Последние новости

"ИСКУССТВО ИДЕТ ОТ СЕРДЦА"

Так называется альбом, выпущенный в этом году в Ульяновске Международной ассамблеей художников "Пластовская осень". Он был приурочен к выставке двух великих живописцев - народных художников СССР, лауреатов государственных премий, академиков Аркадия Пластова и Мартироса Сарьяна, прошедшей в Музее А. Пластова в Ульяновске.

ВЫСТАВКУ ЭТУ ЖДАЛИ ДАВНО. ОСОБЕННО ЗРИТЕЛИ, ЗНАЮЩИЕ И ЛЮБЯЩИЕ ИСКУССТВО XX ВЕКА, сопричастные своему времени не только датой рождения, но и своим духовным миром, желанием слышать свой великий век, сопереживать процессу создания и утверждения новых художественных образов и форм. Поэтому вполне естествен был интерес к экспозиции, открывающей пленительный мир двух гигантов живописи.

Соединение двух имен в одной экспозиции не было случайным. Могучая кода этой выставки вместила и жизнеутверждающую ноту бытия, и просветленную печаль, и славу человеческому духу, и жизнь в бесчисленной смене состояний. А сколько пластов духовной жизни вскрывает каждое полотно экспозиции!

- Все дни, проведенные в Ульяновске, стали для участников и приглашенных настоящим праздником искусства, - рассказывает директор Mузея М. Сарьяна Рузан САРЬЯН. - Выставка, конкурсы, концерты, вручение победителям премии им. А. Пластова, уже ставшей в России одной из самых престижных (с призовым фондом в $300000)... Такое поощрение работников искусств приносит, естественно, свои результаты, создает благоприятную почву для развития молодых талантов. И все это под знаком одного из ярчайших русских художников XX века - Аркадия Пластова. На открытии выставки присутствовали председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ Валентина Матвиенко, министр культуры РФ Владимир Мединский, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, министр культуры области Татьяна Мурдасова, президент Академии художеств России Зураб Церетели, председатель Союза художников России Андрей Ковальчук, внук Аркадия Пластова - художник Николай Пластов с супругой, председатель ульяновского филиала Союза армян России Арсен Абрамян и представители армянской общины области, гости из Гюмри - города побратима Ульяновска. Выставка двух мастеров, Сарьяна и Пластова, очень разных по стилю и живописи и вместе с тем очень близких по духу и мировосприятию художников стала знаковым событием "Пластовской осени" 2012 года. Есть все основания полагать, что диалог двух замечательных художников, ярко представляющих культуры двух народов, армянского и русского, будет продолжен в Армении, в Доме-музее Мартироса Сарьяна. Было бы неплохо к этому времени учредить хотя бы медаль им. Мартироса Сарьяна для поощрения творческих работников в области изобразительного искусства.

Картина с выставкм.САРЬЯН И ПЛАСТОВ - НАСЛЕДНИКИ РУССКОЙ ЖИВОПИСНОЙ ШКОЛЫ, питомцы Московского училища живописи, ваяния и зодчества, - пишет в предисловии к альбому Т.Пластова. - Сарьян учился на семнадцать лет раньше Пластова и застал еще И.Левитана, В.Серова, К.Коровина. Но были у них и общие учителя - Л.О.Пастернак, А.С.Степанов, А.Е.Архипов, А.М.Васнецов. "Пастернак требовал от ученика тонкого, изящного рисунка; Архипов любил широкий мазок; блестящий оратор Коровин мог часами страстно говорить о призвании художника, о живописи, передавать свои впечатления от поездок в Европу", - пишет Аркадий Александрович в статье "Живопись Мартироса Сарьяна". В раннем творчестве Сарьяна и Пластова видны светоносная мягкость, импрессионистичность рисунка Леонида Пастернака. Национальная идентичность как формальная доминанта живописной системы, которая в русском искусстве начала XX века связана с именем А.Е. Архипова, станет магистральной в творчестве обоих художников. Уроки А.С.Степанова, его понимание пейзажа как живописной самоценности, безупречную пластику в изображении животных можно без труда обнаружить и в зрелых работах мастеров.

Ранние работы М.Сарьяна, его приазовские пейзажи 1903-1905 годов удивительно русские по духу. "Я не буду перечислять всего того, что так запало мне в душу и запечатлелось во мне, многое я уже забыл, но должен вспомнить об одном, очень важном для меня обстоятельстве, каковым явилась сама природа: величественная широкая степь с буграми, с оврагами, с речками, заросшими камышом, с курганами, с людьми и животными, затерявшимися в миражных далях под просторным голубым зонтом неба". Как близко это молодому Пластову: "Удается Пластову деревенский пейзаж, ветлянник вдоль речки, бани с земляными крышами, потонувшие в бурьяне и душистой полыни избы, амбары, пустые околицы, гумны со скирдами... В знойный день в клубах пыли идет пахарь за плугом... В полдень присели жнецы пообедать и закурить... Свинопас с подпаском пекутся на бугре со своим беспокойным стадом..."

