Последние новости

ДАВНО ОТРАБОТАННЫЙ АРСЕНАЛ

23 ноября в Москве состоялась встреча президента общероссийской общественной организации "Союз армян России" Ара АБРАМЯНА и президента Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России Союна САДЫКОВА, по итогам которой состоялось подписание совместного заявления.

В этом документе "представители азербайджанской и армянской общин России" выражают "стремление активно участвовать в совместном деле укрепления межнационального мира и согласия в обществе". Отмечается, что "национальный вопрос имеет фундаментальное значение для судьбы России и ответственное отношение к национальной политике требует от власти и общества совместных усилий, постоянного диалога, сохранения и приумножения лучших исторических традиций сотрудничества и дружбы между представителями различных национальностей, составляющих единый народ нашей страны".

СТОРОНЫ ПОДЧЕРКИВАЮТ ТАКЖЕ, ЧТО "АРМЯНЕ И АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВЕКОВ жили и трудились бок о бок, а между нашими республиками существовали добрососедские отношения. Но, к сожалению, уже более двух десятилетий в отношениях двух государств имеются противоречия, связанные с карабахской проблемой, которые негативно сказываются на общем состоянии наших исторических родин и региональной безопасности в целом".

Когда азербайджанские власти говорят о принадлежности к "Западному Азербайджану" территории современной Республики Армения, это укладывается в пантюркистский и паназербайджанский тезис, и именно в такой своей плоскости вполне умещается в контекст притязаний. Лозунг "ни пяди карабахской земли Армении" также вписывается в общий расклад вещей и в принципе понятен. Когда армянские власти заявляют о невозможности пребывания Нагорного Карабаха в составе Азербайджана – это тоже понятная позиция.

Сложнее всего, когда вокруг столь непростой темы разворачиваются какие-то непонятные вещи. Именно такой "непонятной вещью" и стало принятие в Москве совместного "армяно-азербайджанского" заявления.

Оснований думать, что положения этого воззвания могут иметь сколь-нибудь значительный практический смысл, не существует. "Наша задача как граждан России и представителей общественности - быть проводниками народной дипломатии. Наш общий долг воспитывать молодые поколения армян и азербайджанцев в духе взаимного уважения друг к другу <…> установление постоянных контактов и взаимодействия между нашими организациями в сфере культуры, образования, спорта и т.д. будет способствовать гармонизации межнациональных отношений, укреплению стабильности и единства российского общества, препятствовать проявлениям экстремизма и ксенофобии, а также окажет позитивное содействие процессу нормализации отношений между нашими народами и республиками".

Абсолютно непонятно чем вызвана необходимость подобной - изначально обреченной на провал - инициативы именно сейчас? Утопия – это не всегда хорошо и не всегда благородно.

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДОСТИГНУТЫХ В ХОДЕ ПЕРЕГОВОРОВ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ стороны решили (помимо прочего) "обратиться к президентам России, Азербайджана и Армении с совместной просьбой о поддержке идеи проведения в России (г. Сочи) недели азербайджано-армянского диалога культур с участием представителей общественных организаций, творческих союзов, молодежных объединений (по 50 человек от каждой стороны). В рамках данного форума организовать мероприятия и творческие конкурсы с участием делегаций, целью которых будет поиск путей сближения и создания атмосферы доверия на основе взаимного уважения".

Кроме того, принято решение об организации в Москве ежеквартальных совместных "общественно значимых мероприятий в сфере культуры, образования или спорта. Проводимые мероприятия должны способствовать восстановлению добрых отношений между нашими диаспорами и взаимному познанию культурных достижений наших народов". Стороны также взяли обязательство "исключить из лексикона своих публичных выступлений и в публикациях подконтрольных СМИ "языка вражды" по отношению друг к другу".

Думается, прежде чем заявлять о добрых, светлых и вечных категориях, сторонам стоило бы рассказать "заинтересованным обществам" о том, что именно произошло такого в течение последнего времени, вынудившее их сесть за стол переговоров и расписаться под красивым обращением. В противном случае остаются вопросы.

Конечно, можно было бы вообще не обращать внимания на совместную инициативу, если бы не сама карабахская тематика. Что известно, например, о президенте Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России Союне Садыкове? Вот только несколько выдержек из его публичных выступлений:

"Пока у власти в Армении находятся выходцы из Карабаха (Кочарян, Саргсян и другие), Армения никогда не подпишет соглашения об изменении статуса оккупированных территорий. Так как эти политики-сепаратисты в свое время все сделали для того, чтобы развязать войну с Азербайджаном за Нагорный Карабах, и в итоге оккупировали пятую часть территории Азербайджана. За счет сепаратизма они же пришли и к власти в Армении. Однако и политическая элита, и общественность Армении прекрасно осознают, что оккупация территорий суверенного Азербайджана не может продолжаться вечно и ситуация рано или поздно все-таки изменится".

