Последние новости

ВО ИМЯ МУЗЫКИ

Государственной академической капелле Армении 75 лет

В самом конце минувшего года в Большом зале филармонии им.А.Хачатуряна состоялся праздничный концерт, которым старейший художественный коллектив страны - Государственная академическая капелла Армении отметила свой юбилей - 75-летие со дня рождения.

Одного ее имени достаточно, чтобы представить щедрую палитру выразительных средств, высокий профессионализм, вдохновение, безграничные исполнительские возможности, позволившие капелле создать мир неувядаемых музыкальных образов, настроений, чувств, подаренных слушателям в разных странах мира.

Какие редкие минуты истинных музыкальных открытий всплывают в памяти, когда вспоминаешь историю капеллы, ее богатые творческие традиции! Да и могло ли быть иначе? Ведь у ее истоков стоял такой выдающийся хормейстер, как Татул Алтунян, параллельно создавший в том же 1936 году ансамбль песни и пляски. А сколько прекрасных часов было подарено тем, кто любит хоровое искусство, в период, когда капеллой руководил известный хоровой дирижер Арам Тер-Ованесян, приглашенный из Ленинграда в 1939 году. Его огромное творческое и организационное дарование, непререкаемая дирижерская воля были направлены на то, чтобы коллектив постоянно обновлялся, совершенствовался. Здесь было скрупулезное уважение к авторскому тексту и умение пробиться сквозь него к тем высотам исполнительского искусства, где существуют личность композитора и личность исполнителя.

Если в произведениях армянских авторов - Комитаса, Екмаляна, Кара-Мурзы - оживали щедрость и буйство красок, нежная лирика, мудрая мысль Востока, то в хоровых произведениях Бетховена, Гайдна, Чайковского, Шуберта воскресали образы европейской музыкальной культуры. Монументальность, творческий размах, духовная глубина определяли почерк капеллы. Где бы ни выступали артисты этого коллектива, они не стремились к внешнему блеску или легкому успеху. Внутренняя правда, упорство таланта, душевная или нравственная сила составляли ее творческое кредо.

Но подлинный расцвет капелла пережила, когда ее возглавил приехавший из Стамбула молодой дирижер Ованес Чекиджян. Он словно перехватил эстафету в самой кульминационной точке, приумножив успехи, расширив границы концертных выступлений. Города, страны, континенты, которые покоряют своим искусством вдохновенный маэстро и его капелла, мелькают, как в калейдоскопе. Они намотали на колеса гастрольных маршрутов множество тысяч километров - для перечисления стран, где рукоплескали капелле, не хватит и газетной полосы. Только в столице России Москве коллектив выступал свыше 80 раз. А назвать все произведения репертуара и языки, на которых они звучали, и вовсе трудно: в активе коллектива свыше семиста произведений на 24 языках. В каждой гастрольной поездке, после каждого выступления у коллектива солидная пресса. Газеты пестрят эпитетами: "блеск и красочность", "поэзия и выразительность", "безупречная интонация"...

В разные годы, откликаясь на гастроли коллектива, выдающиеся деятели искусства писали: "Признаюсь, множество капелл довелось мне на своем веку слышать во многих странах мира, но армянская капелла кажется мне лучшей из них, более оригинальной и тонкой, близкой к оркестровому симфонизму - в блистательной трактовке Ованеса Чекиджяна. Ее можно было бы слушать без утомления весь вечер, до такой степени чужды ей монотонность и обычный хоровой традиционализм", М.Шагинян.

"...Капелла представляет собой крепко спаянный певческий организм, основой этого единства являются высокая творческая дисциплина, увлеченность каждого артиста. Возможности капеллы велики. Отличное качество голосов обеспечивает широкий динамический диапазон", Клавдий Птица, народный артист СССР.

"Государственную капеллу Армении можно посылать на гастроли в любую страну. Она гордо пронесет знамя советской культуры", Арам Хачатурян.

Государственная академическая капелла Армении После выступлений во Франции газета "Фигаро" писала: "Ованес Чекиджян - человек, сверкающий, как молния. Его порывистым жестам неукоснительно следует капелла. И это проявилось в таком чрезвычайно редко исполняемом произведении, как Stabat Mater Россини. Неизгладимое впечатление производят партии, исполненные хором, где эстетика и высокое мастерство явились настоящим откровением. Звучащие голоса, которые, казалось бы, не подлежат шлифовке, вьются с византийской изысканностью и утонченностью. Звуки то льются, то рассыпаются бисером, фразы то предельно сдержанны, то вдруг начинают звучать с такой пластичностью, о которой мы в Европе не имели представления".

В этих восторженных строках выражена главная причина такого признания - полная творческая отдача и огромный труд каждого певца хора и его руководителя, вложенные во имя Музыки.

Искусство капеллы подлинно национально. И дело не только в том, что маэстро великолепно знает и любит армянское певческое творчество, тонко и глубоко чувствует его художественную природу. Он умеет создавать хоровую звучность, основанную на глубоких традициях армянской исполнительской культуры. Пение его хора отличается яркостью и сочностью тембровых красок, широтой динамических оттенков, в его звучании всегда ощущаются аромат и многоцветность гор и долин.

К своему 75-летнему юбилею капелла подошла после своих очередных блистательных гастролей в Москве.

Коллектив редакции "ГА" поздравляет прославленную капеллу и его руководителя со славным юбилеем и желает творческого долголетия и высокого горения.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • РОСКОШНЫЙ ДВИН ВЕРНЕТСЯ ИЗ ЗАБВЕНИЯ
      2017-11-15 16:44
      978

      Под средневековыми пластами города Двин специалисты обнаружили строения эпохи ранней бронзы, раннего железа и античности. Найдено 27 уникальных святилищ доурартского периода

    • "БУДЕМ НАДЕЯТЬСЯ!"
      2017-11-15 16:38
      1026

      Новая театральная постановка Недавно тбилисский литератор и музыкант Артэм Григоренц (Киракозов) представил публике свою третью комедийную пьесу под названием "Будем надеяться". И снова в собственной постановке, вместе с небольшой труппой его любительской театральной студии "Обводный переулок", совместно с русским литературным обществом "Арион", под руководством журналиста и культуртрегера Михаила Айдинова. 

    • ИЗ-ЗА ЖАДНЫХ ЗАСТРОЙЩИКОВ ГОРОД НЕСЕТ ПОТЕРИ
      2017-11-15 16:33
      897

      Архитектор Юрий ГРИГОРЯН - выпускник Московского архитектурного института (МАрхИ). В 1999 году вместе с компаньонами  Александрой Павловой, Павлом Иванчиковым и Ильей Кулешовым основал архитектурное бюро "Меганом". С 2006 года Григорян ведет студию в МАрхИ. Об армянской архитектуре и выборе профессии он рассуждал в интервью Sputnik Армения. Беседовала Лилит АРУТЮНЯН.

    • МУЗЫКА ПОБЕДИЛА ФУТБОЛ
      2017-11-15 16:25
      780

      Концерт замечательного американского композитора, певца и мультиинструменталиста Квентина Мура прошел почти незаметно: он совпал с празднованием Дня Еревана, и услышали его лишь большие любители и те, кто был в курсе.