Последние новости

ФЛЕЙТА, ИЕРОГЛИФЫ И ДУДУК

В последнее время, посещая концерты, я обращаю внимание не только на музыкантов, но и на зрителей - интересно следить за их реакцией на звучащую со сцены музыку. Обычно она бывает разной. Но на этот раз реакция всех слушателей была абсолютно одинаковой - умиротворенные, погруженные в себя, отвлеченные от происходящих вокруг них событий, люди внимали оригинальным и таинственным, доселе неслыханным звукам незнакомого инструмента. Дело в том, что в тот день звучала музыка, исполняемая на древнейшем японском инструменте, - кинко-рю шакахачи (другая версия звучания названия инструмента - сякухати).

Эта разновидность продольной флейты, изготовленной из толстого стебля бамбука, пришла в Японию из Китая в VII-VIII вв. н.э. На сегодняшний день существует около двадцати разновидностей кинко-рю шакахачи. Стандартная длина флейты - 1,8 сяку (примерно 54 см). Это и определило японское название инструмента, так как "сяку" по-японски - единица длины, а "хати" - "восемь"... Изначально флейта использовалась мастерами учения дзэн для исполнения медитативных мелодий. Кроме того, флейта была популярна среди крестьян, так как была простым в изготовлении инструментом и подходила для исполнения народных мелодий. Сейчас он достаточно популярен в Японии. Именно на этом инструменте японский музыкант Коичи Ешида и исполнял в Ереване свои великолепные мелодии.

На прошлой неделе Фонд поддержки культурного образования при Министерстве культуры РА совместно с японской культурной ассоциацией JAPAR-20 представили в одном из залов Музея истории Армении выставку-концерт "Парящие ветра", посвященную 20-летию установления дипломатических отношений между Арменией и Японией. Многочисленные зрители смогли ознакомиться с японскими народными инструментами, а также с искусством японской каллиграфии. Особым сюрпризом было участие в концерте великолепного армянского музыканта, исполнителя на фольклорных духовых инструментах Гургена Дабагяна со своими партнерами.

После коротких приветственных речей на сцену поднялась девушка в японском кимоно, церемонно поклонилась и принялась выводить сложнейшие иероглифы. Но, когда она заговорила на чистейшем русском языке, присутствующие заметили, что внешность у нее абсолютно славянская. Позже выяснилось, что тут нет никакой игры природы - Екатерина Назарова, уроженка Сахалина, обучалась японскому языку в университете, затем уехала в Японию на стажировку, вышла замуж и осталась в Стране восходящего солнца навсегда. Там же обучилась в совершенстве владению кистью и теперь не хуже японских мастеров выписывает иероглифы. На протяжении всего концерта она демонстрировала выведенные ею на рисовой бумаге замысловатые японские буквы, сопровождая их создание весьма интересными и доходчивыми рассказами. Да так, что к концу концерта зрители уже пытались сами догадываться, что именно на сей раз написала Екатерина.

А замуж она вышла за того самого музыканта, Коичи Ешида, одного из лучших современных мастеров игры на кинко-рю шакахачи. Встретившись на одном из концертов, они создали не только творческий, но и семейный союз и теперь постоянно выступают вместе, разъезжая по разным странам, представляя древнее искусство Японии. Вот и в Ереван они приехали с просветительской целью. Каждый номер сопровождался рассказом о самой мелодии, истории ее создания, ее значении. Хотя моментами казалось, что все понятно и без слов - настолько воздушной, проникновенной и искренней была музыка. Простые, незамысловатые на первый взгляд мелодии выражали столько чувств и эмоций, что никто не мог остаться равнодушным. Люди независимо от себя подпадали под некое магическое воздействие этих фантастически красивых звуков. Мелодии рассказывали о древних храмах, расположенных высоко в горах, о сильном тумане, накрывшем океан и его берега, ну а, пожалуй, самая трогательная и эмоциональная мелодия была посвящена жертвам страшного цунами, лишившего жизни 25 тысяч человек, сровнявшего с землей десятки городов и деревень и приведшего к катастрофе на атомной станции "Фукусима". Так вот, впечатление от мелодии было настолько ярким и глубоким, что зал в едином порыве встал. Наступила спонтанная минута молчания, каждый думал о своем - представители японской стороны вспоминали жертв цунами, зрители - своих родных и близких, погибших в 1988 году в Спитаке... Воистину сила искусства волшебна!

