Последние новости

"ТРЕТИЙ ЭТАЖ" ЧЕРЕЗ ГОДЫ И ЭПОХИ

Эту историю Эрикназ Галстян вспоминает, когда перелистывает пожелтевшие страницы личного архива или заводит речь о Карабахе, первых волнениях национального движения, друзьях и коллегах, ставших жертвой антиармянских настроений конца 1980-х гг. Рассказывая о своих первых гражданских шагах в искусстве, Эрикназ, известная сегодня скульптор-новатор, называет одну важную дату - 30 декабря 1987 года, врезавшуюся в ее память навсегда.

В тот день в Государственной картинной галерее еще советского Степанакерта открылась выставка работ молодых художников Армении. Подобную экспозицию Степанакерт принимал у себя впервые. Не потому, что на выставке царило жанровое и стилевое многообразие, выраженное художниками, скульпторами и мастерами прикладного искусства в портретах, натюрмортах, пейзажах и различных тематических работах, выполненных как в традиционном стиле, так и в элементах авангардизма. Выставка была уникальна тем, что авторами всех 68 работ были художники-армяне. Событие, по сути, было историческим: в степанакертской галерее господствовал соцреализм азербайджанских художников, в корне далекий от культурного мировоззрения местного армянского населения и уводящий его от истинно национальных традиций. Если учесть и тот факт, что по окончании выставки, продлившейся до середины марта 1988г., 30 работ было подарено галерее, то значимость события становится вдвойне ощутимой.

"Интересно, что за прошедшие 25 лет практически никто из художников, участвовавших в той выставке и подаривших свои работы Степанакерту, не покинул родину, - с гордостью говорит Эрикназ Галстян. – Каждый из нас достиг определенных высот в искусстве, став признанным мастером, профессионалом своего дела, известным как в Армении, так и за ее пределами. Шансов перебраться "на обеспеченный Запад", уверена, у всех было немало. Лично мне довелось поработать в 1991г. в США, у меня была реальная возможность остаться там навсегда, но мы с мужем приняли решение вернуться домой, в Армению, где нам дорог каждый уголок, исторический памятник, клочок родной земли, каждая улица с ее неповторимым колоритом и архитектурными особенностями. А после 30 декабря 1987г. родным стал и Карабах, где мы стали свидетелями возрождения национального самосознания нашего народа и в то же время сыграли роль первой ласточки в культурном единении с карабахскими соотечественниками".

В тот день в Государственной картинной галерее еще советского Степанакерта открылась выставка работ молодых художников Армении.…Прокатившаяся по всему СССР волна перестройки и гласности несколько ослабила казавшиеся незыблемыми цензуру и запреты. Особенно быстро воздух свободы ощутили представители искусства. Среди активистов новых веяний оказались и недавние выпускники художественных вузов и училищ Армении, вошедшие в состав молодежного бюро Союза художников СССР и тем самым получившие возможность продвигать самые смелые культурные проекты. Группа армянских художников-авангардистов решила организовать выставку своих работ, идущих вразрез с традициями соцреализма.

Экспозицию, инициированную Эрикназ Галстян и Арманом Григоряном, разместили на З-м этаже Союза художников Армении. Через несколько месяцев здесь же открылась выставка одной работы, организованная Аревик Аревшатян: каждый художник передал для экспозиции по одной выбранной им самим работе, что позволило избежать встречи с худсоветом. Движение молодых армянских авангардистов получило название "Третий этаж", а выставки их работ стали проводиться в разных залах Еревана. Однако активисты решили не ограничиваться Арменией и задумали проект для карабахцев. "Долгие годы здесь не разрешали выставлять произведения художников из Армении, представить свои работы в Степанакерте и других городах Карабаха могли в лучшем случае местные армяне, - вспоминает Эрикназ Галстян. - Карабах был искусственно отделен от Армении и путями сообщения, и всякого рода препонами, в том числе и в сфере искусства. Мы задумали проложить культурный мост между двумя армянскими землями, подарить заметную часть работ галерее и тем самым обеспечить там постоянное присутствие искусства, культуры, духа Армении".

