Последние новости

"ПРЕРВАННАЯ ПЕСНЯ". НАВСЕГДА?

В Москве, в Доме кино Союза кинематографистов России состоялась долгожданная премьера художественного фильма "Прерванная песня". Наконец-то можно говорить о фильме как о завершенном произведении, представленном на суд зрителя. Зрителя заинтересованного и, безусловно, заранее настроенного на определенное восприятие: очень уж большая шумиха со стороны азербайджанского агитпропа сопровождала весь процесс создания фильма.

ДВА СОЛДАТА-АНТАГОНИСТА: АРМЯНИН И АЗЕРБАЙДЖАНЕЦ, ПЛЕННЫЙ И КОНВОИР попадают в глубокую яму, из которой нет выхода. С течением времени чувство взаимной ненависти сменяется пониманием, что противник - тоже человек, желание перегрызть друг другу глотку - самопожертвованием, обусловившим трагический финал: погибают оба.

Нельзя сказать, что выбранный авторами сюжетный ход оригинален. Созвучную фабулу можно найти во многих фильмах, спектаклях и литературных произведениях. Меняются костюмы главных героев, их национальность, пол и вероисповедание, но психологический аспект везде выходит на первый план.

Меняются костюмы главных героев, их национальность, пол и вероисповедание, но психологический аспект везде выходит на первый план."Прерванная песня" режиссера Арика Манукяна не о войне, не об истоках конфликта - об этом в фильме нет ни слова. Нет поиска правых и виноватых. На первый взгляд это лишь попытка анализа некой разновидности известного в психологии "стокгольмского синдрома" - парадоксальной реакции привязанности и симпатии, возникающей у жертвы по отношению к агрессору в процессе захвата заложников. Правда, в картине оба главных героя стали заложниками ситуации и по сюжету попеременно выступают то в роли палача, то в роли жертвы.

Но это лишь первый слой многослойного фильма, снятого далеко не по канонам соцреализма. Он не просто насыщен символами, иносказанием и глубинным смыслом, а перенасыщен ими. Враг, с которым общаешься, пусть и от безысходности, со временем предстает человеком: оказывается, он испытывает те же человеческие чувства, что и ты. Он так же верит - пусть в своего - в Бога, у него такое же понимание долга перед своей родиной, перед памятью своих предков, перед своим сыном. Даже мелодия, которую напевали твой дед и твой отец (в фильме звучит музыка Саят-Новы), оказывается, столь же значима и для него.

Девиз картины - "Конечной целью войны является мир" - обозначен самими авторами фильма. Увы, трагическая развязка - это еще один символ. "Прерванная песня" пока не может зазвучать снова. Не только на линии соприкосновения, где все еще нарушается режим прекращения огня, но и в кинематографических грезах. По большому счету "Прерванная песня" - фильм наднациональный, хотя и время, и место, и герои предельно конкретны и узнаваемы. Но разве "болевые точки", обозначенные в фильме, не найдут отклика у грузин и осетин, у евреев и палестинцев?

ПОСЛЕ ПРОСМОТРА ИНФОРМАЦИОННАЯ ШУМИХА АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ СМИ в процессе съемок фильма кажется откровенно нелепой. Косвенное подтверждение тому - мнение присутствовавшего на премьере главного редактора информационно-аналитического портала "АзерРос" Вагифа Адыгезалова: "В фильме были моменты злобы. Но она исходила как от армянина, так и от азербайджанца. И это понятно, так как автор сценария и режиссер не планировали приукрашивать ситуацию. Но какого-либо оскорбления в адрес азербайджанцев в этом фильме я не заметил. Видно, что режиссер старался придерживаться нейтралитета".

Между тем Азербайджанский молодежный союз России призывает азербайджанскую диаспору бойкотировать картину "Прерванная песня". Они увидели в ней попытку "представить солдата-азербайджанца кровожадным оккупантом, а армянского солдата - благороднейшим человеком, защищающим свою "родину".

И пока такая внутренняя установка - видеть негатив даже там, где его и близко нет, - не будет изжита, прерванная песня не зазвучит вновь. Фильм к этому и призывает.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЧЕРНЫЙ ДЕКАБРЬ: ВСПОМНИТЬ ВСЕ
      2013-12-07 00:00
      1983

      А главное - осмыслить и сделать выводы В канун 25-летия Спитакского землетрясения корреспондент "ГА" встретился в Москве с Вардгесом Багратовичем АРЦРУНИ, в 1988 году заместителем председателя Совмина, председателем Госстроя Армянской ССР и Гагиком Амаяковичем МАРТИРОСЯНОМ, бывшим в то время заместителем председателя Госстроя, а впоследствии - первым министром строительства независимой Армении.Тот страшный день, 7 декабря, наверняка врезался в память каждого из нас, и даже сегодня, спустя 25 лет, этот день можно восстановить чуть ли не по минутам...

