Последние новости

"ТО, ЧЕМ ВЛАДЕЕМ МЫ, ДЛЯ НИХ НЕДОСТИЖИМО"

заявил в интервью "ГА" председатель Армянской музыкальной ассамблеи Левон ЧАУШЯН

Недавно состоялось отчетно-выборное собрание Армянской музыкальной ассамблеи, на котором с докладом о проделанной работе за эти годы выступил ее председатель, композитор Левон Чаушян, со своими замечаниями и предложениями выступили почти все члены ассамблеи (в составе девяти человек). После обсуждения ряда актуальных вопросов состоялись перевыборы: председателем ассамблеи вновь единогласно был избран Л.Чаушян, а заместителем - композитор Ваграм Бабаян.

- Левон Александрович, вы довольны результатами деятельности вашей организации?
- Положительные результаты есть, но многое еще не удалось осуществить. За эти годы нам удалось создать группу единомышленников, выйти на определенный, новый уровень работы, когда произведения издаются в нотном варианте, когда новые сочинения армянских авторов исполняются за рубежом. В республике также увеличилось количество исполняемых произведений... А главное упущение в том, что у нас нет сколько-нибудь устоявшихся коммуникаций со слушателями, мы еще не смогли найти свою аудиторию, когда большое количество слушателей ждет новых сочинений. У нас все еще плохая связь с вузами, практически мы утеряли контакты с армейскими частями, которые в свое время, как вы помните, занимали одно из важных мест в деятельности СК. Сейчас наша национальная армия нуждается в контактах с армянскими композиторами, исполнителями. Среди недостатков хочу отметить и наше недостаточное влияние на средства массовой информации.

- Что вы имеете в виду?
- Я имею в виду прежде всего телевидение и радио. Наши телевизионные боссы почему-то держат своих сограждан за полных профанов, идиотов, постоянно превращая их в таковых своей убогой репертуарной политикой. Телевидение формирует плоскую, убогую картину нашей музыкальной и вообще всей жизни. Государство, кажется, выбрало путь по упрощению всех нас. С утра до ночи какие-то бессмысленные ток-шоу, примитивные сериалы, убогие эстрадные концерты, и все это сдобрено тупым юмором. А когда звучит классическая музыка в эфире? В лучшем случае рано утром, когда все еще спят. То, что звучит в удобное время, не имеет права исполняться даже в ресторанах.

- Вы по-прежнему считаете своей главной целью пропаганду армянской музыки?..
- Это главное: люди познают страну по уровню культуры - это катализатор ее познавательности. Нельзя не знать страну, народ, который имеет огромный вклад в музыкальную культуру, изобразительное искусство, архитектуру. Наши турецкие соседи достигли огромных успехов в экономике, в дипломатии, армии, но в отношении культуры им особенно нечем похвастаться. У них нет своей архитектуры. Все, что было когда-то создано, сделано итальянцами и армянами. У них нет своей профессиональной музыки (я не имею в виду народную музыку). Этот народ практически не имеет того культурного пласта, чтобы быть на уровне с европейцами, что тоже мало способствует их вхождению в Евросоюз. Более семи веков мы живем в соседстве с ними, а разница в культуре огромная. Но мы почему-то ее не используем. Наших всемирно известных музыкантов надо непременно задействовать во время политических мероприятий и встреч за рубежом, и это сыграет свою огромную роль. Разве можно забыть, какую роль сыграла Седьмая симфония Шостаковича во время Второй мировой войны? Успех симфонии во многом поднял престиж СССР как культурной страны в глазах мирового сообщества. Уверен, что выступления наших лучших артистов, нашего филармонического оркестра, находящегося сегодня в хорошей форме, во многом бы подняли авторитет нашей страны. Только это можно противопоставить той денежной (вместе с икрой) политике, которую проводит Азербайджан, решая свои проблемы. Не спорю: икра имеет свое место, но то, чем владеем мы, для них недостижимо.

- До сих пор не остановлена утечка наших талантливых исполнителей и композиторов за рубеж. Уехавшие в основном не возвращаются...
- И не вернутся до тех пор, пока здесь не будут созданы более или менее приемлемые условия для работы. Они здесь не востребованы. В самое последнее время около 7 композиторов, окончивших Ереванскую консерваторию, уехали из страны, и все они устроились. Они не моют посуду в ресторанах, не ухаживают за больными, а работают по специальности, востребованы. Мы рады за них, они нашли достойное применение своему таланту, и если музыка, которую они пишут, нравится за рубежом, значит есть интерес к нам. С другой стороны, больно, что у нас нарушается преемственность поколений. Я неоднократно подчеркивал, что это распыление никогда не может привести к укреплению государственности. А если нет государственности - значит нет страны, а если нет страны, то нация не может быть полноценной. Каждый человек должен в своей стране быть востребован, иметь свое место в программе развития страны. А у нас этот момент до сих пор не учитывается. Когда сегодня слушаешь произведения зарубежных молодых композиторов (французских, немецких, итальянских), создается ощущение, что все они пишут одно и то же. Это очень грустная картина. Нет национальной самобытности. А сохранят ли наши композиторы за рубежом свою самобытность? Не уверен.

