Последние новости

"ИЗ-ЗА ХЛЕБА" НА СЦЕНЕ ТЕАТРА "АМАЗГАИН"

В прошлую субботу на сцене Государственного театра "Амазгаин" состоялась премьера спектакля "Из-за хлеба", поставленного по роману классика национальной литературы Перча Прошяна. Независимо от того, какое будущее ожидает спектакль, он уже вошел в историю новейшего армянского театра хотя бы потому, что явил собой первый доселе невиданный прецедент постановки, осуществленной по инициативе мецената, выразившего желание полностью профинансировать сценическое воплощение произведения классической отечественной литературы. Компания Grand Candy совершила шаг, вызывавший не только благодарность всего театрального мира, но и надежду, что этот замечательный пример станет заразительным.

Пока люди театра, уставшие от все еще существующей в наших реалиях "советской" системы финансирования, ждут законодательное поле, шагающее в ногу с жизнью, которое приведет в театры спонсоров, пока государство объясняет, что рано нам еще в калашный ряд, ибо при наших нравах освобождение от налогов спонсоров культуру приведет к тотальному отмыванию денег, находятся люди, совершающие невероятное, но очевидное. 18000000 драмов, предоставленные Grand Candy на постановку в "Амазгаин", не только стали сюрпризом для театра, которому за двадцать лет существования не доводилось получать на спектакль и пятой части этой суммы, но побили рекорд государства, выделившего на "40 дней Мусса-Дага" в Национальном театре им. Сундукяна 16 миллионов. Большей суммы не удостаивался пока ни один драматический спектакль.

Сегодня без серьезного финансирования театру нечего ждать, можно только влачить жалкое существование, потихоньку скатываясь до глубоко провинциального уровня."Главное, что Grand Candy, предложив нам такое сотрудничество, словно стремится возродить те далекие манташевские времена, когда мысль о том, что искусство необходимо поддерживать, ни у кого не вызывала сомнения. Сегодня без серьезного финансирования театру нечего ждать, можно только влачить жалкое существование, потихоньку скатываясь до глубоко провинциального уровня. И я хочу выразить большую благодарность открывшему перед нами совсем иные перспективы Карену Варданяну, который вообще произвел на меня сильное впечатление - настоящий наш парень. Остается надеяться, что его пример заставит и других задуматься над тем, что жизнь - это не только столы, заставленные шашлыком и кябабом. Без театра нет государства", - говорил художественный руководитель театра "Амазгаин" народный артист СССР Сос Саркисян.

Глава Grand Candy Карен Варданян мотивировал свой воистину королевский жест следующим образом: "Это наш подарок театру "Амазгаин" к 20-летию. В прошлом году я подошел к Сосу Арташесовичу и предложил профинансировать постановку какого-либо произведения классической армянской литературы. Наша семья продолжает эту заложенную для себя традицию поддерживать культурные проекты. Мы вместе выбрали роман Прошяна "Из-за хлеба", который и сегодня продолжает оставаться актуальным. Как в те времена, так и сегодня (под сурдинку "это вопрос выживания") попираются нравственные ценности. И, к сожалению, за 160 лет мы ничему не научились на собственных ошибках - беззаконие и коррупция продолжают оставаться естественной составляющей нашей жизни. Надеюсь, эта постановка будет иметь воспитательное значение для нашего общества".

Субботним вечером в фойе тусовался нарядный бомонд. На премьере присутствовал и Карен Варданян. Режиссера спектакля Вигена Степаняна еще до первого звонка окружило такое количество журналистов и телекамер, которому позавидовали бы голливудские звезды. И это еще один подарок от мецената - весь процесс работы над спектаклем регулярно освещался в СМИ, рекламная кампания спектакля, которая так и остается недостижимой мечтой отечественных режиссеров, обрела в данном случае реальное воплощение и местами размах.

До открытия занавеса к публике с коротким приветствием обратился директор "Амазгаин" Вардан Мкртчян: "Когда Карен Варданян изъявил желание сделать подарок к юбилею нашего театра, я по привычке подумал о чем-то материальном. Но оказалось, что это особая "материя" - спектакль, который меценат хочет подарить не только нам, театру, но и армянскому зрителю. И тут дело не только в том, что за весь период работы над спектаклем у нас не возникло ни одной финансовой проблемы и даже благодаря господину Варданяну пополнился наш технический арсенал, а в том, что человеком владеет идея - популяризировать произведения армянских классиков. Мы пришли к совместному решению осуществить постановку романа Перча Прошяна. В нынешнем году отметили 175-летие Перча Прошяна, а 23 ноября, ровно 105 лет, назад в этот день он ушел из жизни, а его произведения остались. Доказательством тому - сегодняшний спектакль".

