Последние новости

ВЫСТАВКА В БЕЙРУТЕ - ГОРОДЕ, ГДЕ АРУТЮН ГАЛЕНЦ БЫЛ МОЛОД, СЧАСТЛИВ И ЗНАМЕНИТ

В Бейруте прошла ретроспективная выставка Арутюна Галенца. Прошла с ошеломляющим успехом. Ливанское телевидение, газеты, радио на арабском, французском и армянском языках, сообщая о выставке, взахлеб рассказывали о художнике, которого и сегодня считают своим, родным.

Названа выставка была просто: "Арутюн Галенц. Две жизни". Те, кто знаком с биографией художника, знают, что детство свое он провел в сиротском приюте. После гибели отца от рук турок мать вместе с четырьмя детьми добралась до Алеппо, но сердце не выдержало обрушившихся на семью бед, она скончалась прямо на пороге сиротского дома. Арутюну было тогда пять лет. Талант к рисованию у мальчика проявился рано, но ни школы искусств, ни художественных традиций в этой арабской стране тогда не было.

В 17 лет он переехал в Триполи, где уже обосновались старшие братья. Именно здесь, в Триполи, на картинах молодого художника впервые появилась подпись "Галенц" – французский вариант фамилии Хармандян. Известность росла вместе с мастерством. В 20 лет он переехал в Бейрут. Знакомство, а потом и дружба с известными французскими художниками, импрессионистом Клодом Мишле и ярким представителем академического направления Жоржем де Сиро стали для него настоящим университетом. Галенц воспринял традиции французской художественной школы, ее направленность и вскоре стал самым востребованным в Ливане художником. В 27 лет он оформил павильон ливанской выставки в Нью-Йорке, насытив его скульптурными композициями и панно, а годом раньше реставрировал купол знаменитого монастырского комплекса Змарт. Все 19 лет жизни в Ливане он очень активно работал. Писал портреты, пейзажи, натюрморты, шаржи, но находил время и для создания Общества друзей искусства – аналог нынешнего Союза художников. В 1946 году Арутюн Галенц вместе с семьей переехал в Армению.

Но только сейчас, спустя 66 лет после отъезда художника из Ливана, творчество Арутюна Галенца было в таком масштабе представлено в Бейруте. Городе, где он был молод, счастлив и знаменит. Тех, кто знал его в те далекие годы, уже не было в живых, но на выставку приходили их дети. Мэром города Бейрута в 30-х годах прошлого века был Чарльз Корм. Сын его, встретившись с Саро Галенцем, рассказал, что это его отец доверил молодому художнику оформление павильона Ливана в Нью-Йорке. Это было официальным признанием таланта Галенца - Ливан впервые за всю свою историю должен был предстать перед мировой общественностью как независимая страна. Галенц блестяще справился с заданием. Фотографии этих пяти барельефов в натуральную величину, представленные на выставке в зале с черными стенами, привлекали внимание всех. Они буквально светились на темном фоне и были так прекрасны, что их захотели иметь в президентском дворце и в парламенте. Просил их и сын Чарльза Корма для музея своего отца. В книге, изданной им в память об отце, представлена фотография медали, которой художник и мэр Бейрута Чарльз Корм были награждены за эту работу. Такая же медаль хранится и в Музее Галенца.

Рассказывает Саро Галенц, руководитель кафедры живописи, графики и керамики Ереванской художественной академии:

- За две недели работы выставки мы узнали очень много интересного из творческой биографии отца. Ни отец, ни мать ничего не рассказывали нам о своей жизни в Ливане. - Узнали, что известная работа отца "Мирная Марианна" была сделана по заказу де Голля, штаб-квартира которого в те годы располагалась в Бейруте. Другая знаменитая работа, "Кедровое дерево", созданная им в 1934 году, представлена на государственном флаге Ливана. Еще один символ Ливана - Скала голубей – тоже написана Арутюном Галенцем.

