Последние новости

ЭПОХА К ЭПОХЕ, БИОГРАФИЯ К БИОГРАФИИ

Кажется, Эйнштейн когда-то заметил, что все глобальные открытия, переворачивающие наши представления о мироустройстве, совершают люди плохо образованные, не знающие, что "этого не может быть". Шутке великого ученого можно было бы просто улыбнуться, если бы в ней не скрывалась большая доля истины. Тем более сложно представить, что остроумный тезис гения физики применим в отношении подхода к отечественной истории.

Осенью прошлого года "ГА" писал о книге-альбоме THE IMMORTALS - "БЕССМЕРТНЫЕ", вышедшей в США на английском языке и ставшей своеобразным учебником истории армянского народа, ибо в ней собраны едва ли не все герои армянской истории, ее персонажи и творцы - от мифологических образов до великих деятелей наших дней. За этот роскошный альбом-фолиант ее составитель и издатель Алис НАВАСАРДЯН в свой последний визит на историческую родину в связи с презентацией книги была удостоена двух государственных наград - золотой медали Министерства культуры и медали им. Аршила Горки Министерства спюрка. На той самой презентации серьезные ученые-специалисты и авторитетнейшие деятели науки и культуры не просто выражали свое восхищение патриотизмом и высоким служением своему народу автора - в итоге все сходились в едином мнении. Книга "Бессмертные" - энциклопедия армянской иллюстрированной истории, важнейшее достижение не только для армян, проживающих в Армении, но и для армян Спюрка, и особенно важна эта книга для иностранцев, так как она представляет миру наш народ и нашу великую историю.

На первый взгляд главное достоинство "Бессмертных" - культурологическая объемность и английский язык, делающие ее роскошной армянской энциклопедией именно для иностранцев. Но когда проходит время, а с ним и первое сильное впечатление, вызванное в первую очередь достоинствами полиграфического свойства - шикарная суперобложка, 530 дорогих во всех смыслах страниц армянской истории, 1700 иллюстраций высочайшего качества, когда пересматриваешь ее в уже энный раз, вдруг становится очевидным невероятное. Фолиант этот, составленный отнюдь не профессионалом - "ни в коем случае не надо думать, что я крупный специалист по армянской истории: я всего лишь армянская мать и бабушка, выполняющая свой моральный долг - чтобы дети знали, какая великая история у нашего народа", - на панорамном фоне арменистики уникален. И уникальность его весьма странного свойства, можно сказать, парадоксальна. При иных обстоятельствах специалисты, возможно, лишь иронически улыбнулись бы этому огромному попурри "армянских песен о главном", если только не возмутились бы таким пренебрежением любой методологией.

Подобный подход свойствен разве что организаторам художественных выставок и галерейщикам, когда они хотят наиболее полно представить публике ту или иную эпоху или направление. Производя такой "учет и ревизию", с мудрым безразличием они экспонируют все, казалось бы, несоединимое по значимости и таланту, по кредо и мировоззрению. От такой академичной, почти сторонней позиции Алис Навасардян кардинально отличают любовь и истовость, какими может быть одержим человек, сформировавшийся и проживший вдали от родины, но впитавший национальное самосознание и национальную культуру всеми фибрами души, человек, для которого преклонение и восхищение перед теми, кто творил историю его народа - наиглавнейший жизненный стимул, а над его стремлением оповестить об этом восхищении и гордости весь мир, всю планету не властно время. Ибо на протяжении всех уже немалых лет упоминание о великих поэтах и ученых, строителях и подвижниках церкви, полководцах и владыках вызывает блеск в глазах и ком в горле.

Подход, с которым сделаны "Бессмертные", не укладывается в схему, вырывается за рамки исторической диалектики. Ной, спускающийся со священного библейского Арарата в Армению, почему-то потом - мифологический стрелок Айк, поразивший Бэла, затем вполне конкретный Ара Прекрасный, поразивший сердце грозной Семирамиды. И тут же рядом вдруг - живые люди, кажется, не входящие в пантеон божеств, или, по крайней мере, всем известные, а местами известные лишь узкому кругу специалистов, чье имя не окружено ореолом мифов, чьи имена вспоминаются обычно во вторую очередь. И они для отечественного читателя, возможно, став открытием, становятся в какой-то момент интереснее тех, чье место и значение в нашей истории неоспоримо. Для Алис же Навасардян первой и второй очереди не существует. В ее глазах каждый, кто в любые времена, на земле любого народа внес свою лепту во славу народа армянского, достоин благодарной памяти потомков и признания всего человечества.

"Мне очень захотелось, чтобы наши дети узнали нашу историю, наших царей и полководцев, поэтов и ученых. И решила составить книгу по истории Армении, - говорила Алис Навасардян на презентации своей книги. - Я договорилась со всеми известными мне в Калифорнии держателями книжных магазинов, и они присылали мне любые книги по Армении. Объездила всю Европу от мхитаристов до букинистов Лондона, пересмотрела горы материалов, компилировала статьи, отбирала самое важное. Эпоха к эпохе, биография к биографии... Когда я вижу, как мои внуки, прилипнув к экрану, смотрят на всяких спайдерменов, я всегда говорю им - да кто они такие?! Вот наш Давид Сасунский! Наш Тигран Великий и остальные великие армянские цари!"

