Последние новости

У КАЖДОГО МУЗЫКАНТА СВОЯ ГОРА

К разного рода джазовым экспериментам с армянской фольклорной музыкой мы уже успели привыкнуть. В этом направлении успешно работают несколько коллективов и артистов - Time Report, Katuner, Armenian Navy Band в Армении, за рубежом - канадец Арден Арапян, братья Тавитян из Македонии, не говоря уже о мэтрах этого движения - Арташесе Карталяне и Татевик Оганесян.

НО, КАК ОКАЗАЛОСЬ, ЕСТЬ ЕЩЕ ОДИН МУЗЫКАНТ, который совсем недавно, несмотря на солидный послужной список, решил попробовать себя в этой области музыки и создал нечто свое, красивое и элегантное. Речь о нашем старом знакомом, французском композиторе и пианисте Андрэ МАНУКЯНЕ, давшем единственный концерт в Большом зале филармонии, организованном под патронатом мэра Еревана Тарона Маргаряна продюсерской компанией Mezzo Production.

- Я начал заниматься армянской музыкой почти случайно. Однажды ко мне обратился режиссер документального фильма об Армении и попросил сыграть какую-нибудь армянскую мелодию. К своему стыду, я понял, что не знаю ни одной, но потом все-таки вспомнил песню, которую мне в детстве пела бабушка, и сыграл ее. С того момента я решил заняться армянским фольклором вплотную.

В нынешний свой приезд Манукян привез в Ереван музыкальный материал из своего третьего альбома "Меланхолия", целиком составленного из его версий армянских народных песен, произведений Комитаса и собственных композиций, навеянных армянской музыкой.

На пресс-конференции, состоявшейся за день до концерта, он много говорил об отношении к своим корням, семье... Родные его попали во Францию из Турции. Он родился в Лионе, до пяти лет основным языком общения для него был армянский - в доме говорили на языке предков. Но после смерти бабушки французский стал доминирующим, и Андрэ постепенно забыл тот язык, на котором с ним общались родители и на котором бабушка пела ему песни. Третья жена, Стефания, наполовину испанка, наполовину француженка из Канады. Встретился он с ней в Ницце. У них двое детей...

У него яркая внешность южанина. "Когда отец шел забирать меня из роддома, то, по его словам, он боялся, что не узнает меня среди других новорожденных. Но когда увидел, сразу понял, кто его сын", - ответил музыкант на вопрос по поводу его "армянского" носа... "Я не собираюсь никого удивлять своими аранжировками песен Комитаса и других армянских народных песен. Прекрасно понимаю, что не буду первым и оригинальным или самым лучшим. Для меня, к моему огромному сожалению, это новая музыка, я ее только-только познаю. Вполне естественно, что армянские музыканты делают это по-другому, наверняка лучше, ведь они выросли в этой среде, слышали эти песни с детства и они звучат постоянно вокруг них. Я сделал так, как я их слышу".

"КАК Я ИХ СЛЫШУ" ВЫЛИЛОСЬ В ВЕСЬМА ОРИГИНАЛЬНУЮ ОБРАБОТКУ армянских народных тем Андрэ Манукяна. Это не были академичные, выверенные до последней ноты композиции группы Time Report или мощные и динамичные произведения, свойственные септету Katuner, ну и уж никак это не было похоже на немного разухабистые и балаганные мелодии Armenian Navy Band. Это было нечто очень элегантное, какое-то даже галантное, весьма чувственное исполнение старых мелодий. Никаких взрывных ритмов, никаких диссонирующих звуков. Все в рамках, в пределах правил и очень приятно. Этому, наверное, есть два объяснения: во-первых, все, что делает Андрэ в музыке, он делает именно в таком стиле - мелодично, красиво, мягко. А во-вторых, он, думается, немного побоялся делать "резкие движения" в этом направлении, чтобы не наломать дров. А в результате получилось просто замечательно - по крайней мере публика была в восторге.