Такое воздействие на зрителей было не случайным - мастер Ешида является одним из лучших исполнителей на этом древнейшем инструменте, его учителем был знаменитый музыкант Еда Курахачи. Это имя легендарно в Японии. Несколько лет назад Ешида создал свой ансамбль - "Югао", с которым разъезжает по Японии и многим странам - Франция, Испания, Англия, - знакомя всех с древними видами японского искусства. Кстати, играет он не только народные мелодии, но и джаз и рок, участвуя в самых разных и оригинальных творческих проектах. Со своей группой, включающей в себя как народные японские инструменты, так и европейские, он часто выступает в музеях, религиозных центрах, особенно любит выступать в древней столице Японии, городе Киото, где до сегодняшнего дня сохранилось множество храмов... А вот пьесу, так взволновавшую ереванцев, он написал после посещения места страшной катастрофы, увидел все эти разрушения своими глазами, пообщался с пострадавшими... Мелодия просто не могла оказаться не впечатляющей...

А потом на сцену пригласили нашего мастера, Гургена Дабагяна, и его партнеров. Вначале они в очередной раз продемонстрировали свое искусство, исполняя хорошо известные произведения Комитаса и народные мелодии. А в конце своего короткого выступления пригласили на сцену японского мастера и вместе сыграли армянскую фольклорную мелодию. И вот тут стало ясно: хотя инструменты разные, звучание абсолютно не похожее, играют на них представители далеких друг от друга народов, но эффект одинаков. И дудук, и кинко-рю шакахачи одинаково мягко звучат, одинаково привлекательны, да и картины перед глазами под их звуки возникают одинаковые - горы, ущелья, поля, вода, голубое небо... Доказательством тому служит плавное и органичное вплетение импровизационного соло японского музыканта на древнем инструменте в живую ткань не менее древней мелодии, выводимой армянским дудуком.

Ну и последнее. Как выяснилось, японская культурная ассоциация JAPAR-20 была основана в Париже с целью ознакомления французов с японской культурой и заодно и японцев - с французской. С прошлого года руководство ассоциации решило включить в этот культурный диалог и Армению. Коичи Ешида и Екатерина Назарова - первые посланцы ассоциации в Армении. На следующий день они уезжали в районы республики... Уверен, что там их приняли так же тепло, как и в Ереване. Ведь музыка, особенно народная, понятна и приятна всем.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ОРЕЛ ВСЕ ТАК ЖЕ ПАРИТ НАД СЕВЕРНЫМ КАВКАЗОМ
      2018-09-17 15:17
      693

      Каждый период истории рождает свою моду на все - от одежды, еды до мест отдыха. Для советского человека в 50-60 годы не было места желаннее, чем берега Черного моря, в 60-70-е народ потянулся на Северный Кавказ, а точнее, в район Кавказских Минеральных Вод - Железноводск, Ессентуки, Пятигорск, Кисловодск. Очень мало найдется сегодня людей, которые не проводили свой летний отпуск на Минеральных Водах, попивая целебную водичку. А многие семьи делали это регулярно на протяжении многих лет. Я вырос именно в такой семье и в детстве посещал эти четыре города практически каждое лето, в результате изучил их и прилегающие к ним окрестности почти досконально.