Союз художников Армении предоставил автобус для перевозки картин, группа же художников должна была отправиться в Степанакерт на самолете. Шел декабрь 1987г., в аэропорту была объявлена нелетная погода. До столицы Нагорного Карабаха пришлось добираться на автобусе долгой дорогой через Кировабад. После изнурительного пути 30 декабря организаторы выставки добрались до Степанакерта. На церемонии открытия не было ни одного азербайджанца – ни из местной администрации, ни из числа представителей искусства.

"Я взяла с собой диск и после церемонии открытия выставки включила армянскую народную музыку, под звуки которой все пустились в пляс. Помню, в городе были развешаны листовки одного из ответственных лиц ЦК КПСС с вопросами к народу, с целью заручиться их жалобами и предложениями…Но это была самоцель, и люди не реагировали на это…Мы вернулись домой, в Армению, а в конце января 1988г. нам сообщили, что выставка должна закрыться, т.к. в галерее Степанакерта должны разместить работы бакинских художников. И вновь мы – я, Мартирос Бадалян, Грач Галстян, Геворг Джаврушян, прибалтийский искусствовед Инга, всего 12 человек - отправились в путь по проторенной дороге через Кировабад. Однако после нас в Степанакертской картинной галерее азербайджанские художники так ни разу и не выставились", - вспоминает Эрикназ Галстян.

В тот день в Государственной картинной галерее еще советского Степанакерта открылась выставка работ молодых художников Армении.Выставку закрыли, оставив 30 пронизанных армянским духом работ Степанакерту и его жителям. Армянские миссионеры, как называют эту группу художников сегодня, собирались подняться в Шуши, но оказались на первом митинге на площади Степанакерта. Как вспоминает Э.Галстян, это было 13 февраля, люди – человек 200-300 - собрались спонтанно, были слышны призывы о справедливости, партии, Ленине, Горбачеве… И вдруг в толпе раздался женский голос, не громко, но уверенно прокричавший: "Миацум!" Вскоре площадь заполнили тысячи митингующих, заявлявших о своих проблемах и предлагающих перемены в условиях перестройки и гласности.

"Мы снимали все на фотопленку, а чуть позже Игорь Мурадян взял фотографии, чтобы доказать в верхах, что это был мирный митинг, не имеющий антисоветской подоплеки", - говорит Эрикназ Галстян. В Армению возвращались через Лачин – так было безопаснее. Добрались до Гориса, где местные жители отмечали традиционный праздник "Прощание с зимой" и не догадывались, что происходит по ту сторону гор. А там возгорались искры национально-освободительного движения, невольными участниками и свидетелями которого стали художники "Третьего этажа"...

Прошли годы, карабахская земля, а вместе с ней и Армения пережили тяготы войны, лишения и людские потери. Во время бомбежек Степанакерта содержимое складов Государственной картинной галереи перевезли в специальные хранилища. Во всяком случае так стало известно участникам той исторической выставки, чьи преподнесенные в дар работы также были вывезены из галереи. А потом их след исчез – то ли все сгорело в пожарах войны, то ли каждую из работ люди спасали в одиночку, то ли...

"Хотелось бы заняться серьезным поиском этих работ, ставших первыми ласточками живописи и скульптуры Армении в Степанакерте, найти если не сами работы, то хотя бы их остатки или следы, - делится Эрикназ Галстян. – И еще – организовать новую выставку произведений художников, подаривших 25 лет назад свои работы Степанакертской картинной галерее. Мы все будем рады отметить юбилейную дату новой экспозицией – я, Мартирос Бадалян, Геворк Мшеци, Ашот Арутюнян, Грач Галстян и другие".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • БУРЯ ПО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИ-2,
      2019-01-18 12:01
      698

      или Почему "Врата в рай" мешают Гянджалиеву Азербайджан вновь устроил охоту на кинорежиссера Дживана Аветисяна, известного своей приверженностью арцахской тематике. На днях команда создателей его нового фильма "Врата в рай" (Gate to Heaven) попала под информационный обстрел наших соседей, выразившийся в бойкотировании еще не успевшей выйти на экраны картины.

