресурсы, одновременно применяя современные методы популяризации этих услуг".

"КОГДА ДЕРЕВЬЯ НАЗЫВАЮТ ЗЕЛЕНЫМИ НАСАЖДЕНИЯМИ, ОНИ СОХНУТ ОТ СКУКИ…" Когда художника называют работником культурного сервиса или обслугой, происходит то же самое. Но не в этом суть. Если отставить в сторону чиновничий жаргон, смысл вышеозначенной эпистолы сводится к тому, что артистам ставят в обязанность срочным образом зарабатывать деньги, поведение же тех, кто не кинется выполнять кинутый клич, будет рассматриваться как неподчинение государственному приказу, со всеми вытекающими последствиями. Цифры в документе не указаны, но изустно культурным очагам настоятельно рекомендуется "повысить успеваемость" сразу на 40%.

"Я думаю, государству надо как-то определиться, для чего оно держит театры. Судя по тому, что оно их все-таки субсидирует, получается, оно считает, что театры играют какую-то роль. То, что на продажу билетов театры существовать не могут, – это аксиома. Они этого не могут не только в Армении, но и ни в какой другой стране. В разных странах своя система – в Америке четко разработанная система спонсорства, обусловленная налоговой системой, делающей покровительство искусству делом выгодным, во Франции очень велик процент государственного вклада и так далее. А доход от билетов нигде не превышает 15-20%. Существуют параметры оценки работы театров – количество зрителей, количество спектаклей и, конечно, их качество. Но и эта достаточно размытая категория вычленяется через участие в фестивалях, получение отечественных и международных наград, мнение профессиональной критики и прочее. Нигде и ни в какие времена доходы от спектакля в эти категории не входили. Но в последнее время в связи с тезисом "кто чем может должен пополнять бюджет" на первое место вышла финансовая статья доходов театров", - говорит директор Кукольного театра Рубен БАБАЯН. Он также получил знаменитую бумагу несмотря на то, что и в художественном, и в финансовом плане руководимый им культурный объект планы выполняет и даже перевыполняет.

СТЕПАН ДАВТЯН, ДИРЕКТОР ЕЩЕ ОДНОГО ТЕАТРА, НАЦИОНАЛЬНОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ИМ. СУНДУКЯНА, который так же выполняет и перевыполняет все государственные планы, считает: "Каковы для театра пути повышения доходов? Первое – повышение цен на билеты. Но с учетом покупательской способности нашего населения это просто самоубийство – мы потеряем и того зрителя, что не утратил привычки ходить в театр. Второй путь – увеличить коэффициент посещаемости. Но я сейчас произведу подсчет и докажу: для того чтобы обеспечить ту наполняемость, которую от нас требуют, платежеспособное население - а это около 600 тысяч человек - должно договориться между собой - и в очередь, через день ходить в театры, на концерты и в выставочные залы. Что, как вы понимаете, абсолютно нереально".

Есть, правда, и третий путь – сдача залов в аренду, которую со знаком минус ставят на вид руководителям театров артисты и на которой настаивает государство.

"Я бы назвал этот путь нетрадиционной ориентацией, - говорит Рубен Бабаян, - аренды, предоставление различных услуг вплоть до организации похорон… Это, возможно, финансово оправданно, но в плане влияния на исконную деятельность театра абсолютно губительно. Хирург может держать ларек и зарабатывать. Но сфера здравоохранения, как и очаг искусства, должна оцениваться не по той прибыли, которую она дает. Здравоохранение оценивают по количеству вылеченных людей и профилактике заболеваний, по здоровью нации. Если государство субсидирует область, значит, оно осознает значение этой области, заинтересовано в ее развитии и вообще в создании цивилизованной структуры своего общества. Не только мы, но и многие работники Минкульта понимают, что это абсурдное требование – завышение показателей доходов от некоммерческих организаций. Думаю, финансово успешная антреприза приводит некоторых наших чиновников к неверным выводам – вот, пожалуйста, люди работают и зарабатывают! Люди работают на чужих площадках и обеспечивают доход исключительно своего творческого состава. Если бы они попытались этими же доходами обеспечить работу огромного механизма под названием "театр", где нужно менять лампочки и покупать веники, то у них билеты стоили бы не 5, а 50 тысяч драмов. Плюс - пусть назовут один антрепризный спектакль, который поехал не на гастроли в Спюрк, а на международный фестиваль представлять национальное искусство. Чиновники видят окончательный результат, не вникая, а ведь спектакль – это только верхушка айсберга".

