Последние новости

ЗАЛОЖНИК ВЕЧНОСТИ

Сергей Параджанов назвал его одним из немногих подлинных киногениев. Годфри Реджио утверждал: "Он мой идол в кино, армянский документалист, гений. Если я произвожу искры, то он — шаровые молнии". Подлинный киногений, совершивший революцию в киномонтаже, с первых творческих шагов снискавший славу классика мирового кинематографа, Артавазд ПЕЛЕШЯН приехал в Ереван по приглашению ректора Государственного института театра и кино, чтобы провести мастер-классы с молодыми режиссерами, за которыми будущее национального кино.

Пелешян вошел в историю кино не только как практик изобретенного им метода "дистанционного монтажа", но и как теоретик, продвинувший развитие теории монтажа, начатой Вертовым и Эйзенштейном. Это открытие и позволило ему делать, по образному выражению Сергея Муратова, "кино в степени кино".

"В моих фильмах нет ни словесных комментариев, ни интервью. Я полагаюсь единственно и исключительно на автономный кинематографический язык, на звук и образ. Однако благодаря дистанционному монтажу возникает интересный эффект - вы здесь не только видите изображение и слышите звук, но и слышите изображение и видите звук, ибо оба эти компонента, изображение и звук, меняют здесь свое значение и территории: звук покидает свою территорию и переходит на территорию изображения, точно то же делает изображение. Без этого невозможно достичь ожидаемого эффекта", – говорил мастер.

Будущих режиссеров, конечно, вопросы дистанционного монтажа интересовали, но самым животрепещущим оказался вопрос, каким образом Артавазд Пелешян решил стать режиссером. Ответ оказался своеобразным. "В ранней юности я работал на заводе, а тогда коллективные походы в кино были традицией. После таких просмотров мы естественно, обсуждали увиденные картины. Мое мнение, как правило, резко расходилось с мнением остальных, что приводило к бурным спорам. А спорить я не люблю. Тогда и решил: сам буду снимать кино, а разговоры оставлю тем, кому это интересно", - ответил режиссер-классик.

Встреча с Артаваздом Пелешяном началась с просмотра четырех его картин, первой из которых была "Земля людей", сделанная еще в годы учебы во ВГИКе. Вместе с "Горным патрулем" и "Началом" эти первые короткометражные работы принесли ему не просто известность, но славу - им давали призы, специалисты обсуждали его уникальный монтаж, который он использовал, "собирая" нередко архивные материалы, из которых состояла большая часть фильмов. Его монтаж вызывал в памяти стихи, а не привычную структуру и ритмику документального кино. Режиссер утверждает, что интересом к законам киноязыка он был обязан своему учителю Леониду Кристи.

На вопрос о месте теоретических изысканий в создании фильмов первооткрыватель ноу-хау дистанционного монтажа отвечает: "В моей конкретной художественной практике моя теоретическая работа не помогает мне вообще. Говорю определенно, что сначала я что-то делаю и лишь потом ищу для этого объяснение. Так что дело обстоит вовсе не так, будто я просто следую уже сформированному методу монтажа и на его основе делаю фильм. Наоборот, я сначала делаю фильм. Поэтому на вопросы, в чем мое отличие, в чем заключается моя тайна, моя специфика, я могу только сказать: этого я не знаю. То, что называют моей теорией, в сущности не что иное, как поиск смысла моей работы, поиск объяснения структуры целого, ответа на вопрос, как я создаю этот мой киноорганизм".

А еще мастер заметил: "Я верю, что придет день, когда научно-технический прогресс позволит человеку прочесть коды природы и узнать тайну сотворения мира". Эта попытка открыть тайну сотворения мира - в каждой его ленте. Его произведения о вечном, все - через человека о человечестве. В 1969г. вышел в свет фильм "Мы", построенный на энергичной, стремительной музыке Арама Хачатуряна, и буквально потряс киномир. "Когда я называл фильм "Мы", я имел в виду армянский народ, но и он лишь часть куда большего Мы", — утверждает автор. И так было в каждой работе, будь то "Осенняя пастораль", "Времена года", "Наш век", "Жизнь". Когда его спросили, о чем фильм "Времена года", Пелешян ответил: "Обо всем. Не только о временах года или о людях - обо всем". Столь же лаконичен был мастер, когда его спросили, что он чувствует, видя такое количество заинтересованных глаз, столько будущих творческих людей независимой Армении. "Я рад" – был ответ. Режиссер Л.Гуревич говорил о нем: "Высокопочитаемый и любимый мною мастер Артавазд Пелешян в жизни молчалив, горд, склонен к самоуглубленности, к одиночеству. И его фильмы полны этой мощной самодостаточности, эпического самостояния, ими правят идеи, но не персоны".

Зал ГИТиКа буквально трещал по швам, не будучи в состоянии вместить всех желающих послушать мастера и увидеть его фильмы. Неудивительно. Фильмы Пелешяна трудно увидеть. Их представляют в ретроспективах кинофестивалей, но по телевидению показывают редко, а на большом экране — практически никогда. Последний фильм с трагическим названием "Конец" режиссер снял в 1993 году. Дальше – тишина. По этому поводу кинокритик Людмила Донец написала: "Тут угадывается или придумывается какая-то закономерность. Времена социальных переворотов и сломов не времена Пелешяна. Он "вечности заложник". Интенсивность эстетической структуры его фильмов такова, что они представляют огромное силовое поле, словно эта пленка весит больше обычной и разматывается не по горизонтали, а по вертикали - в глубину и высоту".