    • 40 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ
      2019-01-17 10:56
      896

      В конце ушедшего года Музей народного творчества, основанный живописцем и патриотом Ованесом Шарамбеяном, отметил важную дату: 40-летие своего существования. Поздравить сотрудников музея пришли видные общественные деятели и работники культуры Армении: Фараон Мирзоян, Гагик Гюрджян, Геворк Дабагян и другие. Пока собиралась публика, в одном из залов знаменитого здания на "плани глух" звучала музыка в исполнении трио флейтистов.

    • КРАСАВИЦА-АРМЕНИЯ ТЕДА И НУНЕ
      2019-01-17 10:20
      918

      Зимняя Армения привлекает иностранцев, как правило, горнолыжными курортами, обещающими приключения и запас адреналина на целый год. Но есть и другой вид туризма, отличающийся в зимний сезон не меньшим экстримом, чем спуск с вершин Цахкадзора, Джермука, Севана. Это фототуры, позволяющие разъезжать по историческим уголкам Армении и делать потрясающие снимки армянских монастырей, храмов, крепостей и неповторимых утопающих в снегу пейзажей. Именно этот вид отдыха выбрали для себя наши соотечественники из США Тед АНДРЕАСЯН и Нуне КАРАМЯН, пустившиеся в "фотоплавание" по Армении после новогодних праздников.

    • ЗИМНЯЯ СКАЗКА В МЭРИИ ЕРЕВАНА
      2018-12-24 18:16
      9526

      Уже три недели не прекращается поток посетителей в здание столичной мэрии. Жители Еревана - и стар и млад - спешат посмотреть необычную выставку, открывшуюся в расположенном здесь Музее истории Еревана и знакомящую широкую публику с рукодельными куклами лучших мастеров Армении, и не только.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПАЛИТРА КРИСТИНЫ ОГАНЕЗОВОЙ
      2018-12-21 15:26
      3832

      Для таких же, как я, мало сведущих в живописи, постараюсь вкратце представить художницу. Кристина ОГАНЕЗОВА - почетный член Союза художников Армении, член Международного союза художников Эстонии, а также глава представительства этого союза в Армении. Имеет два высших образования - в области лингвистики и экономики. Работала в Москве в крупной компании, сейчас -  в Ереване, в одной из известных компаний, и все это благодаря своим "официальным" профессиям. А вот живопись - это увлечение всей жизни, с самого детства.

    • САРО ГАЛЕНЦ - ПАМЯТЬ, ДЕЛА, ТВОРЧЕСТВО
      2018-12-21 14:55
      831

      Чуть более года назад ушел из жизни Саро Галенц - тонкий художник, выделявшийся особым творческим почерком, человек  редкой одаренности, истинный интеллигент - без высокомерия, но с достоинством, без зазнайства, но с подлинным интеллектом, прямолинейный без грубости. События его личной жизни не становились достоянием общественности, он не заискивал перед коллекционерами, не заигрывал с прессой, он работал.

    • Состоялась презентация фильма "Арцах: история и конфликт"
      2018-12-14 11:07
      508

      Показ фильма под названием "Арцах: история и конфликт" состоялся в Министерстве иностранных дел Карабаха в четверг. Об этом сообщает пресс-служба внешнеполитического ведомства Арцаха, передает Новости-Армения.

    • Араик Арутюнян: Обсуждения Арцаха во время кампании в Армении не могут повлиять на единство армянского народа
      2018-11-30 22:01
      263

                Обсуждения Арцаха во время предвыборной кампании внеочередных парламентских выборов в Армении никак не могут повлиять на единство армянского народа и, особенно, на теплое, абсолютное взаимное доверие и высочайший уровень отношений между властями Арцаха и Родины. Как сообщает Арменпресс об этом на своей странице в Facebook представитель президента Арцаха по особым поручениям Араик Арутюнян.