Мы взяли в Ливан 60 работ отца, 30 живописных и 30 графических. Среди них были пейзажи Триполи и Бейрута, написанные в 30-40-х годах прошлого века. Несколько лет назад, впервые побывав в Ливане, я смог оценить, как мастерски отец отразил на своих полотнах его густой тягучий воздух. Он там совершенно иной, чем здесь. Архитекторы и художники подолгу стояли перед этими картинами. Они видели на них город, который не знали. Бейрут за прошедшие десятилетия сильно изменился. В процессе выставки экспозицию пополнили еще семь картин Галенца – их предоставили ливанские коллекционеры, в чьих частных собраниях они хранились все эти годы. Были показаны еще 20 работ с просьбой подтвердить авторство Арутюна Галенца. Мы никогда раньше этих картин не видели, но почерк отца ливанского периода был узнаваем сразу. Многие интересовались, как можно реставрировать находящиеся в их коллекциях работы Галенца. Выставка открыла им новое понимание творчества Арутюна Галенца. Когда работа представлена отдельно, не видно, какой путь прошел художник, не понять его мироощущения. Одну картину с другой всегда связывает определенный мостик, собранные вместе они дарят красоту, возможность увидеть мир глазами человека, которого Бог одарил и большим талантом, и большими страданиями.

Выставка  Экспозиция занимала три зала: в первом были представлены барельефы, во втором – работы ливанского периода, в третьем – ереванский этап творчества. Многие вначале решили, что это три разных художника. Жизнерадостный мастер жизнеутверждающей живописи одного зала в другом представал в ипостаси большого драматического художника. У нас было много встреч, бесед, споров о феномене Арутюна Галенца, выдающейся фигуры XX века в искусстве Армении. В обсуждениях, диспутах принимали участие не только члены армянской диаспоры, но и арабы, и представители других национальностей и конфессий. Жители Ливана потрясают теплотой взаимоотношений. Сунит и шиит, католик и православный, они все дружны между собой. Очаги напряженности вспыхивают только под давлением извне. И это доброжелательное отношение к людям любой национальности и вероисповедания отец впитал здесь, в Ливане, сохранив его на всю жизнь.

Три араба - студенты Ливанского художественного института дотошно изучали не только творчество Арутюна Галенца, но и его биографию, они готовили дипломную и курсовые работы об этом художнике. Поток посетителей был велик, многие приходили по нескольку раз. Для меня было очень важно то, что они говорили. Художник может быть интересен своей стране уже потому, что свой, но для всех он свой или только для своей нации, становится ясно, когда работы его представлены в другой стране. Мы сделали это в Ливане не только потому, что именно там он заявил о себе как художник. Ливан, будучи французской колонией, впитал в себя французскую культуру. А Галенц - художник французской направленности, и мы считали, что его там правильно поймут. Так и произошло.

Организации выставки был придан государственный статус. На открытии звучали гимны Армении и Ливана, были подняты два флага – наш армянский и ливанский с кедром отца. Выступили Габи Лаюн - министр культуры Ливана и Мунир Дуатди - генеральный директор Солидера, в залах которого проходила выставка. Они говорили об Арутюне Галенце как о величайшем художнике, открывателе новых форм и непревзойденном экспериментаторе, а также о том, как высоко ценят его вклад в искусство Ливана.

Выставка задумывалась нами и как благодарность людям, которые дали приют бедным сиротам, одарили их лаской, помогли стать на ноги. Этот момент был очень важен, и я был несказанно счастлив, когда ко мне подошел молодой араб (он работал волонтером на выставке) и поблагодарил за ее организацию. Он сказал, что не был раньше знаком с творчеством Галенца, а теперь восхищается художником и человеком, который, невзирая на удары судьбы, смог выстоять и сделать так много хорошего для его родной страны. Он не только смотрел картины, но и прочитал биографию. На выставке был представлен выпущенный под патронатом министерств культуры Армении и Ливана каталог "Арутюн Галенц. Две жизни. Ретроспективная выставка"

Выставка в Ливане еще раз показала, что Арутюн Галенц - художник мирового уровня, но он стал им потому, что, будучи армянином, всегда ощущал под ногами свою национальную почву. Выставка эта дала уверенность, что надо продолжать эту работу. Возможно, следующая пройдет в Нью-Йорке, но пока говорить об этом преждевременно. Подготовка к выставке в Бейруте заняла три месяца. Мы долго выбирали работы, обдумывали каждую деталь, какое расстояние должно быть между картинами, на какой высоте они должны быть размещены, с какой стороны поставить освещение. На организацию экспозиции было выделено два дня, но благодаря тому, что все было рассчитано заранее, мы справились. Все прошло великолепно. Мы очень благодарны нашему Министерству культуры, принявшему деятельное участие в организации выставки и транспортировке картин, но было бы еще лучше, если б наше Министерство иностранных дел предоставило посольству необходимый уровень информации. Посол выполнил свою работу очень хорошо, но были недоработки, от него не зависящие.

