Последние новости

ХАЧКАРЫ РАШИДА: ОТ ГОРЫ АРАГАЦ ДО ГЕРГЕРА И КАРАБАХА

В каждом человеке заложена генетическая искра таланта, которая подчас десятилетиями неизвестна ее носителю. Но вот что интересно: в годы всенародных потрясений она обязательно возгорается, становится всепожирающим душу пламенем. Для художника-каменотеса Рашида АРАКЕЛЯНА землетрясение 88-го года и война в Карабахе стали новым отсчетом времени.

Мудрый и добрый Рашид

Имя - это своеобразный код, в котором заложены жизненное предназначение и ключ к пониманию личности. "Рашид" в переводе с арабского означает "мудрый, добрый и справедливый". И арабы правы: только мудрый человек может быть добрым и справедливым.

ТАКИМ ОН ЗАПОМНИЛСЯ РОДНЫМ, ДРУЗЬЯМ И ЗНАКОМЫМ. "В те годы, когда другие были заняты решением своих личных дел и проблем (читай: не только поисками жилья и обустройством быта, но и обогащением - раскулачивали заводы и фабрики, приватизировали их за бесценок, обворовывали людей и государство. - Ю.А.), он искренне старался быть полезным людям. Благодаря своему безграничному бескорыстию он казался человеком не от мира сего, был предельно земным и доступным всем", - говорит о своем друге начальник управления марзпетарана Овсеп Симонян.

Жаль, он ушел из жизни рано, а ведь у него была сокровенная мечта: Рашид хотел в Араратской долине установить трехметровый памятник и был уверен, что это будет его лучшей работой. В последние годы своей жизни он постоянно работал над эскизами этого хачкара.

С древнейших времен Ширак считался житницей Армении. Беженцы из Западной Армении (не только армяне, но и других национальностей и вероисповеданий), обосновавшиеся в Гюмри и ширакских селах, образовавшие новые сельские поселения, обогатили регион своими традициями, обрядами, своим отношением к труду и обществу, культурой земледелия и ремеслами. Вот почему в старом Гюмри никакого значения не имело, кто ты по национальности и вере: превыше всего ценились человеческие и трудовые качества. Предки Рашида, основавшие село Мусаелян, были родом из Басена. Так строители стали земледельцами: для армянина сажать хлеб и строить дома - равнозначные понятия.

Генетическая искра таланта - это не абстракция, а конкретная реальность. Прадед Арутюна был знатным кузнецом Гюмри, дед работал с отцом до 30-летнего возраста, отец и сын Арутюн до землетрясения работали инженерами. После землетрясения он достал проржавевшие инструменты прадеда и приступил к работе, да так, что все ахнули: изящные кресты над церковью в квартале "Ани" выкованы Арутюном.

ПОСЛЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ИСКРА ТАЛАНТА ПРОБУДИЛАСЬ И В РАШИДЕ: его далекие предки были строителями, а строители прошлого были не просто укладчиками стен, а также зодчими и художниками-каменотесами. Ровно через 10 месяцев после землетрясения, 7 октября 1989г., в Мусаеляне состоялось открытие его первого хачкара "Память", освященного Вазгеном Первым.

Пятиметровую глыбу камня друзья доставили в Мусаелян для Рашида в июне 89-го: четыре месяца упорного труда - и "первая проба пера" поразила знатоков своим изяществом и совершенством. Удивительное дело: тогда же он начал писать стихи. Кстати, пишут стихи и другие скульпторы Гюмри.

"Армянскими мастерами создано бесчисленное множество хачкаров, их можно увидеть в самых невероятных уголках земного шара. Казалось, сказать новое слово в данной сфере искусства невозможно, волей-неволей приходится повторять художников-каменотесов прошлого, но работы Рашида уникальны, они не стали повторением других хачкаров. Барельефы Рашида - это очень серьезные работы", - говорит искусствовед Лаура Атанесян.

Глядя на одну из его работ, "Воспоминание", кажется, что сильные и мускулистые пальцы вот-вот сомкнутся в кулак, чтобы защитить людей. Оригинально и творческое решение основной идеи: в выемке над крестом расположены три медных колокола, 7 декабря каждого года мусаелянские мальчики били в колокола, их звон разносился над деревней траурно-призывной мелодией... После смерти Рашида традиция оборвалась.

