Последние новости

ЭТО БЫЛ ПРАЗДНИК ДУХА

"Дух веет, где хочет" - писал классик, имея в виду свободное развитие, выявление духа искусства. В этом контексте нас не должны удивлять художественные события последнего десятилетия: порой трудно объяснить отчаянную смелость наших музыкальных деятелей в стремлении завоевать "любовь пространства", вырвать нас из серых будней и сделать жизнь более осмысленной.

Кажется, только что отзвучал звонкий, полный романтики международный фестиваль классической музыки, который благодаря усилиям двух энтузиастов - виолончелиста Александра Чаушяна и главного дирижера Филармонического оркестра Армении Эдуарда Топчяна - буквально ворвался в нашу музыкальную осень. И вот последний, еще более мощный аккорд - концерт королевского оркестра Concertgebouw из Амстердама, прошедший под патронатом президента республики Сержа Саргсяна в минувшую пятницу в Большом зале им. А. Хачатуряна в рамках международного фестиваля "Ереванские перспективы".

Уму непостижимо, как удается председателю и художественному руководителю фестиваля Степану Ростомяну и менеджеру Соне Ованесян заполучить не только выдающихся солистов, таких как Юрий Башмет, Миша Майский, Алексей Любимов, Борис Березовский, Давид Герингас, Юлиан Рахман, но и целые коллективы, доказывая, что и в наше, далеко не музыкальное время возможны подобные праздники духа. Нашим слушателям памятны их фестивали, посвященные Кшиштофу Пендерецкому, Родиону Щедрину, Гии Канчели, встречи с японским квартетом "Токио", артистами камерного оркестра "Кремерата-Балтика" под управлением Гидона Кремера. Незабываемы концерты интернационального оркестра Международного фестиваля земли Шлезвиг-Гольштейн под руководством крупнейшего маэстро Кристофа Эшенбаха, симфонического оркестра Мариинского театра и его блистательного художественного руководителя Валерия Гергиева, Королевского филармонического оркестра из Лондона... И вот, наконец, королевский оркестр Concertgebouw...

Ажиотаж меломанов не был случайным - знаменитый коллектив из Амстердама выступал в Армении впервые. Интерес подогревался и личностью корифея дирижерского искусства Лорина Маазеля, который, несмотря на преклонный возраст (ему за 80), продолжает активную творческую деятельность, поражая слушателей всего мира силой и неувядаемостью своего таланта.

Из истории музыкального искусства мы знаем удивительные примеры творческого долголетия крупнейших мастеров - Игоря Стравинского, Артура Рубинштейна, Пабла Казальса, Владимира Горовица, сохранивших и в преклонном возрасте творческую форму и редкое артистическое обаяние. В этом ряду и маэстро Лорин Маазель. Несравненный мастер дирижерского искусства, он уже давно стал живой легендой для меломанов всего мира.

О редкостных качествах Маазеля-художника написано немало. Поражают, с одной стороны, высочайшая культура, могучий интеллект, неукротимая воля, сильный, собранный темперамент, тонкий вкус, а с другой - феноменальная работоспособность. Им сделано более 350 записей, среди которых все симфонии Бетховена, Малера, Рахманинова, Чайковского, а также большинство опер Пуччини, "Фиделио" Бетховена, оперы Равеля и других авторов. Как отмечают исследователи творчества дирижера, его исполнение сочетает в себе экспрессивность и философскую глубину, отличается свободой дирижерской техники, разнообразием и рельефностью динамики, отточенным чувством формы, в чем в полной мере убедилась и публика, собравшаяся в Большом зале филармонии.

...Высокого роста, с мягким, проникновенным взглядом, исполненным какой-то волнующей силы, Маазель легко выходит на сцену, приветливо раскланивается, обращается к оркестру, обводит музыкантов взглядом - ласково, поощрительно, взволнованно. Концерт начался с исполнения "Рапсодии" Питера Анроя. И вот перед нами замечательный союз дирижера и оркестра. С первых же звуков коллектив захватывает своей ансамблевостью, совершенством всех групп инструментов, что редко наблюдается в других, даже в самых знаменитых оркестрах. Это особенно удивительно при условии, что на сцене почти сплошь молодые лица. И струнный, и медный составы звучат ровно, мягко, а в мощных кульминациях нет и в помине резкости или надсадности. С таким оркестром, мгновенно реагирующим на каждый дирижерский посыл, можно позволить себе колористическую изысканность, которую продемонстрировал маэстро. Поразительно то, с какой свободой и чуткостью откликается замечательный коллектив на многочисленные нюансы, на которые артистично и в то же время неукоснительно указывает Маазель.

А потом - совершенно иной звуковой мир - сюита из балета "Ромео и Джульетта" Сергея Прокофьева. Безупречный вкус дирижера проявился в организующей воле, которая так сильно подчеркивала его огненный темперамент.

Но подлинного триумфа достигли дирижер и оркестр во втором отделении, целиком предоставленном Четвертой симфонии Чайковского. Казалось, весь свой недюжинный опыт и мастерство вложил Лорин Маазель в исполнение замечательной симфонии, раскрыв ее образное богатство, мелодические краски, философскую глубину и драматическую контрастность музыки. Работая, Маазель горел, творил музыку словно впервые. Его взгляд посылал музыкантам предупреждения, благодарные просьбы, властные руки словно лепили симфонию, "выжимали" элегическую тему. Это было замечательно! А вдохновенное пение струнной группы оркестра было именно такого качества и художественного уровня, какие и требуются для передачи неисчерпаемого духовного богатства этой симфонии, ее беспокойства и смятения, ее упоения прекрасной мечтой о "земле обетованной". Вся симфония прозвучала на одном дыхании, во всем гигантском масштабе замысла композитора.

