Последние новости

АРЦАХ КАК ОСОБАЯ ПЛАНКА НАЦИОНАЛЬНЫХ АМБИЦИЙ

Армянский мир отмечает 25-летие нынешнего этапа Карабахского движения, ознаменовавшегося освобождением большей части изумительного уголка нашей Родины. В этой связи хочется обратить внимание на принципиальную деталь: карабахское движение (в широком понимании) - ровесник стартовавшего с конца XVII в. нового периода национальных ожиданий по избавлению страны от иноземного и иноверного владычества. Практически все важнейшие армянские начинания, ориентированные (с этого периода) на восстановление свободы и независимости, неразрывно связаны с Арцахом, с карабахскими меликами, с отвагой наших соотечественников, обживавших крайние рубежи Восточной Армении.

Неспроста на поддержку карабахских армян и опирался во многом Петр I в преддверии своего знаменитого Персидского (Каспийского) похода. За год до этой кампании в Арцахе уже вспыхнула война, которая под общим командованием Авана Юзбаши (Ованнеса Бабанова) велась одновременно против османской и персидской армий. Сразу после кончины императора мелики Арцаха делегировали депутацию из Дербента к Екатерине I, чтобы выразить ей соболезнование от имени армянского народа и одновременно поставить в известность о том, что османский сардар Мустафа-паша с 40-тысячным войском напал на Карабах, однако армяне после 8-дневного сопротивления одолели османов. Эта новость поразила русских офицеров.

Спустя несколько десятилетий именно с Арцахом стал связывать перспективы армянской независимости выдающийся национальный деятель Овсеп Эмин. Одержимый идеей избавления Армении от персидского и османского ига, он вознамерился "набраться европейских навыков и приехать в этот горный край хорошо обученным европейским офицером" (в частности, для встречи с монахом Авагом, прославившимся личной доблестью в войне против поработителей). В середине XVIII в. Эмин писал: "Я решил обучиться в Европе военному искусству, чтобы оказать хоть какую-то услугу своей стране. Ибо решил потом поехать в Армению европейским офицером, поехать к своим соотечественникам в Черных горах, так как я слышал, что они никогда не были покорены и славились своей отвагой и неустрашимым нравом".

Молодежь СтепанакертаВ екатерининский период армянских ожиданий Арцахом интересовались виднейшие полководцы Александр Суворов и Григорий Потемкин. Успех запланированной новой персидской кампании Петербург связывал с поддержкой карабахских меликов. В январе 1780 года Суворов и Потемкин неоднократно встречались в столице с архиепископом Иосифом Аргутинским-Долгоруким и Иваном Лазаревым. Об этих встречах в своем дневнике рассказывает сам Аргутинский: "Расспрашивали о персидской стране, о расстоянии, на котором находятся там города друг от друга. Говорили много об оказании помощи народу нашему. По армянской карте мы показывали Суворову районы Армении. Он сам много расспрашивал о положении народа нашего <…> мы рассказали, что Армения уже несколько веков, как лишилась государя своего и особенного правления <…> однако армянские мелики в Карабахе еще сохранили независимость и в случае необходимости могут выставить свои войска". Суворов попросил подготовить докладную о Карабахе.

Выдающийся историк и генерал, начальник штаба Кавказской армии Василий Потто указывал на Карабах как на главный оплот армянского иммунитета и центр национально-освободительного движения. Рассказывая уже о русско-персидских войнах начала XIX века, он писал: "Среди обломков некогда великого армянского царства Карабах один сохранил у себя как памятники минувшего величия те родовые уделы армянских меликов, которые занимали собой все пространство от Аракса до Куры <…> Среди разрушения и общего погрома армянского царства владетели этих уделов, мелики одни сумели сохранить за собой старинные наследственные права и даже удержать в стране почти до самого начала XIX века тот политической строй, который сложился здесь со времен персидских царей Сефевидов <…> они сохранили политическую самостоятельность во внутреннем управлении своими землями, имели свой суд и расправу, свои укрепленные замки и даже собственные дружины".

Можно привести еще много доказательств того, что Карабахское движение – отнюдь не отдельная проблема, возникшая в период агонии советской империи лишь вследствие неправильной национальной политики. К сожалению, международное сообщество, представленное "своими" политиками и дипломатами, политологами и экспертами, так и не выказало (в подавляющем большинстве) желания и способности понять смысл словосочетания "новый этап Карабахского движения". Будучи в лучшем случае носителями однажды разработанных стереотипов, представители этого контингента рассматривают вопрос исключительно на фоне распада СССР. В реальности все обстоит иначе; более того, начавшийся в феврале 1988 года этап армянского сопротивления можно назвать "новейшим" - с учетом долгой хроники освободительной борьбы армянского народа и той исключительной роли, которую суждено было сыграть в этой борьбе Арцаху.

Карабахское движение – это борьба армянского народа за свободу и независимость, которая в течение последних трех-четырех столетий неоднократно заявляла о себе очень громко и очень достойно. Это особая философия национального сопротивления, особая планка национальных амбиций и армянского непокорства. Арцах – это не мирная травоядная Армения, а изголодавшийся аппетит нации, который (и только) мог вскормить последующих маршалов и генералов, а также последующих сорвиголов, перед удалью и безрассудством которых не устояла ни одна сила.

Таким образом, под понятием "новейший этап" Карабахского движения следует понимать даже не попытки отторгнуть от Азербайджанской ССР этот уголок Родины, которые с периодичностью 10-11 лет предпринимало в прошлом столетии большевистское руководство Армянской ССР. Это более длинный исторический отрезок, воплотивший в себе всю философию армянского национально-освободительного движения.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "КЛОУН - ЭТО МОЕ ХОББИ"
      2016-03-17 14:27
      2353

      15 марта Леониду Енгибарову исполнился бы 81 год За пять минут до смерти он еще добивался свидания. Молоденькая медсестра, которая собиралась делать ему укол в сердце, не знала даже, как себя вести в столь неординарной ситуации: в училище этого не преподавали. Она, как, впрочем, и сам врач, вообще мало что соображала в этот вечерний час: 25 июля 1972 года в Москве было действительно жарко.