90-е годы стали для Рашида продолжительной "болдинской осенью": хачкар "Птхаберутюн" ("Плодородие") установлен на горе Арагац на высоте 3200 м над уровнем моря, "Ерахтагитутюн" ("Признательность") у памятника Андранику Зоравару, "Дпрутюн" ("Письменность") - у школы им. Байрона, "Начало" - в Карабахе и т.д. И у каждого из этих хачкаров своя интересная предыстория.

После взятия Шуши воодушевленный подвигом азатамартиков Рашид решил ознаменовать это событие своим хачкаром "Начало", с очередной глыбой камня едет в Арцах и буквально в течение 8 суток создает свой памятник. "Хачкар "Начало" стал первым памятником в освобожденном ополченцами Карабахе. Он, как нельзя лучше, раскрывает отношение Рашида к своему народу. Мы все очень гордимся им..." Геворк Петросян (в 90-х годах он был и.о.председателя Верховного Совета НКР, ныне - советник президента НКР). Взятие Шуши, по мысли Рашида, - это всего лишь начало, грядут и другие победы: орел на барельефе только что вернулся с полей и еще не опустил свои крылья, явно готовясь к новому полету.

...Нет сегодня рядом с нами Мастера хачкаров, но его работы, подобно свету погасшей звезды, притягивают к себе и заставляют задуматься.

Надо, но не там

Зверь, однажды вкусивший человеческой крови, никогда не станет ручным. За истекшие столетия даже полудикие племена обрели некую цивилизованность, а турки как были, так и остались варварами. Сегодня они своей показной цивилизованностью могут обмануть только доверчивых европейцев, но не армян, своих ближайших соседей и извечных жертв.

ГОВОРЯ О ГЕНОЦИДЕ, МЫ ПОЧЕМУ-ТО ОГРАНИЧИВАЕМСЯ 15-м ГОДОМ, а ведь и до, и после этого черного года Османской империей осуществлялась резня армян: вторжения турецких армий в 18-20-х годах уже в Восточную Армению, массовые расстрелы мирных людей стали органическим продолжением 15-го года...

10 мая 1918 года 10-тысячная армия Карабекира вторглась в незащищенный Александропольский уезд, тогда были расстреляны 5086 жителей Ширака, 4660 были взяты в плен, пропавшими без вести считаются 483 человека. Среди убитых было немало и тех, кто в 15-м году бежал в Ширак из Западной Армении.

Расстрелы производились в ущелье Гергер, названном с тех пор Джарди дзором (Ущельем резни). Оно находится в 30 км от Гюмри, между селами Джаджур и Лусахпюр. В 100 метрах от него проходит автострада Гюмри - Ванадзор. Здесь, на обочине шоссейной дороги, в 60-х годах поставили памятник "Три родника", посвященный жертвам 18-го года: у родника останавливались автобусы и грузовики, пассажиры и водители пили вкусную прохладную воду, подчас не зная того, что достаточно им пройти чуть дальше, поворошить землю, как пред их взором предстанут скелеты людей.

Джарди дзор стал местом паломничества ширакцев с 24 апреля 1990 года, после установления хачкара Рашида "Камк" ("Воля"). По замыслу автора в основе хачкара - идеи веры и вечности, непобедимости национального духа: зерна граната и крест - это символы народного единства и веры; листья и подрезанные ветви - это древо жизни, тревожное наше время.

Известно, что памятники, имеющие художественную и историческую ценность (в том числе и новые памятники) охраняются государством. В этом году один из малоизвестных гюмрийцев, по-видимому, движимый чувством патриотизма, на бетонном основании "Камка" установил хачкар, посвященный подло убитому в Венгрии армянскому офицеру Гургену Маргаряну. Сделал он это самовольно, без разрешения государственной службы охраны историко-культурных заповедников и исторической среды при Министерстве культуры РА.

Это всколыхнуло гюмрийскую общественность, общественный суд был единодушен: и новый хачкар в Гергере имеет определенную художественную ценность, память убитого офицера священна для каждого из нас, но этому хачкару не место в Джарди дзоре...

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЛЮДИ БЕЗ ЖИЛЬЯ
      2016-12-16 15:30
      2110

      С октября 1990 г. после ликвидации российских стройобъединений по настоянию АОД в Шираке и Гюмри на долгие годы замерло крупномасштабное строительство. В годы правления главного аодовца Л.Тер-Петросяна для застройки жилья в Гюмри выделялись мизерные средства, строительные работы поручались лишь тем организациям, которые ради обеспечения себя работой соглашались на их исполнение за мизерную сумму. В итоге – банкротство стройорганизаций, новые незавершенки. Депутаты НС первого созыва от Гюмри попробовали восстать против подобного положения дел, но были встречены насмешками коллег и их малоубедительными доводами - идет война в Арцахе. Но положение дел не изменились и после 1994 г.

