Последние новости

СНАЧАЛА ЛИШАЮТ СТАТУСА КОРИДОР, ПОТОМ И ВСЮ ТЕРРИТОРИЮ?

Собеседник Lragir.am – бывший депутат НС Хосров АРУТЮНЯН.

- Господин Арутюнян, вице-председатель РПА Армен Ашотян опубликовал документ, вокруг которого Пашинян и Алиев ведут переговоры в Брюсселе. Заметим, что в нем не говорится о Лачинском коридоре.

- По всей видимости, информация достоверная, потому что в правящей силе и правительственных кругах, вовлеченных в переговоры, не опровергли данную информацию и не прокомментировали. Следует также констатировать, что на это намекает и секретарь Совета безопасности, который говорит, что в мирном договоре между Арменией и Азербайджаном есть некие положения касательно Арцаха. Самое главное и существенное – власти Армении, судя по всему, согласны, чтобы Арцах стал частью Азербайджана, и, признавая территориальную целостность Азербайджана, они имеют в виду Арцах в его составе. И тезис Алиева о том, что они наши граждане, и, наряду с другими меньшинствами, находятся под защитой Конституции, распространяется на армян Арцаха. Собственно, там так и написано – урегулирование вопросов прав и безопасности армян Арцаха осуществляется руководством Азербайджана в рамках их Конституции и международных обязательств. По сути, это самое важное положение в этом документе. Как мне кажется, нынешнее руководство Армении считает, что вопрос Арцаха должен быть урегулирован между арцахским армянством и Азербайджаном.

- Может ли коридор в Лачинском районе быть экстерриториальным, а Нагорный Карабах в целом подчиниться Конституции Баку? Коридор ведь экстерриториальный даже по словам Пашиняна.

- Тут чехарда состоит в следующем: все рассматривают Лачинский коридор исключительно как дорогу, а это значит, что все нападки Азербайджана уместны. Но Лачинский коридор – это совокупность критических инфраструктур, необходимых для обеспечения жизнедеятельности народа Арцаха – газопровод, линии электропередач, дорога для транспортировки грузов и людей. То есть если говорить о ней как о дороге, то можно найти какой-то способ разблокировать. А если перекрывают газ? Суд в Гааге принял крайне важное решение, обязывающее Азербайджан разблокировать коридор. Но по поводу иска армянской стороны о том, что это должно распространяться и на газопровод, суд заявил, что не видит связи между дорогой и газопроводом. Потому что мы сами представляем коридор как дорогу. На деле экстерриториальность коридора обусловлена тем, что он представляет совокупность инфраструктур. А поскольку эта совокупность не может находиться в политической, административной, военной и правовой юрисдикции Азербайджана, коридору предоставлен экстерриториальный характер. А мы говорим об экстерриториальности, не указывая, что это обусловлено функциональной спецификой коридора.

Кроме того, в пункте 6 трехстороннего заявления написано, что с согласия сторон, то есть России, Армении и Азербайджана, в течение трех лет разрабатывается план альтернативного маршрута коридора. Власти Армении, которые подписали это заявление, взяли на себя и это обязательство. Пашинян лукавит, когда говорит, что это дело российских миротворцев и Азербайджана. Там ведь и ваша подпись, и вы обязаны требовать, что другие подписанты выполняли свою часть ответственности, и коридор работал.

При правильном подходе была бы выработана дорожная карта выполнения 6-го пункта и выработки альтернативного маршрута. Я бы вместо Пашиняна предложил создать межгосударственную комиссию и выработать очередность шагов: определить технические параметры коридора, в том числе газопровода, кабелей, потом начать переговоры о проекте – с международным тендером. Потом найти соответствующую организацию. Уверен, что в этом случае удалось бы избежать перехода Суса и Ахавно под контроль Азербайджана. Но мы ничего не сделали из этого.

- Сначала лишают статуса коридор, потом и всю территорию? В заявлении 9 ноября нет ни слова о распространении на эти территории суверенитета Баку. Откуда она возникла? Армения проиграла еще одну войну, о которой мы не знали?

- Вопрос в том, должны ли мы сказать, что поезд уже ушел. Я говорю – нет, поскольку вторая часть пункта 6 трехстороннего заявления еще не выполнена. И власти Армении должны потребовать выполнения означенной мной процедуры, иначе получается, что вы уступаете им и коридор. Допустим, мы уступаем и полностью прерываем связь с Арцахом. Если это не так, и премьер говорит, что в Арцах направляются колоссальные средства, так давайте хотя бы пойдем за этими деньгами и создадим возможность, чтобы эти средства использовались эффективно. Давайте скажем, что деблокада – это не только открытие дороги. Давайте вести переговоры о деблокаде коридора, то есть о таких правовых, политических, экономических механизмах, которые исключат возможность использования коридора для политического давления, прежде всего со стороны Азербайджана. Иначе сегодня дорогу откроют, а завтра закроют.

Деблокада означает, что деятельность коридора должна стать необратимой, потому что в этом смысл проклятого трехстороннего заявления – пока статус Арцаха не определен, стороны гарантируют жизнедеятельность армян Арцаха. Когда статус будет определен, могут быть приняты иные решения. Так что, коридор – это способ обеспечения жизнедеятельности. И именно этим обусловлен экстерриториальный характер коридора. Мы оставили все на самотек, азербайджанцы не согласовали с нами дорогу, не представили проект. Я говорю, что можно это изменить, просто власти Армении должны вести себя как ответственный подписант трехстороннего заявления.

- У вас не сложилось впечатления, что эти параметры были согласованы еще до начала войны, а 44-дневное сопротивление армянских солдат было просто спектаклем для реализации этих планов?

- Поскольку у меня нет под рукой фактов, я не могу давать по этому поводу комментарии. Но мне ясно одно – если в 2019 году «Арцах был Арменией, и точка», то что изменилось, чтобы «Карабах стал Азербайджаном» с восклицательным знаком? Поражение в войне вовсе не означает, что нам надо уступить Арцах. Тем более, что все международные акторы говорят, что конфликт не урегулирован, потому что нельзя решать проблемы с применением грубой силы. Сформированный грубой силой статус-кво также является угрозой с точки зрения безопасности. Позиция руководства Армении, утверждающего, что мы слабы, извините, неприемлема. Мы не призываем бросаться с шашкой в бой, мы говорим – есть международное право, которое отстаивают и о котором говорят все международные акторы. Все говорят – конфликт не решен, а значит, возвращение к переговорам не имеет альтернативы. Давайте вести переговоры, может, в конце мы придем к выводу, что Арцах должен быть в составе Азербайджана. Но это должно быть в результате переговоров, а не применения силы.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