Последние новости

МОДЕРНИЗМ ПЕРЕЖИВАЕТ КРИЗИС. НО ОН НЕ УМЕР,

считает арт-критик Рубен АРЕВШАТЯН

24-25 ноября в Центре архитектуры Вены Architekturzentrum Wien состоялся XIX архитектурный конгресс "Советский модернизм 1955-1991 гг. Неизвестные истории". Он проходил параллельно с представительной выставкой зодческих работ этого периода.

С армянской стороны в организации выставки оказали содействие, а также приняли активное участие Союз архитекторов, Министерство градостроительства РА, Национальный архив Армении, Национальный институт-музей архитектуры, институты "Армпроект", "Ереванпроект", а также многие специалисты сферы. Исследования, посвященные Армении, представил арт-критик, куратор Рубен Аревшатян.

- Рубен Эдуардович, каковы цели и задачи этого конгресса?

- Венский центр - это один из ведущих мировых центров и музеев архитектуры. Его директор - председатель Международной ассоциации архитектурных музеев Дитмар Штайнер. Конкретно проектом "Советский модернизм 1955-1991гг. Неизвестные истории" центр стал заниматься с 2010 года. Основой послужил другой международный проект - "Локальные модернити", который инициировал известный австрийский арт-критик и куратор Георг Шоельхаммер еще в 2004-м. Проект "Локальные модернити" исследует проявления поздних модернистских тенденций в архитектуре и градостроительстве в СССР, Восточной Европе, на Ближнем Востоке, в Северной Африке, странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америке.

Ереван- Почему именно эти регионы?

- Западноевропейский модернизм в архитектуре достаточно изучен, и он явственно отличается от модернистской архитектуры этих регионов. Считается, что западный контекст оставил определенное влияние на другие регионы, которые впоследствии стали развиваться самостоятельно. Наш подход оказался несколько иным. Модернистские проявления в этих странах были совершенно разными и не ограничивались лишь формальными "интерпретациями". Модернистская парадигма относится не только к архитектуре и изобразительному искусству, но в первую очередь - к мировоззренческим изменениям, связанным с экономическими, социальными, политическими и культурными процессами в целом. Культура модернизма определяется критическим отношением к реальности и предполагает применение постоянно обновляемого, рационального подхода ко всем аспектам, формам, а также образам нового, не традиционного социально-культурного, экономического и политического устройства общества.

- Что представляет собой проект "Советский модернизм"?

- Он отражает архитектуру 14 бывших союзных республик, кроме России, хотя петицию подписала и она. Считалось, что в советские годы Москва была политическим и культурным центром, диктующим свои идеи и взгляды другим республикам. На самом деле ситуация была несколько иной. Это стало ясно на выставке, это видно из каталога, который был издан к открытию выставки. В то время было не только сотрудничество, но и противостояние центра с периферией. Все это в конечном итоге вылилось в те формы, с которыми мы имеем дело, в ту среду, в которой мы продолжаем жить до сих пор. Неоднозначность процессов и явилась той красной линией, которая проходит через весь проект. Выставка фактически показала всю противоречивость и разносторонность процессов, происходивших в СССР. Это не только противостояние между республиками и центром, но и проявления различных моделей модернизма. К примеру, национальный модернизм.

Выставка была разделена на регионы, которые в свою очередь представляли отдельные республики. Каталог представляет собой собрание очень глубоких аналитических, теоретических статей о модернистских архитектурных тенденциях в союзных республиках. Каждая статья открывается коротким вступительным текстом кураторов выставки, где они описывают свои первые впечатления о сегодняшнем архитектурном ландшафте той или иной бывшей советской республики. Например, во вступительном тексте к моей статье одна из кураторов выставки, Катарина Риттер, дает краткий обзор узловых исторических и статистических данных об Армении 20-го столетия в сопоставлении с впечатлениями о встречах с конкретными людьми, сыгравшими важную роль в формировании архитектурного и градостроительного облика Армении после Второй мировой войны. Мы вместе с кураторской группой посетили много интересных мест в Армении, были в Музее архитектуры, в мастерской народного архитектора СССР Джима Торосяна, у бывшего мэра Еревана Мурада Мурадяна, в проектных институтах, в Национальном архиве Армении и т.д.

Моя статья для каталога называется "Архитектура парадоксальных сдвигов ", где описывается армянский модернизм начиная с раннего модернизма 20-30-х годов XX века до 1991 года. Хочу непременно отметить, почему каталог все-таки начинается с 1955 года. В этот год прошел известный пленум, где Никита Хрущев объявил войну излишеству и украшательству в архитектуре. Именно тогда начался новый период в архитектуре и градостроительстве СССР. В последнем разделе каталога помещен богатый архив по регионам. Армения представила самую обширную подборку.

Постер выставки- Расскажите о ней подробнее.

