Последние новости

ПОРТРЕТЫ ВЕЛИКИХ КИСТИ АНАТОЛИЯ АВЕТЯНА

Уходящий год оказался особенно значимым для народного художника Армении Анатолия Аветяна. Мастер кисти с неординарным мышлением он создал за этот год множество новых полотен, открыл юбилейную, приуроченную к своему 70-летию выставку в Ванадзоре, совершив до этого восхождение на гору Арарат - символ Армении.

К КОНЦУ ГОДА АНАТОЛИЙ АВЕТЯН ОРГАНИЗОВАЛ ЕЩЕ ОДНУ ВЫСТАВКУ под названием «Величины моей эпохи», на которой представил авторские портреты великих армян ХХ в. Это Мартирос Сарьян, Сос Саркисян, Минас Аветисян, Гоар Гаспарян, Константин Орбелян, Сергей Параджанов, Лусине Закарян, Фрунзик Мкртчян, Сильва Капутикян, Леонид Енгибаров, Тигран Петросян, Артем Микоян, Ованес Баграмян, Виктор Амбарцумян. В экспозицию, открывшуюся в Культурном центре «Текеян», художник включил портреты около 30 именитых армян, каждый из которых оставил неизгладимый след в той или иной сфере.

 ПОРТРЕТЫ ВЕЛИКИХ КИСТИ АНАТОЛИЯ АВЕТЯНА 6Герои цикла портретов, созданного Аветяном в течение этого года, жили в эпоху становления самого художника. С некоторыми из них Анатолий был близок, с другими имел возможность общаться, третьи были известны ему издалека, однако художник сумел раскрыть в портрете каждого из них всю полноту человеческого образа, выразить их характеры. Как отметил присутствующий на открытии выставки доктор искусствоведения Ара Акопян, зачастую художники, рисуя портреты, снабжают их символическими предметами, имеющими отношение к роду деятельности своих персонажей. Если на картине художник, то он изображен с кистью, если музыкант – с инструментом, если врач, то в белом халате. Анатолий Аветян не нуждался в дополнительных средствах, чтобы подчеркнуть профессию своих героев. Он мастерски создавал их с помощью кисти и красок, делая узнаваемыми с первого взгляда.

«Портрет – сложный жанр, довольно уязвимый для художника, так как первое, что интересует публику, - сходство портрета с оригиналом. Анатолий Аветян создал характерные, типичные портреты, имеющие не только художественную, но и познавательную ценность. Цикл призван знакомить подрастающее поколение, молодежь с великими армянами прошлого века», - сказал Ара Акопян.

Познавательную роль выставки отметил также председатель союза «Текеян», заслуженный деятель искусств Армении, профессор Рубен Мирзаханян. С сожалением он отметил, что сегодня нередко можно услышать от молодежи, что Комитас – это улица, а Микоян – бренд мясных полуфабрикатов, и это вызывает большую обеспокоенность. Выставка «Величины моей эпохи» призвана изменить восприятие молодежи, отодвинуть ее от обыденности к ценностям и великим сынам нашего народа, жизнь и деятельность которых должна стать опорой развития для нового поколения армян.

«Трудно найти в отечественном изобразительном искусстве человека, который, как Анатолий Аветян, был бы настолько известен своими работами в мире. Этот самобытный художник пользуется известностью практически на всех континентах. Его работы выставлены в разных музеях и галереях, от Музея Востока Москвы и Национальной галереи Армении до Первопрестольного Эчмиадзина и Ватикана, в ведущих образовательных, культурных и административных центрах разных стран», - отметил Рубен Мирзаханян.

ХУДОЖНИК САМ ОБЪЯСНИЛ ИДЕЮ СОЗДАНИЯ ЦИКЛА ПОРТРЕТОВ: «Я родился в эпоху, когда талантливейшие армяне прославляли наш народ на весь мир. Армянская республика буквально гремела на международной арене, нередко выходя в разных сферах за границы союзного государства. Мы включали радио и слышали песни Арно Бабаджаняна, голос Гоар Гаспарян, которая выступала по всем праздничным поводам в Кремлевском дворце. Вся Страна Советов буквально воспитывалась на фильмах Эдмонда Кеосаяна о неуловимых мстителях, Армен Джигарханян и Фрунзик Мкртчян блистали на сцене и в кино, а Сергея Параджанова знал весь мир.