Такого рода серьезные просчеты бывают и в Ереване. Когда проходила выставка Макса Эрнста, одного из величайших художников, об этом мало кто знал, никакой информации не было. Когда была выставка сюрреалистов, работали только на Дали, хотя там были представлены и другие, не менее знаковые, чем Дали, художники, наконец, там были и работы армянских сюрреалистов. Разве не интересно понять разницу, найти общее, оценить наш уровень! Чтобы страна стала культурной, надо ценить культуру. И всем нам, в том числе и армянским художникам, следует активно работать в этом направлении.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • УРОКАМ НЕТ КОНЦА
      2017-03-17 16:20
      1073

      Выставка в Академии художеств В выставочном зале Государственной академии художеств им. Ара Арутюняна проходит выставка работ преподавателей этого вуза. Событие - локальное, вызывающее определенный интерес прежде всего у студенчества, но малорезонансное в художественной, и тем более общественной жизни Еревана. Соответственно ни статей, ни отзывов. А жаль, выставка интересная. 

    • ВУЗЫ РОССИИ: УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ
      2017-02-24 16:21
      3278

      Абитуриент, попавший в утвержденные списки, в любом случае будет учиться, говорит в интервью "ГА" советник министра образования и науки РА Нуне ВАРДАНЯН - Г-жа Варданян, расскажите, пожалуйста, каковы условия приема армянских студентов в российские вузы. 

    • ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ АЛЬБОМА, или
      2017-02-08 15:25
      1285

      УДИВИТЕЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ВАЛМАРА Недавно вышел в свет альбом "Удивительная коллекция Валмара". Но в нем представлены не произведения самого Валмара, а работы его друзей и коллег – армянских живописцев, многие из которых уже ушли из жизни. 

    • ПЕРВОСТЕПЕННАЯ ЗАДАЧА - ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ,
      2017-01-30 17:15
      5821

      говорит в интервью "ГА" начальник управления общего образования Министерства образования и науки РА Ашот АРШАКЯН - Г-н Аршакян, в нашей стране сфера образования является приоритетной. Какие принимаются меры с целью повысить уровень системы образования уже в ближайшем будущем?






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Это далекое, близкое Средневековье
      2017-03-22 15:56
      86

      В Национальном музее архитектуры открылась выставка средневековой армянской архитектуры. "Это далекое, близкое Средневековье" – так называется обширная экспозиция, развернутая в зале "Трдат" Национального музея архитектуры имени Александра Таманяна.

    • ОТ РАННИХ ПАМЯТНИКОВ ДО ШЕДЕВРОВ КЛАССИКИ
      2017-03-22 15:42
      593

                  В Национальном музее архитектуры имени Александра Таманяна открылась выставка армянской архитектуры "Это далекое, близкое Средневековье". На ней представлены более 60 фотографий, макетов, чертежей памятников архитектуры Восточной и Западной Армении

    • "ТВОИ "СИНИЧКИ В РУКАХ" УЖЕ СОСТАВЛЯЮТ СТАЮ И ЗАВОЕВЫВАЮТ НЕБО..."
      2017-03-22 15:32
      878

      Творческий путь Левона Мкртчяна настолько насыщен крупными достижениями, что едва ли не каждый год возникают поводы для юбилеев. И 2017-й не исключение. Сорок лет назад, в 1977 году, в ереванском издательстве "Советакан грох" увидели свет два уникальных издания: антологический двухтомник "Армянская классическая лирика" и "Книга скорби" Григора Нарекаци. Оба издания, несмотря на фантастический по нынешним временам тираж (20000 - Нарекаци и 10000 - двухтомник), сразу же стали библиографической редкостью. 

    • КАК ТВОРИЛ, ТАК И ЖИЛ
      2017-03-22 15:22
      3907

      Два дня назад Ереван прощался с замечательным живописцем, народным художником, профессором Художественной академии Армении Анатолием ГРИГОРЯНОМ. Он был блестящим художником. Это определение обозначает исключительную отточенность, переливающуюся всеми красками талантливость, радость бытия, приподнятость над бытом. И, наверное, эта приподнятость, эта отрешенность от "грязи", этот зов в какую-то прекрасную даль и доставляли зрителям особую - григоряновскую - радость. И зритель начинал ощущать себя таким же талантливым и радостным, как и его персонажи. Его воспламенная душа преобразовывала нашу мрачную действительность, делала ее светлее, лучезарнее.