Последние новости

ФАКТОР НЕСОВМЕСТИМОСТИ

В чем разница между Азербайджаном и Великобританией?

Становление нового миропорядка – а современное поколение является очевидцем и участником именно этого момента истории – как правило, сопровождается глобальной ломкой очередных глобальных стереотипов.

О себе как о явном анахронизме все чаще, настойчивее и громче заявляют практически все базовые принципы политического устройства прошлого столетия – франко-британское ближневосточное наследие, определившее карту целого региона, советская национальная политика со своим пониманием внутренних границ, Потсдамский мир…

В этом аспекте есть принципиальное отличие между намеченным на осень будущего года референдумом по независимости Шотландии и более ранними усилиями шотландских общественно-политических кругов, ориентированными на суверенный курс развития.

Еще в 1978 году состоялся референдум о создании специального законодательного органа в Шотландии, по итогам которого за создание шотландской ассамблеи проголосовало 51,62% избирателей, против - 48,38%. Тем не менее лейбористское правительство Великобритании отказалось признать результаты референдума, считая, что столь малый перевес и низкая явка не отражают полноты мнения жителей Шотландии (дело в том, что, согласно условиям референдума, для создания парламента нужны были голоса 40% жителей Шотландии при общей явке в 63,6%, но оказалось, что только 32,9% проголосовали за создание национальной ассамблеи).

Кстати, официальный отказ в создании шотландской ассамблеи привел к политическому кризису, и часть депутатов выразила вотум недоверия британскому правительству. В результате правительство было отправлено в отставку, а на состоявшихся в 1979 году выборах победу одержала Консервативная партия во главе с Маргарет Тэтчер. Вопрос о создании шотландского парламента был отложен на долгие двадцать лет (против его создания традиционно выступает Консервативная партия, представители которой считают, что создание такого института может привести к полному суверенитету Шотландии).

Эти события вписывались в контекст именно тех принципов (нынешних анахронизмов), на которых худо-бедно и зиждилось прежнее мироустройство. Совершенно иначе обстоит дело сегодня: в современных условиях глобального развала общих понятий британскому правительству будет очень и очень сложно убедить народ Шотландии в том, что выбранный курс пагубен и вообще противоречит основам демократии. И вот уже в новых политических условиях парламент Великобритании принял в 1998 году закон о создании шотландского парламента, который обладал пусть ограниченным, но уже правом формировать правительство, принимать на своей территории собственные законы, регулировать налогообложение.

То были первые шаги, кстати, вполне адекватные велению времени. Выступающая за независимость Шотландская национальная партия (левоцентристская) в 2011 году получила 69 из 129 мест в парламенте Шотландии. И уже тогда было объявлено о начале общественных консультаций по вопросу дальнейшего статуса исторической области, причем одним из первых политических шагов нового правительства стало предложение провести в 2014 году референдум о независимости Шотландии. И вот на днях члены палаты лордов парламента Великобритании единогласно одобрили предоставление парламенту Шотландии права провести референдум по вопросу независимости. Ранее документ был принят палатой общин.

Вот, собственно, и вся разница между Великобританией и Азербайджаном. Первая при всем упорном нежелании предоставлять независимость одной из своих автономий тем не менее не может не идти в ногу со временем. И даже вне зависимости от последующей позиции британских имперских кругов относительно итогов референдума ими осознается необходимость считаться (как видим, не только формально) с тенденциями динамичного времени. Азербайджан же, виляя хвостиком и с обычным для себя длинноухим упрямством, стоит намертво на своем базовом анахронизме – на тех же принципах двадцатых годов, ибо ничего другого в жизни этой страны просто не существовало. Вот так и стоит она не на своем (кстати!) месте.

Шотландцы добиваются независимости около трех столетий: независимое Шотландское королевство существовало с середины IX века по начало XVIII, когда в 1707 году с принятием английским и шотландским парламентами Акта об Унии два королевства образовали единое Королевство Великобритания. Через некоторое время, когда в сфере двусторонних отношений стали постепенно превалировать имперские амбиции Лондона и когда стало очевидно, что эта тенденция принимает необратимый характер, шотландцы и начали вести борьбу за независимость. Это было еще задолго до обнаружения нефтяных запасов на шельфе Северного моря.

Речь идет о несовместимости существования в одном государстве. И это несмотря на то, что оба народа (англичане и шотландцы) при всем своем отличии являются все же близкими и родственными народами, что они являются носителями единой (в принципе) культурной традиции, что шотландцы Вальтер Скотт и Роберт Бернс почти в равной степени почитаются и англичанами, что уже в новое время премьер-министром Великобритании был (в 2007 – 2010 гг.) шотландец Гордон Браун и т. д. Если рассматривать этот вопрос из нашего регионального уголка (а по-другому мы не можем) и проецировать проблему англо-шотландской несовместимости на плоскость армяно-азербайджанских отношений, то непонятно, о какой несовместимости вообще может идти речь.

И тогда возникает вопрос: если в деле отстаивания демократических принципов, а также в своем стремлении идти в ногу со временем британские (в частности) политики последовательны настолько, что способны фиксировать этот пресловутый фактор несовместимости, то почему они же (известно, что британские топливные корпорации лоббируют интересы Азербайджана на международной арене) не хотят замечать настоящую несовместимость между армянами и новообразованной общностью, которая с самого начала своего внешнего моделирования устраивала погромы и резню армян и приватизировала культурное наследие народов региона? Народа, героем которого является мясник с топором.