 ПОРТРЕТЫ ВЕЛИКИХ КИСТИ АНАТОЛИЯ АВЕТЯНА 3В цирковом искусстве мы гордились достижениями Леонида Енгибарова, в шахматах – Тиграном Петросяном, в астрофизике – Виктором Амбарцумяном, в авиаконструкторском деле – Артемом Микояном, на военном поприще маршалом Баграмяном. Мартирос Сарьян считался патриархом живописи, Дмитрий Налбандян по достоинству ценился в верхних эшелонах власти. Перечислять всех талантливых армян в искусстве, спорте, науке и других направлениях деятельности не хватит времени, особенно если вспомнить также представителей Диаспоры – Шарля Азнавура, Уильяма Сарояна и многих других. Я помню, как в 1970-х годах в Италии проходила выставка произведений современного искусства, на которой СССР был представлен отдельно своими республиками. По окончании выставки ее организаторы попросили еще на две недели оставить в экспозале работы делегации из Армении. Я был свидетелем той эпохи и пожелал запечатлеть ее видных представителей-армян, чтобы нынешнему поколению было на кого равняться».

За долгие годы творческой деятельности Анатолий Аветян не раз выступал с персональными выставками, которые открывались в Алеппо, Каире, Москве, Бейруте, Кнок-Зоуде (Бельгия), Вашингтоне, Чикаго и многих других городах мира, а также Ереване, Ванадзоре, Горисе и других уголках Армении. В 2018 г. он удостоился приза «Лучшее произведение года», а в прошлом году стал лауреатом премии «Ваан Текеян». Анатолий Аветян является также почетным гражданином города Ванадзора

«Анатолий Аветян – поразительная личность, которая не устает удивлять нас своим трудолюбием и плодотворностью. Казалось, всего три месяца назад он открыл грандиозную юбилейную выставку в Ванадзоре, а сегодня уже представляет новую серию работ со свежим дыханием и в новой для нас, его коллег, ипостаси – жанре портрета, отдавая дань достижениям предшественников», - сказал председатель Союз художников Армении Сурен Сафарян.

Добавим, что открытие выставки прошло при полном аншлаге. Она будет действовать до конца этой рабочей недели.

Галерея (10 фото)

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПАМЯТНИКИ КАШАТАГА В КНИГЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
      2024-04-27 11:14

      "Историко-культурное наследие Нагорного Карабаха в зонах конфликта" - так названа объемная книга-альбом, вышедшая на днях в Ереване на английском языке и презентованная в Музее истории Армении. Мероприятие было приурочено ко Дню памятников и исторических мест и собрало полный зал ереванцев, беженцев из Арцаха, а также занимающихся арменоведением иностранцев - всех тех, кому небезразлична судьба монастырских комплексов, церквей, крепостей, мостов, хачкаров, надгробий с армянскими надписями и других немых свидетелей многовекового присутствия армян на этой древней земле.

    • АРМЯНСКИЙ СЛЕД КИПРА
      2024-04-25 12:06

      Прошедшая в Доме камерной музыки им. Комитаса фотовыставка "Армянские памятники Кипра" вызвала широкий интерес армяно-греческой общественности нашей страны, а также гостей из Кипра, представляющих как армянскую диаспору островного государства, так и его общественно-политические круги. Познакомиться с армянским историческим следом на дружественном Кипре собрались также деятели разных сфер Армении и Арцаха. Среди гостей были глава Международной школы UWC-Дилижан Адам Армански, председатель Армянского национального комитета Кипра Акоб Казанджян, профессор хирургии, бывший член Европарламента, представляющая интересы Армении и Арцаха, Элени Теохарус, профессор, хирург и бывший председатель НС РА Ара Баблоян, Омбудсмен Республики Арцах Гегам Степанян, бывший госминистр Арцаха Артак Бегларян и другие. Выставка сопровождалась концертом: в исполнении музыкантов Государственного камерного оркестра Армении звучали народные, классические и другие произведения двух наших стран. Событие состоялось за несколько дней до Дня памяти жертв Геноцида армян 1915 г., который вместе с армянами больше ста лет назад пережили греки и ассирийцы.