СЛОВОМ, ВСПОЛОШИЛИСЬ ВСЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ. Председатель СТД собирается в ближайшие дни собрать правление, которое в письменной форме представит свою позицию по данному вопросу. Впрочем, хороша ложка к обеду… С другой стороны, артистов трудно обвинять. Никто, прежде чем кликнуть клич о повышении надоев, не поинтересовался состоянием здоровья коров и удойностью. Мнение доярок также не учли. Впрочем, как всегда. Да и работающих и неработающих сгоряча, в претенциозном угаре, уравняли в правах.

Впрочем, как и у каждой медали, и у этой есть своя оборотная сторона. Доля театров в субсидировании культуры самая большая, деньги на их содержание выделяются огромные. 24 театра взыскуют государственной поддержки, а между тем можно назвать не один очаг Мельпомены, вклад которого в отечественную культуру никак не влияет на наше представление о ней. Более того, порой влияет вплоть до скрежета зубовного. Государство и радо бы освободиться от выводка захребетников, но… Люди искусства все еще пользуются в обществе уважением. И если между собой они вполне могут возмущаться коллегами, требующими места под государственной эгидой, то стоит этому самому государству снять кого-то с субсидии… О-о-о! Сразу поднимется вселенский плач об убиенной культуре с поминанием Талаата-паши и Сталина. Оно государству нужно?

Хотя в наших реалиях, когда государство объявило себя монополистом финансирования культуры, любое отпущение театра на вольные хлеба является убийственным.

Так что же делать, чтобы и немаленькие государственные деньги не исчезали в потоках художественно сомнительной Леты, в которой уравнены талант и бездарность, изыск и вкусовщина, мастер и любитель, и артисты не чувствовали себя невинно оскорбленными жертвами?

"НУЖНЫ НЕ ТАКИЕ АБСУРДНЫЕ ДИРЕКТИВЫ, НО БОЛЬШАЯ И СЕРЬЕЗНАЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА, - считает Рубен Бабаян. - Государство должно разработать систему, при которой театр может содержать себя сам. Речь идет о законах о спонсорстве, об иной налоговой системе. После того как государство выполнит эту свою самую важную обязанность – создаст условия, при которых у театра есть шанс выжить, - возможно, я первым крикну: "Дайте мне свободу, мне не нужна ваша субсидия, я смогу работать сам!" Но, поскольку у нас практически перекрыты все каналы поступления из негосударственных структур, любое такое решение приводит к смерти театра. Конечно, армянское государство не должно содержать такое количество театров, но в то же время оно должно создать такие условия, чтобы менеджеры наши, которые получают довольно приличное образование и возможность стажировок за рубежом, возвращаясь, не говорили: в этих условиях ничего сделать нельзя! Нас призывают популяризировать, рекламировать свою деятельность. Не знаю, в чем выиграла ограда Оперного театра от того, что с нее сняли афиши и обезличили. Вот сейчас восстановили афишные тумбы, но условия, которые предлагают хозяева этих тумб, приемлемы разве что для антрепризы. Пока ресторан, театр и концертный зал у нас находятся в одном налоговом поле, пока реклама кока-колы, спектакля и концерта ничем друг от друга не отличаются, у нас будет эта ситуация. И никакие приказы тут не помогут".

Обоюдное возмущение – это кризис. А может, и неплохо, что кризис? Может, хотя бы стремление беречь собственные деньги заставит государство на двадцать второй год своего существования сдвинуться с места и хоть что-то изменить в культурном законодательстве?

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ՎՈՒԴՐՈ ՎԻԼՍՈՆԸ, ՈՐ ՀՈՒՅՍ ԳԾԱԳՐԵՑ
      2019-02-23 14:47
      3

      «Դուք այստեղ եք ոչ թե պարզապես նրա համար, որ կյանք ապրեք։ Դուք այստեղ եք նրա համար, որպեսզի կյանքը լցնեք առատությամբ, հեռանկարի տեսլականով, հույսի և սխրագործությունների ոգով։ Դուք այստեղ եք նրա համար, որպեսզի հարստացնեք աշխարհը։ Եվ դուք կողոպտում եք ինքներդ ձեզ, եթե քամահրում եք դա»,-ասել է ինչ-որ ժամանակ ԱՄՆ-ի 28-րդ նախագահ, խաղաղության Նոբելյան մրցանակի դափնեկիր, Ազգերի լիգայի և ՄԱԿ-ի ստեղծման նախակարապետ Թոմաս Վուդրո Վիլսոնը։ Իսկ բացի այդ, տեսանելի անցյալում նա միակն էր համաշխարհային քաղաքական գործիչներից, որն ընդհուպ մոտեցավ հայ ժողովրդի երազանքին՝ ստեղծելու միացյալ երկիր հարյուրամյակներ շարունակ բաժան-բաժան լինելուց հետո։ Եվ «Միջազգային հեռուստատեսություն» ընկերության ստեղծած փաստագրական ֆիլմը հենց այդպես էլ վերնագրված է. «Վուդրո Վիլսոնի Հայաստանը. XX դարի չիրականացած երազանք»։