Мы уже потеряли одно поколение. Почему это произошло - известно всем. Во-первых, желание жить нормально. Давайте вспомним, сколько получают профессора консерватории. Это оскорбительно не только для них, но и для всей нашей страны. Такова, значит, оценка людей, занимающихся серьезной музыкой. Во-вторых, молодые таланты не видят перспективы. Здесь в лучшем случае музыкант может работать в оркестре и получать в несколько раз больше профессора консерватории, а о какой-то творческой карьере не может быть и речи. Положение певцов, пианистов еще хлеще. А какова будет замена нынешним педагогам консерватории? Факт, что уровень преподавания будет падать.

- Уровень музыкального воспитания снизился и в училищах, и в школах.
- Конечно, основа музыкального воспитания - это школа. В советские годы она была очень сильной и существенно отличалась от зарубежных. Там они в основном были на уровне любительских. И только родители, имеющие финансовые возможности, нанимали лучших педагогов для своих детей, которые затем поступали в музыкальные академии или консерватории. И только совершенствуясь еще где-то, получали путевку в жизнь. А у нас все выдающиеся музыканты вышли из музыкальных школ - десятилетки им.Чайковского, спендиаровской школы или Саят-Новы... Сегодня эти школы в полном упадке, потому что их финансирование находится на безобразном уровне. Неясно, почему у нас такая дискриминационная политика по отношению к педагогам музыки. Ведь учителя общеобразовательных предметов зарабатывают в несколько раз больше. Получается, что преподавать историю, язык, физкультуру, наконец, легче, чем специальность, сольфеджио, гармонию? Государство должно выяснить для себя, нужна нам профессиональная музыка или нет. Это одна из важных стратегических задач.

- Известна тяга армян к искусству. По-моему, в этом можно было убедиться и в ваших поездках по районам Армении...
- В прошлом году мы осуществили несколько поездок, были встречи в училищах и школах Араратской долины, Армавира, Дилижана, Гюмри, Ванадзора. Надо было видеть, как они встречали наших композиторов и исполнителей. Условия везде были, конечно, чудовищные. Холодные помещения, мизерные зарплаты... В этом году мы продолжим свои контакты, поедем и в Карабах, где однажды уже были. Залы, где выступали наши артисты, были переполнены. И правительство Карабаха без охраны сидело рядом в зале. Интерес был огромен. Я это считаю очень важным, потому что рабис, который звучит повсюду, не нуждается в распространении и пропаганде. У меня училась одна студентка - Калинина. На протяжении нескольких лет она в марзах читает лекции по Комитасу, исполняет его песни на скрипке или рояле. Она рассказывала о непреходящем интересе к Комитасу. Ведь там, где Комитас, не может быть места для рабиса. Но где сегодня можно услышать музыку Комитаса? Турист, наслышанный о Комитасе, вряд ли услышит его музыку в наших концертных залах. А между тем его музыка - это концентрированная армянская мысль без примеси турецких завываний. Комитас - камертон нашей музыки. Никогда я не был ни расистом, ни шовинистом, но считаю, что если мы в нашу национальную программу не внесем какие-то изменения, не дадим отпор мусульманским мугамам, то потеряем наши самые ценные завоевания. Государство должно быть на страже, наши дети должны воспитываться на национальной почве, без привнесения арабских и турецких мотивов. А наши танцы? Я не специалист в этой области, но думаю, наши танцы никогда не были столь агрессивны - в них появились элементы, присущие курдским племенам.

- Но не все так плохо, ведь залы, где звучит серьезная музыка, переполнены. Я вас видела на концерте в минувшую пятницу.
- Для меня была большая радость видеть зал переполненным. Пианист Глемзер - отличный музыкант, но не самая большая звезда. Во втором отделении прозвучала Десятая симфония Шостаковича, которая трудно воспринимается неподготовленным слушателем. Для меня было чудом, что ее слушали, затаив дыхание. И вот о чем я подумал: если когда-нибудь состоится процесс, наподобие Нюрнбергского, то одним из главных обвинителей тоталитарной системы будет музыка Шостаковича, которая отражает трагедию человеческой жизни. Это одно из мощных произведений мировой музыки, и он был замечательно исполнен филармоническим оркестром.