Французские музыканты тоже были под стать своему лидеру. Играли мягко, как-то даже вкрадчиво, лишь изредка демонстрируя глубину своего таланта и исполнительскую технику. Все остальное время они лишь исполняли роль партнеров. А где-то в середине концерта Манукян пригласил на сцену армянского музыканта, специалиста по народным духовым инструментам, композитора Норайра Карташяна. Надо было видеть, с каким интересом и даже изумлением следил за его игрой саксофонист-француз, как были по-хорошему удивлены другие члены квартета и как явно доволен и рад сам Андрэ Манукян, слушая соло Карташяна. Андрэ хорошо знаком и выступал вместе с Левоном Минасяном, известным французским дудукистом, но тот все же наполовину француз, и если даже теоретических знаний у него хватает, то вот с практикой наверняка напряженка... А тут - живой носитель культуры, да еще какой!

Андрэ не только играет джаз, но и делает аранжировки для других исполнителей (в частности, знаменитый альбом Шарля Азнавура Jazznavour 1998 года сделал именно он по личной просьбе великого шансонье), пишет музыку для известных эстрадных певцов (Жильбера Беко, Наташи Атлас, того же Азнавура), продюсирует (в его активе восходящая звезда американского джаза Чайна Мозес и "Черная орхидея" британского джаза певица Малия). А еще он создал и руководит джаз-фестивалем "Космоджаз" у себя во Франции, рядом с небольшим курортным городком Шамони во французских Альпах, где живет, и намерен приглашать на фестиваль музыкантов из Армении. Первой ласточкой был Тигран Амасян, который выступил на его фестивале в прошлом году.

Последний вопрос Манукяну - относительно джаза и его разновидности - этнического джаза.

- ДЖАЗОВЫЕ МУЗЫКАНТЫ ВООБЩЕ ОЧЕНЬ МНОГО ЧЕРПАЮТ ИЗ ЭТНИЧЕСКОЙ, ФОЛЬКЛОРНОЙ МУЗЫКИ, - сказал артист. - Ведь еще до того, как были изобретены ноты, звукозапись и другие способы передачи музыки следующим поколениям, единственной формой передачи такого материала была память народа, его музыкальная традиция. В народной музыке каждый из исполнителей является музыкантом-созидателем, предлагая свое развитие предложенной темы. То же самое в джазе. Поэтому джазмены с удовольствием всегда работают с фольклором и с музыкантами-народниками. Они предлагают, мы принимаем и идем дальше. Посмотрите, сколько коллабораций в музыкальном мире в этой сфере - европейские музыканты играют с коллегами из Африки, Индии, Австралии, с Востока. И это абсолютно нормально - всего лишь продолжение традиций.

В первый раз Манукян приезжал на родину предков в 2009 году. Тогда он что-то уже успел посмотреть, а главное - послушать. Тогда же он познакомился с нашим пианистом Ваагном Айрапетяном. Восхищенный его игрой, французский музыкант спросил у Айрапетяна, что заставляет его так здорово играть. "Наши горы, - последовал ответ, - их вид вдохновляет меня. Но ведь и у тебя есть твои горы. Они вдохновляют тебя, но только по-другому". И действительно, слушая игру Ваагна Айрапетяна и Андрэ Манукяна, можно безошибочно определить - кого какие горы вдохновляют.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КРАСИВАЯ МУЗЫКА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
      2017-01-16 14:14
      357

      Люди, которые бывали в Лос-Анджелесе, уверяют, что это красавец-город, в котором живут около пяти миллионов человек самых разных национальностей. Для справки: белое население города составляет 29%. Это армяне, евреи, немцы, ирландцы, англичане, итальянцы. На армянском языке говорит примерно 2% населения города. Примерно половина населения - латиноамериканцы, а еще азиаты, афроамериканцы, индейцы. И все они живут по своим обычаям, согласно своему воспитанию, привычкам, жизненным принципам. Кто-то считает Лос-Анджелес огромным муравейником, а кто-то зоопарком. И среди вторых Паруйр ПАНОСЯН, больше известный в мире музыки как диджей Бей-Ру.