Эпоха к эпохе, биография к биографии... Из этой горы материалов, из этой компиляции пускай чужих материалов, из этой "неразборчивости" к зернам и плевелам, к гению и просто созидателю и выросла гора "Бессмертных". Не такая, как священный Арарат - одинокая вершина на ровном месте. Целые Гималаи - с хребтами и пропастями, невысокими грядами и взрезающими небеса пиками, имя которым - армянская история. Шутка великого Эйнштейна оказалась правдой жизни - по незнанию методологии и исторических подходов Алис Навасардян создала книгу, от полноты которой захватывает дух даже у неиностранца, хорошо знающего свою историю и своих "бессмертных". А главное - дух, которым проникнута книга, по каким-то невидимым каналам передается читателю мгновенно, заставляя расправить плечи и гордо откинуть голову.

А еще, в очередной раз перелистывая страницы "Бессмертных", нет-нет да и начнешь развивать про себя крамольную мысль... Сейчас - наберу смелости и побольше воздуха в легкие... А что если учебники истории поручить писать не рациональным, методологически и дидактически подкованным, а вот таким - влюбленным и истовым? Ей-богу, результат, судя по приведенному примеру, может превзойти все ожидания.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ПЕРЕСЧЕТЧИКАМ" ЖЕРТВ ГЕНОЦИДА – АНАФЕМА!
      2024-04-19 11:56

      Увы, они никогда не встертятся и не заглянут  друг другу в глаза - не только на этом свете, но и на том... Потому что 1 500 000 прошедших крестную муку Геноцида армян,  канонизированных Армянской Апостольской церквью, пребывают  в раю. Осквернителям их памяти, извращенцам-гробокопателям и садистам уготовлена иная участь - вечное горение в адском пламени.               Аминь!

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ПРИХВАТИЗАЦИЯ - ПЕРЕЗАГРУЗКА?
      2024-04-12 09:10

      "- Если мне не изменяет память, на месте здания Дома художников когда-то была мечеть? - Да, в 20-ые годы прошлого столетия здесь стояла мечеть Залхана. - Ну, вот и выяснили, кому достанутся плоды нынешней попытки "реституции"..." Смешно. До слез. Такой диалог на днях звучал в Доме художников, где собрались руководители всех творческих союзов Армении, а также представители правовой сферы, чтобы всем вместе ответить на вопрос - что делать дальше?

    • "ПРИНЦИП БОГА" ИЛИ "ПРИНЦИП КОКА-КОЛЫ"? - "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" СТЕПАНАКЕРТСКОГО ТЕАТРА
      2024-04-11 11:01

      "Мы сошли с ума и под видом свободы превратили свою жизнь в абстракцию", - говорил с трибуны священник-лютеранин отец Августин...  Любой, случайно приоткрывший дверь и заглянувший в большой конференц-зал отеля "Ани", ни на секунду не усомнился бы, что здесь проходит большой международный форум, идет жаркая дискуссия и звучат разные идеологии и голоса, ищущие ответы на самые острые вопросы современного мира.  Дискуссионная ткань, острая и парадоксальная, действительно была. Конференция... Тоже была, только пропущенная сквозь призму творчества. Спектакль "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" по пьесе И. Вырыпаева в постановке Степанакертского Русского драматического театра. Спектакль, ищущий ответы на самые острые вопросы современного мира.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АРМЯНСКИЕ СТОЛИЦЫ. СКОЛЬКО ИХ БЫЛО?
      2024-04-05 10:32

      Вопрос в заголовке не из простых. Люди, интересующиеся армянской историей, придерживаются существующей уже длительное время точки зрения, согласно которой Ереван считается 12-й столицей. Однако не все с этим согласны. Книга писательницы Сильвы Сукиасян, вышедшая в 2005 году, называлась "28 армянских столиц". Историк, писатель-публицист Ваге Лоренц издал в конце прошлого года работу "Столицы Армении". В ней автор упоминает 37 городов.

    • ОТ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО ДО САСАНИДОВ
      2024-01-26 10:04

      Кавказской Албании давно уже нет на карте мира, как и подавляющего большинства государственных образований, зародившихся до нашей эры. Однако историки продолжают исследовать и комментировать дела давно минувших дней, открывая то, чего не знали.

    • ФУТБОЛ С УЛЫБКОЙ ОТ ЭДУАРДА МАРКАРОВА
      2023-12-13 18:22

      Состоялась презентация книги легендарного футболиста "Арарата", заместителя генерального директора ФК "Урарту" по вопросам развития Эдуарда Маркарова "Футбол с улыбкой", сообщает официальный сайт ереванского клуба.

    • УЧИТЕЛЬ О СЕБЕ, ВРЕМЕНИ И УЧЕНИКАХ
      2023-09-12 09:32

      На склоне лет часть образованных, прошедших яркий жизненный путь людей, берется за мемуары. Заслуженный учитель Армянской ССР, персональный пенсионер Шмавон Шаапуни (1864-1960) стал описывать прожитое в 84 года. Книга издана в 2023 году под названием "Воспоминания из двух веков". В ней рассказывается о событиях в период от 1830-го до 1930 г. Автор, главным образом, пишет о том, что видел собственными глазами. Время ему досталось крутое.