Сопереживание музыке было так велико, что душа словно входила в некий магический круг, отождествляя себя с лирическим героем, живя его восторгами и страданиями, умирая вместе с ним. Каждая новая эмоциональная волна шире предыдущей, каждая начинается с вершины - и чем стремительнее спад, тем труднее и дольше восхождение. И вот финал, с его непреодолимой раздвоенностью, столкновением душевных сил внутри личности, ее вечное балансирование между жизнью и смертью.

Артистизм маэстро проявился во всем и даже в выборе на бис финала симфонии, в способе, которым он, преодолевая упорное "сопротивление" восторженного зала, желавшего продолжения музыки, дал знак к окончанию концерта. Он увел за собой концертмейстера, вслед им потянулись к выходу и остальные артисты. Не хотелось уходить с этого пространства, где только что отзвучала музыка Чайковского в этой волшебной интерпретации.

Сейчас много говорят о человеческой разобщенности, об утилитарном отношении к жизни, о дефиците духовности. Концерты, подобные этому, сегодня обретают спасительный смысл, поскольку дают людям возможность сохранить свою душу, ее способность к состраданию. Посещение таких концертов становится общественным событием, которое просто нельзя пропустить. Именно они оставляют свой неизгладимый след.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПРОКЛАДЫВАЯ ПУТЬ В БУДУЩЕЕ
      2016-12-05 15:50
      239

      Международный музыкальный фестиваль "Ереванские перспективы"... Это сочетание слов сегодня - синоним выдающегося явления культуры, успеха, ажиотажа публики. Это единственный фестиваль, имеющий столь широкий диапазон вызываемых им эмоций. Он не может без эпатажа и риска, он не дает к себе привыкнуть, не дает себя предугадать и "вычислить" вперед.

    • ОН БЫЛ ИСТИННЫМ РОМАНТИКОМ
      2016-12-02 12:40
      1037

      Легкий, подвижный, с быстрой пружинистой походкой, стремительный... Всегда в работе, нацеленный на дело, способен слушать, звонить по телефону и разговаривать с собеседником одновременно. Среди обычных дел, забот и обязанностей сохранял ясную голову, четкость мысли, потребность выделить главное - таким навсегда останется в нашей памяти кинорежиссер, народный артист Армении, лауреат Государственной премии РА Нерсес Оганесян. Но это чисто внешне. Главное, что Нерсес Оганесян был очень доброжелателен к людям, к молодым коллегам - особенно. Он был истинным романтиком. И это романтическое мироощущение сохранил до конца жизни.

    • БЛЕСТЯЩЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОСЕНИ
      2016-11-21 17:10
      1442

      X Ереванский международный музыкальный фестиваль Концертным исполнением оперы "Риголетто" Верди Филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна в Большом зале филармонии им. А.Хачатуряна завершил свое самое важное событие сезона: X юбилейный международный фестиваль классической музыки. В концерте приняли участие заслуженный коллектив - Армянский национальный академический хор - и солисты. Режиссер-постановщик - Сукиас Торосян, ассистент дирижера - Вардуи Минасян.

    • ОНА ДАРИТ ОЩУЩЕНИЕ БЕСКОНЕЧНОСТИ
      2016-11-09 14:41
      761

      В эти дни лауреат международных премий и Государственной премии Армении, народная артистка РА Светлана Навасардян отмечает свой юбилей. Она - кумир не одного поколения меломанов. Без нее никогда не обходились, без ее рояля, без ее красок. Ее жизненное кредо - поиск себя, поиск сути и ощущение пути. Ее удел - это часть мировой красоты и гармонии, неотъемлемая, немаловажная.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПРОКЛАДЫВАЯ ПУТЬ В БУДУЩЕЕ
      2016-12-05 15:50
      239

      Международный музыкальный фестиваль "Ереванские перспективы"... Это сочетание слов сегодня - синоним выдающегося явления культуры, успеха, ажиотажа публики. Это единственный фестиваль, имеющий столь широкий диапазон вызываемых им эмоций. Он не может без эпатажа и риска, он не дает к себе привыкнуть, не дает себя предугадать и "вычислить" вперед.

    • КОГДА ОТКРЫВАЕТСЯ МИР
      2016-12-02 13:04
      479

      Ереванский международный музыкальный фестиваль вот уже 10 лет украшает нашу золотую осень. Он организован главным дирижером Государственного филармонического оркестра Армении Эдуардом Топчяном и известным лондонским виолончелистом Александром Чаушяном. Длящийся почти два месяца фестиваль переживается как актуальное событие, как своего рода перешеек в то музыкальное пространство, которое находится за пределами наших границ. Словно открывается мир. А это так необходимо! 

    • ЕЩЕ ОДНА ПОБЕДА
      2016-11-28 14:47
      387

      Среди молодых музыкантов, известных далеко за пределами Армении, имя пианиста Армена-Левона МАНАСЕРЯНА. Ему 23 года и уже два года он продолжает учебу в Бельгии, в Льежской Королевской консерватории у известных музыкантов - педагогов Этьена Раппе и Франсуа Тиери. Армен-Левон - лауреат республиканских и международных конкурсов. Вот и недавно он стал лауреатом (первая премия и кубок победителя) IX Concourse International de piano Nice Cote d`Azur.

    • В Ереване проходит фестиваль наружной рекламы
      2016-11-21 17:54
      170

                  Первый фестиваль наружной рекламы проходит в Ереване с 20 по 25 ноября, заявил в понедельник журналистам начальник управления внешнего оформления и рекламы мэрии Еревана Араз Багдасарян.