    • КАРИНА ШЕБЕЛЯН - ОТ ФАНТАСТИКИ ДО МЮЗИКЛА
      2016-12-26 10:13
      2829

      В самолете "Уральских авиалиний" просматриваю глянцевый бортовой журнал. Натыкаюсь на информацию о том, что в Екатеринбурге готовится к постановке мюзикл "Декабристы" на музыку композитора Евгения Загота и либретто Карины Шебелян. Не та ли это Карина, которая написала книгу "Черная молния", а несколько лет назад вышел одноименный фантастический фильм, полюбившийся зрителям?

    • "ЭТОТ ДИВНЫЙ МИР" АСМИК ШИРОЯН
      2016-12-22 11:20
      2913

      До финала конкурсного отбора на Евровидение-2017, который пройдет на Украине, осталось совсем мало времени. Наш телепроект "По дороге к Евровидению" пользуется большой популярностью, хотя и вызывает много споров. На мой взгляд, единственная от него польза заключается в том, что на экранах телевизоров мы видим много новых лиц, а не только тех, кого нам поставляет шоу-бизнес. 

    • ТАНГО-НУЭВО В ЕРЕВАНЕ
      2016-12-19 14:58
      838

      Говорят, чтобы музыка понравилась, она в первую очередь должна тронуть душу, достучаться до сердца. Она должна сыграть на чувствах, и работа мозга в этом вопросе - дело лишь второе. Очевидно, именно на эти утверждения ориентировались создатели армянской версии мюзикла или, точнее, танго-оперетты "Мария из Буэнос-Айреса". Великолепная, страстная, эффектная музыка легендарного аргентинского композитора Астора Пьяццоллы была материализована на сцене нашего Оперного театра режиссером Арменом Меликсетяном. Интервью с ним, в котором затрагивалась и тема будущей постановки, "ГА" публиковал пару месяцев назад. И вот успешная премьера состоялась. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВЫДАЮЩИЙСЯ УЧЕНЫЙ И НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК
      2017-01-20 13:36
      359

      К 110-летию со дня рождения Норайра Мартиросовича СИСАКЯНА Историю армяно-российских отношений отражает целый ряд имен выдающихся деятелей науки и культуры. Среди них достойное место занимает выдающийся ученый-биолог, крупный организатор отечественной и мировой науки, академик АН СССР и АН Армении Норайр Мартиросович Сисакян.  

    • Глава Минкульта отчитал директора Национальной галереи
      2017-01-19 10:45
      208

                      Министр культуры Армении Армен Амирян провел встречу с директором Национальной галереи Арманом Цатуряном. Об этом сообщается на официальной странице Минкультуры РА в соцсети Facebook.

    • Сейран Оганян заручился поддержкой «Амараса»
      2017-01-17 10:14
      340

                      Общественная организация «Амарас» будет всячески поддерживать бывшего министра обороны Армении Сейрана Оганяна в ходе предстоящих в апреле с.г. выборов в Национальное Собрание РА. Об этом заявил сегодня на пресс-конференции участник Карабахской освободительной войны Артур Алексанян.  

    • РЫЦАРЮ ДЖАЗА
      2017-01-16 14:53
      576

      Единственный джазовый музыкант, получивший Государственную премию России, лауреат многих международных джазовых фестивалей, член Союза композиторов и Союза кинематографистов России, академик Киноакадемии "Ника", кавалер орденов Почета, Петра Великого и "За заслуги перед Отечеством" IV степени - все это относится к человеку, без которого развитие советской и российской джазовой музыки было бы попросту немыслимо. А именно - к Георгию Гараняну (1934-2010). Представитель первого послевоенного поколения мастеров отечественного джаза, классический, эстрадный и джазовый альт-саксофонист, композитор, аранжировщик, дирижер, художественный руководитель нескольких музыкальных коллективов, он, несомненно, был одной из знаковых фигур современного джаза и настоящим кумиром публики. Многие называют его "выразителем идей целого поколения" и "патриархом отечественного джаза".