Тем не менее культовый фильм Артавазда Пелешяна "Времена года" на днях будет представлен на международном кинофестивале в Амстердаме в номинации "10 лучших документальных фильмов всех времен и народов". Ехать в Голландию и присутствовать на презентации своего фильма режиссер отказался, возбуждение в СМИ по этому поводу прокомментировал следующим образом: "Наверное, это внимание несколько излишне. Я пережил свои желания. Мне было интересно только тогда, когда я снимал эти фильмы. Но уже прошло 40 лет. А если они все еще интересны людям… Что ж, значит, я правильно снимал".

Несмотря на то что в последние годы Артавазд Пелешян живет большей частью в Москве и, судя по всему, анахоретом, в арсенале мастера еще есть сценарий, воплотить на экран который он еще не оставил надежду. "Я уже вижу этот фильм под названием Homo sapiens", - сказал он. А на информацию о том, что Национальный киноцентр уже принял решение финансировать эту картину, достаточно резко ответил: "Мне об этом ничего не известно".

В будущем году великому режиссеру, классику мирового кинематографа, нашему соотечественнику и современнику исполнится 75 лет. Дай бог, чтобы юбилейный год стал временем для нового свершения, новой картины Артавазда Пелешяна - "одного из немногих режиссеров, а может, и единственного, кому удалось выявить в монтаже этическое измерение".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ТЕМ, КОМУ ДОВЕЛОСЬ С НИМ РАБОТАТЬ, УЛЫБНУЛАСЬ СУДЬБА"
      2017-02-20 15:37
      153

      Памяти Степана АНДРАНИКЯНА "Через два года с небольшим Степан Андраникян будет отмечать свое 90-летие. Можно не сомневаться, что его юбилейная выставка будет не просто демонстрацией этапов большого пути - новые работы, новый ракурс, новые краски"… Так завершалась статья, опубликованная в "ГА" и посвященная проходящей в Доме художника, седьмой по счету, персональной выставке живописца и графика, сценариста и аниматора, патриарха среди художников кино, народного художника РА Степана АНДРАНИКЯНА. Увы, теперь и юбилейная выставка, и презентация книги-альбома, готовящейся к выходу славной даты, которую планировали отмечать в августе, пройдут уже без Мастера…

    • КОНКРЕТНАЯ ЖИВАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
      2017-02-15 16:13
      880

      Артвузы подписали договор о сотрудничестве Договор о межвузовском сотрудничестве между Российским институтом театрального искусства, легендарным ГИТИСом и Ереванским государственным институтом театра и кино, подписанный ректорами двух артвузов Григорием ЗАСЛАВСКИМ и Давидом МУРАДЯНОМ, по праву можно назвать событием в нашей культурной жизни. Точнее, вкладом в нее, бонусы которого, конечно, посыплются не сразу и не как из рога изобилия. Однако есть все основания полагать, что это – вклад долгосрочный, перспективный и надежный. 

    • ЕСТЬ ТАКАЯ РАБОТА - РОДИНУ ЗАЩИЩАТЬ
      2017-02-13 14:46
      1308

      Героям Арцахской войны посвящается Это потом, когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется, они будут в граните и в бронзе, в поэмах и в прозе. А пока все так близко, что, кажется, было вчера. Пока долгие мирные годы не прожиты. Пока раны слишком свежи и нет покойных лет глобального художественного осмысления. Пока на самую больную нашу боль, на самую большую нашу гордость – подвиг тех, кто вот уже двадцать пять лет стоит на рубежах, на грани, на лезвии нашей общей судьбы, на подвиг солдата Арцаха, – "реагируют" искусство настоящего времени, кино и театр.

    • "ГОЛОСА СВЕТА" – ОТРАЖЕНИЕ
      2017-02-08 15:59
      1853

      Зажигают!.. Не в том, нынче модном шоу-дискотечном значении, а в понимании воистину высоком - зажигают свет, идущий на человека и от человека. Тот сокровенный свет, который доказывает, что души человеческие еще живы. Таково предназначение хора "Маленькие певцы Армении" под руководством Тиграна Экекяна – высекать искры света в сердцах людей в любом уголке нашей планеты. И фильм Гранта Варданяна, посвященного турне хора по Швейцарии, так и называется: "Голоса света".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "Тень Арарата" - об Армении и армянах
      2017-02-15 15:53
      682

      Документальный фильм испанского режиссера и журналиста Мигеля Анхеля Нието "Тень Арарата" успел завоевать симпатии мадридского зрителя.

    • В НС будет представлен проект закона «О кино»
      2017-02-04 19:08
      182

                  Министр культуры Армении Армен Амирян представил 3 февраля на встрече с председателем и членами Общественного совета Армении предстоящие программы ведомства, передает пресс-служба Общественного совета.

    • "Золотой орел" Карена Оганесяна
      2017-01-29 14:14
      378

      Режиссер Карен Оганесян, получивший российскую кинопремию "Золотой орел" за телефильм "Клим", рассказал о своей награде, сообщается на сайте Первого канала. "У меня папа когда узнал, что меня номинировали, он не очень понимает в этом во всем, то спросил: "Как называется награда?". Я говорю: "Золотой орел". Он говорит: "Ну, у каждого армянина должен быть свой орел". Так что, вот. Спасибо большое", — сказал режиссер телефильма "Клим" Карен Оганесян после вручения. В свою очередь актер Константин Лавроненко ("Клим"), признанный лучшим в номинации "Лучшая мужская роль на телевидении", сказал, что чертовски приятно получать такую награду.

    • CINEMA ДЛЯ АРМЯНСКОГО КИНО
      2016-12-22 13:49
      3138

      20 декабря в Ереване при содействии Министерства культуры РА и Национального киноцентра открылся первый в Армении учебно-производственный центр CINEMA. Здесь будут обучаться режиссеры, актеры и продюсеры.