Впрочем, возможно, что британский мозг просто не в состоянии уловить, а тем более переварить какие-то детали: ведь если своего благородного героя британцы называют шервудским разбойником, то своего разбойника-убийцу азербайджанцы называют бакинским героем. Вот, собственно, и вся разница между Шекспиром и Анаром.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "КЛОУН - ЭТО МОЕ ХОББИ"
      2016-03-17 14:27
      2119

      15 марта Леониду Енгибарову исполнился бы 81 год За пять минут до смерти он еще добивался свидания. Молоденькая медсестра, которая собиралась делать ему укол в сердце, не знала даже, как себя вести в столь неординарной ситуации: в училище этого не преподавали. Она, как, впрочем, и сам врач, вообще мало что соображала в этот вечерний час: 25 июля 1972 года в Москве было действительно жарко.

    • "ЕРЕВАН: С КРЕСТОМ ИЛИ НА КРЕСТЕ"
      2016-02-17 16:32
      2276

      Арис КАЗИНЯН: "Прошлое и будущее в Азербайджане моделируется на основе указов и программных выступлений президента" Столица Республики Армения, Ереван, превратилась в особую мишень азербайджанской информационной войны: с начала 1990-х официальный Баку тиражирует тезис об "исконно азербайджанской принадлежности" как армянской столицы, так и земель, на которых она располагается. Об этом пишет армянский журналист и исследователь Арис Казинян в предисловии к книге "Ереван: с крестом или на кресте", являющейся попыткой фиксации и осмысления чрезвычайно пестрого спектра процессов, прямо или опосредованно слагавших характер развития данной территории, предопределив неизбежность превращения именно Еревана в главный центр Восточной Армении, а позже – в столицу восстановленного армянского государства.

    • "СВЯЩЕННЫЙ ДЖИХАД" ПРОТИВ АРМЯН ОБЛОМИЛСЯ В КАРАБАХЕ
      2015-11-30 13:34
      2403

      Именно в Карабахе, в ходе "священной войны" против армян, прошли первичную апробацию некоторые формы террористических действий, равно как и формы координации этих действий, которые ввиду преступного безразличия международного сообщества, приобрели позднее глобальный охват

    • ИДЕЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ СПОСОБНА СТАТЬ ПОЛИТИЧЕСКИМ ФАКТОРОМ
      2015-06-29 12:48
      1608

      Продолжение интервью с известным журналистом и исследователем Арисом КАЗИНЯНОМ - В отношении армянского протестного движения есть десятки разных ракурсов восприятия и толкования – внутриполитический, внешнеполитический, экономический, социальный, административно-бюрократический, нравственный, интеллектуальный, художественный… Кто-то видит в них в большей степени одно, другой выделяет в большей степени другое. В чем, по вашему мнению, главная особенность этого движения?






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Телемарафон Всеармянского фонда "Айастан" в пользу Арцаха стартует 23 ноября
      2017-11-22 20:47
      95

                       Телемарафон Всеармянского фонда "Айастан" по сбору пожертвований в поддержку Карабаха под названием "Плодородный Арцах" стартует 23 ноября, сообщает пресс-служба Фонда, передает Новости-Армения.

    • Президент Арцаха принял участие в открытии Дней Арцаха во Франции
      2017-11-21 11:11
      449

      Президент Республики Арцах Бако Саакян 20 ноября в Париже принял участие в торжественном мероприятии, организованном по случаю старта Дней Арцаха во Франции. На мероприятии присутствовали чрезвычайный и полномочный посол Республики Армения во Франции, представители местной армянской общины, общественных и политических кругов Франции, передает Новости Армении - NEWS.am.

    • Суд в Ираке признал незаконным референдум о независимости Курдистана
      2017-11-20 16:20
      287

      Федеральный суд Ирака в понедельник вынес постановление о неконституционности референдума об отделении Иракского Курдистана, сообщает РИА Новости со ссылкой на информационное агентство страны.

    • Академические и исторические источники о Ереване: Эребуни – один из древнейших городов мира
      2017-11-18 16:43
      426

      Одной из форм пропагандистского воздействия на общество и манипулирования общественным сознанием является пропаганда, которая часто замаскирована не только под сообщения СМИ, политическую или PR-рекламу, но и под науку или исторические источники, с которыми знаком лишь узкий круг профессионалов. Вследствие того, что общество, как правило, не осведомлено и имеет лишь образное представление о предмете и полностью зависит от чистоплотности источника информации, пропагандисты активно пользуются этим, насаждая в обществе искаженные или сфальсифицированные сведения, преподносимые в качестве научных или исторических. Так, пропаганда может вырывать из контекста важные сведения или факты, отбрасывать их или искажать отраженную в первоисточнике мысль до буквально противоположного смысла и преподносить ее своей аудитории, преследуя цель наибольшего воздействия на сознание и поведение общества, выбранного в качестве мишени. В результате, аудитория вынуждена принимать на веру навязываемую информацию и преподносимую ей интерпретацию фактов, которые сложно подвергать критическому анализу.