Почти за полгода до премьеры Сос Саркисян говорил: "За 160 лет мы совершенно не изменились - те же взаимоотношения, ведущие к пропасти. Роман Прошяна - очень серьезное произведение и ставить его очень сложно. Уже в процессе работы возникали бурные дискуссии, и это естественно. К тому же наша сцена, у которой нет должной глубины, не слишком подходит для такой масштабной задумки, и это тоже проблема. Ведь можно сколько угодно преисполняться благими намерениями, но спектакль - это арбуз: пока не разрежешь, не узнаешь, спелый он или нет".

Занавес открылся, и сцена театра "Амазгаин" сразу показалась преображенной. В основу своего лаконичного оформления Давид Минасян взял фактуру - многофункциональные столы и скамьи, все покрытие, превратившее сцену в один большой пандус, словно пахли свежевыструганной древесиной, из которой были сколочены. Золотисто-табачные веревки, задрапировавшие весь задник и кулисы, придали сценическому пространству невиданный здесь доселе объем. Но удачного замысла художника оказалось явно недостаточно, чтобы придать масштабность действу. Весь первый акт проходит на фоне сельского праздника Барекендана (Масленицы) в Аштараке. Виген Степанян густо аранжировал весь акт фольклором, привлек к работе в виде консультанта даже этнографа Женю Хачатрян - песни-пляски, зурна-доол, балаган-игрища. Но задумка, которая явно хорошо бы сработала на одной из национальных сцен с массовкой не меньше ста человек, при достаточно камерных возможностях амазгаиновской сцены обрела, по выражению одного весьма квалифицированного зрителя, "формат концерта в сельском клубе". Хотя многим нравилось, и при каждой новой дроби доола они долго и бурно аплодировали...

И Микаелу Аветисяну в роли Хечана за нутряную силу и настоящее мужское обаяние можно было простить искусственную седину. Из второго акта ушел фольклор, и остались разговоры. За 160 лет мало что изменилось в человеке, но многое - в театральном языке. Воспринимать театральный язык, на котором, вернее, в обрамлении которого велись все эти бесконечно долгие разговоры, столичная премьерная публика давно разучилась. Действие пробуксовывало, испытывая зрителей на прочность. И это при условии, что труппа театра "Амазгаин" сегодня просто замечательная, собравшая множество одареннейших молодых актеров. И Микаелу Аветисяну в роли Хечана за нутряную силу и настоящее мужское обаяние можно было простить искусственную седину. И Гагик Мадоян так точно, ненатуженно, почти элегантно развертывал перед зрителем целую жизненную философию мерзавца Микитан Сако. И Мариам и ее племянница Эгнар - Карине Джанджугазян и Татевик Казарян - были живыми и выразительными, потому что другими они просто не бывают. И Сергей Товмасян в совершенно неожиданной для себя роли есаула Маргара был гротескно-колоритен. Но... Но спектакль - как арбуз, пока не разрежешь... Недозрелая мякоть мало соответствовала блестящей оболочке и заставляла задуматься над тем, почему, скажем, в Тбилиси и Москве можно смотреть Чавчавадзе или Лескова, совершенно не ощущая тех самых злополучных "160 лет"? Наверное, это случается тогда, когда театр разговаривает со своим зрителем на том универсальном языке игры воображения и театральности, что, как эсперанто, рассчитан на всех и не знает убыли и тлена.

Так или иначе, но спектакль "Из-за хлеба" уже вошел в историю новейшего армянского театра хотя бы потому, что явил собой первый доселе невиданный прецедент постановки, осуществленной по инициативе мецената. Концерн Grand Candy совершил шаг, вызывавший не только благодарность всего театрального мира, но и надежду, что этот замечательный пример станет заразительным.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КАПИТАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ. А ОКУЛЬТУРИВАНИЕ КАПИТАЛА?
      2017-07-26 16:11
      838

      Станет ли взаимодействие взаимовлиянием? Государственный драматический театр им. Ов. Абеляна города Ванадзора теперь будет иметь совет попечителей. Инициатива создания такого совета, в который войдут и корифеи культуры, и представители крупного бизнеса, принадлежит новому и молодому директору театра и находит, а точнее, уже нашла поддержку в Министерстве культуры РА. Все к обоюдному удовольствию – государство стремится минимизировать свои затраты на культуру, театр – выжить и не утратить лица.

