Последние новости

В ИТАЛИИ НЕ ЗАМЕНЯЮТ КАМНИ, ТРОНУТЫЕ ВРЕМЕНЕМ

Недавно в Ереване побывал итальянский инженер-конструктор, профессор Миланского политехнического университета Лоренцо ЖУРИНА. Это его пятый визит в Армению, связанный с работой по реставрации историко-культурных памятников. Автор проекта реставрации работ Мармашена, где в 2000-2001гг. группа итальянских специалистов во главе с архитектором Гаяне Казнатти восстановила и укрепила знаменитый Мармашенский монастырь и спасла от обрушения церковь Катохике, Лоренцо Журина сегодня занят реставрацией монастырского комплекса Аруч в Арагацотнском марзе.

- Впервые я приехал в Армению в 1998г., затем в 2000г., так пошло и поехало… И когда несколько месяцев назад Гаяне Казнатти - директор Центра документирования и исследования армянской культуры в Милане вновь предложила мне принять участие в очередной программе Армении, я немедля согласился. Армения - страна легенд, о которой не много знают в Европе, но увиденное превосходит ожидаемое. Это как Эльдорадо для испанцев... Особая прелесть в старинных армянских церквах: простые и гармонично связанные с ландшафтом, окружающей средой, сохранившиеся в первозданном виде, они с течением веков, естественно, встали перед угрозой разрушения. Именно поэтому кроме восхищения у меня возникло желание помочь их сохранить.

- В чем заключается конкретно ваша работа?
- Я инженер и больше занят вопросами укрепления строительных конструкций. Именно в этом качестве я и начал работу в Мармашене, где конечной целью было обеспечить безопасность церкви и избежать ее разрушения. В Италии эта часть реставрационной работы лежит на плечах инженера, тесно сотрудничающего с архитектором. Я в этой сфере уже 35 лет и являюсь автором ряда международных проектов, считаю, что реставрация – совместное дело инженера и архитектора.

- Что вы знали о Мармашене до приезда?
- Так как реставрация проводится по программам, разработанным в рамках официального соглашения между МИД Италии и Минкультом Армении, Гаяне Казнатти – координатор этих программ - предоставила много материалов. Прибыв в Мармашен, я был поражен увиденным. Монастырский комплекс буквально утопал в яблоневых садах, возвышаясь над рекой Ахурян и представляя собой поэтическое зрелище. Но с точки зрения надежности конструкций главная церковь монастыря Катохике находилась в удручающем состоянии, налицо была опасность обвала верхней части. Мы провели диагностику состояния церкви, после чего при помощи специальной техники, привезенной из Италии, приступили к реставрации. На сегодняшний день церковь укреплена и готова принимать прихожан и туристов. Но реставрация вообще дело непрекращающееся, это постоянный процесс. И все мы – и простые граждане, и специалисты, и руководящие органы - должны это понять и воспитать в себе культуру ежедневной охраны памятников. Не надо ждать, когда та или иная церковь окажется перед угрозой развала - работать надо ежедневно, чтобы предотвращать эти угрозы. Кстати, реставрационную технику – приборы и оборудование - мы оставили в Армении коллегам для работы с другими памятниками архитектуры.

Список подлежащих восстановлению церквей составляет армянская сторона, мы лишь выполняем сами работы.- Вы также участвовали в реставрации церквей исторических комплексов Амберд и Татев. Чем обусловлен выбор именно этих памятников?
- Список подлежащих восстановлению церквей составляет армянская сторона, мы лишь выполняем сами работы. Насколько я знаю, пока в программу внесены памятники, не столь отдаленные от Еревана, ибо сегодня в Армении итальянские специалисты выполняют одновременно как практическую работу на территории памятников, так и участвуют в образовательных программах, проходящих в Государственном университете архитектуры и строительства. Что касается Амберда и Татева, в этих проектах я участвовал с 20 итальянскими студентами, к которым примкнула также группа армянских студентов и архитекторов. Укрепление Татева было проведено по предложению и при финансировании Первопрестольного Эчмиадзина в лице Католикоса Всех Армян Гарегина II. Моя миссия – реставрировать, сохранять памятники истории, культуры, архитектуры, а моя армянская страница этой деятельности подпитана также большой любовью Гаяне Казнатти к Армении – современной и исторической, которую я разделяю.