Молодой Мартирос Сарьян органично входит в круг выдающихся русских художников и поэтов начала века. Участвует в выставках "Голубой розы", "Золотого руна" "Союза русских художников", "Мира искусства". "Он обладает большой чуткостью к краскам, которые у него особенно приятны, смелы, изысканны по природе и в то же время пленительно дики. У него и рисунок свой, странный, угловатый, но таящий в себе подлинную силу, настоящий стиль", - писал А.Бенуа.

ПРЕДПРИНЯТЫЕ В НАЧАЛЕ 1910-х ГОДОВ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ВОСТОКУ были странствованиями в поисках своего живописного языка: "Мой путь - путь живописи и углубление в нее через свет и цвет". Именно в эти годы работы Сарьяна впервые видит Аркадий Пластов, только что приехавший в Москву учиться, жадно впитывавший новые художественные впечатления, проносившиеся "в причудливом карнавале перед растерянным взором". Как и Сарьян, он был увлечен открытиями французских импрессионистов и постимпрессионистов, поисками новых форм, "не мог понять, каким образом можно кипящее, блестящее разнообразие окружающего уложить в прокрустово ложе давно отмерших схем". Сарьян - новый Матисс, несомненно, поразил Пластова удивительной колористической свободой, торжеством цвета, конструктивностью живописных форм. "Я впервые Вас увидел в 12 или 13 году несмышленым мальчишкой, но и сегодня, уже стариком, от Вашего творчества, как и тогда, преисполняюсь чувством необыкновенной свободы..." - напишет Пластов годы спустя. Переезд Сарьяна в Армению, обретение родины по-новому раскрыло его дарование. Для Аркадия Пластова образом родины была его родная Прислониха.

Сарьян и Пластов - глубоко национальные мастера, сделавшие краски своей земли, запечатленные в пластически совершенных формах, национальные образы жизни частью мирового искусства. Непосредственность восприятия жизни соединяется в их творчестве с наполненностью живописной культурой прежних эпох...

Долгие годы художники были связаны духовно и творчески, и нам еще предстоит раскрывать эти связи, обнаруживать параллели в их искусстве. Внутренняя свобода, органичное и целостное восприятие мира как божественного творения, поиски скрытых смыслов, метафористичность соединяются в их творчестве с безусловным новаторством в области живописной формы. Они заставляли по-новому звучать старые, словно уже застывшие жанры: Сарьян переосмысливает натюрморт и портрет, делает их многомерными, Пластов превращает традиционную жанровую картину в метафору бытия.

В НОЯБРЕ 1962 ГОДА ПЛАСТОВ ЕДЕТ В ЕРЕВАН. Он посещает Сарьяна, только что пережившего тяжелое горе, - трагическую гибель сына, пишет портрет Мартироса Сергеевича. "Удалось в последний день сделать этюд с Сарьяна... Ко мне был очень внимателен. Портрет ему понравился", - напишет Пластов домой. Впечатления от увиденного переполняют его: "Все сейчас там пепельно-охристого тона, горы встают голубыми пеленами или резкими отрогами со снежными вершинами, над всем царит необыкновенно величавый и светоносный Арарат и гряда Арагаца напротив его. Все соткано из бесконечного, неохватного света..."

Спустя несколько месяцев Пластов напишет в письме Сарьяну: "Опять как бы вновь переживаю те минуты в Вашей изумительной мастерской-музее, где, сам не свой от волнения, мучил Вас, бесконечно усталого, позированием для моего этюда с Вас, терзаясь стыдом, что безжалостно изнуряю такого художника, любовь к которому и восхищение несу в сердце уже полвека"...

Прекрасный образ Армении, соединившись с искусством Сарьяна, будет отныне жить в сердце русского живописца. Они ушли одновременно в мае 1972 года в зените творческого и духовного совершенства.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КАК ТВОРИЛ, ТАК И ЖИЛ
      2017-03-22 15:22
      4229

      Два дня назад Ереван прощался с замечательным живописцем, народным художником, профессором Художественной академии Армении Анатолием ГРИГОРЯНОМ. Он был блестящим художником. Это определение обозначает исключительную отточенность, переливающуюся всеми красками талантливость, радость бытия, приподнятость над бытом. И, наверное, эта приподнятость, эта отрешенность от "грязи", этот зов в какую-то прекрасную даль и доставляли зрителям особую - григоряновскую - радость. И зритель начинал ощущать себя таким же талантливым и радостным, как и его персонажи. Его воспламенная душа преобразовывала нашу мрачную действительность, делала ее светлее, лучезарнее. 