    • ЗАРЯДИЛИСЬ НА 100 ПРОЦЕНТОВ!
      2017-07-25 12:17
      1424

      После режиссерской лаборатории Чеховского фестиваля В Москве завершился XIII, юбилейный - существует уже 25 лет - Международный театральный фестиваль им. Чехова, в рамках которого состоялась очередная Лаборатория молодых режиссеров стран Содружества, Балтии и Грузии, организованная Международной конфедерацией театральных союзов под эгидой и при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств СНГ. Наши молодые режиссеры - постоянные и активные участники этой лаборатории, которая, по их собственному признанию, дает огромные импульсы и помогает нащупывать новые пути.

    • "100 СПАРТАНЦЕВ",
      2017-07-12 15:49
      6004

      или Воспитание капитализацией Если верить историкам, в древней Спарте едва родившегося на свет младенца мужского пола бросали в воду. Не выплывет – туда ему и дорога. Выплывет – его счастье. Времена были постпервобытные, дикие, лакедемоняне нуждались в воинах. В таком вот жестоком горниле ковались несгибаемые спартанцы… 

    • ЖИЗНЬ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН – ПРОКЛЯТИЕ ИЛИ ПРОРЫВ?
      2017-07-07 15:10
      2994

      Новый этап в истории Национального театра Кажется, пора бы уже остановиться, но нашему искусству вновь придумали жизнь "в новых реалиях", обеспечив ему очередную борьбу за выживание. Чтоб не расслаблялось?..                На прошлой неделе в Национальном академическом театре им. Г.Сундукяна произошло сразу два события, которые должны изменить жизнь alma mater, и, следует надеяться, изменить к лучшему. Главный драматический театр страны обзавелся новым директором и новой экспериментальной малой сценой.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КАПИТАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ. А ОКУЛЬТУРИВАНИЕ КАПИТАЛА?
      2017-07-26 16:11
      838

      Станет ли взаимодействие взаимовлиянием? Государственный драматический театр им. Ов. Абеляна города Ванадзора теперь будет иметь совет попечителей. Инициатива создания такого совета, в который войдут и корифеи культуры, и представители крупного бизнеса, принадлежит новому и молодому директору театра и находит, а точнее, уже нашла поддержку в Министерстве культуры РА. Все к обоюдному удовольствию – государство стремится минимизировать свои затраты на культуру, театр – выжить и не утратить лица.

    • Министр: В Ереванском русском театре будет открыта библиотека с книжным магазином и кафе
      2017-07-26 11:15
      608

      В здании Ереванского государственного русского  драматического театра имени Станиславского будет открыта  библиотека с небольшим пунктом отдыха, в том числе кафе. Об этом в беседе с корреспондентом Новости Армении – NEWS.am заявил министр культуры Армении Армен Амирян. 

    • ЗАРЯДИЛИСЬ НА 100 ПРОЦЕНТОВ!
      2017-07-25 12:17
      1424

      После режиссерской лаборатории Чеховского фестиваля В Москве завершился XIII, юбилейный - существует уже 25 лет - Международный театральный фестиваль им. Чехова, в рамках которого состоялась очередная Лаборатория молодых режиссеров стран Содружества, Балтии и Грузии, организованная Международной конфедерацией театральных союзов под эгидой и при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств СНГ. Наши молодые режиссеры - постоянные и активные участники этой лаборатории, которая, по их собственному признанию, дает огромные импульсы и помогает нащупывать новые пути.

    • "100 СПАРТАНЦЕВ",
      2017-07-12 15:49
      6004

      или Воспитание капитализацией Если верить историкам, в древней Спарте едва родившегося на свет младенца мужского пола бросали в воду. Не выплывет – туда ему и дорога. Выплывет – его счастье. Времена были постпервобытные, дикие, лакедемоняне нуждались в воинах. В таком вот жестоком горниле ковались несгибаемые спартанцы…