Однажды я получил предложение принять участие в программе Фонда Всемирного наследия ЮНЕСКО по исследованию состояния памятников Ани.- Не потому ли в вашем послужном списке значится древняя армянская столица Ани, развалины которой вы также исследовали?
- В Ани я оказался волею судьбы и безгранично рад этому. Однажды я получил предложение принять участие в программе Фонда Всемирного наследия ЮНЕСКО по исследованию состояния памятников Ани. Была организована международная группа специалистов, к нам подключились и сотрудники университетов Турции. Цель работы заключалась в сборе информации по памятникам Ани с дальнейшим их внесением в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В течение 12 дней мы исследовали 10 памятников, внесли предложения по их конструктивному креплению, представили общую картину в ЮНЕСКО. Прошло 14 лет, и недавно я узнал, что уже сделаны шаги по включению памятников города Ани в списки ЮНЕСКО. Древний Ани и сегодня одно из сюрреалистических мест на земле, подобных которому мне не доводилось встречать. Множество уникальных церквей - караван-сарай (церковь Святых Апостолов), сельджукская мечеть – в течение веков возвышалось на Шелковом пути и потому представляло большой интерес для торговцев. Ани – часть всемирной истории, которая должна охраняться международными организациями, в том числе и ЮНЕСКО.

- Нынешний ваш приезд связан с проектом реставрации Кафедрального собора в селе Аруч, как вы оцените его состояние?
- К сожалению, очень плохо. Купола практически нет, а фронтальная часть как бы отделяется от основного каркаса и вот-вот может свалиться. То есть собор нуждается в скорейшей реставрации, не то мы его потеряем. Сейчас проводится диагностика памятника.

Это позволяет сохранить визуальную древность памятника, его историчность, а тем самым и его ценность. - Как работается итальянцам с армянскими специалистами?
- Весьма продуктивно. Безусловно, есть определенные расхождения в методиках реставрации и т.п. Например, в Армении больше принято заменять треснутые, подпорченные временем камни памятников архитектуры новыми, в Италии же мы оставляем старинные камни с их естественными трещинами и укрепляем эту часть сооружения специальными средствами при помощи укрепляющих слоев, поясов. Это позволяет сохранить визуальную древность памятника, его историчность, а тем самым и его ценность. Сейчас есть тенденция возврата к старине – античному состоянию как в Италии, так и других странах. Но, несмотря на это, мы находим плоскости для сотрудничества с армянскими коллегами, пытаясь нащупать золотую середину. Известно, что Италия находится на передовых позициях в вопросах реставрации, и мы можем и готовы передать свой опыт и знания не только армянским студентам, но и опытным специалистам. Этот обмен опытом полезен обеим сторонам. В каждой стране есть свои методы работы – традиционные, и, например, то, что мы делаем у нас, порой не принимают в Испании. Надо научиться брать друг у друга лучшее, профессиональное. Ведь работа реставраторов сродни врачеванию, только наш объект – архитектурное сооружение, а не человек. Наша задача - приостановить и замедлить процесс разрушения старинных памятников, будь то в Армении или другом уголке земного шара.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ДОМ АРЦАХА" С ТРЕМЯ ГРАНАТАМИ
      2018-02-23 15:29
      285

      20 февраля в фойе библиотеки Ереванского государственного университета состоялось праздничное мероприятие, приуроченное к двум важным событиям – 30-летию Арцахского движения и открытию на базе университета научно-образовательного и культурного студенческого центра "Дом Арцаха" (Artsakh’s House). В мероприятии, организованном основателями центра Айрапетом Навасардяном, Ромелой Гулянц и Анной Читчян и поддержанном руководством ЕГУ, приняли участие представители Культурного центра вуза, компания-производитель армянских национальных ковров "Мегерян карпет", Культурный центр "Терян" со своей коллекцией таразов и фотоателье "Марашлян".

    • СОКРОВИЩА НА УГЛУ АБОВЯНА И ПЛОЩАДИ
      2018-02-21 14:53
      416

      Известный салон-магазин "Сокровища Армении" (Treasures of Armenia) с прошлого лета вновь распахнул двери для гостей и жителей Еревана. Основанный в 2006 г. Ниной Овнанян, этот центр традиционной культуры и национальных ремесел в последние годы прекратил функционировать по объективным причинам. Однако, как отметила директор Анаит Борецян, активность армянских мастеров, желавших выставлять свою продукцию именно здесь, заставила сделать еще одну попытку рестарта салона. И, кажется, она удалась.

    • КОРАБЛИК НАДЕЖДЫ С ЛУЧШИМ РЕЦЕПТОМ ЗДОРОВЬЯ
      2018-02-16 18:16
      2652

      15 февраля в более чем 90 странах мира прошел Международный день борьбы с детской онкологией. В стороне от актуальной проблемы современного мира не осталась и Армения. В этот день в Ереване в Национальном театре оперы и балета им. Ал.Спендиарова состоялся удивительный по задумке, трогательный и важный по значимости концерт с участием звезд армянской эстрады и детей, которых коснулось это страшное заболевание. 

    • 25-МИНУТНЫЙ ИГРОВОЙ "ГОГ МАГОГ"
      2018-02-12 15:46
      2007

      Несколько месяцев назад на фейсбуковской страничке под названием "Наш фильм "Гог Магог" появился весьма любопытный пост: "Итак, это случилось. Съемки закончены. Было немножко трудно, очень увлекательно, много-много весело и невероятно интересно. Как это случилось?






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