В заключение мне хотелось бы сказать относительно идеи присвоения имени Эдварда Мирзояна Дому творчества "Дилижан". Мне больно, что эта идея впервые родилась не у нас, а за рубежом, у выдающихся деятелей русской культуры - Гергиева, Башмета, Спивакова и других. Сегодня назвать Дом творчества "Дилижан" именем Мирзояна - это маленькая доля того, что надо сделать для увековечивания его памяти. Это наш долг и выражение нашего покаяния. Ведь все помнят, как он уходил с поста председателя СК, которому он отдал 35 лет жизни. Обычно, когда люди уходят с поста, они теряют интерес ко всему, к жизни. Он продолжал служить людям до конца своей жизни, оставался неравнодушным человеком, готовым прийти на помощь каждому.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЯВЛЕНИЕ КАРМЕН
      2018-11-14 16:20
      931

      Новая постановка шедевра Бизе на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова Что бы там ни говорили присяжные панегиристы нашего оперного театра, гастроли его коллектива за рубежом, последние премьеры, концерты с участием мировых звезд заметно оживили жизнь театра, вернули зрителя в зал. Отсутствие премьер, новых имен исполнителей, скудный репертуар - все эти докучные проблемы омрачали официальную безмятежность руководства театра. А между тем время требовало существенной перестройки, конкретности дел, принципиально иных творческих и организационных методов работы.

    • ОБРЕТЕНИЕ ПАМЯТИ
      2018-11-09 16:03
      2148

      В эти дни замечательному кинорежиссеру, народному артисту, лауреату Государственной премии РА Нерсесу Оганесяну исполнилось бы 80 лет

    • ПОЧЕМУ СМЕЯЛИСЬ ЧАЙКИ
      2018-10-31 15:15
      2788

      В отличие от книг, живописных полотен, скульптур, фильмы стареют быстро. Даже те, которые в свое время являлись событием.

    • СИНТЕЗ ПОДЛИННОСТИ И НОВИЗНЫ
      2018-10-22 16:34
      6020

      Гастроли Юрия БАШМЕТА и руководимого им камерного ансамбля "Солисты Москвы" На прошлой неделе в культурной жизни Еревана произошел мощный всплеск - после пятилетнего перерыва в Большом концертном зале филармонии им. А. Хачатуряна мы вновь встретились с легендарным альтистом и дирижером Юрием Башметом и руководимым им камерным ансамблем "Солисты Москвы". Единственный концерт прославленного коллектива состоялся в рамках беспрецедентного по нынешним временам XIX международного фестиваля "Ереванские перспективы".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПОД ЗНАКОМ НАРЕКАЦИ И СВЯТОГО МИНАСА
      2018-11-14 16:43
      224

      Маленький театр и Versiliadanza отметили 10-летие сотворчества По разным маршрутам вот уже десять лет путешествует мощный, быстрый, как ветер, поезд-спектакль под названием "Седьмое чувство", оставляя за собой клубы эмоций своих зрителей и с каждым годом добавляя по вагону воспоминаний, друзей, опыта... Недавно ереванский Маленький театр при Центре детского эстетического воспитания им. Г. Игитяна и итальянская труппа Versiliadanza отметили 10-летие своего творческого сотрудничества.

    • "ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА КРЕСЛО ХУДРУКА НЕ СОБИРАЮСЬ"
      2018-11-14 16:40
      263

      Запахом кулис он дышал с детства - по семейной традиции. В 15 лет, до срока окончив школу, мечтал поступать в ГИТИС и брал первые уроки мастерства у Александра Григоряна. В ГИТИСе мальчику велели подрасти, он вернулся в Ереван и поступил в Художественно-театральный институт, в мастерскую Ерванда Казанчяна. Уже на третьем курсе сделал свой большой спектакль по Мольеру в ереванском ТЮЗе. Потом еще - уже в Русском театре им. Станиславского. Но желание ехать в Москву как в театральную Мекку не отпускало, более того - реализовалось.

    • В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ДУХОВНОСТИ
      2018-11-14 16:37
      231

      Фонду содействия культурному образованию 10 лет Случаются в нашей культуре события, значение и масштаб которых определяются не "красными дорожками", широкоформатным пиаром и фанфарами, а той отдачей, которая работает не только сегодня, но и завтра. Именно такие события обретают статус "стратегических". Именно таким событием стало 10 лет назад создание при поддержке Министерства культуры РА Фонда содействия культурному образованию, который отмечает юбилей.

    • ПОБЕДИТЕЛИ 14-го "РОЛАНА"
      2018-11-14 16:34
      231

      Закрытие XIV Международного фестиваля детско-юношеских фильмов "Ролан" в Красном зале столичного кинотеатра "Москва" прошло при полном аншлаге. На сцене - организаторы "Ролана", его основатель и директор Нуне Манукян, ведущий вечера Айк Петросян, юные исполнители песенных и танцевальных жанров. Среди зрителей - гости, участники и друзья фестиваля, а также воспитанники творческих центров, школ и детдомов, студенты и военнослужащие, вошедшие в жюри разных номинаций.