    • МОДНОЕ ШОУ НА ТЕАТРАЛЬНОЙ
      2018-09-10 17:27
      1109

      Несколько дней назад на Театральной площади Еревана состоялось модное дефиле с участием армянских и грузинских дизайнеров и выступлением певцов двух стран под лозунгом "Побеждает дружба". Армянскую сторону представляли бренды URBANISTA, JUST BLACK, NARRE, а грузинскую - AVTANDIL ARMENIA, MATTERIEL ARMENIA, MEGI GABUNIA и LASHA JOKHADZE.

    • ГАРИ ТАТИНЦЯН ПРОСТО ДЕЛАЕТ СВОЕ ДЕЛО
      2018-08-31 17:05
      2180

      Недавно наткнулся на информацию о прошедшей в нью-йоркской художественной галерее Gary Tatintsian Gallery выставке, представлявшей работы современных американских художников, устроенной известным на Западе и в Москве галеристом Гари Татинцяном.

    • ТАНЕЦ САСУНЦЕВ НА КАСКАДЕ
      2018-08-27 14:29
      450

      Летние концерты под открытым небом на территории парка скульптур Центра искусств "Гафесчян" стали уже доброй традицией. Концерты эти пользуются популярностью у ереванцев и гостей столицы и всегда собирают большое количество слушателей. Но такого наплыва благодарных поклонников музыки Каскад не видел очень давно. Если обычно бывает заполнен первый пролет гигантских лестниц Каскада, то на сей раз зрители в поисках свободных мест добирались чуть ли не до самого верха. Что уж говорить о территории самого парка - она была заполнена до отказа.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Армянская народная песня зажгла участников "Burning Man"
      2018-09-13 21:05
      196

      Один из самых популярных фестивалей в мире — американский "Burning Man" в пустыне Блэк-Рок проходит каждый год. В штате Невада, где расположен и Лас-Вегас — город казино и других всевозможных грехов, вполне органично проходит необычный восьмидневный марафон безумия и радости.

    • МОДНОЕ ШОУ НА ТЕАТРАЛЬНОЙ
      2018-09-10 17:27
      1109

      Несколько дней назад на Театральной площади Еревана состоялось модное дефиле с участием армянских и грузинских дизайнеров и выступлением певцов двух стран под лозунгом "Побеждает дружба". Армянскую сторону представляли бренды URBANISTA, JUST BLACK, NARRE, а грузинскую - AVTANDIL ARMENIA, MATTERIEL ARMENIA, MEGI GABUNIA и LASHA JOKHADZE.

    • ДВЕ ОПЕРЫ НА ФИЛАРМОНИЧЕСКОЙ СЦЕНЕ
      2018-09-05 16:03
      3628

      В этот вечер, за две недели до открытия концертного сезона, Большой зал филармонии напоминал в буквальном смысле бастион. Афиша предвещала встречу с двумя операми итальянских классиков:  Леонкавалло и Пуччини. И публика, уставшая от бесконечных политических шоу, устремилась в филармонию, несмотря на летнюю жару, демонстрируя неутолимую потребность в изысканности, красоте, одухотворенности, которыми она так обеднена в своей будничной жизни.

    • ИСПОВЕДЬ АСМИК ПАПЯН
      2018-09-03 17:38
      3293

      Выдающаяся певица дала сольный концерт в родном Ереване Дом камерной музыки давно не видел такого наплыва публики. Предстоял сольный концерт любимой певицы - Асмик Папян, встреча с которой всегда выливается в праздник искусства. В афишах давно не пишут "народная артистка"... и прочее - слушателей привлекают не звания и награды, а подлинный талант этой исключительной во всем певицы. Во временном свитке истории армянского вокального искусства, на фоне светящегося ряда фамилий - лишь несколько имен сияют в своей исключительной отдельности. И Асмик Папян - среди них. Она сделала большую карьеру благодаря своему таланту и преданности высокому искусству. Пела почти во всех крупных театрах мира, на оперных сценах всех континентов, где ее встречал восторженный прием.