    • Рубен ГАЛИЧЯН: "АЗЕРБАЙДЖАН СТРЕМИТСЯ УСТАНОВИТЬ КОНТРОЛЬ НАД АРМЕНИЕЙ"
      2024-04-25 11:40

      "Подписание мирного договора с Азербайджаном не даст Армении никакой безопасности. Безопасность можно завоевать одним путем - созданием мощной системы вооружений, равной с азербайджанской по своим возможностям. Это позволит противостоять поползновениям "соседей", в противном случае мы продолжим терять территории и суверенитет", - заявил на прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" известный исследователь-картограф, автор многочисленных книг и статей по истории и картографии Кавказского региона Рубен Галичян.

    • Овик АВАНЕСОВ: "ПАМЯТНИКИ СЕЛ ТАВУША БУДУТ СТЕРТЫ, КАК И КАНАЧ ЖАМ В ШУШИ"
      2024-04-24 10:15

      В рамках прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" кавказовед, защитник культуры из Арцаха Овик Аванесов выступил с докладом о задачах сохранения культурного наследия в приграничных зонах РА и связанные с этим вызовы. Он обратил внимание на два главных аспекта вопроса - физическую и нефизическую составляющие охраны памятников культуры и истории. По его мнению, физический аспект, в частности в Тавуше, изменился после эскалации 2014 г. и стал более явным после 44-дневной войны в Арцахе в 2020 г., когда азербайджанские ВС незаконно вторглись и заняли некоторые участки суверенной территории Армении, расположив там боевые отряды. Это стало угрозой не только местному населению, но и историко-культурным памятникам, поскольку и культурные ценности, и люди стали мишенью для вражеских сил.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВЫСТАВКА НИНГЕ - СОЗЕРЦАНИЕ СОКРОВЕННОЙ КРАСОТЫ
      2023-08-01 09:15

      "...И откроется вдруг сокровенная красота...". Сокровенная красота - так называют тайную, сокрытую душу вещей. Которую непременно почувствуешь, но не в первую очередь. Сначала восхищает красота в ее общепринятом, эстетическом смысле - утонченная и изысканная, она завораживает, не давая отойти от выставочной витрины...

    • АРТ СТУДИЯ «СЕДРАКЯН» ПРИГЛАШАЕТ НА ВЫСТАВКУ
      2023-07-01 09:54

      Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.

    • «БРУТ» ОТКРЫТ ДЛЯ ВСЕХ
      2023-05-26 11:20

      Галерея-мастерская «Брут» (BRUT Studio & Showroom), расположенная в одном из зданий на перекрестке улиц Арзуманяна и Алабяна, не сразу бросается в глаза. Цокольный этаж, к которому ведут скрытые под навесом лестницы, скрыт от постороннего глаза. Тем не менее, это необычное место известно в Ереване многим, ведь именно сюда уже в течение нескольких лет ежедневно приходят десятки жителей нашей столицы, погружаясь в искусство  гончарного дела и керамики.

    • "СОКРОВИЩА АРЦАХА": 16 МУЗЕЕВ НА ОДНОЙ ПЛОЩАДКЕ
      2023-03-08 09:48

      Армянский музей Америки и Музей истории Армении инициировали уникальную онлайн-выставку, посвященную богатому духовно-материальному наследию Арцаха. Впервые в рамках сотрудничества двух армянских очагов культуры, расположенных на разных континентах, удалось объединить экспонаты коллекций 16 музеев мира различных профилей. В виртуальную экспозицию вошли около 50 образцов, включающих относящиеся к разным эпохам керамики, украшений, предметов культа, а также средневековых рукописей, ковров, текстильных и других изделий.