    • "ЕРЕВАН: С КРЕСТОМ ИЛИ НА КРЕСТЕ"
      2016-02-17 16:32
      2464

      Арис КАЗИНЯН: "Прошлое и будущее в Азербайджане моделируется на основе указов и программных выступлений президента" Столица Республики Армения, Ереван, превратилась в особую мишень азербайджанской информационной войны: с начала 1990-х официальный Баку тиражирует тезис об "исконно азербайджанской принадлежности" как армянской столицы, так и земель, на которых она располагается. Об этом пишет армянский журналист и исследователь Арис Казинян в предисловии к книге "Ереван: с крестом или на кресте", являющейся попыткой фиксации и осмысления чрезвычайно пестрого спектра процессов, прямо или опосредованно слагавших характер развития данной территории, предопределив неизбежность превращения именно Еревана в главный центр Восточной Армении, а позже – в столицу восстановленного армянского государства.

    • "СВЯЩЕННЫЙ ДЖИХАД" ПРОТИВ АРМЯН ОБЛОМИЛСЯ В КАРАБАХЕ
      2015-11-30 13:34
      2638

      Именно в Карабахе, в ходе "священной войны" против армян, прошли первичную апробацию некоторые формы террористических действий, равно как и формы координации этих действий, которые ввиду преступного безразличия международного сообщества, приобрели позднее глобальный охват

    • ИДЕЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ СПОСОБНА СТАТЬ ПОЛИТИЧЕСКИМ ФАКТОРОМ
      2015-06-29 12:48
      1775

      Продолжение интервью с известным журналистом и исследователем Арисом КАЗИНЯНОМ - В отношении армянского протестного движения есть десятки разных ракурсов восприятия и толкования – внутриполитический, внешнеполитический, экономический, социальный, административно-бюрократический, нравственный, интеллектуальный, художественный… Кто-то видит в них в большей степени одно, другой выделяет в большей степени другое. В чем, по вашему мнению, главная особенность этого движения?






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АРМЯНОФОБИЯ КАК ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА АЗЕРБАЙДЖАНА:
      2018-02-23 15:04
      1091

      В НС РА прошли слушания В минувший четверг в Национальном Собрании по инициативе постоянной комиссии НС по внешним сношениям и впервые за весь период существования независимой армянской государственности прошли парламентские слушания на тему "Сумгаитские погромы: Армяноненавистничество как государственная политика Азербайджана".

    • НАСТАЛО ВРЕМЯ ПОНЯТЬ АРЦАХ
      2018-02-21 16:44
      1252

      Официальным лицам ЕС давно пора посетить республику, оценить ситуацию на местах и собрать информацию из первых рук  20 февраля, когда армянский народ отмечал 30-летие Карабахского движения и День возрождения Арцаха, из Европы пришло сразу три примечательных сообщения. Во-первых, сопредседатель Минской группы Франция выступила с беспрецедентным в своем роде адресным заявлением относительно скандальных высказываний президента Алиева. Во-вторых, сразу 16 членов Европарламента обратились с письмом Верховному комиссару ЕС по иностранным делам Федерике Могерини с вопросом о том, почему спецпредставители по Южному Кавказу и другие официальные лица ЕС никогда не посещали Нагорный Карабах. Наконец, в-третьих, директор организации "Европейские друзья Армении" Диего Пинто опубликовал статью, в которой подчеркивает, что для Евросоюза настало время обратить свое внимание на Карабах и лучше понять его.

    • КАРАБАХСКОЕ ДВИЖЕНИЕ – ЭТО ДЕТИЩЕ АРМЯНСКОГО НАРОДА
      2018-02-19 12:39
      980

                 Продолжение                       Известно, что тогда (после войны) армянское население в Нагорном Карабахе составляло 137 тысяч человек. При том что на войне погибло около тридцати тысяч армян-карабахцев. Общее же население – 157 тысяч. В оставшиеся 20 тысяч входили азербайджанцы, курды, русские, греки, евреи и другие. Сталин отреагировал на письмо Арутинова исключительно по-сталински: дал распоряжение Азербайджану рассмотреть этот вопрос. А в Баку хорошо помнили, как четверть века назад в таких случаях решал вопросы их первый вождь Нариманов, написавший провокационное письмо Ленину и Сталину об опасности угроз со стороны всего мусульманского мира. Вот так уже тогда спекулировали мусульманством. Правда, никто тогда не задавался вопросом: а что это за мусульманский мир такой? Речь-то шла всего лишь о Турции. Таким образом, Сталин в очередной раз "утопил" вопрос. А Григорий Арутинов и не знал, что после этого в Азербайджане начали бурную деятельность под лозунгом "Да здравствует ленинско-сталинская национальная политика!" По выражению Баграта Улубабяна, "работа с лисьими повадками велась по всей области".

    • КАРАБАХСКОЕ ДВИЖЕНИЕ – ЭТО ДЕТИЩЕ АРМЯНСКОГО НАРОДА
      2018-02-19 12:35
      1040

      Будучи единым этнографически, хозяйственно и по языку, Карабах сделался цитаделью Армении, восточным ее флангом. Таким он был в прошлом, такой он сейчас, таким он будет всегда. Ибо сердце Армении, долину Арарата, нельзя защитить, не владея Карабахом. Сергей Городецкий (1919 год)