"Я УВЕРЕН, ЧТО ЕСЛИ ПРОВОДИТЬ РЕФЕРЕНДУМ, ТО ЭТО НАДО СДЕЛАТЬ НЕ В НАГОРНОМ КАРАБАХЕ, а в самой Армении. И желательно, чтобы этот референдум прошел с участием представителей Минской группы ОБСЕ. В бюллетени для голосования нужно включить два вопроса: готовы ли избиратели Армении признать Нагорный Карабах территорией Азербайджана? готова ли Армения к сотрудничеству с Азербайджаном? Интересно, как избиратели Армении ответили бы на эти вопросы. Я уверен, что итоги референдума в Армении сведутся к тому, что станет понятно, что простые люди устали жить в изоляции и хотят мира с Азербайджаном. И заодно был бы получен ответ на вопрос: готовы ли армяне Нагорного Карабаха проживать совместно с Азербайджаном в рамках одной страны. Но, как вы понимаете, это идет вразрез с теми армянскими политиками-сепаратистами, которые держат ситуацию под своим контролем".

"Я уверен, что в Нагорном Карабахе необходимо восстановить автономию, которая была до 1988 года. Сейчас в Нагорном Карабахе живут только армяне, а азербайджанское население было изгнано из родных домов. <…> Судьба разбросала этих людей, ставших беженцами, по разным республикам бывшего Советского Союза. А ведь когда-то они и их родители жили в Нагорном Карабахе, который был их родиной и домом. Поэтому, говоря о необходимости восстановления демографического баланса, существовавшего в Нагорном Карабахе до 1992 года, нужно учесть и фактор рождения детей в семьях, изгнанных из Нагорного Карабаха в результате оккупации со стороны Армении. И если Саргсян говорит о "демократии" для жителей Нагорного Карабаха, то почему игнорируются права представителей азербайджанцев и других национальностей, проживавших некогда в Нагорном Карабахе?".

"Международные миротворческие силы не нужны на территории Азербайджана, так как это уже ущемление суверенитета страны. Миротворцы должны быть размещены на границе Армении и Азербайджана, а вовсе не на границе Нагорного Карабаха с остальными территориями Азербайджана. К примеру, миротворческие силы России долгие годы находились в Южной Осетии и Абхазии. Но нельзя путать Нагорный Карабах с Южной Осетией и Абхазией. В этих двух автономных образованиях проживают нации, у которых нет других территорий. Эти нации имели право на самобытность. Нельзя проводить параллель между Южной Осетией, Абхазией и Карабахом. Нагорному Карабаху не нужно самоопределяться, так как армяне уже самоопределились и у них есть суверенное государство Республика Армения".

Спрашивается, если по убеждению президента Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России все настолько однозначно, то чем именно продиктовано совместное заявление? Нет никакого желания строить какие-то догадки, пусть просто каждый занимается своими непосредственными делами и не влезает в другие сферы.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "КЛОУН - ЭТО МОЕ ХОББИ"
      2016-03-17 13:27
      1464

      15 марта Леониду Енгибарову исполнился бы 81 год За пять минут до смерти он еще добивался свидания. Молоденькая медсестра, которая собиралась делать ему укол в сердце, не знала даже, как себя вести в столь неординарной ситуации: в училище этого не преподавали. Она, как, впрочем, и сам врач, вообще мало что соображала в этот вечерний час: 25 июля 1972 года в Москве было действительно жарко.

    • "ЕРЕВАН: С КРЕСТОМ ИЛИ НА КРЕСТЕ"
      2016-02-17 15:32
      1602

      Арис КАЗИНЯН: "Прошлое и будущее в Азербайджане моделируется на основе указов и программных выступлений президента" Столица Республики Армения, Ереван, превратилась в особую мишень азербайджанской информационной войны: с начала 1990-х официальный Баку тиражирует тезис об "исконно азербайджанской принадлежности" как армянской столицы, так и земель, на которых она располагается. Об этом пишет армянский журналист и исследователь Арис Казинян в предисловии к книге "Ереван: с крестом или на кресте", являющейся попыткой фиксации и осмысления чрезвычайно пестрого спектра процессов, прямо или опосредованно слагавших характер развития данной территории, предопределив неизбежность превращения именно Еревана в главный центр Восточной Армении, а позже – в столицу восстановленного армянского государства.

    • "СВЯЩЕННЫЙ ДЖИХАД" ПРОТИВ АРМЯН ОБЛОМИЛСЯ В КАРАБАХЕ
      2015-11-30 12:34
      1417

      Именно в Карабахе, в ходе "священной войны" против армян, прошли первичную апробацию некоторые формы террористических действий, равно как и формы координации этих действий, которые ввиду преступного безразличия международного сообщества, приобрели позднее глобальный охват

    • ИДЕЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ СПОСОБНА СТАТЬ ПОЛИТИЧЕСКИМ ФАКТОРОМ
      2015-06-29 12:48
      1074

      Продолжение интервью с известным журналистом и исследователем Арисом КАЗИНЯНОМ - В отношении армянского протестного движения есть десятки разных ракурсов восприятия и толкования – внутриполитический, внешнеполитический, экономический, социальный, административно-бюрократический, нравственный, интеллектуальный, художественный… Кто-то видит в них в большей степени одно, другой выделяет в большей степени другое. В чем, по вашему мнению, главная особенность этого движения?






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