    • НАПОЛНЕННЫЙ СВЕТОМ
      2017-03-15 17:26
      4368

      Когда долго работаешь в прессе, то непременно встречаешь на своем пути множество людей. Одни огорчают и быстро забываются, другие западают в душу. С одними надо общаться постоянно, чтобы познать их суть, с другими можно поговорить пару часов и узнать их дурные и хорошие стороны, с третьими можно общаться сколько угодно, но они так и остаются "вещью в себе".

    • ЭТО БЫЛ СВЕТЛЫЙ ТАЛАНТ
      2017-02-24 14:53
      5052

      Он прожил яркую и долгую жизнь, наполненную работой, интересными событиями, встречами и дружбой с лучшими людьми своего времени. Сколько помнится, он всегда пребывал в приподнятом расположении духа. Поэтому создавал ощущение абсолютно счастливого человека, хотя за свою долгую жизнь испытал все "измы" непростого XX и нынешнего непредсказуемого века. Умер тоже, по-видимому, счастливым, в полной уверенности в том, что созданное им на протяжении творческой жизни непременно будет полезно людям и оставит в их душе свой след. И это истина. Ведь народный художник Армении Захар ХАЧАТРЯН принадлежит к тем деятелям армянской культуры, чьи имена останутся в истории.

    • КТО ВЫИГРАЛ ОТ УХОДА ДУРГАРЯНА ИЗ ТЕАТРА?
      2017-02-22 14:36
      10816

      Весь облик этого дирижера решительно противостоит привычному амплуа любимца публики. Прямой, бескомпромиссный, колючий и ироничный, Карен ДУРГАРЯН всем своим творческим существом опровергает всякое самовлюбленное позерство. За дирижерским пультом он прост и естествен.             Наделен даром открывать поэзию в звуке. Успехов своих не подчеркивает. Неудач не скрывает. К критике в свой адрес относится вполне спокойно, уважая право любого человека иметь свое собственное мнение. Говорит, что думает. Относится к себе с тем спокойным чувством юмора, которое справедливо принято считать признаком внутренней интеллигентности. В работе проявляет себя с профессиональной взыскательностью и прямотой. Нередко он работает с чудовищным напряжением сил и при этом нисколько внутренне не напряжен, напротив, завидно раскован. Дургарян ничего не может сделать вполсилы. В нем от природы живет эта заданность - отдаваться всецело делу, которым занимаешься в данный момент. Жить на пределе человеческих возможностей. Только тогда ему хорошо. Необыкновенный внутренний огонь горит в нем, заставляя не довольствоваться достигнутым.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЗОЛОТЫЕ МЕДАЛИ КОНКУРСА THE WORLD-SPIRITS AWARD
      2017-03-27 14:44
      449

      22 марта прошла торжественная церемония награждения финалистов одной из самых известных и востребованных профессиональных премий The World-Spirits Award. Легендарный армянский коньяк АРАРАТ получил золотые медали. Особое признание снискал АРАРАТ "Ани".

    • Это далекое, близкое Средневековье
      2017-03-22 15:56
      87

      В Национальном музее архитектуры открылась выставка средневековой армянской архитектуры. "Это далекое, близкое Средневековье" – так называется обширная экспозиция, развернутая в зале "Трдат" Национального музея архитектуры имени Александра Таманяна.

    • ОТ РАННИХ ПАМЯТНИКОВ ДО ШЕДЕВРОВ КЛАССИКИ
      2017-03-22 15:42
      713

                  В Национальном музее архитектуры имени Александра Таманяна открылась выставка армянской архитектуры "Это далекое, близкое Средневековье". На ней представлены более 60 фотографий, макетов, чертежей памятников архитектуры Восточной и Западной Армении

    • В центре Гафесчяна откроется выставка "Многомерный Рудольф Хачатрян"
      2017-03-22 13:28
      78

      В центре искусств Гафесчяна 24 марта откроется выставка "Многомерный Рудольф Хачатрян", посвященная 80-летнему юбилею выдающегося армянского деятеля искусства. На выставке будут представлены произведения как из частных коллекций, так и из Национальной галереи Армении и ереванского Музея современного искусства.