    • НЕ ПЕРЕХОДЯ ГРАНЬ
      2013-07-23 00:00
      1805

      ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА. Варткез Багратович АРЦРУНИ – генеральный директор холдинговой компании "Артс Инвест", председатель Епархиального совета армян России и Новонахичевани 1993-1998 гг. Родился в 1941 г.; окончил Политехнический институт. С 1966 г. работает в строительной сфере на руководящих постах. В 1987 году назначен заместителем председателя Совета Министров, председателем Строительного комитета Армянской ССР; с 1991 г. - заместитель руководителя Департамента строительства правительства Москвы. Заслуженный строитель Российской Федерации, награжден рядом орденов и медалей РФ, медалью "Благодарность" Нагорно-Карабахской Республики. Для российских государственных деятелей отношение к Армении являлось лакмусовой бумажкой на подлинный российский патриотизм, говорит в интервью "ГА" Варткез АРЦРУНИ.

    • АКЦЕНТ КАК НОРМА
      2009-12-21 16:48
      600

      в отдельно взятой московской школе На днях Московская школа поликультурного образования, не имеющая аналогов ни в России, ни за ее пределами, отметила свое 20-летие. РАССКАЗЫВАЕТ ОСНОВАТЕЛЬ И БЕССМЕННЫЙ ДИРЕКТОР ШКОЛЫ ОФЕЛИЯ ВАЗГЕНОВНА АРАКЕЛЯН: "Все началось в тяжелые декабрьские дни 1988 года, когда в Армении произошло землетрясение. Я, как и многие другие москвичи, не только встречала самолеты с пострадавшими, но и проводила в больницах дни и ночи. Особенно тяжело было в детских больницах. Я до сих пор не могу забыть потухших детских глаз, в которых были только ужас и обреченность.

    • Я НЕ ЗЛОПАМЯТНЫЙ, ПРОСТО У МЕНЯ НЕПЛОХАЯ ПАМЯТЬ
      2009-12-18 15:52
      722

      Если б я писал эти строки для московского читателя, необходимость в представлении Самвела Гарибяна не возникла. Шутка ли сказать – более 1000 печатных, теле- и радиоинтервью, статей и тематических передач. Чтоб наглядней представить эту лавину информации: по одной публикации в день – и так 3 года подряд. Причем в подавляющем большинстве – в российских СМИ. Плюс к этому через основанную им "Школу памяти" за последние несколько лет очно прошли десятки тысяч человек. В том, что имя его становится нарицательным, убеждаешься, читая на форуме в интернете такое вот сообщение: "…все гениальное — просто, а просто-то  как раз на бумажке. Иначе это уже не "Эйнштейн" получается, а прям какой-то Самвел Гарибян".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЧТОБЫ ПОСЕЩЕНИЕ НАШЕГО ТЕАТРА ВНОВЬ СТАЛО СОБЫТИЕМ…
      2018-04-20 17:02
      112

      Всемирно известный постановщик Андрейс Жагарс ставит в Ереване оперу "Манон" …Все началось с того, что в декабре 2016 года Андрейс Жагарс, проработавший гендиректором Рижского оперного театра 17 лет и поставивший 13 спектаклей в 23 странах, поставил оперу Ж. Массне "Манон" в Москве, и постановка в 2017 году удостоилась премии "Золотая маска" в четырех номинациях: режиссура, спектакль, лучшая мужская роль – солист Национального академического театра оперы и балета им. Ал. Спендиарова, заслуженный артист Республики Армения Липарит Аветисян (Де Грие) и лучшая женская роль – Евгения Афанасьева (Манон).

    • МАЛЕНЬКИЙ ТЕАТР – "ДРУГОЙ" ТЕАТР
      2018-04-20 15:29
      64

      На сцене Маленького театра при Центре эстетического воспитания им. Г. Игитяна родился уже второй спектакль - La Vie En Rose - "Другие танцы" - в котором вместе с профессиональными танцовщиками работают участники постоянно действующей при театре инклюзивной программы. Если проще – люди с ограниченными, сильно ограниченными возможностями. Для художественного руководителя театра, заслуженного деятеля искусств РА Ваана Бадаляна стремление открыть перед такими людьми двери в "другую" жизнь стало неотъемлемой частью жизни собственной.

    • «Сумгаит. Убитое поколение». В Сети уже доступна русскоязычная версия фильма
      2018-03-27 20:07
      259

                 В Сети размещена русскоязычная версия документального фильма «Сумгаит. Убитое поколение», снятого к 30-й годовщине геноцида армян в Сумгаите и презентованного в Ереване 27 февраля с.г. Об этом Panorama.am сообщила руководитель проекта «Обыкновенный геноцид», соавтор фильма Марина Григорян.

    • СВЕТЛЫЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ ЕРЕВАНА
      2018-03-14 16:08
      1144

      Нерсес Оганесян любил вечерами пройтись по Мичуринскому проспекту Москвы и со временем обзавелся небольшим кругом попутчиков по променаду.