    • РОЖДЕНИЕ КАК РОЖДЕСТВО
      2019-02-21 14:00
      1126

      Случилось в нашей сегодняшней культурной жизни Событие, которое заслуживает заглавной буквы. Оно останется во времени, ибо призвано работать на перспективу, на будущее. По инициативе директора театра Вардана Мкртчяна, художественного руководителя Армена Элбакяна и при меценатской поддержке Converse Bank в Национальном академическом театре им. Г. Сундукяна открылась Малая сцена!

    • ПОСТАВИТЬ ПЬЕСУ И НЕ УГОДИТЬ В ТЮРЬМУ
      2019-02-20 11:24
      2677

      Как и было объявлено, с начала нынешнего года государственные культурные учреждения перевели свое финансовое хозяйство из банков в Казначейство РА. Несмотря на многочисленные обещания, что жить в таком режиме станет не только веселее, но и лучше, январь закончился задержкой выплаты зарплат на полмесяца.

    • НЕТ КУЛЬТУРНОМУ СОЦИАЛИЗМУ!
      2019-02-16 14:01
      3077

                7 февраля большинством голосов членов коллектива Института искусств НАН РА в кандидаты на должность директора института была избрана доктор искусствоведения, профессор Анна Асатрян. Единственно резонансным вкладом в научную мысль теперь уже директора института, а тогда еще и члена Совета старейшин мэрии стала опубликованная два года назад статья-исследование о беспрецедентном вкладе в культуру и науку бывшего мэра Еревана Тарона Маргаряна.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • UCOM: С УПОРОМ НА КАЧЕСТВО
      2018-12-24 15:57
      7319

      Телекоммуникационный рынок Армении, как, впрочем, и всего мира, последние несколько лет стоит перед серьезным вызовом: доходы от предоставления голосовых услуг постоянно падают. О том, как выходит из такой ситуации один из трех армянских операторов связи - Ucom, а также о том, как идет развитие компании и почему нынешняя ставка интерконнекта сдерживает развитие мобильных услуг Армении, рассказывает в интервью "ГА" генеральный директор Ucom Айк ЕСАЯН.

    • НОВОГОДНЯЯ СДЕЛКА
      2018-12-19 12:20
      6304

      На прошлой неделе Комиссия по регулированию общественных услуг (КРОУ) Армении дала добро на приобретение сотовым оператором ВиваСелл-МТС компании GNC-Alfa, выступающей под брендом "Ростелеком" в Армении и предоставляющей услуги широкополосного интернета, IP-телевидения и фиксированной телефонии. Ожидается, что сделка будет закрыта до конца этого года и в ведение покупателя перейдут все 100% акций GNC-Alfa.

    • "ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА КРЕСЛО ХУДРУКА НЕ СОБИРАЮСЬ"
      2018-11-14 16:40
      3256

      Запахом кулис он дышал с детства - по семейной традиции. В 15 лет, до срока окончив школу, мечтал поступать в ГИТИС и брал первые уроки мастерства у Александра Григоряна. В ГИТИСе мальчику велели подрасти, он вернулся в Ереван и поступил в Художественно-театральный институт, в мастерскую Ерванда Казанчяна. Уже на третьем курсе сделал свой большой спектакль по Мольеру в ереванском ТЮЗе. Потом еще - уже в Русском театре им. Станиславского. Но желание ехать в Москву как в театральную Мекку не отпускало, более того - реализовалось.

    • КАРЕНА НЕРСИСЯНА - В РУССКИЙ ТЕАТР, МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ - В ЦИРК
      2018-10-17 16:03
      2457

      На грянувшей, как гром среди ясного неба, пресс-конференции директор Ереванского государственного русского драматического театра им. Станиславского заслуженный артист РА Фред Давтян объявил о внезапном и исключительно своем собственном решении: назначить на пост художественного руководителя театра Карена Нерсисяна, одного из двух соискателей, вышедших на финишную прямую.