- На выставке было представлено 30 объектов, в числе которых шедевр Спартака Кнтехцяна и Тельмана Геворкяна летний кинотеатр "Москва", кафе "Поплавок" (в своем изначальном виде), Дом молодежи, Театр Сундукяна, Дом камерной музыки, памятник Геноциду армян в Цицернакаберде, Дом писателей на Севане, стадион "Раздан", Драматический театр в Гюмри, Спортивно-концертный комплекс, Этнографический музей в Сардарапате и другие.

Особо хочу отметить, что только Армения имела на выставке дополнительный выставочный стенд, который рассказывал о так называемом неонациональном стиле. Здесь были подобраны лучшие работы Рафаэла Исраеляна, Джима Торосяна, Саркиса Гурзадяна, Рафаела Егояна, Ашота Алексаняна, Феликса Акопяна, Тельмана Геворгяна. Это не случайно. Именно эти замечательные зодчие смогли разработать тогда дополнительную локальную форму модернизма - неонациональный стиль. Он раскрывает все противоречия модернизма, который двигал процессами и одновременно стал причиной развала модернистского проекта под названием "советское общество".

- Рубен Эдуардович, не секрет, что сегодня многие эти уникальные сооружения находятся в плачевном состоянии, а некоторых уже не существует...

- Ситуация во всех постсоветских республиках и постсоциалистических странах гораздо серьезнее, чем мы можем представить. После развала СССР произошла радикальная переоценка всей культуры советского строя. Архитектура, как зеркало, прекрасно отображает процессы, происходящие в обществе в целом. Если мы сегодня посмотрим, какая архитектура превалирует по всему миру, то можем констатировать: модернизм переживает кризис, но он не умер. Это как синусоида: взлет - падение.

Кафе Неонациональный стиль постсоветского периода с моей точки зрения - это референция к архитектуре власти, смутно напоминающая сталинскую имперскую архитектуру. Это очень сложный и парадоксальный эстетический и мировоззренческий сдвиг. Общество, отторгнув от себя социалистический строй, ассоциируемый им с тоталитаризмом, отторгло принципы, формирующие новое общество. К глубокому сожалению, мы при этом отвергли и все основные положительные принципы, формирующие социальное общество. Архитектура является отображателем и генератором этих процессов.

Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: общество испытывает постоянную ностальгию по советскому прошлому. Но, когда задается вопрос, что конкретно вызывает это чувство, люди не могут дифференцированно ответить, что конкретно они имеют в виду.

Я помню, как критиковали советскую модернистскую архитектуру, говоря, что она неудобна и не имеет ничего общего с национальной идентичностью. Но эта архитектура, как показало время, была социально направлена, и это были принципы, сформированные корифеями армянской архитектуры, - М.Мазманяном, К.Алабяном, Г.Кочаром, О. Маргаряном, С.Сафаряном.

- Какие конкретно цели преследовала петиция, принятая Венским конгрессом?

- Петиция является важным шагом для переоценки советского наследия. Она сможет помочь переосмыслить эту архитектуру не как периферийную. Повторяю, она имела колоссальное влияние на международные архитектурные процессы. Запад постоянно следил за тем, что происходило в архитектуре СССР.

Дворец молодежи- Вы являетесь соавтором и сокуратором международного исследовательского проекта с ностальгическим названием "Сладкие 60-е". Почему именно 60-е?

- "Сладкие 60-е" - это узловой проект, который занимается исследованием ситуации 60-х годов, в какой-то мере выпавших из большой истории 60-х. Поясню. 60-е годы ассоциируются с процессами, разворачивающимися в Париже, Берлине, Кельне, Сан-Франциско, Нью-Йорке, Праге. Считается, что в этих центрах происходили "взрывы", которые затем волнами раскатывались и угасали в так называемых перифериях. Но на самом деле процессы были гораздо сложнее. Мы рассматриваем 60-е не как "эпицентрическое" явление, а как некое общее состояние очередного воодушевления принципами модернистской парадигмы, внутри которой развивались многочисленные автономные социальные, политические и культурные контексты, которые до сих пор не изучены. К примеру, ситуация 60-х в Армении представляет собой аналогичный пример автономного и в глобальном плане не изученного периода.

Проект "Сладкие 60-е" - очень большой. Мы исследуем ситуацию в Китае, Индии, Латинской Америке, Северной Африке, Восточной Европе, бывших республиках СССР. В течение последних четырех лет мы собрали колоссальный материал, который периодически показываем в различных музеях, на выставках и т.д. Ближайшую конференцию планируется провести в конце января в Бейруте, где будут рассматриваться проявления модернизмов и неоавангардистских практик в 60-е в различных странах - от Индии до Аргентины.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ОТ ЧИСЕЛ К ДОСТОЙНЫМ ИМЕНАМ
      2017-02-22 15:12
      527

      Понятие "улица" встречается очень часто: начиная с адреса на конвертах и документах различного рода и заканчивая табличками на домах. Хотим мы того или нет, но названия улиц в современном мире могут оказывать на людей определенное воздействие. История государства, города, здания, предприятия не может существовать сама по себе. Она творится людьми, памятью о них.