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ ФРЕСКИ "В ГОРАХ"
      2016-12-13 12:39
      2675

      Есть все основания создать в Гюмри музей фресок 2 декабря посол США в РА Ричард Миллз и министр культуры РА Армен Амирян в драмтеатре им. В. Аджемяна встретились с общественностью Гюмри. На встрече присутствовали марзпет Ширака Овсеп Симонян и мэр Гюмри Самвел Баласанян. 

    • ТЕКТОНИКА И РИСКИ УПРАВЛЕНИЯ
      2016-12-05 12:04
      1238

      Северная служба сейсмозащиты создавалась, чтобы при необходимости заменить ереванскую 7 декабря 1988 г., среда, 11 ч. 41 мин. Этот день и час общенациональной трагедии вошли в историю армянского народа еще одной черной датой. 7 декабря все мы, жители зоны Спитакского землетрясения, в обязательном порядке посетим могилы родных и близких, вспомним безвременно ушедших, их шутки, любимые словечки, улыбки, и улыбнемся сами: мы никогда не попрощаемся с ними, все эти 28 лет они остаются рядом.

    • ГЮМРИ УТОПАЕТ В ОСЕННЕЙ ГРЯЗИ
      2016-11-24 09:48
      1383

      В рамках межгосударственного финансового содружества в 1997-2003 гг. между Арменией и Германией были подписаны договоры и соглашения по обновлению и модернизации инженерных систем водоснабжения и канализации Армении. Проект "Реабилитация систем водоснабжения и канализации Ширакского марза" по кредитам Германского банка развития KFW стартовал 24 августа 2005 г. Изначально срок осуществления проекта был определен в 62 месяца, но он затянулся на долгие годы: в Армении не сработала не только немецкая точность, явно не были учтены характер и объемы необходимых работ, наличие в хозяйствах водоснабжения надлежащей техники для прокладки труб, степень профессионализма дорожных строителей и их отношение к труду. Сегодня гюмрийцы имеют то, что имеют: вместо прежнего асфальта - развороченные улицы и переулки, людям приходится утопать в грязи и глотать пыль...






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • В Канаде требуют привлечь Азербайджан к ответственности за культурный геноцид в отношении армянского народа
      2016-12-11 11:43
      306

                  Армянский национальный комитет Канады отметил 11-ю годовщину уничтожения властями Азербайджана армянского кладбища в городе Джульфа в Нахичеване. Комитет призывает правительство Канады заставить Азербайджан понести ответственность за систематическое уничтожение армянских исторических, культурных и религиозных объектов и памятников. Об этом пишет сайт армяно-американской газеты «The Armenian Weekly».

    • На дне озера Ван обнаружены хачкары
      2016-11-23 14:50
      301

      Сотрудники турецкой компании FİVA, занимающейся очисткой дна озера Ван и прибрежных территорий, обнаружили на дне озера каменные плиты с крестами (хачкары) и пушечные ядра. По данным турецкого издания Milliyet, сотрудники фирмы нашли 2 хачкара, один из которых - с отверстием, а также 2 старых пушечных ядра. Представитель компании Айхан Дишары сообщил, что руководство музея Вана уже оповещено о находках, его попросили провести исследования, однако пока никаких известий не получили. «Я считаю, что на дне озера еще много таких камней»,- отметил Дишары.

    • Торговый дом "Ереван" появится в Петербурге
      2016-11-11 10:19
      292

      ЕРЕВАН, 11 ноя – Sputnik. Армянский торговый дом в Санкт-Петербурге призван способствовать развитию торговли между двумя странами, сообщает петербургское телевидение. Ориентировочно, торговый дом появится на пересечении Дальневосточного проспекта с улицей Евдокима Огнева.

    • ПРОСТРАНСТВО АНАТОЛИЯ ГРИГОРЯНА
      2016-10-12 15:58
      6830

      Всегда полезно побывать в мастерской художника, даже если хорошо знаешь его работы. Именно в мастерской можно почувствовать душу художника и приблизиться к пониманию его искусства. Здесь он открывается как-то по-новому. Испытать это пришлось и мне у Анатолия Григоряна. Сюда, в мастерскую на ереванской улице Касьяна, он въехал в 80-е годы и уже давно зарядил ее уникальной творческой энергией. Прекрасный живописец и педагог, исследователь тайн и законов профессии, он обладает на редкость мощным зарядом жизнелюбия и жизнестойкости.