    • У АРХЕОЛОГОВ ПЛОТНЫЙ ГРАФИК
      2017-02-17 14:37
      1299

      О достижениях и проблемах службы по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников при Министерстве культуры  корр. "ГА" рассказал заместитель директора по науке доктор исторических наук, профессор Ашот ПИЛИПОСЯН.

    • НАСТОЯЩИЙ КОФЕ ОТ HALDI.CO COFFEE OR TEA
      2017-02-17 14:17
      1773

      С утра мы спешим выпить чашечку кофе, чтобы окончательно проснуться, зарядиться энергией и настроением на весь день. В Армении это стало чуть ли не ритуалом. Но специалисты предупреждают любителей этого ароматного напитка: если уж пить, то пить настоящий, без примесей и добавок. Именно такой кофе можно попробовать в бутиках - дегустационных центрах сети известной колумбийской компании Нaldi.Со Сoffee or Tea. Основанная в Боготе в 1977 году, она является уникальной концепцией международной сети кафетериев - бутиков, призванных способствовать популяризации колумбийского кофе и чая класса люкс. Сегодня компания предоставляет более 30 наименований 100% колумбийской арабики, полученной натуральным способом, путем опыления и скрещивания разных сортов арабики с разными видами растений. 

    • ПОЛЕЗНЫЕ НАПИТКИ
      2017-02-15 13:03
      1210

      Многие из нас убеждены, что желающие похудеть должны меньше есть. Отчасти это действительно так, только далеко не всегда получается. А можно ли как-то уменьшить аппетит? Вполне! И самыми лучшими помощниками в этом станут полезные напитки.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ТРИ ВЕКА АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ НА ДОНУ
      2017-02-22 15:05
      283

      В издательстве "Веда" (Таганрог, Россия) вышли две книги Георгия Багдыкова "Сурб Хач" и "Армянские священники Дона". Ростовчанин Г.Багдыков, по профессии врач, в свои 45 лет является автором более пятидесяти книг по популярной медицине, краеведению, художественной прозе, а также ряда монографий по специальности. Имеет множество званий, наград, член различных авторитетных организаций. Две вышеуказанные книги посвящены отмечаемому в 2017 году 300-летию со дня основания Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви. 

    • "АРМЕН + ЛУСО" - ФОРМУЛА КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ?
      2017-02-22 14:57
      337

      Если отслеживать тренды, спускающиеся из главного культурного ведомства страны, создается впечатление, что будущее отечественного искусства находится в руках Facebook-a и Twitter-a. Если брать шире – все зависит от рекламы. Выброшенный правительством лозунг "Капитализировать культуру!" предполагает доставку публики в концертные и театральные залы, в кинотеатры и картинные галереи любой ценой. Настолько любой, что возникает подозрение: цена может оказаться слишком высокой. 

    • ЛЮДИ И ВРЕМЯ В КНИГЕ ИНИЦИАТОРА ПЕРЕМЕН
      2017-02-22 14:50
      626

      Рассказывать о своей жизни может только человек, обладающий ярко выраженным общественным сознанием. Потому что в конечном счете он рассказывает о своем времени, об обществе, в котором жил и живет, и как бы передает свой опыт будущим поколениям. Именно так читается книга Владилена БАЛЬЯНА "И все они были... Страницы из дневника композитора", изданная по госзаказу в "Амроц групп". Ее презентация прошла в конце 2016 года в Доме-музее Александра Спендиарова. И что симптоматично. Презентация стала своеобразным "послесловием" книги, поскольку она состоялась в том месте, которое стало очередным детищем Владилена Бальяна с тех пор, как в 1967-м он заступил директором еще не существующего музея Александра Спендиарова. Ну а дальше понадобились годы кропотливого труда, чтобы наполнить музей эксклюзивными документальными материалами и живым музыкальным присутствием.

    • КТО ВЫИГРАЛ ОТ УХОДА ДУРГАРЯНА ИЗ ТЕАТРА?
      2017-02-22 14:36
      5023

      Весь облик этого дирижера решительно противостоит привычному амплуа любимца публики. Прямой, бескомпромиссный, колючий и ироничный, Карен ДУРГАРЯН всем своим творческим существом опровергает всякое самовлюбленное позерство. За дирижерским пультом он прост и естествен.             Наделен даром открывать поэзию в звуке. Успехов своих не подчеркивает. Неудач не скрывает. К критике в свой адрес относится вполне спокойно, уважая право любого человека иметь свое собственное мнение. Говорит, что думает. Относится к себе с тем спокойным чувством юмора, которое справедливо принято считать признаком внутренней интеллигентности. В работе проявляет себя с профессиональной взыскательностью и прямотой. Нередко он работает с чудовищным напряжением сил и при этом нисколько внутренне не напряжен, напротив, завидно раскован. Дургарян ничего не может сделать вполсилы. В нем от природы живет эта заданность - отдаваться всецело делу, которым занимаешься в данный момент. Жить на пределе человеческих возможностей. Только тогда ему хорошо. Необыкновенный внутренний огонь горит в нем, заставляя не довольствоваться достигнутым.